ruenfrdeit

Карма в Учении Живой Этики: специфика понимания. Часть 1 / Сост. В.В. Макаров

Автор-составитель  В.В. Макаров,

Тульский Рериховский исследовательский центр

 Версия от 17.12.2023 г.

 

Карма в Учении Живой Этики:

сущность, специфика, методы изживания.

Сравнение ряда аспектов с восточными учениями.

 

 

Вы много говорите о карме, но едва ли осознали истинную важность и смысл этой доктрины.

Письма Мастеров Мудрости.

 

Закон [причинности] непреложен и величественен. …Как прекрасен закон,

дающий жизнь каждому доброму и каждому творческому началу!

Мир Огненный, ч. 3. 46.

 

…Карма охватывает и поясняет все деяния человеческие.

Письмо Е.И. Рерих. 12.01.1940.

 

Путеводная Звезда есть Карма, утверждённая действиями многих жизней...

Путеводная Звезда будет тем челном, который перевезёт на другой берег среди бушующих стихий.

Мир Огненный, ч. 3. 82.

 

Познание законов Кармы научит различать назначения человека.

Надземное. 565.

 

Как величественен Закон Причинности! В нём заключен ответ на каждый вопрос…

Кто приобщается к закону Причинности духом, тот уже приобщён к Истине…

Нужно принять Закон Причинности во всей мощи.

Мир Огненный, ч. 3. 47.

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Специфика понимания Кармы в Учении Живой Этики

     Многозначность понятия Кармы

     Карма – безличный фундаментальный закон Причинности

     Невозможность прекращения или уничтожения Кармы как таковой

     Кармический детерминизм Учения Живой Этики

     Отношение к суеверию, сверхъестественному и чуду через призму закона Причинности

     Сложность и неисповедимость действия закона Кармы

     Примеры неочевидных причинно-следственных связей

     Карма – движущая сила космической эволюции, её регулирующий механизм

     Карма – учитель и помощник на эволюционном пути человека

     Ускорение изживания Кармы при наступлении Новой Эпохи

     Постоянство изменений, естественность пути, постепенность развития сознания человека

     Аура человека как вместилище его Кармы

     Взаимосвязь человека с природой и Космосом, с земным и духовным. Ответственность человека на планете Земля

     Карма – закон космического Равновесия и Гармонии

     Закон соответствия (созвучия, сродства) – аспект закона Кармы

     Закон сцепления – грань закона Кармы

     Карма – закон “Этической Причинности”

     Содержание причин и побуждений, определяющих кармические результаты

     Ключевое значение качества действия и его результата

     Созидательная роль Кармы

     Карма – охранительница свободы воли и выбора человека

     Красота и величие закона справедливости

     Случайность и предопределённость как кармические факторы. Отношение к судьбе. Против фатализма

     Предначертанное. Непреложность и подвижность Плана эволюции

     Ускорение Кармы при освоении духовных Учений

     Закон Кармы и личный Бог

     Закон Кармы как один из аспектов библейского Бога

     Карма как смысл ряда библейских заветов

     Благая Карма и земное благополучие

 

Проблема освобождения от Кармы в Живой Этике

     Закон перевоплощения, или непрерывность жизни

     Эволюционная и кармическая необходимость воплощений

     Бессмертное начало человека, его временные оболочки и сканды. Субъект перерождения и Кармы. Непрерывность сознания

     Кармические накопления и биологическая наследственность. Родственные связи

     Возможность освобождения от Кармы

     Необходимость преодоления Кармы и управления ею

     Мотивация изживания Кармы

     Роль знания закона Кармы

     Разновидности Кармы

     Связь земной и Надземной Кармы. Необходимость изживания земной Кармы

     Сферы изживания Кармы. Против аскезы и бездействия

     Отношение Живой Этики к ритуалам, жертвоприношениям, посвящениям, магии и психизму в свете закона Кармы

     Проблема прощения Кармы

     Невозможность избавления от Кармы (грехов) путём раскаяния и исповеди

     Возможность искупления Кармы Богом (Высшим “Я”), Высшими Силами и человеком

     Допустимость облегчения Кармы другого человека и невозможность его спасения

     Роль Владык Кармы

     Распознавание ситуаций: "с кармой бороться нельзя" и "с кармою можно бороться" и нужно

     Предупреждения о зарождении негативной Кармы

     Примеры отношения Учителей Света к Карме

      Особенности и сроки реализации кармического воздаяния

     Освобождение от земной Кармы

 

Методы изживания Кармы

     1. Внутренняя работа

          – Утверждение примата духа над Кармой

          – “Выход – в жизни сверхличной”, в служении Общему Благу

          – Очищение и улучшение мыслей и побуждений

          – Роль воли, духовного сердца и устремления

          – Расширение сознания. Преображение внутреннего существа

          – Преодоление низшей природы (самости) человека

          – Освобождение от рабства желаний

          – Свобода сознания от эгоистических земных привязанностей

          – Нейтрализация кармических волн равновесием и спокойствием

          – Преображающая роль воображения и Красоты

          – Извлечение кармического опыта

          – Преодоление трудностей и испытаний как ускоренный путь преодоления Кармы

          – Примирение с кармической неизбежностью

     2. Отношение к людям и обстоятельствам жизни

          – Оплата кармических долгов

          – Освобождение от кармической связи с нежелательными людьми

          – Добровольная жертва незнакомым людям и дела добра

     3. Связь с Высшим

          – Принятие Учения Жизни и следование ему

          – Роль Братства Света в освобождении от негативной Кармы и отягощений сознания

               Основные принципы взаимодействия

               Кармические отношения между учеником и Духовным Учителем

               Устремлённость к Иерархии Света. Помощь Братства

          – Осознание в себе Безмолвного Свидетеля (Смотрящего)

 

Созвучные представления о Карме в Живой Этике и религиозно-философской мысли Востока

     Многообразие и противоречивость индуизма и буддизма

     Тождественность первооснов Учения Будды идеям Живой Этики

     Основные созвучные представления о Карме в Живой Этике, буддизме и индуизме

 

Отличительные особенности понимания Кармы в религиозно-философских учениях Востока

     Негативное отношение к перерождениям (сансаре) и Карме 

     Цель освобождения человека от перерождений и действия закона Кармы

     Соотношение богов и закона Кармы в восточных учениях

     Значение Кармы в космологии индуизма и буддизма. Отношение к эволюции

     Вопрос исправления Кармы путём накопления и передачи благих заслуг

     Ритуалы, визуализации, посвящения и другие инструменты очищения Кармы

     Различия понимания Кармы в религиозно-философских учениях Востока

 

Вместо послесловия

     Не надо бояться порождения новой Кармы

     Победитель Кармы

     Заключение

 

     Библиографический список

 

 

Введение

Данная работа адресована читателям, принявшим за основу своего мировоззрения Учение Живой Этики и в той или иной степени изучившим эти тексты. Поэтому здесь нет полемики с теми, кто критически относится к идеям Учения или мало слышал о нём.

С самого начала важно подчеркнуть, что мы не ставим перед собой задачу «расставить все точки над i» в сложнейшей и многоаспектной теме Кармы. Это принципиально невозможно. Наша работа также не предполагает какой-либо собственной, придуманной разработки и трактовки понятия Кармы. Она состоит в определении и структурировании проблем и подходов к их решению, выявленных нами в Учении; в проведении некоторых связующих нитей между высказываниями, а также в составлении небольших комментариев. Предлагаемое нами расположение высказываний способствует раскрытию и более яркому выражению их смыслов.

Главная цель сборника состоит в выявлении сущности и особенностей понимания Кармы в Учении Живой Этики, а также в систематизации методов решения проблемы изживания Кармы, предлагаемых Учением.

