"Священная флейта" (1950-1960-е)
1955 г.
Холст, темпера. 91,5 x 152,2 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
С.Н. Рерих. Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015.
Вопрос: А картина «Зов»?
С.Н. Рерих: Это из сельской жизни, из серии картин. Мужчина, который там сидит, это пастух, он играет на свирели. Хотя свирель не видна, но если присмотреться, то можно заметить её краешек. Женщина – местная жительница, крестьянка, проходила и услышала этот зов, оглянулась и остановилась послушать свирель. Это картина из большой серии «Вечный зов». Серия эта началась еще с библейской картины, потом эта тема развилась.
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 66–74.
Вопрос: Что представляет собой картина «Священная флейта» [1]?
С.Н. Рерих: Это древняя легенда Индии, связанная с богом Кришной [2]. Бог Кришна или наш Лель. Индусское слово «Лила» и русское «Лель» – синонимы. Его флейту вы можете слышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет всё сущее. На эту тему у меня написана целая серия картин, из которых здесь на выставке вы видите несколько.
[1] Речь идет о представленных на выставке в Москве в I960 г. картинах С.Н. Рериха: «Священная флейта» (1955). Холст, темпера. 91 х 154 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Священная флейта» (1958). Холст, темпера. 91 х 124 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Весна (Священная флейта)» (1953). Холст, темпера. 94 х 155 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
[2] Кришна (санскр.) – в индуизме одна из форм Бога, восьмая аватара Вишну. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в священных книгах индуизма Пуранах («Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстает в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребенка, веселого и беззаботного пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества. В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне.
Индуистский Кришна находит соответствие с древним славянским богом Крышнем, одно из имен которого Лель. От него происходит слово «лилы» – «игры, забавы, красота». «Лилы» также «любовные игры Крышня». Лель старший сын Лады – славянской богини любви и красоты, по поверьям, его свирель можно услышать в Купальскую ночь.
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 88–96.
Вопрос: Объясните картину «Зов».
С.Н. Рерих: Эта картина является тоже отображением жизни Южной Индии. Там сидит пастух, смотрит на горы и играет на флейте. Женщина обернулась, услышав зов.
Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.
«Зов» (1955). Тоже юг Индии. Картина из серии на темы местной жизни. Пастух играет на свирели, и женщина услышала звук этой флейты и остановилась. Пейзаж из мест, где мы живем на юге Индии. Вы видите эти предгорья, которые переходят в голубые горы. Дерево баньян [1]. Оно обтекает черные камни, пускает корни от ветвей своих, и получаются самые фантастические узоры. Декоративные красные листья. Облака ещё розовей – они отражают эту красную землю.
[1] Фикус бенгальский или баньян (лат. Ficus benghalensis; англ. Indian banyan tree) – растение семейства тутовых.
С.Н. Рерих, Н.Д. Спирина. «Музыка освещает нашу жизнь» // Журнал «Восход», № 1 (261), Январь, 2016.
— А восточная музыка Индии — она Вам близка?
— Да, если хотите, она мне близка, конечно, потому что все искусства Индии мне близки как таковые. И конечно, она несомненно и влияла, может быть, на многие темы моих картины.
— Вот это очень интересно.
— Потому что, вот в моей, скажем, серии «Священная флейта», — она основана на чём? На легенде о Кришне и связывает эту легенду Кришны с современной жизнью Индии. То есть идея именно в том, что звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются как бы живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкому прошлому Индии. Как Вы знаете, индийские миниатюры очень часто именно и отражают эти музыкальные moods Индии. (...)
— Картина «Зов»: там музыкальное содержание или символическое? Он играет, глядя вдаль, а она как бы уходит, что-то хочет сказать...
— Она не то чтобы уходит, она обернулась, как Вы помните...
— На музыкальный зов? Или он её зовёт куда-то в лучшую сферу?
— Она именно повернулась, слушая звуки этой флейты. Несомненно, её привлёк звук флейты, музыка. Так что это часть серии «Священная флейта».
— Значит, не только животные слушают, но вот он и её привлёк? Значит, картина тоже имеет музыкальное содержание?
— Да, конечно, эту основу.
— И у Вас ещё такие картины есть?
— У меня — да, у меня их целая серия, такого же содержания.
— Именно что музыка привлекает?
— Да, влияние музыки, музыка привлекает, музыка как бы освещает нашу жизнь.