Отсутствие необходимости в пранаяме
ПЕИР 16.08.1937. Теперь Ваши вопросы. …В моем предыдущем письме я писала, что психическая энергия есть энергия Всеначальная, следовательно, все остальные энергии являются лишь ее дифференциациями.
1. Прана есть та же психическая энергия в ее качестве жизненной силы, разлитой всюду, и воспринимается человеком главным образом через дыхание.
2. Кундалини – та же энергия, действующая через определенные центры, отрывающая человека от земли, давая ему ощущение неземного счастья.
ПЕИР 8.02.1932. Слова Вел. Учителя: «…Хотя вы достаточно знаете о Едином Свете, но все же повторяю, чтобы умножить силы ваши. Даже сам крест бессилен без сердца. Даже самая чистая прана не войдет в злобное сердце*. Даже Оум останется ничем перед сердцем лживым и предательским, так запомним, чтобы никакое одержание не проникло в сердце».
ПЕИР 6.05.1934. …Никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями.., посредством хатха-йоги не достигается. Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги» [Знаки Агни Йоги. 28]**. Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половину этих ужасов), непрочно, и в следующих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха-йоге, именно только самая легкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае хатха-йога годится лишь «для тучных и больных». Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Суоми Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной [скрытой от обычного глаза] способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.
Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма [санскр. - провидец, достигший совершенной мудрости], и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «Чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист [исследователь].
Также неправильно Ваше утверждение, что «Тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов...» Это утверждение равносильно тому, что сказать, что основы физики и химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого курса, изучающих эти основы; или что почвовед знает о земле меньше, нежели простой землепашец.
Затем, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны. И «полновесные жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к жемчужинам раджа-, жнана-, бхакти- и агни-йога, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. (…)
…Вы как будто ставите Агни Йогу на одну доску с хатха-йогой, тогда как именно эти йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре Чаши. Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...», правильнее было бы сказать – имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа- или жнана- или бхакти-йогом может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти – не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать «изувером», и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, «не может упиваться смертными муками».
В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже будущего бхакти и в изувере – раджа йога и т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные йоги. Но нельзя это брать в обратном построении. Также для Вашего сведения добавлю, что хатха-йога еще тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и еще держат хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд; но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным агни-йогом.
Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать действительно …учеником, следует прежде всего работать над нравственной духовной стороной жизни путем применения Учения в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие образы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению. Потому в Вашем сборнике хорошо бы подчеркнуть больше значение Живой Этики. Велика миссия – зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Какое прекрасное слово – подвиг! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.
Знаки Агни Йоги. 28. Хатха Йога не должна рассматриваться как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджи-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?!
Иерархия. 297. Куда же направляется внимание? Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с Высшими Мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий огненный путь. Но зато она вносит в жизнь именно то, что было отринуто как отвлеченность и небывальщина. Считаю, каждое устремление к пути познания нужно скорейше приводить в исполнение. Спрашивают, почему не заставляем устремляться к эволюции. Но даже простая нянька говорит ребенку: «Будь большим, найди сам!»
ПЕИР 30.06.1934. Но беда в том, что люди не хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им гораздо легче отказаться от излишеств в пище и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к их духовному продвижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и поступках каждого дня. Вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим?
Так будем справедливы к Книгам Учения и всем древним Писаниям и спросим себя: разве в восьми изданных Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека? Именно, в них даны и второстепенные вспомогательные средства; просмотрите книги с этим устремлением, и Вы найдете немало предписаний и даже аптечных средств.
Все Учения всего Мира постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка», как на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего.
ПЕИР 1.08.1934. Не преувеличивайте значение пранаямы. Ибо наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции Третьего Глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги. Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. Темя мое дышало, нечто правильно подымалось и опускалось в нем.
Как пишет Е.П. Блаватская: «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, третий покончил самоубийством и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».
ПЕИР 8.08.1934. Теперь происшествие с г-жой Биссек, конечно, очень печально и еще раз подтверждает необходимость проявить самую большую осмотрительность и распознание при допущении в члены Общества. Особенно следует остерегаться тех, кто занимались всякими упражнениями с самоутвержденными учителями. Привожу Вам место из писаний Е. П. Блаватской. «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме». Сильнее сказать против насильственных упражнений нельзя, потому будем остерегаться всяких самоутвержденных йогов и гуру.
ПЕИР 17.08.1934. [По поводу той же цитаты из работы Е.П. Блаватской]. Следовало бы это широко оповестить среди всех желающих подобными упражнениями ускорить развитие в себе низших психических явлений, не имеющих никакой цены в глазах Великих Учителей и даже являющихся препятствием на пути к духовному развитию. Также следует избегать всех любителей спиритизма, Вы, конечно, знаете из «Писем Махатм», как к этому относятся Великие Учителя.
