ruenfrde

«Дух Христа веет через пустыни жизни…»: наследие Рерихов о Христе

Е.С. Кулакова

председатель Рериховского общества, г. Новокузнецк

 

 

«Сердце, стремящееся к Величайшему Сердцу,

Сердцу Христа, не сойдет с пути».

Е.И. Рерих

 

Один из величайших Учителей человечества – Иисус Христос, во все времена остается маяком Света во тьме и Порогом к высшему началу в человеке – его Духу. Имя Его и Его Заветы уже более двух тысяч лет помогают всем, ищущим Света, найти свой путь к постижению Истины и прийти, благодаря индивидуальному духовному опыту, к самому себе. Как писал русский философ Сергей Булгаков, «…Лик Христов универсален и всеобъемлющ, в нем всякая душа, и по-своему, ищет свой собственный лик, и в этом проявляется различие духовных даров. В этом смысле своего пути о каждом человеке или народе можно сказать, что он имеет своего Христа» [1, с. 319].

Печально, что в потоке столетий, как отмечала Елена Ивановна Рерих, «жизнь Христа стерлась, Его чарующий, трогательно-жизненный Облик оказался застекленным, загражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется непонятым и непринятым» [2, письмо от 4.08.1945]. «Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его» [3, письмо от 26.05.1934].

Книги Живой Этики, письма Елены Ивановны Рерих, статьи Николая Константиновича Рериха помогают нам сегодня увидеть и воспринять жизнь Христа как бы в первый раз – очищенной от вековых искажений и наслоений, наполненной духом любви к человечеству и самоотверженным Подвигом.

«Криптограммы Востока» примыкают к основным четырнадцати томам Живой Этики. В эту книгу вошли восемь ранее неизвестных апокрифов о Христе, собранных Еленой Ивановной во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1923–1928). Впервые книга была издана в Париже в 1929 году под псевдонимом Е.И. Рерих – Ж. Сент-Илер.

В криптограмме «Звезда» раскрываются подробности, связанные с рождением Спасителя, когда Мудрецы Востока пришли приветствовать Его. «И сидели мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребенок где-то за стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит: “Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовет Владыка сынка моего и скажет: “Только твое зерно украсит пир Мой. Сядь со мною, царь лучших зерен!” Когда мы услышали эту песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: “Мы утром пойдем туда”. <…>

Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках – Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую жемчужину из привезенных нами.

Передав ценности и священные предметы, мы предупредили мать о необходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.

Позади мать сказала: “Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего”…» [4, с. 28].

 

Н.К. Рерих. И Мы видим. 1922 г.        Н.К. Рерих. Звезда Матери Мира. 1924 г.

 

Поддержкой в земной жизни Христа, или Великого Путника, как называют Его Авторы Живой Этики, была Мать, также названная Великой. О Ней в книге «Надземное» приводятся следующие строки. «Мало знает история о Матери Великого Путника, которая была не менее великой, нежели Сын. Матерь была из великого рода и собрала в себе утонченность и возвышенность духа. Она прибегла к первому пути, чтобы обезопасить ребенка. Она заложила в Сыне первые высшие думы и всегда была оплотом подвига. Она знала несколько наречий и тем облегчила путь Сыну. Она не только не препятствовала хождениям дальним, но собирала все нужное для облегчения странствий. Она пела колыбельную песню, в которой провидела все чудесное будущее. Она обращала внимание на народ и знала, что он может сохранить сокровище Учения. Она поняла величие завершения и ободряла даже мужей, впавших в малодушие и отречение. Она была готова пережить тот же подвиг; и Ей Сын поведал решение свое, укрепленное заветами Учителей. Именно Матерь знала о тайне хождений» [5, 147].

Существуют сведения, что Иисус до своего выхода на проповедь в Палестине от двенадцати до тридцати лет жил в Индии и Тибете, где познавал древние знания мудрецов Востока. Здесь же Он произнес свои первые проповеди. Об этом свидетельствует так называемое «Тибетское Евангелие», или ранее неизвестный апокриф. Впервые о существовании этого апокрифа стало известно после публикации в 1904 году его французского перевода Николаем Нотовичем, российским журналистом, писателем и разведчиком. Нотович нашел тибетскую рукопись под названием «Жизнь св. Иссы» в 1887 году в буддийском монастыре Хемис близ Леха. Единого текста не было, только разрозненные рассказы об Иссе входили в сборник различных по содержанию рукописей. С помощью одного из лам Нотович выстроил их в хронологической последовательности.

