ruenfrde

Карма в Учении Живой Этики: победитель Кармы

Автор-составитель  В.В. Макаров,

Тульский Рериховский исследовательский центр

 

Карма в Учении Живой Этики:

сущность, специфика, методы изживания.

Сравнение ряда аспектов с восточными учениями.

 

 

Оглавление

 

Вместо послесловия

     Не надо бояться порождения новой Кармы

     Победитель Кармы

     Заключение

Библиографический список

 

 

Вместо послесловия

Не надо бояться порождения новой Кармы

«Самый страх порождения новой кармы уже губителен, ибо он парализует нашу энергию, накопление которой есть залог преодоления той же кармы. Много самых чудовищных извращений можно наблюдать около понимания кармы. На Востоке встречаются такие фанатики, которые из боязни усложнить личную карму вмешательством в судьбу ближнего отказывают ему в помощи и даже спокойно смотрят, как тот тонет или гибнет в пожаре, не соображая при этом, что именно этот отказ в помощи и утяжеляет их карму. Кто может сказать, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат может знать, когда и где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где сердце подскажет. Но, конечно, всюду должна быть соблюдаема соизмеримость. Так, не порождений новой кармы следует опасаться, но лишь заботиться о её качестве. Ничтожная [здесь и далее курсив – Е.И.] карма принесёт и ничтожные возможности. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но именно она приносит и великие достижения в будущем. Потому люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и качеств» (Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1936.).

 

«…Из желания избежать карму могут быть сломы сознания. Человек чует неизбежность чего-то и настолько напрягает волю, что происходит омрачение сознания» (Аум. 566.).

 

«Искреннее благодеяние не противоречит Закону Кармы. Существует изуверство, по которому не следует помогать ближнему, чтобы не вторгнуться в его Карму, – заблуждение вредное. Изуверы не желают представить себе, что каждый помогающий тоже действует по Карме. Человек должен нести всякую помощь, не задумываясь о Карме»(Надземное.650.).

 

«…Одним из самых тяжких заблуждений будет воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою личную карму. Но не будет ли это проявлением величайшего эгоизма? Если, оказывая добрую помощь ближнему, мы и принимаем на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить наше духовное развитие, которое одно только определяет карму.

Именно отказ в посильной помощи может безмерно отяготить нашу карму, ибо кто может знать, кому, когда и где мы платим свой старый долг? Лишь Архат ведает, где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где она требуется. Как говорил Преподобный Сергий: “И молчащий брату на помощь занозу из своей ноги не вынет”. Конечно, всюду и всегда должна быть соблюдаема соизмеримость и целесообразность. Есть люди, которые отдадут все, а затем сами возложатся на других. Но таким напомним строки из Учения: “Кто сказал, что надо отдавать безумно? Безумием так и останется”. При этом люди очень часто забывают о помощи духовной и что помощь духовная – наивысшая. Но особенно упорно упускается из виду, что карма творится и облегчается и отяжеляется, главным образом, нашими мыслями. Именно мысль и побуждение ткут нашу ауру – это магнитное поле, притягивающее или отталкивающее все возможности. Именно этот решающий фактор чаще всего забывается при суждениях о карме. Но если было бы иначе, то не было бы и возможности выйти из заколдованного круга кармы. (…)

Не страшиться порождения новой кармы должны мы, но лишь стремиться к улучшению [выделено – Е.И.] качеств её. Из страха перед порождением кармы можно загнать себя в такой курятник, из которого останется лишь путь в инволюцию. Нужно помнить о соизмеримости, царящей в Космосе, и потому ничтожная карма принесет и ничтожные следствия. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но лишь она приносит великие достижения. Поэтому люди не должны избегать ни действий, ни ответственности» (Письмо Е.И. Рерих. 8.06.1936.).

 

«…Лунная рефлекторность, инертность и безволие есть показатели лунных путей. Медиумизм, психизм и всякое безвольное погружение в объятия низшего астрала есть погружение во тьму и признак падения духа. Волевая энергичность, напряжение, борьба, устремление к победе – суть признаки солнечного пути. (…) Солнечный огненный путь есть путь воли, растущей в борьбе за Свет. Лунную одурь инертности, безволия и застоя должен в себе преодолеть человек. Борьба каждодневна и упорна. Ошибайтесь, заблуждайтесь, но в действии, но прилагая яро энергии свои. В яром действии отберется хорошее от плохого, но в тине болотного застоя лишь разложение ожидает дух, обволакивающее своими липкими и цепкими объятиями. Я Говорю: “Действуйте. Яро, смело, солнечно, устремляясь к Наивысшему, что имеете. Боритесь за Свет, бойтесь упокоения, бойтесь безволия больше всего. И яро стремитесь рефлекторность действий ваших заменить волевою сознательностью”. Прошлый человек постоянно выпирает на авансцену в сознании вашем. Его надо сменить, его надо заменить сознательностью воинствующего духа, нашедшего в утверждении огненной воли своей еще одно освобождение от цепей прошлого» (Гр.А.Й. 1956 г. 691.).