ПЕИР 29.08.1934. Теперь хочу предупредить Вас о нежелательности и об опасности так называемого психизма, ибо именно это свойство так опасно на первых ступенях ученичества. Психики, имея контакт с низшими слоями Тонкого Мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из Тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Не следует думать, что голоса эти всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления. Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто подходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих «светлых» голосов и видений. Потому Великие Владыки всегда так предупреждают против психизма, который развивают в себе упражняющиеся в пранаяме. Если кто хочет идти путем ученичества и раньше он обладал этим свойством, он должен отнестись к нему с величайшей осторожностью, помня, что в древней Индии и в Египте ни один психик или медиум не мог быть принят в ученики и допущен в Святая Святых Храма. Но в наше время именно люди, имеющие психические явления, считают себя особо продвинувшимися на пути. Велико заблуждение! Психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно, все похваляющиеся психическими проявлениями должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении: «Психизм не есть духовное развитие, и ученик Света, служитель Иерархии, не имеет психизма, его духовное развитие совершается на высших планах, не доступных психизму, и он идет, водимый побуждениями чувствознания. Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо Великое Служение в чувствознании. Слабые духовно психисты являются лакомым блюдом для сатанистов» [Мир Огненный. Ч. II, 14 (в иной редакции)].
Потому уясните себе великую разницу между психизмом и великим, неотъемлемым чувствознанием.
Будьте осторожны, запретите себе прислушиваться к голосам. Не голоса нужно стремиться слышать, но стараться пробуждать в себе великое чувствознание, а для этого нужно очищать и расширять свое мышление и утончать все чувства.
Так, мой первый совет Вам будет – выписать из всех книг Учения те качества, которые необходимо приобрести на пути ученичества, затем, углубившись в свою сущность, отметить себе свои наихудшие качества и, избрав одно из них, стараться всеми силами заменить его же противоположением. Преодолев одно, принимайтесь за другое, и т.д. Это очень нелегко, но ничто легкое не приличествует на царственном пути, ведущем к Миру Огненному.
ПЕИР 8.09.1934. Теперь о Вашем состоянии. Конечно, это начальные проявления (открытия) некоторых центров. Потому я так предостерегала Вас в моем первом письме против всяких усиленных упражнений. И сейчас передаю Вам Совет Владыки быть очень осторожной с Вашими упражнениями. Малая, краткая пранаяма без удержания дыхания не может повредить, но не так, как делаете это Вы (Слова Владыки), да еще при гимнастике, это может привести неожиданно к самым печальным результатам! Потому очень прошу Вас... будьте осторожны. Ведь я, прошедшая великий огненный опыт, два раза бывшая на краю мучительной смерти, никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. Мне все было запрещено. Да, по правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где касается сокровенных огней сердца. Ведь усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех насильственных упражнений, приведу слова Елены Петровны Блаватской из третьего тома «Тайной Доктрины»: «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме...»
Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа-йоги. (Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством.) Вы знаете, как Владыка не одобряет развитие психизма, потому во второй части «Мира Огненного» сказано: «В то время, когда один полагает душу за Мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Психизм есть окно в Тонкий Мир, но Учитель скажет школьнику – не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу Жизни. Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо Великое Служение – в чувствознании. Потому Мы остерегаем от психизма, от устремленного взора назад без определенной задачи на будущее. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Именно среди Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее. Устремленное к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения. Кому она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она драгоценная сокровищница. У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось». Область психизма – такая сложная, такая страшная, и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и недисциплинированных психиков. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Великого Учителя; чтобы видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл великую Истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. На моем личном опыте знаю, как вначале случалось, что видение одного исторического клише заходило на другое и Владыка повторял видение, указывая на ошибку. Итак, Вам как водительствующей прежде всего всегда следует указывать на весь вред психических явлений. Именно, в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания, об этом я уже писала, но вопрос этот настолько основной, что его следует всесторонне пояснить и часто возвращаться к нему. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Потому будем стремиться к истинному ученичеству и служению, выражающемуся в несении подвига жизни, в самоотверженной работе на благо, и все приложится в лучшее время, без насильственных мер, которые могут надолго задержать истинное духовное развитие наше. Медиумизм – страшная вещь, ибо это и есть одержание.
Вы так трогательно, сердцем писали о Вашем тяготении к понятию Матери. Вот потому я (кого ближайшие ученики и называют матерью) хочу говорить с Вами именно как с дочерью и потому так беспокоюсь, чтобы Вы в устремлении Вашем по неведению не причинили себе непоправимого вреда. Сердечное устремление к Великому Образу превыше всех физических упражнений. Приложим все наши усилия не к искусственным гимнастикам, но к действенному служению Огненному Сердцу Того, Кто в Кровавом Поту стоит на несменном Дозоре и сейчас стоит во Главе Светлых Сил, сражающихся против Тьмы. Ведь Армагеддон больше уже не далекое видение, но грозная, страшная действительность. Потому так преступны все работающие на разъединение. Неужели люди окончательно ослепли и оглохли и не видят всех угрожающих вестников Великой Битвы! Знаю, что мое первое письмо не ответило Вашему настроению, но я, кому поручено Великим Владыкой духовное водительство, все очищение Учения, должна говорить и предупреждать о неправильных уклонах.