Концепция Кармы является стержневой как для Учения Живой Этики, так и для всей религиозно-философской мысли Востока. Она лежит в фундаменте космологических, антропологических, социально-этических, гносеологических, эсхатологических, аксиологических и других представлений.

Несмотря на то, что в иудаизме, христианстве, исламе, как и в европейской мысли в целом концепция закона Кармы отсутствует, без комплекса идей, содержащихся в ней, обойтись, на наш взгляд, невозможно. Вечные проблемы: справедливости и судьбы, добра и зла, смысла жизни и назначения человека, существования Бога и сотворения мира (или его эволюции), страдания и неравенства, свободы и неизбежности, случайности и предопределённости, счастья и удачи, обоснованности нравственного поведения, возможности искупления грехов и преступлений, жизни после смерти, наличия чуда и сверхъестественного и многое другое – в свете идей, заключённых в доктрине Кармы, получают новое, глубинное осмысление. Ведь решение этих проблем неразрывно сопряжено с пониманием взаимосвязи явлений, принципов причинности и закономерности жизни как отдельного человека, общества, так и всего космоса.

 

«…Пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; … до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека…» (Письмо Е.И. Рерих. 31.07.1937.).

Специфика понимания Кармы в Живой Этике наиболее выразительно проявляется при сравнении с иными интерпретациями этого глубокого понятия в индуизме, джайнизме, буддизме, имеющими много общего и созвучного с Учением, так и то, что их отличает. Поэтому считаем важным сопоставить ряд аспектов трактовки Кармы с религиозно-философскими учениями Востока на основе их источников и трудов ведущих востоковедов как российских, так и зарубежных. При таком исследовании можно лучше понять и оценить неповторимость и идейное богатство Учения Жизни, целый ряд положений которого содержит новые, революционные подходы и положения. В этой связи отметим, что некоторые главы и сюжетные линии настоящего Сборника вызваны необходимостью ответной реакции на ряд своеобразных восточных воззрений в свете понимания Кармы в Учении Жизни.

Доктора филос. наук, А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин, глубоко исследующие философию Учения Живой Этики, в своей основательной монографии «Человек восходящий: философский и научный синтез Живой Этики» обоснованно отмечают:

«Карма – одна из самых популярных в современной “эзотерике” и, соответственно, одна из наиболее критикуемых и профанированных тем. И это неудивительно: во-первых, как доктрина перевоплощения, так и концепция кармы имеют много вариаций, что с позиций Живой Этики… объясняется неполнотой изложения и неизбежными искажениями различных учений в их историческом развитии [здесь и далее все выделения, за исключением оговоренных, – В.М.]. И критики нередко акцентируют внимание именно на искажённых и, соответственно, неполных, неясных, нелогичных моментах многих интерпретаций, выплёскивая с водой и ребенка. Во-вторых, темы эти слишком близко затрагивают нашу жизнь, и поверхностным интерпретаторам, видимо, трудно избежать соблазна придания большей “интересности” и “удобства пользования”, – вплоть до “диагностики” и “исправления” кармы» (Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез Живой Этики. – Барнаул. 2012. С. 261.).

В Сборник включены фрагменты работ ряда учёных, исследующих рериховское наследие. В них, в частности, убедительно показано, что кармический детерминизм Учения Живой Этики соответствует фундаментальным принципам современной науки.

На протяжении всего настоящего Сборника мы будем регулярно обращаться к фундаментальным идеям Учения Будды, собранным Е.И. Рерих в блестящей книге «Основы Буддизма», из которых, по нашему глубокому убеждению, самоочевидно следует их тождественность Живой Этике.

Для лучшего структурирования сложного, объёмного материала мы стремились выделить вопросы и затем распределить по ним фрагменты Учения Жизни. Вместе с тем зачастую крайне трудно (и нецелесообразно) разрывать цельную ткань параграфа на отдельные мысли и пытаться четко классифицировать их по подтемам. Нам не хотелось уходить в схематизм. Для более глубокого и целостного понимания мы посчитали полезным повторить ряд ценных идей в различных контекстах, а также в их сочетании с близкими мыслями в других темах. С целью сердечного, прочувственного восприятия высказывания приведены несколько шире рациональных рамок поставленных вопросов.

В качестве первоисточников Учения Жизни включены книги Учения Живой Этики, «Напутствие Вождю», Письма Е.И. Рерих, Записи Б.Н. Абрамова, «Письма Махатм», «Письма Мастеров Мудрости», «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской. Далее по тексту – книги Учения Жизни. Необходимо отметить, что ядром, главным стерженем всего корпуса первоисточников Учения Жизни является серия книг Живой Этики – Агни Йоги (1920-1944).

Учение Живой Этики, писала Е.И. Рерих, «ляжет в основу Нового Мира» (Письмо 6.05.1937.). «Сейчас дается Океан Учения Живой Этики, изучив его, человек будет вооружён на дальнейший путь…» (Письмо Е.И. Рерих. 31.07.1937.).

«...Учение Жизни новым оборотом спирали раскрываемой человечеству Космической Истины является не только продолжением того, что дано во… всех… великих Учениях, бывших до него, но и развёртыванием новых аспектов этой Истины, широких и беспредельных…» («Грани Агни Йоги». 1954 г. 411.).

Все выделения курсивом в цитатах – авторские.

 

«…Некоторые недоумевают, почему в новом Наставлении они находят нечто знакомое издавна? Новое, прежде всего, состоит из нового сочетания элементов, между ними будут и знакомые. Можно лишь радоваться, если люди найдут нравственные устои, которые были основами их жизни. (…)

Можно понять истинное значение нового лишь сопоставляя прежнее содержание с вновь приобрётенным. Кто будет настаивать, что его прежние представления были шире новых?» (Надземное. 654.).

 

«Каждый видел звёзды, но вкладывал ли в них понятие о Беспредельности?» (Там же.).

 

 

 

Специфика понимания Кармы в Учении Живой Этики. Часть 1

 

 

Кто из цивилизованных дикарей задумывался

или задумывается о значении КАРМЫ?

Письмо Е.И. Рерих. 5.09.1945.

 

Вопросы, касающиеся Кармы и Перевоплощения, выдвигаются

постоянно и... существует большая путаница вокруг этих вопросов.

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2.

 

Разумно приложить понимание кармы  ко всему прогрессирующему в Космосе.

Не то понятие кармы, которое человечество  привыкло применять как воздаяние и плату по счетам,

но как действие высшее, являющее эволюцию.

Беспредельность. 310.

 

Карма есть сила эволюционная, имеющая в виду восхождение духа, и кооперирование с нею,

вместо темного и слепого противодействия ей, может дать

самые неожиданные и благоприятные результаты.

Грани Агни Йоги. 1960 г. 347.

 

Проявления Кармы будут в точном соответствии с качеством Ауры породителя Кармы.

Записи Е.И. Рерих. Февраль 1944 г.

 

 

Многозначность понятия Кармы

В целом Карма (санскр., букв. «деяние», «плод действия») – это всеобщий закон причинно-следственных связей духовно-психического уровня, неразрывно связанный с законом перевоплощения; это имперсональный закон морального воздаяния, согласно которому все физические, вербальные, психические, ментальные действия неизбежно порождают соответствующие им последствия. Порождённые причины влияют на текущую жизнь человека и обусловливают его посмертное существование и будущие воплощения на земле.

Стоит отметить, что, несмотря на, казалось бы, сугубо восточный характер термина «Карма», его внутренняя сущность глубоко отражена в русской культуре. В менталитете русского народа укоренены идеи высшей справедливости и воздаяния: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ», «Не рой другому яму – сам в неё угодишь», «Доброму Бог помогает», «Вверх не плюй: себя пожалей», «Кто добро творит, того Бог благословит», «Посеявший ветер пожнёт бурю», «Вверх не плюй: себя пожалей», «Не так живи как хочется, а как Бог велит», «Добрым путём Бог правит» и др.