 

 

Победитель Кармы

Победитель кармы – впервые даётся это название Мною.

Да! Да! Да! Можно стать победителем кармы.

…Знайте и помните: Я Победил мир.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 409.

 

«…Надо понять, что народная пословица “Каждый сам кузнец своего счастья” глубже, чем это кажется. Человеку дана власть. Не раб, но творец своей судьбы. Все, все эти тысячи сгорбленных жизнью людей с потухшими глазами сами творцы и создатели убожества своего. Кто ты? Человек. Скажи.., что сделал ты властью, данной тебе Космосом, из жизни своей? К чему привела тебя твоя царственная воля, и чем живешь, и о чем мыслишь? Всё, что окружает тебя, есть создание твоих собственных рук и твоих устремлений, прямое следствие напряжений воли твоей. Ты жалуешься на судьбу, на здоровье, на людей! Но нет таких условий, которые бы лежали вне твоей кармы. А создал её ты. Твоя аура, тобой сотканная из огненных устремлений и свершений твоих – этот мощный магнит – дело твоих рук. И она привлекает к себе окружающее по соответствию. (…)

…Во всех условиях жизни… человек творит свою жизнь своей волей, независимо от того, знает ли он об этом или нет. Семена посеянные когда-то дают богатый урожай. Значит, все дело в осознании своей полной, не ограниченной ничем власти над судьбою своей и всеми внешними и внутренними условиями жизни. И если порожденные ранее причины оказались неудачными в следствиях своих, если магнитные энергии ауры привлекают и притягивают не то, что ныне хочется их творцу и создателю, значит, царственную власть свою творить мир свой неправильно применил человек. И всегда, в любой момент можно начать создавать цепь иных, противоположных, причин. Уже Сказано: решение всего – в духе. Дух, этот огненный магнит, определяет всё. И так как дух вне низшей материи и над нею, то условия материального мира творить может именно дух. Не надо никого просить, не надо негодовать, не надо ждать милостей ниоткуда и ни от кого, надо лишь осознать свою мощь. Она есть, она всё время применялась и применяется, но бессознательно, без всякого понимания силы великого закона. И когда она осознана, когда в руки свои берёт человек бразды правления и власть в магнитном поле микрокосма своего устанавливает сам, то путь к свободе найден. Ибо власть и свобода – синонимы. (…) Велика сила сознательного управления своими собственными энергиями. (…) Осознайте силу свою, осознайте свою огненную мощь, властно и твердо возьмите в свои руки свою судьбу. Никому и ничему не отдавайте и не давайте власти над собою, над микрокосмом своим. Вы, вы, вы, сами, сами, сами создатели и творцы всего касающегося вас. И если хотите изменить что-либо вовне, измените лишь волну напряжения соответствующего порядка в микрокосме своём. И она магнитной огненной силой своей привлечет извне именно то, что надо. Она обусловит внешнее. Надо запомнить: внутренним обусловливается внешнее всегда во всем. И – сознательно – всегда во всём. Дана власть всем, но где они, осознавшие сокровище?» (Гр.А.Й. 1952 г. 595.).

 

«То, что хорошо для Бессмертной Триады, может быть очень нехорошо для тела и земного сознания. Удары-двигатели больно отражаются на теле, но устремляют дух. Духовная и телесная точка зрения не совпадают. Приведение их к гармонии или согласованию возможно лишь при подчинении тела и всех оболочек целям высшего “Я”.Великие Духи, приходя на Землю, обычно тяжко Страдали. Именно томлением духа была для них земная юдоль. Но явление высшей согласованности побеждало, поднимая дух на всё более и более высокие ступени достижений. Явить внутреннюю согласованность при дисгармоничности внешних условий будет великой победою духа над внешнею тьмою. Сказать людям “Я победил мир” может лишь Дух, одержавший победу над внешним внутри и не имеющий в себе ничего, что могло бы ответствовать на ярость или созвучать с ужасом обрушившейся на Него тьмы» (Гр.А.Й. 1967 г. 226.).

 

«…При частых жизненных ударах, но при расширенном сознании и при осознании связи с Иерархией Света мы научаемся спокойно принимать этих вестников, ибо понимаем, что все они или нами заслужены, или послужат нам на пользу. Это и есть закалка духа, когда человек ничем уже не устрашается, но сердце его ещё с большим горением устремляется к Иерархии, к несению подвига во Благо» (Письмо Е.И. Рерих. 25.01.1936.).