ПЕИР 11.12.1934 (2.05.1939). Область психизма – такая сложная и такая опасная… Потому Владыка так против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития. Подвижники Великого Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Великое служение – в развитии чувствознания, Глаза Дангмы, но не в психизме, который есть окно в иллюзии Тонкого Мира. Причем слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Также нужно помнить, как в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков. Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания. И на этом нужно очень настаивать, ибо вступающие на путь, прочтя несколько вредных книжек к пробуждению и развитию в себе часто спящих медиумистических особенностей, прежде всего устремляются к психизму, принимая это за великое достижение. Но нет большего заблуждения. Истинное достижение есть огненная трансмутация наших центров, которая достигается лишь очищением и расширением сознания. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров. Частичное открытие центров не есть огненная трансмутация. Так, медиумизм и низший психизм приравниваются в Учении к капле грязной воды в чаше Огненной Йоги.
Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все теософические книги, указующие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Все скрытые силы развиваются в человеке постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы в целом ряде прошлых жизней. Потому у некоторых приближающихся к Учению сравнительно скоро начинают появляться указанные в книгах Учения знаки этого развития и без насильственных упражнений, как, например, звезды или искры разной величины, цвета и яркости, причем они имеют определенные значения, как предостерегающие, указующие и успокаивающие; также световые образования и вспышки света в себе или около себя в виде пламени и других образований, также видение цветов и прекрасных пейзажей и т.д. и, наконец, услышание голоса Учителя. Конечно, и тут придется проявить величайшее распознавание, ибо могут вторгаться голоса из Астрального Мира. Но, повторяю, все насильственные упражнения губительны и никогда не приводят к цели. Сами мы избегаем прикасаться к медиумам и психикам и приближаем лишь тех, кто идут путем действенного горения сердца, путем Учения Живой Этики, постепенно расширяя сознание и утончая свои мысли и чувствования на опытах жизни каждого дня. К сожалению, большинство теософских и западных оккультных [изучающих скрытые, внутренние силы человека] школ забыло основные Заветы своих Основателей – нести подвиг в жизни каждого дня и действовать на Общее Благо – и предались развитию явлений низшего порядка, именно, увлекались явлениями низшего психизма, являющегося открытой дверью для всякого рода одержания. Потому и главный Центр разваливается и нет светлых истинных вождей среди членов. Так, дорогая Надежда Павловна, Вы будете предупреждать всех подходящих к Вам о механических упражнениях. Сердечное Общение с Иерархией не нуждается ни в тантрах, ни в магии. И сами прекрасно делаете, что противитесь выходу астрала. Ибо какую цену имеет выделение астрала, когда любой грубый и невежественный медиум выделяет его с необычайной легкостью? Нужно сначала очистить и укрепить духовные центры тонкого тела, насытить их огнем через трансмутацию всех наших чувствований или энергий; и разъединение всех трех тел придет в свое время и не на границе сна. Кроме того, Великие Учителя не ценят действия астрала, гораздо важнее проявление ментала. Привожу Вам страничку из неопубликованного Учения: «Укрепление тонкого тела так соответствует каждому возвышенному порыву. Тонкое тело заключает в себе все духовные центры. Сознательное питание их может дать большие возможности. Сущность тонкого тела зависит от этих духовных насыщений. Польза от этих питаний может быть великая для физического тела. Каждый порыв духа укрепляет центры тонкого тела, и, наоборот, каждый центр физического тела, который насыщается низшими энергиями, разрушает огненные центры. Тонкое тело нуждается в этом питании. Постоянная связь между телами может таким образом утвердить сознательный обмен энергиями» [Мир Огненный. Ч. III, 359].
Так, на пути духовного восхождения нужна не погоня за низшими сиддхами, которыми владеют жалкие факиры или медиумы, но именно высокое питание огненных центров. Вопрос этот краеугольный в Учении, и нужно его освещать со всех сторон. Многим корреспондентам моим я привела и сильные строки из «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской, не поленюсь переписать их и Вам: «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, губительная деятельность его была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».
Привожу два параграфа из третьей части «Мира Огненного». «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла» [Мир Огненный. Ч. III, 309]. Почти все психики почитают себя привилегированными существами, постигшими высшие тайны, – это самое страшное самоограничение, ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего.
Еще один параграф. «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут часто являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергии дает силу центру проявляться частично. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающее сознание. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетение дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетение огненной энергии» [Мир Огненный. Ч. III, 308].
Очень мало тех, кто понимают, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в духовном синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга, или, как бы сказали восточники, дхармы. Деятельное и, по мере сил, совершенное исполнение своей земной задачи обусловит истинный прогресс внутреннего человека. Как говорит Кришна в «Бхагавад Гите»: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)».
