"Священная флейта" (1950-1960-е)
1968 г.
Холст, темпера. 91,5 x 122,2 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 66–74.
Вопрос: Что представляет собой картина «Священная флейта» [1]?
С.Н. Рерих: Это древняя легенда Индии, связанная с богом Кришной [2]. Бог Кришна или наш Лель. Индусское слово «Лила» и русское «Лель» – синонимы. Его флейту вы можете слышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет всё сущее. На эту тему у меня написана целая серия картин, из которых здесь на выставке вы видите несколько.
[1] Речь идет о представленных на выставке в Москве в I960 г. картинах С.Н. Рериха: «Священная флейта» (1955). Холст, темпера. 91 х 154 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Священная флейта» (1958). Холст, темпера. 91 х 124 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Весна (Священная флейта)» (1953). Холст, темпера. 94 х 155 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
[2] Кришна (санскр.) – в индуизме одна из форм Бога, восьмая аватара Вишну. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в священных книгах индуизма Пуранах («Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстает в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребенка, веселого и беззаботного пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества. В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне.
Индуистский Кришна находит соответствие с древним славянским богом Крышнем, одно из имен которого Лель. От него происходит слово «лилы» – «игры, забавы, красота». «Лилы» также «любовные игры Крышня». Лель старший сын Лады – славянской богини любви и красоты, по поверьям, его свирель можно услышать в Купальскую ночь.
Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.
«Весна» (1953) [1], «Священная флейта» (1955). Картины тоже из жизни пастухов. Это предгорье Восточных Гималаев. Время, когда зацветают все деревья. Тема, связанная с эпосом Индии. Пастух Кришна и звук его флейты связывают всю Индию. Он уводит нас в глубь столетий, в самое начало Индии.
[1] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Весна (Священная флейта)» (1953). Холст, темпера. 94 х 155 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
С.Н. Рерих, Н.Д. Спирина. «Музыка освещает нашу жизнь» // Журнал «Восход», № 1 (261), Январь, 2016.
— А восточная музыка Индии — она Вам близка?
— Да, если хотите, она мне близка, конечно, потому что все искусства Индии мне близки как таковые. И конечно, она несомненно и влияла, может быть, на многие темы моих картины.
— Вот это очень интересно.
— Потому что, вот в моей, скажем, серии «Священная флейта», — она основана на чём? На легенде о Кришне и связывает эту легенду Кришны с современной жизнью Индии. То есть идея именно в том, что звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются как бы живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкому прошлому Индии. Как Вы знаете, индийские миниатюры очень часто именно и отражают эти музыкальные moods Индии.