При изучении понятия Кармы прежде всего обращает на себя внимание его многозначность и многозначительность. В индийской мысли это важнейшая понятийная универсалия по причине своей принципиальной многозначности непереводима каким-то одним термином. В Учении Жизни понятие Кармы раскрывается системно и глубоко. В процессе исследования Учения нам удалось выявить более пятидесяти его значений и оттенков смыслов. Под Кармой здесь, прежде всего, понимается Закон, который распространяется на все явления и все уровни бытия, а потому закон Кармы глобален (всекосмичен).

Е.И. Рерих писала: «Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах» (Письмо Е.И. Рерих. 3.09.1935.). Для правильного понимания значения Кармы в каждом конкретном случае (параграфе Учения) требуется глубокое знание Основ Бытия, опора на принципы контекстности, вмещения противоположений, осознание многогранности (многоуровности) явлений, синтетичность, панорамный охват действительности и др. «Умейте читать сознанием, просветлённым сердцем. Мёртвая буква омертвит и ум» (Письмо Е.И. Рерих. 17.04.1936.).

 

Приведём пример, требующий такого вмещения. Е.И. Рерих писала одному своему корреспонденту:

«Так, Вы изумляетесь, что закон Кармы назван “слепым и вместе с тем разумным”. Но следует всегда помнить о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно [курсив – Е.И.]. Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но низшие царства подчинены “слепому” для них закону» (Письмо Е.И. Рерих. 21.01.1936.).

 

«Конечно, карма есть понятие, имеющее много значений, так же как и особый термин для каждого её аспекта» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«Карма есть слово, имеющее много значений, так же, как особый термин почти для каждого своего аспекта» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. – М. 1992. С. 378.).

 

«Но земные понятия трудно совмещают Беспредельность с явлением кармы» (Мир Огненный, ч. 1. 640.).

 

«Даже такие основные законы, как закон совершенства и закон воздаяния, не могут быть выражены одной формулой» (Озарение, ч. 2. X. 6.).

 

«Вы много говорите о карме, но едва ли осознали истинную важность и смысл этой доктрины» (Письма Мастеров Мудрости. (1870-88). – М. 1997. С. 85.).

 

«Вопросы, касающиеся Кармы и Перевоплощения, выдвигаются постоянно и, по-видимому, существует большая путаница вокруг этих вопросов» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 379.).

 

В отношении смысла использованных в Учении Жизни понятий нелишне будет напомнить, что эти тексты не являются научным трактатом или юридическим документом, в котором чётко прописаны все значения употребляемых понятий. Вследствие этого при прочтении Учения мы каждый раз имеем определённую семантическую палитру. Это обстоятельство зачастую создаёт достаточно серьёзные трудности (порой и не всегда очевидные) для понимания идей, что является испытанием качества сознания читателя.

Не будем упускать из виду принципиально важное обстоятельство: несмотря на то, что книги Учения Жизни опубликованы и даны для широкого круга изучающих (в отличие от знаний узкого круга посвященных), для того, чтобы понять глубинный смысл текстов Учения, необходимо приложить немалые интеллектуальные силы, духовно-интуитивные способности, нужна определенная эрудиция, знание в области мифологии, религий, философии и науки. Многие идеи в Учении излагаются иносказательно, в намёках, и читатель должен самостоятельно сложить мозаику смыслов. Поэтому только качество и уровень сознания исследователя, его самоотверженная устремлённость позволяют поворачивать ключ познания. (https://etikavomne.ru/istoriya-sozdaniya).

Чаще всего в зависимости от контекста в различных параграфах Учения Карма может означать «деяние», «плод действия», «судьбу», «закон», «возмездие», «воздаяние», «неизбежные факторы», «прошлые накопления», «сумму злых и добрых дел», «движущую силу эволюции», «духовные долги, идущие из прошлого», «обязанность», «искупление “греха”», «силу, вынуждающую к реинкарнации», «кармические связи», «новый причинно-следственный комплекс», «негативные последствия действий человека», «возможности развития», «пройденный Индивидуальностью путь» и т.д.

Приведём некоторые определения Кармы в Учении Жизни. Эти высказывания не являются строгими дефинициями. Вместе с тем при известных различиях между собою они показывают нам многие аспекты этого великого и необъятного синтетичного Закона, приоткрытые нам благодаря Учению.

 

 

Карма – это действие, деятельность

«Карма – действие, иначе её нельзя определить. Полагают, что можно определить карму как следствие, но это походило бы на возмездие и умаляло бы закон. (…) Карма есть порождение действия, и сама она есть действие» (Мир Огненный, ч. 2. 395.).

 

«Карма действия не может быть исчерпана бездействием. Сложивший костер сожигания Истины должен нагнуться за каждым углем» (Агни Йога 114.).

 

«Поистине, карма страшна только тем, кто утопает в бездействии…» (Иерархия. 294.).

 

«Как Космическое Начало карма есть вечное действие, порождающее Мир причин и следствий...» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«Весь Космос зиждется на законе взаимодействий или взаимоотношений…» (Письмо Е.И. Рерих. 8.06.1936 г.).

 

«Именно самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме» (Мир Огненный, ч. 3. 104.).

 

«Этот закон [Кармы] …ничего и никому не предназначает. Он существует от Вечности и в Вечности, воистину, ибо сам он Вечность; и потому, будучи таковой, и раз ни одно действие не может быть соравным Вечности, то нельзя сказать, что [Карма] действует, ибо она есть само Действие» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 382.).

 

«Быть и действовать – одно: вся Вселенная – одна великая непрерывная Деятельность, управляемая незыблемым Законом Справедливости. В мировой деятельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели. (…)

В применении к человеку Карма являет собой всю совокупность его деятельностей. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это - последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное и законченное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души» (Блаватская Е.П. Карма, или закон причин и последствий (любое издание)).

 

 

Карма – закон космической справедливости

«В час человеческой несправедливости вспоминайте о пространственной справедливости. (…) Если мы можем быть уверены, что служим эволюции, то мы можем положиться на пространственную справедливость» (Иерархия. 283.).

 

«…Бумеранг Кармы возвращается с возросшей силой к метнувшим его. Великая Космическая Справедливость действует, не считаясь с нашими человеческими мерами, и приговор ее иногда отсрочивается только для того, чтобы сильнее отозваться на нарушителе» (Письмо Е.И. Рерих. 24.03.1941 г.).

 

«Не раз Мы напоминали о карме, но если это слово кому-то не нравится, назовем это Небесной Справедливостью. Никогда не затрудняйте собеседника каким-либо настойчивым названием, мысль должна быть направлена к сущности понятия вне его принятого выражения» (Мир Огненный, ч. 1. 557.).

 

«Закон перевоплощения [и неразрывно связанный с ним закон Кармы – В.М.] есть основа всех истинных учений. Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадает. Кроме того, кто же может объяснить удовлетворительно всю жестокую несправедливость того, что один родится и красив, и богат, и счастлив, а другой должен влачить жалкую жизнь, часто физического калеки, или же всю свою жизнь бороться с самыми тяжелыми несправедливостями и бедствиями?» (Письмо Е.И. Рерих. 3.12.1937.).

 

«Закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого» (Рокотова Н. Основы Буддизма. – Новосибирск. 2018. С. 131.).

 

«Медленно поднимается меч Космической Справедливости, но разит беспощадно и навсегда» (Гр.А.Й. 1954 г. 566.).

 

 

Карма – закон ответственности

«Весь Космос построен законом ответственности или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге» (Письмо Е.И. Рерих. 12.9.1934.).