 

«Энергия и воля – властители кармы. Отрешившийся от себя, устремленный к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкою своей кармы. (…) Сознание Архата дает преимущество, но и полно ответственности. Многие ли могут ощутить радость ответственности? (…) Энергия может составить координацию стихий с напряжением человеческого организма. Воля рождается из опыта и внимания к феноменам бытия. Так неприступная карма может подлежать человеческому воздействию» (Агни Йога. 127.).

 

«Озарение, достигаемое человеком на пути совершенствования, делает его Архатом, или Владыкою Кармы. (…) Люди должны знать и не забывать, что главная тягота и опасность не от внешней кармы, но от кармы внутреннего человека, и такая карма творится человеком ежеминутно мыслью, словом и делом, и главным образом мыслью, ибо энергия мысли есть самая мощная творческая сила. Именно мысль создает наше бессмертное “Я”. Но не только Архат, но и ученик, обладающий уже очищенной и дисциплинированной волей, может облегчить и изменить качество своей кармы и с помощью Учителя миновать многие опасности. «В воле, в устремлении и в глубине доверия к Иерархии Света лежит одна из побед над кармой» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946.).

 

«Победа достигается победою над собой, и, победив себя, становится человек победителем мира» (Гр.А.Й 1954 г. 671.).

 

«Карма властна на соответствующих плоскостях, но есть сферы, где действие её прекращается. Плотная карма, тонкая карма и карма ментальная различны. И математик, кармически вошедший в свое наследство, может иметь незавидную карму земную, и ученик высокой ступени – быть отягченным обстоятельствами необычайно. Но следует помнить, что нагнетение, допущенное Высшими Силами, никогда не проходит без пользы. Каждое приносит свои благие плоды. И тяжкая карма земная сияющую высшую карму ткёт духу – победителю её. Победитель кармы – впервые даётся это название Мною. Да! Да! Да! Можно стать победителем кармы. Победитель кармы – это, прежде всего, дух, не согнувшийся под её ударами и победивший её в духе. Нельзя победить кармы в теле, если человек родился, положим, хромым или некрасивым, но в духе воздействие её можно нейтрализовать. Потому решение кармических проблем надо искать в духе. Свобода от кармы лишь в духе. И эта свобода, однажды завоеванная, становится кармою человека. Можно заметить, как связь Учителя с учеником продолжается поверх плотной кармы, которая используется Учителем наиполезнейшим образом. Потому Говорю: “Лучше, глубже, сознательнее в Свете Моём пребудьте, ибо при этом условии все Могу обратить на пользу”. Со Мною не страшна и карма, ибо Учу её побеждать. Путь восхождения духа зовётся путем победы, ибо состоит в постоянном преодолении чего–то и овладении чем–то, то есть победы над теми или иными условиями или явлениями жизни различного порядка. Победителю одной ступени даётся следующая, следующей – новая, и так без конца, ибо эволюция сознания беспредельна. Потому и Называем идущего Архата победителем жизни. И победителем кармы. В духе победность утратить нельзя. Состояние духа всегда и при всяких условиях должно быть победительным, ибо нет силы в мире, которая может сломить дух, суждённый победе. Знайте и помните: Я Победил мир» (Гр.А.Й. 1955 г. 409.).

 

«Не рабом своей кармы, но владыкой её победитель становится духа, духом её победивший и себя преодолевший в себе» (Гр.А.Й. 1963 г. 98.).

 

«Жертвою безысходною становится человек всего, что магнитно устремляется на него, притягиваемое из пространства по созвучию с кристаллизованными отложениями его аурических энергий. И в жизни земной многие люди так же живут рефлекторною жизнью, и мыслят, и чувствуют рефлекторно в лунной одури главенствующего над ними астрала. Но Архат, волю свою утвердивший, полную противоположность этим людям являет. Он волю свою утвердил в себе, он владыка своего микрокосма. Потому Говорю о дозоре воли, о настороженности, о контроле, об умении владеть собою, о спокойствии, о равновесии, ибо Хочу, чтобы воля внутри господствовала яро, уничтожая лунную рефлекторность и лунное безволие. Волю свою огненно утверждайте во всем и над всем, что внутри вас. Это ваш мир, ваше царство, ваша сфера неограниченной, абсолютной, царственной власти. Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов, то есть желающим жить лунною жизнью предоставьте жить так, как они хотят, ибо священна свободная воля, вы же следуйте за Мною в утверждении полной власти и господства над собою, ибо Я Победил мир. А победить мир вы можете, лишь победив себя. Вот к этой величайшей победе, победе над собою, Я и Веду вас» (Гр.А.Й. 1956 г. 320.).