Предания об Иссе были записаны на языке пали в середине первого века со слов людей, видевших Его, когда Он жил в Индии и Непале, а также со слов индийских купцов, которые поддерживали торговые связи с Иерусалимом. Около двухсотого года палийские свитки привезли из Непала в Тибет. Впоследствии их перевели на тибетский язык в одном из монастырей близ Лхасы. В Хемисе хранились копии этих переводов, как свидетельствовал лама монастыря.

Изыскания Николая Нотовича подтвердили известный последователь Рамакришны Свами Абхедананда и русский художник Николай Рерих. Абхедананда в 1922 году самостоятельно разыскал источники Нотовича в Хемисе. Изучив их, он выпустил книгу «Путешествие в Кашмир и Тибет», куда вставил добытые им самим переводы с тибетского с отрывками из книги Нотовича.

Николай Константинович Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции вел путевой дневник, который потом опубликовал под названием «Алтай – Гималаи». 19 сентября 1925 года он записал следующее: «Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены. Есть особый смысл в том, чтобы рукопись сохранно лежала в Хеми, или Хемис. Есть особое значение в том, что ламы так тщательно скрывают ее. Этой рукописи уместно лежать около Лэ, где была проповедь Иссы об общине мира, еще до проповеди в Палестине. Важно лишь знать содержание этого документа. Ведь рассказанная в нем проповедь об общине, о значении женщины, все указания на буддизм так поразительно современны. Понятно, почему рукопись сохранилась именно в Хеми. Это один из старейших монастырей Ладака, счастливо не разрушенный во время нашествия монголов и при гонениях на буддизм невежественными ордами Зоравара. Укромное положение монастыря, быть может, помогло его сохранности. Путь Великого Общинника проходил из Индии около этого места. <…>  Оцените, насколько содержание манускрипта близко современному сознанию. И подивитесь, как широко знает весь Восток об этом документе» [6, с. 111].

В этой же книге Рерих приводит фрагменты из древних рукописей об Иисусе, рассказывающих о Его пребывании в Индии, Непале и Тибете. «Послушаем, как говорят в Гималаях о Христе, – пишет Рерих. – В рукописях, имеющих древность около 1500 лет, можно прочесть: “Исса (Иисус) тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя.

Он провел время в древних городах Индии Джаггарнате, Раджагрихе, Бенаресе. Все его любили. Исса жил в мире с вайшьями и шудрами, которых он обучал.

Но брамины и кшатрии сказали ему, что Брама запретил приближаться к сотворенным из его чрева и ног. Вайшьи могут слушать Веды лишь по праздникам, а шудрам запрещено не только присутствовать при чтении Вед, но даже смотреть на них. Шудры обязаны только вечно служить рабами браминов и кшатриев.

Но Исса не слушал речей браминов и ходил к шудрам проповедовать против браминов и кшатриев. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать своих ближних человеческого достоинства.

Исса говорил, что человек наполнил храмы мерзостью. Чтобы угодить камням и металлам, человек приносит в жертву людей, в которых обитает частица Высшего Духа. Человек унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом. Но лишающие братьев общего блаженства будут лишены его сами, и брамины и кшатрии станут шудрами шудр, с которыми Высший Дух пребудет вечно.

Вайшьи и шудры были поражены изумлением и спросили, что они должны делать. Исса говорил: “Не поклоняйтесь идолам. Не считайте себя всегда первыми и не унижайте своего ближнего. Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому-либо, не желайте того, чего не имеете, но что видите у других”.

Многие, узнав про эти слова, решили убить Иссу. Но Исса, предупрежденный, оставил ночью эти места.

Затем Исса был в Непале и в Гималайских горах...

“Сделай же чудо”, – говорили ему служители храма. Тогда Исса сказал: “Чудеса начали являться с первого дня, как сотворился мир. Кто же их не видит, тот лишен одного из лучших даров жизни. Но горе вам, противники людей, горе вам, если вы ждете, что Он засвидетельствует свое могущество чудесами”.

Исса учил не стараться видеть своими собственными глазами Вечного Духа, но чувствовать его сердцем, и стать душой чистой и достойной... “Не только не совершайте человеческих жертвоприношений, но и не закалывайте животных, ибо все дано на пользу человека. Не воруйте чужое, ибо это было бы похищением у ближнего. Не обманывайте, чтобы вас самих не обманули. Не поклоняйтесь солнцу, оно только часть мира”.

“Пока народы не имели жрецов, естественный закон управлял ими, и они сохраняли непорочность души”.

“И говорю: бойтесь все совращающее с истинного пути и наполняющее людей суевериями и предрассудками, ослепляющее зрячих и проповедующее поклонение предметам”»  [6, с. 82 – 83].