 

«…Каждый человек персонально ответственен перед Законом Кармы за каждое слово, являющееся его добровольным произведением» (Письма Махатм (Письмо 42). – М. Эксмо. 2011. С. 260.)

 

 

«Думают люди уйти от ответственности за ближнего, от ответственности за всех, но это самообман, это совершенно невозможно, ибо связан неразрывно человек со всем тем, что его окружает, с невидимыми и видимыми сферами вокруг. Обмен идёт постоянный» (Гр.А.Й. 1961 г. 484.).

 

 

«Все мы ответственны за каждую мысль, за каждое слово и действие перед всем Космосом. Закон Кармы непреложен» (Письмо Е.И. Рерих. 10.10.1934 г.).

 

«…Осознание ответственности за мысли означает осознание сущности зарождаемых причин. …Дело не в поступке, но в мысли, то есть причине, его породившей, в характере динамической силы порождения» (Гр.А.Й. 1952 г. 163.).

 

«Не только за себя, но за все множества сознаний ответственен человек» (Агни Йога. 554.).

 

«Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности её законов, тяжко карающих нарушителя их» (Письмо Е.И. Рерих. 15.01.1932.).

 

«Только невежество может служить основою убеждения, что человек – игрушка судьбы, и как бы освобождать его от ответственности за каждое слово, за каждое чувство, за каждую мысль. Но каждое из них есть причина, семя, зерно, яро и непреложно приносящее следствия в точном соответствии с природой причины. От ответственности не уйти, независимо от того, знает об этом человек или нет» (Гр.А.Й. 1962. 344.).

 

«Сейчас люди особенно явно несут на себе тягость пространственного мышления и ответственность за других. Ни положение, ни богатство не спасают от общей участи и платы за всё и за всех. Цель одна – довести сознание до понимания нераздельности страданий и счастья, общих для всех членов семьи общечеловеческой. Един Пастырь и едино стадо – единственное решение вопроса, к которому должны прийти люди, хотя бы ради этого пришлось допустить планетную частичную катастрофу. Как иначе пробудить дух человеческий? Гонимые мировым ужасом, люди смогут ещё прозреть» (Гр.А.Й. 1953 г. 338.).

 

 

Карма – космическое правосудие

«Пусть каждый поймет, что обречен не кармической жестокостью, но самоосуждением.Космическое Правосудие знает план эволюции, и план совершается по начертанию одного и того же закона…» (Беспредельность, ч. 1, 49.).

 

«Лучший судья – карма. Она каждый поступок оценит по достоинству и по оценке породит созвучное следствие. И суд, и наказание или возмещёние и награда как прямой результат поступка – в надежных и справедливых руках» (Гр.А.Й. 1955 г. 599.).

 

«Никто не судья, ибо карма неумолима, и каждый и без суда человеческого несёт на плечах всю тяжесть её» (Гр.А.Й. 1955 г. 181.).

 

«Никто не судит, каждый присуждает себе сам. Избранный есть избравший» (Записи Б.Н. Абрамова, 152 (29.12.1952 г.).

 

 

Карма – это причинно-следственный закон

«Нельзя посрамить и предать светлые энергии безнаказанно. Карма явит свое возмездие в урочный час, ибо закон причин и следствий соизмерим и точен. Не будем питать злобы к предателям, но явим им полное равнодушие, всегда будем помнить – “Мне отмщение, и Аз воздам”» (Письмо Е.И. Рерих. 16.11.1942 г.).

 

«Если причина пущена в Колесо Кармы, следствия ее становятся неизбежными. Когда было Сказано: “Возьми Крест свой и следуй за Мною?, – имелось в виду именно это обстоятельство» (Гр.А.Й. 1965. 375).

 

«Жизнь человека – это постоянное пожинание прежних причин и постоянное создание новых. …Посев и жатва различаются в том, что кармически жатва неизбежна, но посев новых причин зависит от воли человека. Самый процесс посева тоже неизбежен, пока человек живёт, но выбор зёрен зависит от него самого. Вы мудро сейте, зная, как неизбежна жатва» (Гр.А.Й. 1955 г. 260.).

 

«Лучше считать причину и следствие началом и концом одного явления, вытянутого в пространстве времени… Следствия от причины отделить нельзя, ибо непрерываема нить, или цепь, связующая оба полюса» (Гр.А.Й. 1955 г. 372.).

 

«Яро легко понять и Карму, ибо ярая Карма есть следствие соответствующее причине. Карма легко понимается, как следствие и причина, и ярое следствие не может разниться от причины» (Записи Е.И. Рерих. (27.06.1953 – 13.08.1953.)).

 

«Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время - причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и последствий, которые, в осуществлении, являют жизнь вселенной. Отсюда – значение Кармы как закона причинности. (…)

Закон…Кармы… устанавливает, что в мире Духа каждая причина влечет за собой соответствующее последствие с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в физической природе одно и то же явление вызывает каждый раз одно и то же последствие» (Блаватская Е.П. Карма, или закон причин и последствий (любое издание)).

 

 

Карма – закон воздаяния

«Эзотерически, это [Карма] нечто совершенно другое, в смысле его далеко простирающихся моральных действий. Это есть Безошибочный ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. С. 794.).

 

«Всё воздаётся в тончайшем соответствии с накопленными человеком энергиями» (Письмо Е.И. Рерих. 29.11.1934 г.).

 

«Нет более справедливого и точного закона, нежели закон воздаяния, или Кармы» (Письмо Е.И. Рерих. 24.02.1948 г.).

 

«Воздаяние за грехи, то есть за нарушение законов красоты и гармонии, совершается тут же и тотчас же путем введения в свой собственный микрокосм элементов, им соответствующих, которые по линиям магнитного притяжения притянут из пространства формы выражения себя, им созвучные» (Гр.А.Й. 1955 г. 27А.).

 

«…Кроме (…) несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни» (Чаша Востока. Письма Махатм. – Новосибирск. 2009. С. 235.).

 

 

Карма – закон возмещения и компенсации

«Лучший судья – карма. Она каждый поступок оценит по достоинству и по оценке породит созвучное следствие. И суд, и наказание иливозмещение и награда как прямой результат поступка – в надёжных и справедливых руках» (Гр.А.Й. 1955 г. 599.).

 

«Теперь важный вопрос – кто идёт на Небо, или Deva-Chan? (…) И пока карма (зла) временно отступает, чтобы следовать за ним [человеком] в его будущем земном воплощении, он приносит с собою в Deva-Chan лишь карму своих добрых действий, слов и мыслей. “Худо” является для нас относительным понятием, как вам было уже сказано. – Закон Возмещения есть единственный закон, который никогда не ошибается» (Чаша Востока. Письма Махатм. С. 171-172).

 

«Закон возмещения вознаграждает исключительно тех, кто сражался с жестокими шипами земных желаний. Где нет искушения, там заслуга в преодолении его слабого голоса незначительна и потому не может претендовать на награду» (Письма Мастеров Мудрости. С. 143.).

 

«Жертва тоже есть получение, но в размерах, соответствующих величине жертвы. Потому и отказ и жертва на своем противоположном полюсе имеют ручательство возмещения или получения, сила которых прямо пропорциональна степени и напряжению отказа и жертвы. Непреложный Закон никого ничего не лишает, ибо действует и соизмеряет безошибочно» (Гр.А.Й. 1962 г. 570.).

 

«Закон компенсации [курсив – Е.П.] действует и в животном мире. Собака, вынужденная упражнять свою сообразительность, дабы найти пищу, скорее разовьёт психические силы в этом направлении, нежели та, которая, ничего не делая, лишь ест и спит, и индивидуальная, или дифференцированная, монада первой скорее достигнет состояния, необходимого для вступления в человеческое царство. В животном царстве обнаружены зачатки надежды, терпения, веры, преданности, доверия и т. д. При их упражнении они будут становиться сильнее, и, поскольку в природе ни одно усилие никогда не пропадает, они найдут себе применение» (Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. – М. 2007. С. 35-36.).