 

«Сколько воды утекло, сколько условий сменилось, сколько опасностей угрожало, а вы все стоите и будете так же со Мною стоять над рекой жизни. На берегу реки жизни Сидит Учитель и Созерцает ее течение, а с Ним – ученик. Ест, пьёт, двигается, чувствует, и мыслит человек, и видит явления, происходящие в мире. И сам, в той или иной мере, принимает участие в них, но нечто в нем, неуловимое для глаза, как ось неподвижности в волчке, неподвижно и неизменно. Это и есть Тот, Кто Смотрит, Молчаливый Свидетель в тебе, не подлежащий сменам текущих явлений. Сознание может отойти далеко от этого центра или приблизиться к нему. И чем ближе подходит оно к центру своего бытия, тем меньше захватывают его волны преходящих явлений. Но можно настолько подойти, чтобы слиться с ним воедино, и тогда жизнь станет рекою, на берегу которой сидит Познавший, наблюдая ее, но не становясь ее частью. Жить, не будучи вовлекаемым в колесо жизни, может лишь тот, кто победил мир, кто в мире, но не от мира, кто в жизни, в самой середине ее, но в то же время и вне. Постичь сущность этих противоположений будет знаком постижения двойственности проявленного мира, высшим магическим искусством нейтрализовать бинеры, как сказал бы оккультист минувших времен. Владеть и управлять событиями можно лишь при достижении этого состояния, когда величайшее спокойствие и равновесие в центре не нарушается уже более ничем. У Нас царит равновесие нерушимое. Нарушение его было бы катастрофой. Так Мы Направляем события, утвердив власть над собою. Именно, надо встать вне жизни, чтобы руководить ею и течениями ее. Чтобы рычаг действовал, он должен иметь точку опоры, точку равновесия, по обе стороны которой прилагаются действующие силы. «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!» – воскликнул древний учёный. Эту точку опоры в себе обретает тот, кто победил мир, и потому может он прилагать рычаг действия к явлениям жизни и двигать ими. Но условие нерушимого равновесия центра является основным и непреложным. Так Творим Мы, так Мы Двигаем дела, так Мы Двигаем эволюцию и Поднимаем сознание человеческое на новую ступень. И если хотите хотя бы в какой-то мере Нам подражать, утвердите степень равновесия должного. Равновесие – это неодолимая мощь познавшего духа, это мощная сила, не знающая преград и поражений. Это тайна могущества духа» (Гр.А.Й. 1955 г. 402.).

 

«Причины, утверждаемые сознательно, дадут плод в соответствии. Человек призван быть сознательным творцом своей жизни, но не игрушкой слепой и жестокой судьбы. Слепая судьба для слепых» (Гр.А.Й. 1954 г. 135.).

 

«Хочу видеть вас побеждающим себя постоянно, всегда и во всем, что касается жизни духа. (…) Мало ли какие мысли могли возникать в прошлом, в очищенном сердце на чистом огне сердца сгорят негодные мысли. Мысль прошлого периодически от времени до времени будет возвращаться в сознание для утверждения или отрицания, в случае негодности. В последнем случае мысль будет сгорать. Этот процесс можно усиливать сознательным к нему отношением, представляя себе, как неугодная форма сгорает в луче сознания. Тогда и стражи порога уже не будут страшны и не устрашит больше тьма, ибо не будет иметь элементов в вас, на которые стала бы реагировать ваша сущность. Когда тьма не имеет в вас ничего своего, тогда вы – победители. В себе усмотреть беспристрастно и зорко надо всё, что от тьмы накопилось в веках, и безжалостно выбросить всё, всё, за что может она уцепиться, чтобы приблизиться вновь. Непрободаемым тогда станет панцирь духа. Чистота – это качество так же нужно, как и преданность или любовь, или мужество и устремление. Без него все прочие качества теряют свою полноценность. Цель – симфония качеств» (Гр.А.Й. 1962 г. 584.).

 

«…Мысли победные как озон для нашего дыхания. …И, являясь созидательными, эти мысли охраняют нас, так как созидательные, положительные энергии всегда охранители. От окружения себя соответственными энергиями зависит наша судьба» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 312.).

 

«Победивший себя, победивший свой мир, победивший свой микрокосм есть победитель, и уже не себя, но мира. Победитель мира есть победивший себя. И когда утверждена эта победа над микрокосмом своим и в себе, то внешние обстоятельства власти над духом-победителем уже не имеют. Он, победитель, диктует им свою волю, и они, побежденные и подчинившиеся, дают и приносят желаемый плод. (…) Идите в сознании значения этой единственно ценной победы – победы над самим собой. Ибо Я Победил мир» (Гр.А.Й. 1952 г. 511.).