Нападение черных сил типично, и особенно сильны и опасны они для всех упражняющихся в механическом развитии. Нужна большая сила духа, чтобы противостоять им. Лучшее средство для рассеивания всех этих сущностей – это молниеносное сердечное объединение с Учителем. Одно семикратное произнесение Имени Майтрейи оградит от всяких нападений. Величайшая опасность – в проявлении страха перед ними, ибо страх ослабляет и нарушает заградительную сеть и, таким образом, мы отдаем себя во власть их воздействий. Вообще, страх все разрушает и закрывает перед нами двери всех достижений. Потому среди первых правил заповедано бесстрашие, и, конечно, прежде всего на земном плане. (…)
В заключение еще раз советую Вам, дорогая Надежда Павловна, кроме легкой пранаямы без особого задерживания дыхания и не более пяти минут, не делать никаких механических упражнений. Могу заверить Вас, что наши ближайшие сотрудники не делают даже пятиминутной пранаямы, ибо все так перегружены работою, что у них не остается на это времени, но духовное их развитие возрастает, и при напряжении высших способностей прекрасные проявления становятся естественно доступными. И сама я, прошедшая огненный опыт, никогда никаких упражнений не делала, не занималась даже малой пранаямой. Правда, что особо огненное время я провела на высотах в 16 тысяч футов; но когда приходит время для такой огненной трансмутации, то и обстоятельства слагаются соответственно.
Потому, дорогая Надежда Павловна, отдайте Ваше сердце Величайшему Облику и доверьтесь Его мудрости, стараясь прилагать Учение к жизни каждого дня, и все придет без затрат времени и усилий. Ткань любви есть самая мощная и священная ткань.
ПЕИР 12.12.1934. …Вы знаете, что слово «psyche» – слово греческого происхождения и первоначально оно означало лишь Жизненное Дыхание и животную душу (именно как нечто, принадлежащее и миру животному). В следующем своем превращении оно стало означать уже душу рациональную (душу человека) и в третьем, конечном – высшую духовную синтетическую сущность (венец человека). Так вот под психизмом мы (и на Западе) подразумеваем именно проявления низших степеней этой энергии, так ярко выявляющиеся в медиумах или же в психиках, как называют их на Западе, когда степень этих манифестаций немного выше обычного медиумизма. Но как в том, так и в другом случае высокая психическая энергия отсутствует, ибо она может проявляться, лишь когда высшие центры открыты и огненно трансмутировались. Много недоразумений происходит от неправильных определений и своеобразного понимания и применения их. Область психическая очень обширна и вмещает бесконечное разнообразие проявлений, от самых высоких до самых низших, и все, что не носит на себе печать духовности, все, что не имеет отношения к Высшему Плану, плану высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом. Все достижения посредством механических упражнений относятся к области психизма, ибо они никогда не могут дать открытия высших центров, не говоря уже об огненной трансмутации их. Все попытки приводили к сумасшествию. Проникновение же в низшие слои Тонкого Мира есть явление, доступное как медиумам, так и животным. Ведь животные гораздо больше нашего чуят, видят и слышат. Именно, как говорит Люк Берк: «Ясновидение есть общая способность, собаки, идиоты и человек одинаково располагают ею». Можно даже отметить любопытный факт, что большинство медиумов и психиков (за редчайшими исключениями) никогда не отличались высокими умственными способностями. Именно особенность организма в случае медиумов и нарушенное равновесие в случае психиков задерживают правильное развитие высших центров, иногда даже совершенно парализуя их. Вот почему мы не преклоняемся перед медиумами, но, скорее, сожалеем им. Ибо по своему строению медиум от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля его в полном подчинении одержателей, которыми кишат низшие слои Астрального Мира, и, конечно, весь ужас в том, что он не осознает этого подчинения своего. Именно, труднее всего медиуму укрепить свою волю и тем противостать одержателям и шептунам. У многих медиумические способности в зачаточном состоянии, и даже обладающий такой особенностью организма часто не подозревает о ней, и благо ему, если не будет дан толчок к развитию их. Вот почему так опасны все советы, как развить в себе те или иные сиддхи, которые при отсутствии накопленного духовного синтеза ничего дать не могут и в конце концов почти всегда приводят к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то духовной всегда. Так, все книги, широко выдающие способы механических достижений тех или иных психических явлений, нужно рассматривать как очень вредные, и, во всяком случае, следовало бы тут же изложить все те опасности, которые подстерегают профанов при касании к этой науке, требующей самого бережного, тонкого и точно научного к себе отношения. Именно, как сказано в Учении: «Без Учителя нельзя развивать психическую энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями». Ведь не пустите Вы детей одних без сведущего сопровожатого в физический кабинет? Конечно, следует приветствовать каждый научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся страшно опасные опыты с неисследованными энергиями, но для этого принимаются все предосторожности, создаются специальные условия, и не только толпы при этом не призываются и не оповещаются, но даже несведущие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и, следовательно, гораздо опаснее, призываются к принятию участия в исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому незащищенные? Все подобные книги без пояснения губительных последствий при неправильном применении выдаются не с благословения Великих Учителей. Конечно, правильное дыхание, умение ритмично и глубоко дышать есть великое целительное средство для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Но ведь та пранаяма, которую советуют все эти книги, состоит не только в указании на правильность дыхания, но попутно они указывают и удерживание дыхания, и концентрацию на центрах, и вращение их, и всю прочую гимнастику. Но добросовестный и сведущий врач пропишет каждому пациенту дозу лекарства, соответствующую именно его болезни и организму. Мышьяк очень полезен в малых дозах, но при усиленных приемах он может вызвать рак и отравление.