 

«…Можно сознательно перестать сетовать на судьбу и на трудные условия жизни. Эти трудности и лишения создают те самые условия, которые когда-то и где-то явятся явным благословением с радостью для испытавшего их (…) Можно ли потому огорчаться чем бы то ни было, если ведом закон компенсации и возмещения (Гр.А.Й. 1955 г. 13.).

 

«Всё, что приходится претерпевать всему живому, совершается ради эволюции духо-монады, заключённой в каждой эволюционирующей форме жизни. Скажут: “Не слишком ли велика плата”? Ответьте: “По плате и получение, и результат”. Закон возмещения или равновесия соизмеряет. Будущее человечества сияющее, и величие его уходит в Беспредельность» (Гр.А.Й. 1965 г. 25.).

 

«Когда последователей Моих жгли огнем и терзали зверями, кто-то утопал в роскоши и изобилии. Им не позавидуем, ибо всё подлежит закону равновесия и компенсации. Кто больше заплатил, тот больше и получит, но незаплатившие и лишь бравшие будут платить, пока не заплатят все, до последнего обола» (Гр.А.Й. 1954 г. 400.).

 

«Утрата в одном компенсируется в другом – закон равновесия действует» (Гр.А.Й. 1955 г. 548.).

 

 

Карма – закон космического равновесия

«Когда Говорю о пространственной справедливости, то имею в виду закон равновесия» (Иерархия. 364.).

 

«Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях... наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия» (Надземное. 242.).

 

«…Неумолимый Закон называется “Великим Уравновесием”» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 412.).

 

«Страдание есть отклонение чаши весов от состояния уравновесия сил, и для восстановления его чаша весов снова должна прийти в движение и подняться ровно настолько, насколько опустилась. Закон равновесия регулирует колебания чаши. Так нагнетения и отягощения духа имеют уравновесие в состояниях сознания, противоположных низшей точке колебания весовой шкалы. Клерикальное воздаяние неубедительно. Но закон равновесия, царящий в Космосе, есть ручательство космической справедливости» (Гр.А.Й. 1952 г. 646.).

 

 

Карма – закон Гармонии

«Но карму можно назвать и Высшей Гармонией, ибо она не только действие, но приноравливание следствий этого действия, и такое приноравливание уже есть искание совершенствования или гармонии во всех проявлениях». (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«…Кармический Закон приноравливает следствия, такое приноравливание не есть действо, но всемирная гармония, вечно стремящаяся вернуться к своему первоначальному состоянию, подобно ветви, которая, будучи слишком туго согнут, отдает с соответствующей силой» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том. 2. С. 382.).

 

«Ибо единое Веление Кармы – вечное и неизменное Веление – есть абсолютная Гармония в Мире Материи, как она существует в Мире Духа» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. С. 805.).

 

 

«Великий закон гармонии движет всем Космосом» (Беспредельность. 675.).

 

 

 

Карма – закон исправления

«Мы считаем карму законом исправления, который всегда стремится к восстановлению нарушенного равновесия в физическом мире и утраченной гармонии в мире нравственном» (Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М. 2004. С. 188.).

 

«… Она [Карма-Немезида] охраняет праведных и блюдёт их в этой и будущих жизнях; и …она наказывает злодея …до тех пор, пока, наконец, не будет исправлено следствие возмущения, в которое он привел хотя бы малейший атом бесконечного мира гармонии» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. С. 804.).

 

 

Карма – «закон пространственного заживления»

«Справедлив закон пространственного заживления. Нанесенная рана требует врачевания. Самоисцеление требует времени, ибо порванная ткань должна починиться» (Аум. 340.).

 

 

Космический закон соответствия (созвучия, сродства) – аспект закона Кармы

«Закон соответствия действует как другой аспект того же закона причины и следствия» (Письмо Е.И. Рерих. 21.12.1950 г.).

 

«Закон соответствия есть закон космический, и на нем зиждется всё бытие, всё творчество Космоса и человека. Итак, когда дух будет достоин высшей ступени, то ничто и никто не сможет помешать ему занять ее. Закон причин и следствий непреложен, и в данном случае дух является причиною, а жизненные действия следствием» (Письмо Е.И. Рерих. 3.12.1930 г.).

 

 

«Закон созвучия – один из величайших в мире. Он универсален, он космичен. Жизнь строится по созвучию между содержанием и формой, между внутренним и внешним, между зерном духа и облекающими его оболочками, между человеком и сферой, его окружающей, между микрокосмом и Макрокосмом. (…) На этом же зиждется закон причин и следствий и закон Кармы» (Гр.А.Й. 1957 г. 266.).

 

«Как закон действует притяжение магнита сердца, при этом нужно помнить, что каждая жизнь сердца сближает тех, кто являют сродство духа. Жизнь, начавшаяся, продолжается в сферах надземных. Так можно легко объяснить каждое кармическое явление» (Мир Огненный, ч. 3. 102.).

 

 

Закон сцепления – аспект закона Кармы

«Всё Мироздание с его бесчисленными и бесконечными проявлениями держится законом сцепления, или законом причин и следствий» (Письмо Е.И. Рерих. 12.01.1940.).

 

«В нашей Вселенной, уявленной на законе сцепления причин и следствий, все держится именно преемственностью, и эта преемственность являет нам великую историю в Книге Жизни» (Письмо Е.И. Рерих. 10.12.1945.).

 

«Свойство причинности и следствия – закон сцепления Вселенной – принадлежит тому же явлению связи с Беспредельностью. Неразрывными узами связано человечество с Космосом» (Беспредельность. 23.).

 

 

Карма – закон обратного удара (закон бумеранга)

«Чувство, бросаемое в пространство, как бумеранг, возвращается к источнику» (Зов. 7.09.1922 г.).

 

«Если обратный удар не вернётся скоро, то тем хуже, ибо, значит, тем сильнее будет его размах» (Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1935 г.).

 

«Следствие – не наказание, но обратный удар. Коснитесь провода высокого напряжения, что получится?» (Гр.А.Й. 1955 г. 291.).

 

«…Неисполнение Советов действует как обратный удар. Удар этот может не сразу дать себя почувствовать, ибо в больших действиях следствия не могут сказываться тотчас же. В древности хорошо понимали этот закон кармы, но сейчас большинство глухо и слепо ко всем космическим законам» (Письмо Е.И. Рерих. 31.12.1937 г.).

 

«Каждая выпущенная сила есть бумеранг, и потому мы должны очень осмотрительно бросать в пространство те силы, которые, следуя непреложному закону обратного удара, рано или поздно, но неминуемо растерзают или вознесут нас соответственно» (Письмо Е.И. Рерих. 2.06.1934 г.).

 

«Все творится по непреложному закону Кармы. Чем сильнее был пущен бумеранг, тем мощнее возвращается он назад» (Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1937 г.).

 

«Психическая энергия, посланная с добрым намерением, оказывает целебное воздействие. Пусть и наука скажет, насколько доброе намерение бывает целебным для нервной системы, но не забудем, что оказывающий сострадание также получает полезное воздействие от бумеранга посланной энергии» (Надземное. 809.).

 

«Мысль о возвратном ударе, или о Карме, не должна обессиливать, наоборот, она должна побуждать к прекрасным действиям» (Мир Огненный, ч. 1. 230.).