 

«В духе победивший воистину победитель будет, ибо в себе победил и себя. Надо понять мистерию борьбы и победы, происходящей и одерживаемой внутри. Потому Повторяю: все в духе и от духа» (Гр.А.Й. 1955 г. 474.).

 

«Свет людям несите и радость и будете Солнцу подобны. Теневую и тяжкую сторону жизни оставьте себе, а солнечную – тем, кто нуждается в свете. Победитель не жалуется никогда. Значит, и жалобы надо оставить, и все недовольства. Нет среди нас недовольных. Лучше во всем светлые стороны видеть старайтесь. Они есть везде, ибо из тени и света, минуса и плюса, из двух противоположных начал создаются явления жизни. Вы оба видите, но людям несите лишь свет. Тьмы у них достаточно и без вас. Будьте несущими свет, то есть носителями света. Будьте, как Солнце» (Гр.А.Й. 1957 г. 171.).

 

«Недовольных не нужно. Нужны победители, победившие сперва себя, потом мир. И кто отнимет от вас венец победы, когда идёте со Мною, который Победил мир?» (Гр.А.Й. 1952 г. 551.).

 

«Я Говорю, Я Утверждаю, вместе со Мною можем мы карму гасить, энергии её изживая, и вместе со Мною можем творить карму иную, карму светоносных явлений, карму высших огней, карму Бессмертной Триады, ей принося дары духа в огненных действиях каждого дня. Не рабом своей кармы, но владыкой её победитель становится духа, духом её победивший и себя преодолевший в себе» (Гр.А.Й. 1963 г. 124. (98)).

 

 

***

Заключение

«Только распространение знания законов кармы и перевоплощения и веры в абсолютное духовное единство всех существ способно предотвратить это сползание [к грубому материализму – В.М.]. Однако цикл должен развиваться своим чередом, и, пока он не закончится, все благотворные причины по необходимости должны преобразовываться в следствия очень медленно, а последние будут проявляться лишь в ограниченной мере, дожидаясь наступления более светлых времен, когда они смогут проявиться в полную силу. Стараясь жить как можно более возвышенной жизнью, ученик неосознанно создаёт в астральном свете красивую картину духовного роста, возможного на земле даже в наш тёмный век, и тем самым помогает духовно более развитым душам нисходить из других сфер[курсив – Е.П.]» (Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. С. 281.).

 

«На Земле мы лишь предчувствуем законы кармы, но только знание духа позволит понять всю совокупность действий кармы» (Надземное. 304.).

 

«Можно быть уверенным, что каждое действие считается нужным для искупления. Опять не наказание, но накопление опыта, при этом можно дивиться точности весов кармы. Ничто не может упрекнуть это великое равновесие. Утверждение напряжения чаши весов зависит от сердца, оно может переполнить и поднять и оценить драгоценность накопления. Так люди пусть зорко следят за своим оправданием, лежащим в сердце. Недаром среди определений сердца было – оправдатель» (Сердце. 202).

 

«Если бы люди поменьше думали о карме и чаще о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они преуспели бы гораздо больше. Самый страх порождения новой кармы уже губителен, ибо он парализует нашу энергию, накопление которой есть залог преодоления той же кармы» (Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1936.).

 

«Мыслитель очень грустно улыбался, когда слышал людские рассуждения о Карме. Иногда Он говорил: “Пусть меньше поминают этот закон, но живут чище”» (Надземное. 229.).

 

«Учение Жизни и будет тем мостом в будущее, по которому человечество подойдет к пониманию Космических Законов и найдет пути к гармоничному сотрудничеству с природой» (Гр.А.Й. 1971 г. 633.).

 

«И все же, несмотря на самые возвышенные мысли, каждодневность остается тем мостом, который ведёт в будущее. И в каждодневности, среди самых обычных и временами очень трудных условий, куёт ученик свою карму. Потому именно на мелочах жизни, в обычности, утверждаются достижения духа, утверждаются на том, что подумал, как ответил, что сказал, какие допустил мысли и чувства. Испытание повседневностью – одно из труднейших. (…) Говорим об утверждении необычного в жизни обычной» (Гр.А.Й. 1971 г. 750.).

 

«Завещана Беспредельность. (…)

Счастье – основание жизни, а радость – закон. Звучит красотой радости. Радость воскресения духа – высшая радость, доступная человеку. Радость звучит в мирах и в сердце, открытом для пространственной жизни. Радость – венец жизни. Радостью созидаются миры. Радость – это песня творческого труда. Радость – это спутник любви и победы над собою. Утверждается эта радость, и ею наполняется сердце, освобождённое от оков материи Земли. Радостью преодолеваются все трудности, препятствия и испытания, и радостью завершается путь земной эволюции. Радость – это будущая форма бытия человеческого духа. Мой Сад наполнен звучанием радости – в нем она звучит и поет. Чаша радости испивается на последней ступени. И все земные страдания и горе – лишь часть, лишь противоположный полюс, лишь отзвук противоположного полюса жизни – радости. Если здесь, на Земле, в чистилище жизни – плач и скрежет зубовный, то там, в Огненном Мире – радость. Так радость есть прообраз и предвосхищение Мира Высшего, прикасание к сущности жизни Огненного Мира. Радостью счастью грядущего преображения жизни и человека закончим» (Гр.А.Й. 1951 г. 174.).