В своих Проповедях Иисус обращал внимание на женщин. Он говорил: «Почитайте женщину, мать вселенной; в ней лежит истина творения. Она – основание всего доброго и прекрасного. Она – источник жизни и смерти. От нее зависит существование человека, ибо она опора в его трудах. Она вас рождает в муках. Она следит за вашим ростом. До самой ее смерти вы причиняете ей томление. Благословляйте ее. Чтите ее. Она ваш единственный друг и опора на земле. Почитайте ее. Защищайте ее. Любите ваших жен и уважайте их, ведь они завтра матерями будут, а позднее – праматерями всего рода. Любовь их делает человека благородным, смягчает ожесточенные сердца и укрощает зверя. Жена и мать – неоценимое сокровище, они украшение вселенной. От них родится все, что населяет мир.

Как свет отделяется от тьмы, так женщина владеет даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей. Ваши лучшие мысли должны принадлежать женщине. Черпайте в них ваши нравственные силы, необходимые вам, чтобы помогать ближнему. Не подвергайте ее унижениям, этим вы унизите только самих себя. Этим вы потеряете то чувство любви, без которого ничего здесь на земле не существует. Принесите почитание жене, и она защитит вас. Все, что сделаете матери, жене, вдове или другой женщине в скорби – сделаете для духа» [6, с. 84 – 85].

Некоторые из апокрифов о Христе, услышанные на Востоке, Н.К. Рерих запечатлел в своих картинах. Так полотно «Тень Учителя. Тибет» (1932) относится, как пояснял сам художник в письме последнему секретарю Л.Н. Толстого, создателю Русского культурно-исторического музея в Праге В.Ф. Булгакову, «…к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении его следы тени его не исчезали, а запечатлевались» [7, с. 264]. Считается, что тень Учителя может показаться человеку в горах и напомнить о его долге.

 

Н.К. Рерих. Тень Учителя. 1947 г.        Н.К. Рерих. Знаки Христа. 1924 г.

 

Еще одна картина носит название «Исса и голова великанова» (1932). Рерих написал ее на сюжет сказания, услышанного от народного сказителя-бакши в Турфане. «Божественный Исса в хождении своем повстречал большую голову. На пути лежит мертвая голова великанская. И подумал Исса: от большого человека голова сия великая. И задумал Исса дело доброе, воскресить великую голову. И покрылась голова кожею. И наполнились очи. А и выросло тело и побежала кровь. И наполнилось сердце. И восстал богатырь великан, и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества» [8, с. 172].

 

Н.К. Рерих. Исса и голова великанова. 1932 г.        Н.К. Рерих. Исса и голова великанова. 1939 г.

 

Картина Н.К. Рериха «Пруд Иссы. Лэ» (1925–1926) связана с легендой о пребывании Христа в Лехе. «Индус, почмейстер Леха, и некоторые ладакцы-буддисты говорили нам, что в Лехе находился недалеко от базара пруд, и теперь существующий, около которого росло старое дерево, под которым Христос говорил проповеди перед своим уходом в Палестину», – писал Рерих в книге «Сердце Азии» [9, с. 173]. А в книге «Алтай – Гималаи» сообщал: «Долго грузились на яков. Кони, мулы, яки, ослы, бараны, собаки – целое библейское шествие. Караванщики – целый шкаф этнографического музея. Прошли мимо пруда, где, по преданию, впервые учил Исса. Влево остались доисторические могилы, а за ними – место Будды, когда древний основатель общины шел на север через Хотан. Дальше – развалины строений и сада, так много нам говорящие. Прошли каменные рельефы Майтрейи, при дороге напутствующие дальних путников надеждою на будущее. Остался позади дворец на скале, с храмом Дуккар – светлой, многорукой Матери Мира» [6, с. 111–112].

Криптограмма «Приход Христа» рассказывает о посещении Иисусом Заповеданной Страны в Гималаях. В ней говорится: «На белом верблюде выехали мы ночью и ночными переходами дошли до Лагора, где нашли, казалось ждавшего нас, последователя Будды.

Никогда не видел такой решимости, ибо были в пути три года. И три года пробыл Он там, куда я не мог войти.

Мы ждали Его и провели до Иордана. Также белый холст покрывал Его и также одиноко пошел Он под утренним солнцем. Над Ним была радуга» [4, с. 30].

В дополнение к данному апокрифу приведем слова Е.И. Рерих из ее письма супругам Фосдик. «Мы знаем, что Иисус также учился и у Великого Мудреца Востока Россул Мориа и пробыл у Него не менее семи лет. После чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус направился с благословения Вл[адыки] М. в свою страну» [10, письмо от 13.04.1953]. Путешествию, о котором идет речь, посвящена Криптограмма «Знаки Христа», а также картина Н.К. Рериха с одноименным названием.