 

 

Карма – закон действия и противодействия

«Сознание человеческое очень связано со стихиями, ибо мысль порождает в веществе стихий стихийные образы разных потенциалов напряжения. И это напряжение, вызванное человечеством, в свою очередь действует на него самого. В этом заключается явление обратных ударов. Обратными ударами называем реакцию стихий на действия человеческие. Не кара небес, но Закон действия и противодействия. Стихийные облики набухают под воздействием мыслей, и эта энергия пространственно становится очень активной. В случае крайнего нарушения равновесия стихий обратный удар может разразиться катастрофой или катаклизмом. Ураганы, наводнения, засухи и прочие бедствия являются обратными ударами стихий на действия человеческие. Не может зло процветать на планете, не вызывая последствий» (Гр.А.Й. 1964 г. 531.).

 

«Закон Кармы «напоминает… обычный физический закон, согласно которому действие равно противодействию.

Теософ. Не удивительно, что я слышу это от вас. …Карма возвращает каждому человеку фактические последствия его собственных действий, независимо от того, какой нравственный характер они носили; и поскольку ему за всё воздаётся должным, очевидно, что ему придется искупить все причинённые им страдания, также как и пожать в радости и довольстве плоды того счастья и той гармонии, созданию которых он способствовал» ( Блаватская Е.П. Ключ к теософии. С. 190-191.).

 

«Энергии лучистой ауры оказывают мощное влияние на среду окружающую, вызывая противодействие инертных стихий. Потому борьба с окружающим несовершенством является неизбежным и неизменным уделом лученосца. Не может он потушить свет свой. Следовательно, не может избежать воздействия его на сферы земные вокруг. И закон действия и противодействия входит в силу автоматически» (Гр.А.Й. 1953 г. 444.).

 

 

Карма – закон возмездия. «Карма-Немезида»

«Течение кармы... как приближение возмездия…» (Мир Огненный, ч. 2. 363.).

 

«Карма-Немезида не более, нежели духовное, динамическое следствие порожденных причин и сил, пробужденных к деятельности нашими собственными действиями» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. – М. 1991. С. 804.).

 

«Карма слагается самим человечеством, и потому, когда она действует в качестве Немезиды или возмездия, она принимает такие тяжкие формы…» (Письмо Е.И. Рерих. 26.04.1939.).

 

«Пощады не может быть, когда закон кармы до знака должен исполниться. Карма догонит» (Озарение, ч. 1. VI. 12.).

 

«Космическая Справедливость оявится на страстно грозной Карме. Ярая злоба и ненависть должны получить возмездие. Космическая Справедливость не может оявиться на осуждении, ибо закон равновесия Сил Космических точен и неумолим, и силы, нарушившие Равновесие и продолжающие нарушать его, должны быть извергнуты из Строительства Космического…» (Письмо Е.И. Рерих. 21.12.1950.).

 

 

«…Карма действует так же, как и всегда, исполняя функции Немезиды, которая действует хотя и не всегда оперативно, но зато неотвратимо» (Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. C. 74.).

 

 

 

«Нет такой силы, которая могла бы остановить Колесо Кармы» (Письмо Е.И. Рерих. 18.06.1936.).

 

 

 

Карма есть закон “Этической Причинности”

«Когда же карма уявляется на плане человеческого проявления, она становится законом “Этической Причинности”» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«…Карма есть “Закон Этической Причинности”; следствие поступка, совершённого с эгоистической целью перед лицом великого Закона Гармонии, который зависит от альтруизма» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 378.).

 

«Невозможно говорить о законе нравственности, если причина и следствие не будут представлять непрерывную нить. Люди не могут совершенствоваться, если они не осознают ответственности за свою свободную волю» (Надземное. 797.).

 

«Каждый сам себе судья, и малейшее отклонение от законов нравственности тотчас же накладывает нестираемую печать на лик человека и обрекает его на пребывание в семье самообреченных, пока не выздоровеет дух» (Гр.А.Й. 1957 г. 258.).

 

 

Карма как «Книга Жизни», «Книга Записей»

«Карма представляет собой “Книгу Записей” [“Книгу Жизни” – В.М.], в которую все поступки человека – хорошие, плохие и нейтральные – тщательно вносятся на его дебет или кредит им самим, так сказать, или, вернее, этими самыми поступками» (Письма Махатм. (Письмо 67). С. 384-385.).

 

«Каждый имеет свою Книгу Жизни, и карма вписывает в неё до мельчайших подробностей все движения нашей души, весь рост и раскрытие потенциала нашего духа. (…) Я часто думаю, как мы должны любить нашу карму, чтобы сделать её Книгою Прекрасною» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«В Книге Жизни записана каждая энергия, которая двигается импульсом духа. Качество энергии предопределяется следствием кармическим. Пространство насыщается этими кармическими следствиями, и каждая атмосферная струя напряжена этими энергиями. Потому искупление человечеством деяний требует очищения» (Беспредельность. 904.).

 

«И когда знаем, что следствие происходит от причины, то каждый дух должен следить за своими побуждениями. Вся Книга Жизни заполнена качествами побуждений» (Беспредельность. 906.).

 

 

Карма как синоним греха

«Как синоним греха, оно [понятие Кармы] означает совершение какого-либо действия с целью удовлетворения мирского желания и, следовательно, желания эгоистического, которое не может не повредить кому-либо другому» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С 378.).

 

«И если мы говорим “грех”, то лишь, чтобы всем был понятен смысл этого, ибо, в приложении к данному случаю, термин Карма был бы более подходящим…» (Там же.).

 

«Но кто-то из исповеди сделал процесс отпущения грехов и прощения кармических долгов, чего быть, конечно, не может. Понимание может дать возможность освободиться от власти “греха” над сознанием, но не от следствий допущенных ошибок» (Гр.А.Й. 1958 г. 679. (557)).

 

 

«Карма является законом Любви»

 «…Карма, (…) лежит в основании Бытия, является законом Любви! Любовь же, как утверждают даже средние поэты, сильнее смерти! Но и мы скажем – Любовь есть Жизнь Вечная! Карма лежит в основании Космического Магнита и мощнее и прекраснее всего проявляется в Любви» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946.).

 

«Расширенное сознание указует нам пути эволюции, пути будущего, и ум наш склоняется в великом смирении и признательности перед величием и мудростью Единого Закона Любви, выражающегося здесь, на Земле, в виде Закона Кармы (многие восстанут против такого определения кармы)» (Письмо Е.И. Рерих. 17.10.1935 г.).

 

«Закон Кармы для человека уявляется в его высшем аспекте, как закон Любви и высшего Этического понимания Жизни» (Записи Е.И. Рерих. (1941 – 1942.)).

 

 

Карма – закон отражения

Закон Кармы, закон причины и следствия – точен. (…) Закон отражения известен каждому, даже в пословицу вошел: “Как аукнется, так и откликнется”» (Письмо Е.И. Рерих. 21.12.1950 г.).

 

 

Карма – движущая сила космической эволюции, её регулирующий механизм

«Карма есть сила эволюционная, имеющая в виду восхождение духа... Ибо цель кармы – направить человека на путь эволюции» (ГАЙ. 1960 г. 347.).

 

«Не то понятие кармы, которое человечество привыкло применять как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию» (Беспредельность. 310.).

 

«Её [Карму] можно рассматривать как пособника эволюции, как индивидуальной, так и мировой» (Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. 268.).

 

 

Карма есть мысль

«“То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом”» (Будда / Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 126.).

 

«Карма есть энергия кристаллизованных мыслей человека, когда-то и где-то им созданных» (Гр.А.Й. 1953 г. 516.).

 

«Причем карма прежде всего складывается из наклонностей, мыслей, побуждений человека, поступки – факторы второстепенные. Буддисты говорят: “Карма есть мысль”. Если бы было иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы» (Письмо Е.И. Рерих. 5.05.1934.).

 

«…Карма очищается или отяжеляется прежде всего и главным образом мыслями и побуждениями, поступки – фактор второстепенный,

именно мысль творит карму [курсив – Е.И.]