 

«Идите твёрдо, неуклонно и радостно, укрепляя в себе сознание ответственности за каждую мысль, слово и поступок. Соберите всё оружие из данного нам духовного арсенала и научитесь владеть им» (Письмо Е.И. Рерих. 4.05.1946.).

 

«Коротки линии действий людей. Протянуты во времени на день, два, в лучшем случае, на десяток лет или даже на одну земную жизнь. Мудрый протягивает линию действий своих на значительные расстояния. Эти линии идут в Мир Тонкий и выше, идут в следующую жизнь, идут вперед, в цепь будущих жизней, идут в Беспредельность. Так проведший наидлиннейшую линию будет наимудрейшим. Кратки сроки и короткие линии действий не имеют никакого значения, ибо лишены конечного смысла, но в Беспредельность смотрящий и понимающий смысл дальних действий стоит на ступенях мудрости, потому протяните нить каждого действия в далекое будущее и уподобьте действия ваши зерну начинания, дабы видеть могли кармические следствия, созвучные началу. Избегайте действий коротких. К чему они? Плоды пожинаются во времени, во времени и посев. Но далёкая цель осмысливает настоящее и придаёт ему окраску непреходящего, ибо в настоящем куётся беспредельность индивидуальной кармы, то есть индивидуальное будущее каждого духа. На это и устремите волю свою, памятуя о длительности линии действий» (Гр.А.Й. 1956 г. 338.).

 

 

Библиографический список

 Первоисточники Учения Жизни

 

• Учение Живой Этики (издание МЦР. – М. 2003-2021):

Листы сада Мории. Зов.

Листы сада Мории. Озарение.

Община.

Агни Йога.

Беспредельность (в 2-х кн.).

Иерархия.

Сердце.

Мир Огненный. Часть 1.

Мир Огненный. Часть 2.

Мир Огненный. Часть 3.

Аум.

Братство. Часть 1.

Братство. Часть 2. Надземное (в 3-х кн.) (издание СибРО. – Новосибирск. 2012-2013).

 

Криптограммы Востока. – Новосибирск. 2017.

Напутствие Вождю. – Новосибирск. 2012.

 

• Письма Махатм. – М. 2011.

• Письма Мастеров Мудрости. – М. 1997.

• Чаша Востока. Письма Махатм. – Новосибирск. 2009.

• Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 1. – М. 1991.

• Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. – М. 1992.

 

• Письма Елены Рерих (1929–1938). В 2-х томах. – Мн. 1992.

• Рерих Е.И. Письма. В 9 томах. М.: МЦР, 1999–2009.

• Рерих Е.И. Огонь Неопаляющий. – М. 1992.

•Рерих Е.И. Преподобный Сергий Радонежский / Знамя Преподобного Сергия. – Новосибирск. 2014.

• Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. В 18 томах. – М. 2007–2013.

 

• Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». Сборник. – Новосибирск. 2012

• Грани Агни Йоги. 1951 г. – Новосибирск. 2014.

• Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. – Новосибирск. 2013–2014.

• Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. – Новосибирск. 2012.

• Грани Агни Йоги. 1954 г. – Новосибирск. 2017 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. – Новосибирск. 2015–2016.

• Грани Агни Йоги. 1956 г. – Новосибирск. 2009.

• Грани Агни Йоги. 1957 г. – Новосибирск. 2021 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. – Новосибирск. 2013 (2-е изд.).

• Грани Агни Йоги. 1959 г. – Новосибирск. 2004.

• Грани Агни Йоги. 1960 г. – Новосибирск. 2015 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1961 г. – Новосибирск. 1994.

• Грани Агни Йоги. 1962 г. – Новосибирск. 1994.

• Грани Агни Йоги. 1963 г. – Новосибирск. 2019 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1964 г. – Новосибирск. 2020 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1965 г. – Новосибирск. 1995.

• Грани Агни Йоги. 1966 г. – Новосибирск. 2018 (2-е изд., доп.).

• Грани Агни Йоги. 1967 г. – Новосибирск. 1995.

• Грани Агни Йоги. 1968 г. – Новосибирск. 1996.

• Грани Агни Йоги. 1969 г. – Новосибирск. 1996.