В книге «Надземное» можно прочесть описание внешности Иисуса, которое Святослав Николаевич Рерих запечатлел в картине «Возлюби ближнего своего "Господом твоим"» (1967). «Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонному к изображению человеческих ликов; хотя бы в общих чертах можно запечатлеть изображение. Напомним еще раз черты Его: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но не велики; глаза синие и подняты в углах; ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий; небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым» [5, 159].

 

С.Н. Рерих. Возлюби ближнего своего ("Господом твоим"). 1967 г.        С.Н. Рерих. Христос с учениками. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.

 

В книгах Живой Этики уделено значительное внимание Учению Христа. Приведем несколько цитат из книги «Надземное». «Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: “Откройте глаза и уши”. Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в малое ухо.

Можно представить себе, какое множество Его поучений не вошло в уши слушателей. Многое запомнилось лишь отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не скажу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота слова. Так многие Великие Учителя претерпевали искажения Их мыслей.

В пространственных скрижалях лучше сохранились мысли Учителей. Как благодатная роса они нисходят к тем, кто может принять их. Зная это, Учителя не огорчаются земными искажениями. Сужденное дойдет, и открытое сердце воспримет» [5, 176].

«…Великий Путник направлял сознание человеческое к Наивысшему. Он понимал, как люди еще не могли мыслить срединным путем. Так, даже если человек пытался произнести несказуемое, и тогда Великий предоставлял лучше обращаться к наивысшему, нежели понизить мышление. Нужно понять, как Великий учил народ молиться в сердце на горе, среди горнего вдохновения.

Невозможно объять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро, – такова деятельность Великого Путника» [5, 150].

В Живой Этике упоминается, что Иисус был близок врачеванию и искусству. «Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида: люди приходили за исцелением или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который, подобно неутомимому сеятелю, раздавал зерна добра.

Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но все-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибраций гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению» [5, 151].

«Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришел к людям, а не для одной секты.

Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали Облик Великого Путника еще человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его утерял бы свое величие. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкасания с разными беспорядочными излучениями.

Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный путь Великий Учитель. Мы любим вспоминать такие примеры» [5, 152].

Авторы Живой Этики сообщают, что в ашрамах Гималаев хранятся предметы, связанные с жизнью Христа. «Можно удивляться, насколько излучения Его сохраняются в течение многих веков, – говорится в книге «Надземное». – Такое мерило есть самый верный показатель количества всеначальной энергии. Именно не тогда, когда рука или дыхание намеренно посылают силу, но когда каждое непроизвольное касание уже наслаивает неизгладимую энергию. Так помните о необычайной всеначальной мощи Великого Путника» [5, 153].

Великие Учителя могут говорить с животными. И пример Великого Путника и в этом отношении поразителен. «Он мог позвать птицу к себе на руку и послать ее в определенном направлении. Он мог утишить любое животное не окриком, но внушением спокойствия. В старых преданиях говорится о приходе больных животных к Учителю для исцеления. Можно привести много таких примеров, и Учитель имел право назвать животных меньшими братьями. Но не было никакой условной нарочитости в этих свободных общениях; не было рабства, но было сотрудничество» [5, 154].

Нередко Иисус был тревожим силами тьмы. И это отмечено даже в Писании. Возникает вопрос, как они были запечатлены, если происходили без свидетелей? Живая Этика сообщает, что Сам Великий Путник поведал об этом. Он не скрывал борьбы, происшедшей около Него. На собственном примере Он приготовлял учеников к постоянной битве.

 

Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.        Н.К. Рерих. Сошествие во ад. 1933 г.        Н.К. Рерих. Искушение Христа. 1933 г.

 

Учитель учил вечности и силе мысли. Он утверждал существование множества миров и направлял мысль к Высшему. Он учил состраданию; учил, что дается по вере, и не мог творить чудес по причине неверия.

В «Криптограммах Востока» среди апокрифов о Христе приводится «Рассказ Марии Магдалины», в котором описывается ее встреча с Учителем, решившая дальнейшую ее судьбу [4, с. 32]. Елена Ивановна Рерих в своих письмах открыто говорит о высокой роли ученицы высокого Наставника. «…”Евангелие от Иоанна” записано было Марией Магдалиной, – свидетельствует Е.И. Рерих, – она одна была высокообразованной ученицей среди последователей Христа. Если бы не Мария Магдалина, вряд ли что дошло бы до нас из подлинных слов Христа» [11, письмо от 13.11.1948].