Широковещательные выпуски таких руководств в массы я считаю равносильным, нет, хуже открытой продажи ядов на базарах, ибо яд разрушает лишь физическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти духовной. Книги Аткинсона, или Йога Рамачарака, я читала. Перед великой войной его книги наводнили скудный русский рынок по вопросам Восточной Философии и всех ее психофизиологических школ. Тогда в них ничего плохого я не нашла, но не увлекалась ими, ибо всегда предпочитаю непосредственные источники. Так, светлый Облик Рамакришны и ясный ум Свами Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу. Прочтя Аткинсона теперь, может быть, мое мнение было бы определеннее. Конечно, кто же будет говорить против советов, указывающих на развитие внимания, воли и подавления недостатков, покуда имеется в виду приложение нашего духовного устремления и умственных способностей, именно, что так исчерпывающе преподано в книгах Учения. Теперь, в свою очередь, мне неясно Ваше противопоставление моим словам выдержек из Писаний Н.К. о развитии внимания. Развитие внимания одно, но концентрация на вращении центра и удержание дыхания – другое, две совершенно разные вещи. Конечно, все опыты, способствующие развитию внимания, изложенные Н.К., не могут считаться насильственными и быть поставленными в ряд механических упражнений, о которых идет речь, иначе и каждое заучивание наизусть для развития памяти тоже пришлось бы отменить. (…)
Также не все ли Учение направлено именно к расширению сознания? Но концентрация на кончике носа или пупе без духовного синтеза или накоплений и без духовной профилактики приведет лишь к идиотизму или одержанию. Также никто не станет отрицать, что нужны Институты психических исследований, но так, как обстоит дело исследования в них сейчас, они ничего нового не могут дать. И хотя Общество Психических Исследований было основано уже в 1882 г., но в большинстве случаев все оспариваемые феномены 1882 г. остаются почти такими же и в наше время. У нас имеются книги по всем этим отраслям науки, и если Вы прочтете последнюю сводку всего ими достигнутого, то Вы увидите, что они зашли в тупик. Мы знаем одного выдающегося ученого профессора, стоящего во главе Американского Общества Психических Исследований, и он совершенно откровенно признался, что так, как поставлены сейчас эти исследования, они ничего высшего дать не могут. Все их опыты не идут дальше того, что было уже установлено. Будучи человеком высококультурным, он отлично понимает, что это происходит от невежественной, ненаучной постановки исследований. То есть в непонимании, что для подобных опытов должен быть особый подбор лиц, обладающих высоким духовным синтезом. Но разве можно найти его среди обычных медиумов? И также редок он и среди ученых, посвящающих себя этим исследованиям. Но без наличия этого условия существование Общества Психических Исследований будет влачить, как сказано, «свое позорное существование». Итак, много книг по этим вопросам стоят в нашей библиотеке, но я очень редко заглядываю в них, разве что для справки. Не желаю похваляться, но должна сказать, что ни минуты не жалею, что не потратила ни времени, ни усилий на удержание дыхания и на концентрацию на кончике носа.
Вы говорите, что «я не хочу быть медиумом». Но разве человек может хотеть или не хотеть быть медиумом? Ведь медиумизм есть врожденная способность, именно особое состояние организма, ничего общего с выявлением высшей психической энергии не имеющее. Много невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди низших слоев населения. Иногда, как я уже писала, особенность эта, к великому их счастью, остается в них спящей, но горе, если она просыпается в сознании малом или отравленном самостью, – ничего, кроме разложения, получиться не может. Потому на Востоке в древности медиумистических детей старались изолировать и воспитывать их в духовной чистоте, чтобы оградить их от пагубных астральных влияний. Но, несмотря на чистоту их, никто из них не мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в Святая Святых. Лишь Мощь Великого Учителя Света может помочь медиуму побороть его медиумизм, и то лишь при упорном и многолетнем устремлении самого медиума к Источнику Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все ранее достигнутое.
Итак, устремимся к явлениям высшего порядка, ибо иметь дело лишь с низшими слоями Астрала не только неразумно, но и страшно опасно. Приведу еще страницы из Учения. «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Сфера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг себя заколдованный круг, в котором находят себе место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла» [Мир Огненный. Ч. III, 309].
Еще: «Огненные энергии, напрягаемые каким-то одним центром, могут часто являть усиление действия энергии этого центра. Частичное воздействие энергий даст центру силу проявления частичного. Эти напряжения ведут к тем частичным проявлениям, которые так вводят в заблуждение малораспознающие сознания. Правильно указать на те явления, вызываемые напряжением одного центра, ведущие к психизму. Ведь каждое раскрытие, насыщение или раздражение центра дает резкое направление огненной энергии, ибо лишь соответствие между организмом и духовным прозрением дает, как неминуемое следствие, раскрытие центров в высшем напряжении. Частичное нагнетание дает частичное достижение, которое может оказаться очень опасным явлением. На пути к Миру Огненному устремимся познать высшее нагнетание огненной энергии» [Мир Огненный. Ч. III, 308]. Еще: «Именно психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное является в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так, мы должны преодолеть ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы. Так, на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом» [Мир Огненный. Ч. III, 365].