• Грани Агни Йоги. 1970 г. – Новосибирск. 1997.

• Грани Агни Йоги. 1971 г. – Новосибирск. 1997.

• Грани Агни Йоги. 1972 г. – Новосибирск. 1998.

 

Литература

  1. Аблеев С.Р. Автореферат к докторской диссертации «Онтология сознания в философской традиции антропокосмизма: теоретический анализ и системная реконструкция». 2010.
  2. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. – М. 2005 (М. 2016).
  3. Аблеев С.Р. Основы философии. – М. 2021.
  4. Аблеев С.Р. Тайна происхождения человека. – Тула-Донецк. 2002.
  5. Альбедиль М.Ф. Буддизм. – СПб. 2007.
  6. Альбедиль М.Ф. Буддизм: религия без бога. – СПб. 2013.
  7. Альбедиль М.Ф. Вечная Индия: духовный путеводитель. – СПб. 2013.
  8. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. – М. 2000.
  9. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. / Институт востоковедения РАН. – М. 2011.
  10. Аникеева Е.Н. Матафизика кармы как главного архитипа индийской религиозности. / Вестник РУДН. 2007. № 2.
  11. Аникеева Е.Н. Мокша / Православная энциклопедия. Том 46. – М. 2017. С. 372-373.).
  12. Аюшеева Д.В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами. / Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – Улан-Удэ. 2010.
  13. Бадмаев Б.Б. Лекции по философии и практике буддизма. – СПб. 2009.
  14. Бадмацыренов Т.Б. Буддийская практика спасения в теории ступеней пути пробуждения. / Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14. – Улан-Удэ. 2015.
  15. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма: Монография. – М. 2007.
  16. Берзин А. Избранные труды по буддизму и тибетологии. Ч. 2. – М. 2006; Ч. 3. 2008.
  17. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. – Минск. 2011.
  18. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников Внутренней Группы. – М. 2000.
  19. Блаватская Е.П. Карма или закон причин и следствий (любое издание).
  20. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М. 2004.
  21. Блаватская Е.П. Напутствие бессмертным. – М. 2007.
  22. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том 2. – М. 2002.
  23. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том. 3. – М. 2004.
  24. Блаватская Е.П. Теософский словарь. – М. 2003.
  25. Блаватская Е.П. Феномен человека. – М. 2006.
  26. Большая российская энциклопедия. Электронное издание.
  27. Буддизм. Один учитель, много традиций / Далай-лама и Тубген Чодрен. – М. 2019.
  28. Буддизм: Словарь. / Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. – М. 1992.
  29. Буддийские божества, мантры, праздники, хуралы, обряды, ритуалы / Авт.-сост. Ж. Дугданов, О. Дамнджапова. – Улан-Уде. 2023.
  30. Буддийский взгляд на мир. – М. 1980.
  31. Буддийский взгляд на мир / Ред.-сост. Е.П. Островская и В.И. Рудой. – СПб. 1994.
  32. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. / «Журнал министерства народного просвещения» Март 1873 г.
  33. Васильев Л.С. История религий Востока. – М. 2004.
  34. Васубандху. Учение о карме. – СПб. 2000.
  35. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Разделы 1, 2. – М. 1998.
  36. Вивекананда Свами. Философия йоги. – Магнитогорск. 1992.
  37. Геше Джампма Тинлей. Основы буддийской философии (любое издание).
  38. Геше Джампа Тинлей. Сутра и тантра – драгоценности тибетского буддизма. – М. 1996.
  39. Гусева Н.Р. Джайнизм. – М. 1968.
  40. Далай-лама. Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла. – Киев; М. 2003.
  41. Далай-лама. Срединный путь. Комментарий к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны. – М. 2019.
  42. Далай-лама. Этика для нового тысячелетия. – Киев; М. 2004.
  43. Дандарон Б.Д. Буддизм (сборник статей). – СПб. 1996.
  44. Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. – СПб. 1997.
  45. Дандарон Б.Д. Чёрная тетрадь: О четырёх благородных истинах Будды. – СПб. 1995.
  46. Донец А.М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы. / Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – Улан-Удэ. 2011.
  47. Донец А.М. Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики. – Улан-Удэ. 2006.
  48. Донец А.М., Аюшева Д.В. Этика в тибетском буддизме. / Власть. 11.2008.
  49. Дхаммапада. – Новосибирск. 2003.
  50. Дылыкова В.С. Тибетская агиографическая литература. – М. 2015.
  51. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. – СПб. 2004.
  52. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики: Путь благородной личности. – СПб. 2006.
  53. Железнова Н.А. Джайнизм: энциклопедический словарь. Институт востоковедения РАН. – М. 2018.
  54. Железнова Н.А. Философия Древнего Востока: Индия, Китай / История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. – М. МГУ. 2008.
  55. Жемчужины Востока. Составитель Е.П. Блаватская. – М. 1997.
  56. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез Живой Этики (монография). – Барнаул. 2012.
  57. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Философия мысли: новые грани метафизики всеединства (монография). – Барнаул. 2021.