» (Письмо Е.И. Рерих. 30.03.1936.).

 

«Именно устремления слагают характер человека или его карму. Необходимо твёрдо запомнить, что карма слагается прежде всего из побуждений, устремлений и мыслей человека, действия лишь второстепенные факторы» (Письмо Е.И. Рерих. 23.11.1937.).

 

«Конечно, прежде всего карма творится мыслью, ибо мысль не умирает в пространстве даже после смерти тела, но продолжает действовать и творить по заложенному в ней направлению. Карма творится мыслью. Это следует помнить, ибо поступок тут же и исчерпывает себя, если, будучи совершен, снова не питается мыслью. Мысль может создавать, и мысль может разрушать карму и кармические следствия многих проступков. Освобождение от кармы в мысли. Конечно, старые долги нужно платить, но самое отношение к расплате может быть изменено мыслью» (Гр.А.Й. 1964 г. 479.).

 

«…Человек есть выражение своих мыслей. Следует всегда думать о следствиях мыслей, ибо мысль усиливается во времени и растёт» (Гр.А.Й. 1955 г. 582.).

 

 

«Карма – наше сознание»

«…Карма в основе своей есть накопления нашего сознания и изживание негодных накоплений, также и приобретение новых происходит всегда и везде. (…) Наша карма – наше сознание. Потому карма может поддаваться улучшению и облегчению» (Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1953.).

 

«Сознание человека – его карма, от которой не уйти. Причина и следствие неотделимы, и, если человек сам не сдвинет свое сознание, никто другой не может это сделать» (Письмо Е.И. Рерих. 18.09.1953 г.).

 

 

Карма есть воля

«…Карма есть воля. …Только волевые токи направляют карму» (Беспредельность. 20).

 

«Энергия и воля – властители кармы» (Агни Йога.127).

 

«Свобода духа и цепи на нём – внутри человека, ибо карма его есть нечто, порождённое свободой воли, данной ему от начала его сознательной жизни. Эта свобода заключается в свободе выбора в каждый данный момент в каждом данном явлении избрать решение, ведущее вверх или вниз. В каждый данный момент служит человек либо тьме, либо Свету, и излучениями своими показывает он сущность творимого им, показывает явно, чётко и определённо» (Гр.А.Й. 1957 г. 416.).

 

«…Качество кармы показывает высокую или низкую степень его воли. Ведь воля есть главный побудитель и создатель всего сущего» (Письмо Е.И. Рерих. 8.06.1936 г.).

 

 

Карма – измерение свободной воли

«Космические Весы утверждают сообразно нарастанию народной Кармы. Весы Кармы человека утверждают своё измерение свободной воли» (Мир Огненный, ч. 3. 230.).

 

«Карма – оковы и цепи, карма – крылья и Свет устремленный. Разные кармы бывают, но творятся они свободною волею человека» (Гр.А.Й. 1968 г. 200.).

 

«Всё в руках человека, а главное: будущее – не жертва случайностей судьбы и неясных предположений, но властный и сознательный строитель жизни и своей, и окружающих» (Гр.А.Й. 1954 г. 86.).

 

«Конечно, судьбы своей человек – хозяин, но – судьбы как результата прошлого, энергии которого сложены и кристаллизованы в ауре. Карма изменяется отложением новых кристаллов нового порядка, или иного характера. (...) Рычаги кармы – в причинах, творимых и закладываемых, но не в следствиях, и эти рычаги можно всегда привести в действие» (Гр.А.Й. 1954. 262.).

 

 

Карма – учитель и помощник на эволюционном пути человека

«Карма – учительница духа» (Гр.А.Й. 1961 г. 23.).

 

«Карма не мстит, но учит. Хороший ученик учится на всем и всегда и делает это сознательно» (Гр.А.Й. 1969 г. 209.).

 

«Цель создаваемых Кармой обстоятельств заключается в том, чтобы человек, с ними столкнувшись, вынес из этого нужный урок или заплатил старый долг. Оплата старых долгов тоже учит чему-то» (Гр.А.Й. 1966 г. 21.).

 

«Карма ставит в определенные рамки для изживания отрицательных качеств и приобретения положительных. Она всегда чему-либо учит и в конечном итоге целью имеет продвижение сознания» (Гр.А.Й.1969 г. 471.).

 

Карма как спасительная сила

«…Только наша собственная карма… есть наш собственный судья и наш Спаситель в будущих жизнях…» (Письма Махатм. (Письмо 144). С. 782-783.).

 

«Богатому труднее войти в мир духа, чем верблюду в игольное ушко. Аполлоний Тианский был богат. Будда Был царским сыном и Имел всё. И это не помешало ни тому, ни другому сохранить полную свободу от власти вещей и богатства. Но для сознания, в жизни духа ещё не утвердившегося, богатство будет концом и смертью души, ибо захваченное в замкнутый круг материальных явлений слабое сознание не будет уже в состоянии из него вырваться. И будет кружить по нему как белка в колесе, пока спасительная карма не лишит его всего того, чем владеет» (Гр.А.Й. 1954 г. 245.).

 

«Средствами восхождения называем кармические обстоятельства. (…) Если какой-то этап пути требует развития внутренней деятельности человека, то внешняя деятельность может быть задержана болезнями или другими причинами, чтобы дать возможность развиться другой группе центров» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 276.).

 

 

«Карма – искусная рука великого полировщика»

«Отшлифовка граней – так можно понять смены жизней. Вот одна грань отшлифована до блеска, она ослепительно сверкает, поражая своим великолепием. Она выявлена всем, и за ней не видно других граней, ещё не получивших своей шлифовки. Но вот поворот камня, новая жизнь, новое выявление, и искусной руке великого полировщика – карме – подставлена новая грань алмаза. Человек внешне не блещет ничем, и только чуткость зоркого глаза усматривает скрытые зёрна великих накоплений.

 

Полноценность камня в совершенстве всех его граней, и пока какая-то часть его остаётся незавершённой, алмаз ещё не бриллиант, он ещё целиком не отражает собой солнце, не являет истину. Потому повороты судьбы, странные, непонятные, порой кажущиеся несправедливыми, имеют целью завершение человеческой сущности.

 

Сколько надо воплощений, чтобы отшлифовать алмаз? Это зависит от встречного самодействия объекта обработки. В этом разница с минералом. Тут шлифовка идёт с двух сторон, и активность совершенствующегося духа имеет решающее значение. Зачем десять жизней, если грань можно завершить в одну. Зачем повторные удары, когда с первого удара может возгореться искра огня жизни, сжигающего несовершенства. Сознательное отношение к своей судьбе подвигает на много жизней вперёд.

 

Интенсивная внешняя активность в одном воплощении может смениться внутренней активностью в другом. Победы земные сменяются победами в сфере духа. В противоположность первым, их никто не видит, но они бывают неизмеримо значительнее первых и являются также и основой дальнейших земных достижений. Так протекает непрерывающаяся деятельность, то скрыто, то явно, зримо или незримо, но всегда направленная к единой цели» (Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. – Новосибирск. 2012. 178.).

 

 

 

Карма – «Великий Режиссёр»

«Между прочим, Ваши доводы о том, что в плане эволюции могут быть неблагодарные роли, которые должны быть кем-то выполнены, очень справедливы. И часто эти роли выполняются не такими уж плохими духами, как их принято считать. И конечно, эти роли распределяются Великим Режиссёром, иначе говоря, Законом Кармы. Но, без сомнения, и эти соображения нелегко воспринимаются неподготовленными сознаниями, не задумывавшимися над величием и непреложностью закона Причин и Следствий. Если мы без предубеждений поищем причину тех или иных бедствий, то мы придем к самым изумительным откровениям» (Письмо Е.И. Рерих. 21.05.1935.).