Эти параграфы вместе с присланными мною в предыдущих письмах ясно устанавливают точку зрения Великого Учителя. (…)
Наш путь – путь, указанный всеми великими подвижниками, путь преображения духовного, путь развития сердца без всяких магий и насильственных приемов. «Истинно, нет теплого, срединного пути, когда Меч Света разит тьму». (…)
Знаю, что меня многие сочтут суровой. Но Вам хочу сказать, что лишь страшная опасность, которой подвергают себя хорошие и чуткие души через общение с потусторонним миром, заставляет меня так твердо и определенно говорить. Преступно сейчас всякое попустительство и легкомыслие. Ближайшие сферы к Земле необычайно уплотнились духами, насильственно отправленными (война, революция) в эти слои и жаждущими прикоснуться к жизненной силе, чтобы получить иллюзию жизни. Ведь то количество одержимых, которое замечается сейчас повсеместно, есть следствие этого вампиризма. Потому прошу Вас, родная, не прикасайтесь ни к каким медиумам, ни к каким психикам. Придерживайтесь чистоты Учения, и все самое прекрасное и радостное придет в должный срок. Но загрязненный астральными контактами организм не воспримет высших энергий. Кажется, это одно из самых моих длинных писем, потому кончаю. Шлю Вам от всего сердца пожелание радости в восхождении чистым духом и всего светлого и лучшего к наступающим Праздникам.
ПЕИР 12.03.1935. Конечно, многие, даже члены наших групп, прочитав «Раджа Йогу» Свами Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Свами Вивекананда, прежде всего, настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с Пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции Третьего Глаза и к истинным достижениям раджа-йога. Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. Темя мое дышало, и нечто правильно подымалось и опускалось в нем.
ПЕИР 5.09.1935. …Следует осветить понятие Самадхи, или высшего духовного озарения. Много написано об этом состоянии людьми, никогда не испытывавшими его или лишь самое незначительное проявление его. Но ступеней Самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. Степень получаемого озарения всегда отвечает нашим духовным накоплениям. Отсюда должно быть ясно все разнообразие в глубине этих прозрений. Если бы достижение Самадхи давало нам все знание, то понятие Беспредельности должно было бы отпасть. Кроме того, Самадхи, давая прозрение, обусловленное пределами индивидуальных накоплений и сферами нашей планеты и в исключительных же случаях расширенное до пределов Солнечной системы, на физический план может перенести лишь часть этих переживаний. Ибо физический организм не может длительно отвечать на высшие вибрации и запечатлеть их в мозгу без разрушения. Наука уже наглядно доказала нам разрушительное действие от несоответствия вибраций. Так, человек, возвращаясь из Самадхи, сохраняет некоторое воспоминание, но это не значит, что он стал всезнающим и что отныне он может проникать в сущность любого явления. Он видел или испытал то или иное состояние экстаза, или высшего напряжения чувства, или прозрения в сущность того или иного явления. Так, он может постичь вечное бытие, может ощутить высшую любовь и красоту бытия, может постичь единство всего существа и свое присутствие и связь со всем и всеми, но все же он не станет от этого всезнающим, как это понимается земным сознанием. Постижения в Самадхи иного порядка, мы можем прикоснуться к нуменам вещей, но, возвращаясь на землю, мы должны изучать их воздействие земными методами. Конечно, трудно несказуемое, неописуемое описывать словами. Но все же «превыше всех Самадхи царствует мысль. Чем выше, тем мощнее. Чем пламеннее мысль, тем явление полезнее. Истинно, мысль стихийна и беспредельна» [Мир Огненный. Ч. III, 33]. Кроме того, достижение полного Самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так, Свами Вивекананда, конечно, не имел полного Самадхи, но даже эта степень Самадхи, в которую он был погружен Рамакришною, будучи недостаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевременного насилия.
Человеческий организм нашего Круга еще далек от таких восприятий, и потому необходима длительная подготовка не только для такого рода явления, но и для всех меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации неурегулированного подъема силы Кундалини могут разрушить тело, не приученное, не закаленное к восприятию их. Не забудем, что так называемый Йог Рамачарака (американец Аткинсон), если и был в числе слушателей Свами Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным насилием. На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли отравленную низшими эманациями атмосферу, необходимую для их существования.
Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но именно правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатха Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются хатха-йоги, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. Не забудем, что именно при трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации, то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст все доступное по организму и по условиям его жизни.
Много писала я своим корреспондентам о вреде механических способов и об опасности развития медиумизма. (Выдержки из моих писем д-р Асеев поместил в своем журнале «Оккультизм и Йога».) Для истинного ученичества и Служения нужно проявить силу духа и знать истину, и не увлекаться «фокусами», доступными каждому медиуму. (Приложу Вам отдельно еще страницы и также предупреждение Е.П. Блаватской о вреде пранаямы.)