  58. Ивин А.А. Логика. – М. 2008.
  59. Индийская философия: Энциклопедия. / Институт философии РАН. – М. 2009.
  60. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. – М. 1996.
  61. Искры Света: Из Бесед Б.И. Абрамова с Н.Д. Спириной. 1946 – 1971. – Новосибирск. 2021.
  62. Калу Ринпоче. Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне. – М. 2015.
  63. Каниткар В. П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм. – М. 2001.
  64. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Новосибирск. 2019.
  65. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. – СПб. 2003.
  66. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М. 2004.
  67. Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. – М. 2020.
  68. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская философия. – М. 1994.
  69. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Институт философии РАН. – М. 2003.
  70. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Том. 1. Институт философии РАН. – М. 2010.
  71. Нориюки Уэда. Далай-лама о главном. – М. 2014.
  72. Основы буддийского мировоззрения (Индия. Китай). / В.И. Рудой, Е.П. Островская, А.Б. Островский и др. – М. 1994.
  73. Островская Е.П., Рудой В.И. Космос и карма. Введение в буддийскую культуру. – СПб. 2009.
  74. Островская Е.А. Тибетский буддизм. – СПб. 2002.
  75. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. Карманный словарь. – СПб. 2002.
  76. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М. 2004.
  77. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям / Авт.-сост. Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. – М. 2003.
  78. Путеводитель по Иволгинскому дацану. – Улан-Уде. 2020.
  79. Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. – М. 1993.
  80. Рерих Н.К. Листы дневника. Том 1. – М. 1995.
  81. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. – М. 2002.
  82. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. – М. 1999.
  83. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. – М. 2012.
  84. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. – М. 1991.
  85. Рокотова Н. (Рерих Е.И.) Основы Буддизма. – Новосибирск. 2018.
  86. Самохина Н.Е. Автореферат к докторской диссертации «Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ)». 2008.
  87. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. – М. 1992.
  88. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Отблески: 1944-1993. – Новосибирск. 2007. Т. 5. Собеседования: 1991 – 1995. – Новосибирск. 2014; Т. 6. Собеседования: 1996 – 1999. 2015; Т. 7. Собеседования: 1996 – 1999. – Новосибирск 2015.
  89. Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. 1961 – 1972. –Новосибирск. 2017.
  90. Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны. – СПб. 2002.
  91. Терентьев А.А. Буддизм: как вписать его в определение религии? / СВЕЧА. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. – Владимир. 2013.
  92. Томпсон М. Восточная философия. – М. 2000.
  93. Торчинов Е.А. Буддизм. Карманный словарь. – СПб. 2002.
  94. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. – СПб. 2000.
  95. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб. 2005.
  96. Торчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния. – СПб. 1998.
  97. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. – СПб. 2002.
  98. Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии. – М. МГИМО. 2005.
  99. Урбанаева И.С. Буддийская философия и практика: «постепенный» и/или «мгновенный путь» просветления. – Улан-Удэ. Изд-во БНЦ СО РАН. 2016.
  100. Фалёв Е.В. Вмещение противоположений / Серебряная Чаша. Выпуск 3. – М. 2009.
  101. Фалёв Е.В. Мистерия Цам и Буддийский форум в Элисте / Петербургский Рериховский сборник: Вып. X. – СПб. 2017.
  102. Фалёв Е.В. Учение о сознании в буддизме и в Живой Этике. (Статья. Любое издание).
  103. Философия буддизма: энциклопедия. / Институт философии РАН, при участии Института восточной философии (Токио). – М. 2011.
  104. Философия: словарь основных понятий. / Под ред. З.А. Медведевой. – Кемерово. 2008.
  105. Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. – М. 2004
  106. Фотиева И.В. Час предрассветный. Философские и научные аспекты Живой Этики. – Барнаул. 2003.
  107. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. МГУ. – М. 1999.
  108. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. – М. 1955.
  109. Шохин В.К. Карма. / Православная энциклопедия. Том. 31. – М. 2013.
  110. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М. 2011.
  111. Энциклопедия религий. / Институт философии РАН, МГУ, СбГУ и др. / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М. 2008.
  112. Этика. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. Институт философии РАН. – М. 2001.
  113. Яровская Н. (Рерих Е.И.) Преподобный Сергий Радонежский / Знамя ПреподобногоСергия. – Новосибирск. 2014.

 

Начало страницы