 

 

Карма – «залог Божественности в нас»

«Все древние Учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас [выделено – Е.И.]» (Письмо Е.И. Рерих. 12.09.1934 г.).

 

 

Карма – это судьба

«А Я Говорю: “Карме-судьбе не противьтесь”» (Гр.А.Й. 1955 г. 409.).

 

«Человеческая судьба представляет собой как бы равнодействующую всех сил, которые человек создавал в прошлом и которые он творит в настоящем» (Блаватская Е.П. Карма или закон причин и следствий. (любое издание)).

 

«Разве можно обмануть судьбу, или закон космической справедливости, когда сущность притягивающих внешние обстоятельства магнитных энергий закладывается их породителем в своей ауре, в своей собственной сущности каждым поступком, каждым чувствованием, каждым переживанием и каждой мыслью?» (Гр.А.Й. 1952 г. 660.).

 

«Думают уйти от результатов деяний своих, от своей Кармы, но разве можно уйти от себя самого, от судьбы, которая заключена в самом человеке в виде кристаллизованных энергий причин, создающих судьбу человека» (Гр.А.Й. 1961 г. 507.).

 

 

Карма как рок и предопределение

«К несчастью, ни один народ или народы не более, нежели отдельные единицы и индивиды, не могут избежать своего кармического рока» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. С. 844.).

 

«…Иблис [араб., в исламе джин, Шайтан, враг людей, отождествляется с Сатаной], олицетворявший действующую силу Рока или Кармы…» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 494.).

 

«Учитель говорил: “Если человек уже допущен к хранению сокровищ и крадет их, то он не может быть доверенным. Он уготовал себе тяжкую судьбу, иногда она настигает его быстро, но особенно тяжко, когда рок сужденный медлит”» (Надземное.178.).

 

«Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл – Карма, Мойра, Фатум, Кисмет, так люди понимали рок» (Надземное. 522.).

 

«Время, конечно, очень нелегкое, все ожидают развязки, не ведая, как и откуда она придет. Свиток Кармы почти что заполнился и сворачивается уже в Руке Архангела, так было показано в видении от 1919 года. Многим друзьям суждено явиться свидетелями Кармического Рока нашей Земли. Переустройство близится…» (Письмо Е.И. Рерих. 16.04.1954.).

 

«Предопределение… потому и существует и осуществляется, что оно является следствием причин» (Письмо Е.И. Рерих. 17.10.1935 г.).

 

«Предопределение следует [считать – В.М.] явлением наслоений предыдущих совершенных деяний. Эти окружения могут заглушить голос зерна, и путь жизни может изменить явление предназначенное» (Беспредельность. 353.).

 

«Сила созидания ткёт свои узлы и творит по закону Космического Магнита. Можно сказать, что утверждение творчества основано на космическом притяжении. Когда узлы напрягаются, тогда создаётся насыщение, являя жизненный импульс энергии пространственного огня. Причастие энергий устанавливает свойство нарастания, так творчество в зачатии своем проявляет предопределенные энергии.

Человечество, завязывая узлы своих карм, напрягает космическое творчество. Притяжение к зерну духа насыщает энергию теми токами, которые предопределены кармою. Ковка каждого следствия намечает свойство устремления каждого качества. Потому в Беспредельности можно творить неисчерпаемые следствия, утончая их качество» (Беспредельность. 366.).

 

«Неизбежность и неумолимость Рока хорошо понимали в древности. Это нетрудно понять и сейчас, если подумать, что горбун, или эпилептик, или глухой, или слепой от рождения человек, или блестящий музыкант, математик и так далее с момента рождения уже несет в себе печать кармического предопределения» (Гр.А.Й. 1960 г. 325.).

 

 

Карма как символ «креста» в изречении Иисуса Христа

«…Владыка Сказал: “Возьми крест свой и следуй за Мною". Крест – это карма. Тяжесть ее берет на свои плечи идущий и мужественно несет ее до конца. А перед концом, перед освобождением она давит особенно невыносимо» (Гр.А.Й. 1972 г. 289.).

 

«Сознательное изживание старой Кармы и бережное и осмотрительное порождение новых причин, уже Светлых по природе своей, и будет не только несением своего креста, но и посильным освобождением от него» (Гр.А.Й. 1965. 375.).

 

«Крест свой принять на себя, то есть карму нести, не сетуя на неё и не ожесточаясь, будет решением мудрым» (Гр.А.Й. 1963 г. 333.).

 

 

Карма есть труд, «труд восхождения» 

«Принято считать, что карма есть воля и воздаяние за ход нашей жизни. Также принято смотреть на карму как на возмездие, но в истинном значении карма есть труд. Не ограничивайте работу мастерской духа и увидите следствие. (…) Вечный, неустанный труд восхождения! Это вечное движение есть карма ваша!» (Беспредельность. 20.).

 

«Спрашивают – какая Йога поведёт кратчайшим путем к познанию? Вы знаете Агни Йогу – огненный синтез, но многие еще не освоились с огненным познанием. Они хотят получить указание на одну из Йог преждеуказанных, Назову Карма Йогу – творчество, сознательный труд, стремление к высшему качеству поведёт кратчайшим путем к Высшему. Но Карма Йога потребует времени, тогда как Агни Йога может называться Йогой молниеносной. Подумайте, как прекрасен путь молнии, но не забудьте, как трудно молниеносное напряжение» (Надземное. 767.).

 

«Можно считать Агни-Йогу и Карма-Йогу сёстрами. Агни-Йога светозарно ведёт в Обитель Высшую. Карма-Йога творит священный огонь труда. Редко люди почитают великое делание, слагающее лучшую Карму.

Люди не мыслят о качестве своего труда. Они не могут признать радость творчества. Оно для них может казаться оковами. Они не могут полюбить каждодневный труд и не видят духовного восхождения среди бытового делания.

Никто не сказал им, какие крылья ткутся в великом делании! (…) Как же сумеете пояснить человеку великое делание, которое научит уловлять вибрации огненные? Пусть такой нерадивый работник, хотя бы изредка, почует вдохновенное качество труда. Он может посадить в сердце прекрасное зерно Агни.

Мыслитель сетовал о недостаточном качестве делания» (Надземное. 937.).

 

 

«Карма есть наше …индивидуальное творчество и достижение»

«Сама по себе карма есть истинно прекрасный закон. Карма есть наше неотъемлемое, неповторимое индивидуальное творчество и достижение» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946 г.).

 

«Трудно просачиваются искры творчества пути Кармы, и ещё меньше понимается Истина Кармического действия. Не извне приходит то, что принято считать Кармой. В каждой клеточке заключена Карма, дух несёт своё достижение и свой доспех» (Мир Огненный, ч. 3. 91.).

 

 

«Карма есть болезнь прошлого»

«Врач обычно говорит больному: “Вот придет лето, поедете на солнце, обновитесь ветром гор или моря”. Даже земной врач исцеляет, устремляя в будущее. Карма есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем. Именно, может устремиться в будущее, кто желает освободиться от прошлого» (Иерархия. 290.).

 

Карма – это возможности

«Течение Кармы нужно понимать как приближение …возможностей» (Мир Огненный, ч. 2. 363.).

 

«…Карма означает не только ограничение, но и возможности. (…) Человек, обладающий многими талантами и способностями, наделяется ими кармически» (Гр.А.Й. 1960 г. 325.).

 

«Всё в руках человека, а главное: будущее – не жертва случайностей судьбы и неясных предположений, но властный и сознательный строитель жизни и своей, и окружающих» (Гр.А.Й. 1954 г. 86.).

 

«Правильно указали о законе кармы, именно о законе кармы в беспредельности. Именно, устремление до беспредельности и возможности до беспредельности» (Мир Огненный, ч. 3. 99.).

 

 

Карма – это жизнь