ПЕИР 4.02.1936. …Уделите место и намекам о вреде низшего психизма, который тоже может вести к одержанию. В «Мире Огненном» достаточно сказано о психизме. Но делайте это осторожно и одновременно указывайте пути высшие, пути сердца и накопления духовного синтеза. Также можно было бы указать, что в ближайшем будущем, когда человечество продвинется в понимании [скрытых] законов, тогда и вопрос медиумизма найдет себе правильное решение. Будут найдены условия и методы для охранения медиумов от привходящих влияний и воздействий, и можно будет пользоваться ими для научных исследований. Но как дело обстоит сейчас, близость медиума являет даже опасность для окружающих его и подходящих к нему в случае неустойчивости их ауры. Последнюю фразу оставьте для себя.
Также на странице 15, где Вы говорите о пранаяме, нужно оговорить, что пранаяма, состоящая из задерживания дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под пранаямой понимать просто ритмичное и глубокое дыхание не более пяти-шести минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились. Привожу Вам строки из моего письма к одному корреспонденту. «Усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм – эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности насильственных упражнений, приведу выдержки из третьего тома «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской. «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорою смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме...»
Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги. Для Вашего сведения скажу, что это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. При этом я ощущала, как нечто ритмично подымалось и опускалось в темени, именно темя мое как бы дышало».
Очень полезно освещать вопросы медиумизма и психизма, ибо человечество в поисках необычного и необычных переживаний устремилось в невежестве своем в самую черную магию и колдовство. Недавно я писала д-ру Ассеву по поводу одного медиума и приводила ему слова Мэнли П. Холла, самого талантливого лектора и писателя… в Америке, перепишу их и для Вас: «Мудро указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но… эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел пробудить и поднять змия (спинной мозг) до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или шишковидной железы... Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней. Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен низшими слоями Тонкого Мира. Именно, высшие планы не доступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях. Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение».
Также писала я, как губительны концентрации на каком-либо центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует один центр за счет остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Владыки над всеми центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие или эволюция лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом. Ни один медиум не может стать агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к принятию огненной чаши. «Медиумизм как капля мутной воды в огненной чаше агни-йога».
О психизме достаточно сказано и в третьей части «Мира Огненного». Эту часть я уже выслала Рихарду Яковлевичу и Карлу Ивановичу, но не знаю, как скоро Вы сможете прочесть ее, потому не поленюсь переписать для Вас два очень важных параграфа, 364 и 368, кроме того, еще несколько строк, не вошедших целиком в книги Живой Этики, но эти строки оставьте для себя и ближайших. «Медиумизм, истинно, не имеет открытых центров и психоглаз ему также недоступен в соприкосновении с Высшими Мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям. ...Запиши Мое тебе поручение как согласованность высшую на планете. Согласованность духа и материи – редчайшее космическое явление... »
364. «Именно уничтожение прикасания к высшим энергиям разобщает человечество с Космосом. Как же можно существовать в Космосе, являя непонимание мировой эволюции? Так, сознательное отношение к мировой эволюции непосредственно включает понимание Иерархии как животворящего Начала. Именно, психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно, самое трудное заключается в очищении сознания. Именно, человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Так, мы должны преодолевать ужасы психизма. Именно, ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы. Так, на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом».
368. «Именно, бездна непонимания является той тропой, по которой человечество идет. Именно, современное мышление указывает на ограниченность психических исследований. Но насколько можно пойти дальше и глубже, зная о разделении и связи между тремя телами. Ибо если физическое тело уже оформлено, то астральное тело почти оформлено, а самое тонкое ментальное тело оформлено лишь у избранных. Но посвященные в высшие огненные энергии и знающие огненную трансмутацию центров могут утверждать о явлениях огненных. Все другие явления нужно разделять по двум категориям. Первая, когда дух не может перейти бездну, потому что тело ментальное настолько еще не оформлено, что дух не может проявляться за пределами низших слоев; другая категория, когда один центр проявляется частично. Причем нужно помнить, что Огненный Мир недоступен духу, покуда высшие центры не начнут трансмутироваться. Но поверх всего стоит дух, зажегший свои духовные Огни, ибо его ментальное тело творит соответственно. На Пути к Миру Огненному нужно тонко разбираться в психических явлениях».
ПЕИР 24.05.1936. Конечно, все достижения заложены в нас. Во всех Учениях достаточно указывалось и указывается, что человек есть микрокосм Макрокосма. Также, несомненно, что самым мощным рычагом к достижению является Любовь к Божественному Началу и Иерархии Света.
Но напрасно думаете Вы, что пранаяма сама по себе так много значит. Правильное дыхание полезно всегда, но те упражнения, которые советуются всякими безответственными самозваными йогами, крайне опасны. Об этом я уже много писала, но, видимо, снова приходится возвращаться к этому вопросу. Потому еще раз напомню, что в Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведет даже к первым Вратам истинного знания. Пранаяма может развить медиумизм, который есть закрытие Врат. Долгие упражнения в пранаяме или в хатха йоге делают невозможными занятия Раджа Йогой. Все психические силы, развитые путем пранаямы, путем искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим и далеко не высоким, о чем свидетельствуют все видения психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность. Именно, как сказано в Учении: «Психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет возможности приближения к Великим Учителям. Вот почему Учение начинает и кончает областью Духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего психизма. Конечно, путь Духовности, путь Царственный, гораздо труднее и медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в «чаше». Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим путем, и развиваются они на всех семи кругах, то есть на всех планах от высшего до низшего и, сливая их воедино, он обретает великий синтез. Ни один Великий Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои Астрала путем механических упражнений. Не следует делать себе в этом никаких иллюзий, ибо иначе легко можно получить учителя-персонификатора из этих слоев. Сколько предупреждений по этому поводу написано было Е.П. Блаватской! Конечно, именно это обстоятельство и создало ей столько врагов среди медиумов и психиков, но она исполняла возложенное на нее поручение – указывать на вред спиритизма и, главным образом, на невежественное к нему отношение во всех слоях общества. На личном опыте знаю, как враждебно принимаются все такие указания и предупреждения.