Приведем еще одно свидетельство Елены Ивановны. «После распятия Христос в своем тонком теле неоднократно появлялся ученикам и в течение одиннадцати лет поучал Марию Магдалину тайнам надземным. Записи Марии Магд[алины] после ее смерти хранились ап[остолом] Иоанном. В гностической литературе можно найти упоминание о “Больших и Малых Вопросах М[арии] Магд[алины]”, об ответах Хр[иста] на них. Но “Большие Вопросы” были утеряны, и сейчас остались лишь отрывки “Малых  Вопросов…”, которые гностики включили отчасти в свое Учение, а также издали их отдельной книжкой, кажется, с позднейшими комментариями.

Также интересен упоминаемый гностиками факт воплощения в Иисуса перед выходом Его на проповедь Величайшего Духа, который дал всё Учение и принял позорную смерть. Это – ИСТИНА.

Христос был Величайшим. Любя Его, мы любим всех Великих Учителей человечества. Он истинный Мессия всех народов и Великий Аватар Вишну в нашей Манвантаре» [11, письмо от 18.11.1948].

Каждое событие в жизни Христа находит свое освещение в Живой Этике. Так, например, Его преображение на горе Фавор явило собою то, чем со временем должны стать люди.

Об Иуде в письмах Е.И. Рерих есть свидетельство, что «Иисус не питал недоверия и враждебности к Иуде, которому даже была доверена казна, но ненависть и злоба Иуды были выношены и принесены им из глубин веков и кульминировали в неслыханное предательство» [11, письмо от 28.06.1948].

О христианском сюжете – Сошествии Иисуса в ад после воскрешения, в книге «Надземное» есть следующее пояснение. «И в тонком мире влияние Его велико, и любит Он спускаться в низшие слои, чтобы прана Его ауры очищала темные сферы. Не думайте, что Ему, даже Ему, легки такие нисхождения. Тем более может служить примером Его целительное прикасание к язвам страданий.

У Нас принято посещать низшие сферы тонкого мира. Уявление сердца может спасти множества» [5, 150].

О воскрешении Христа Е.И. Рерих разъясняет: «Нет лжи в строках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Христа. <…>

Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке, соответствующей тому Миру. После своего распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело Его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнем психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле. Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничтожил или разложил на атомы только свое физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте» [11, письмо от 18.11.1948].

Подвиг космического масштаба дался Христу непросто. В Евангелиях рассказывается, как, незадолго до предательства, Он молился в Гефсиманском саду. «И вышед пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним последовали и ученики Его.

Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился, Говоря: Отче! о, если бы Ты благословил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» [12, Лк. 22: 39–44].

 

Н.К. Рерих. Чаша Христа. 1925 г.        С.Н. Рерих. Пиета. 1960 г.

 

Что передумал, что перестрадал Великий Путник в последнюю ночь, когда за несколько часов превозмог в Себе все судьбы человечества, знает только Он… «Да, Власть есть Жертва! – писала Елена Ивановна Рерих. – И Христос победил мир именно властью своей Жертвы. Если бы не было тогда этой Жертвы, не было бы и Христианства» [10, письмо от 10.11.1948].

«Дух Христа веет через пустыни жизни. Подобно роднику стремится через твердыни скал. Сверкает мириадами Млечного Пути и возносится в стебле каждого цветка» [13, 3 сентября 1921 года].

«Молись Христу, умей найти радость обращения к Творцу» [13, 27 мая 1921 года].

«Ученики должны счастье узнать в Любви Христа» [13, 4 июня 1921 года].

«Разве Христос распятый думал о спасении Своей Души? Даже в малой мере старайтесь уподобиться Ему» [13, 25 июля 1922 года].

Эти и другие, приведенные выше, неповторимые по глубине содержания и духовной наполненности строки из книг Живой Этики, трудов Рерихов свидетельствуют о правоте слов Елены Ивановны, что «…первый Луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа. “Так примем появление Христа как Священный Знак, и пусть люди почитают все Знаки Высокого Пути”» [14, письмо от 28.12.1935].

 

Публикуется по изданию: Газета "Свет Утренней Звезды", №1 (117) от 21 апреля 2020 г.

 

 

                         Литература

1. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 7. М.: МЦР, 2007.

3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, 2000.

4. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1992.

5. Живая Этика. Надземное.

6. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.

7. Булгаков В.Ф. Встречи с художниками. Л.: Художник РСФСР, 1969.

8. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

9. Рерих Н.К. Сердце Азии // Н.К. Рерих. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

10. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 9. М.: МЦР, 2009.

11. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 8. М.: МЦР, 2008.

12. Библия. Чикаго, 1990.

13. Живая Этика. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов.

14. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, 2001.

 

Начало страницы