Конечно, умение сосредоточиваться и творчески мыслить при условии очищенной мысли не только очень полезно, но необходимо. Без умения мыслить нельзя продвинуться в познании. Также и развитие воли, начиная от обиходных мелочей и до высокого действа самоотвержения, есть основа всякой дисциплины и достижения.
Чистое мышление, воля, направленная к добру и самоочищению, конечно, дадут прекрасные излучения.
При наличии любви и воли Вы уже обладаете и устремлением и действенно будете творить молитву.
Правильно Ваше соображение, что в городах упражнения в пранаяме могут быть губительны. Но так как пранаяма не может дать нам духовности, то и заботиться о ней не будем. Самое важное – закалить себя в чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь находясь среди людей, среди препятствий; так и город иногда бывает полезен. (…)
Всегда полезно пополнять свою сокровищницу знаниями. Дисциплинированный просвещенный ум легче воспримет Учение Света во всей его всеобъемлемости. Именно недостаток знания является таким препятствием на пути эволюции. «Ад есть невежество» – так сказал один подвижник первых веков Христианства.
Е.И.Рерих – неустановленному корреспонденту
[На первой странице письма написано от руки: Архиепископу.]
21 мая 1937 г.
Глубокоуважаемый Друг, с особой радостью прочла Ваше письмо от 31 марта. Именно с особой, ибо ценно услышать голос сердечного понимания из той среды, которой должны быть близки Основы Древней Мудрости.
Вы пишете, что с юных лет Ваши наклонности влекут Вас к Раджа Йоге, или Царственному Пути, и это правильно. Ибо система Раджа Йоги есть, прежде всего, система расширения сознания. Многие полагают, что ритмическое дыхание, вернее, усиленное дыхание и задержка его на известных центрах является главным основанием всех йог. Но это большая ошибка. Конечно, простое ритмическое дыхание всегда полезно, и, к сожалению, люди не только разучились сознательно пользоваться воздухом, но и правильно дышать. Но пранаяма хатха йоги, рекомендуемая многими безответственными писателями, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и другой гимнастики раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но легко можно представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние.
Так называемое открытие центров может происходить в особых случаях и без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего как нашу внутреннюю сущность, так и истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. При трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен усмотреть и уметь вовремя перенести это напряжение в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать воспламенения или мучительной огненной смерти. Конечно, удаление крови совершается без прибегания к операции, но особым методом, известным такому Учителю.
Но все механическое, касаясь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть истинная цель всех истинных Учений. Все высокие системы йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах и т.д. И единая концентрация, допускаемая им, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, и он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие избранного Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии. Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным. Как видите, все это совершенно совпадает с «умным деланием» и с учениями ранних отцов христианства. Читая «Добротолюбия», нахожу в них немало замечательных мест, отвечающих Учениям Востока. Также высоко ценю и труды Великого Оригена. Между прочим, я слышала, что представители Западной Церкви на одном из своих последних соборов постановили изучать труды этого Великого Светоча христианства. Если у Вас не имеется Ориген на русском языке, с радостью вышлем Вам имеющийся у нас труд его «О Началах». Труд этот был переиздан нашими друзьями. Также очень хотела бы, чтобы Вы ознакомились со всею сериею книг Агни Йоги, или Живой Этики, во всей последовательности. Книги эти имеют в виду расширение сознания, и потому они следуют примеру Жизни, которая ставит человека перед одновременным решением совершенно разных проблем. Расширение сознания должно идти именно с ритмом жизни, иначе могут получиться перебои или недобои. Не специализация знаний имеется в виду, но всеобъемлющее понимание действия скрытых нуменов и причин и следствий, порождаемых человеком. Только такое понимание и преобразит человека, и внедрит в него устремление к усовершенствованию себя и всего окружающего в сотрудничестве с Великою Матерью Природою.
Надземное, 102. Спросят – в чем же лучшая пранаяма? Чем вырабатывается лучший ритм? Чем побеждается червь уныния? Трудом. Лишь в труде образуется очарование совершенствования. В труде придет и огненное крещение.
ПЕИР 7.05.1938. …Лучшими целителями являются лучи восходящего солнца, чистая горная прана и в особенности чистые мысли и устремление сердца к высоким альтруистическим задачам. Наиболее просвещенные врачи и ученые начинают понемногу уделять внимание силе мысли, и уже производятся замечательные опыты...
* Выделение жирным шрифтом – составителя.
** Здесь и далее в квадратных скобках – примечания составителя.