ruenfrdeit

Когда собираются йоги

1939

Холст, темпера. 94 x 155 см.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

 

С.Н. Рерих. Выступление в Доме кино. Ленинград, 16.06.1960 // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.

Вопрос: Расскажите немного о йогах, если можете.

С.Н. Рерих: Это очень сложный вопрос. Для этой темы нужно очень, очень много лекций. Единственное, что я сейчас смогу вам сказать, это только [то], что в Индии есть пять основных систем йоги, а именно:

1) Хатха-йога, то есть самая низкая йога – йога тела. Она учит контролировать наше тело, чтобы затем достичь более высокого.

2) Следующая – карма-йога, то есть йога работы, действия: через труд, наше отношение к труду мы поднимемся, достигнем высот духовности.

3) [Джнана]-йога. [Джнана] – знание. Это йога познания, то есть достижения духовности через знание.

4) Затем бхакти-йога – йога любви: вы стараетесь достичь духовности через веру, стараетесь разбудить в себе великую любовь, и через неё приходит достижение.

5) И затем последняя, самая высокая йога – раджа-йога, то есть царственная, которая включает все йоги и как бы замыкает весь этот цикл йог.

 

С.Н. Рерих.Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28.05.1960 // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о йогах. Что это такое?

С.Н. Рерих: Йога – это система саморазвития в Индии. ...

Первая – хатха-йога. Она стремится посредством усовершенствования тела к усовершенствованию духа.

Вторая – карма-йога. Она стремится через правильное применение труда возвыситься и обрести совершенство.

Третья – [джнана]-йога. Стремится к самоусовершенствованию через познание.

И четвертая – раджа-йога, [царственная] йога, включающая в себя все йоги.

Есть еще бхакти-йога, то есть йога любви. Человек стремится к самоочищению, улучшению своего «Я» путем любви. И, говорят, это наискорейший, самый действенный путь улучшения человека.

 

С.Н. Рерих.Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.

Вопрос: Какой смысл картины «Йоги»?

С.Н. Рерих: Просто передать сценку. Вот эти йоги, странники, которых вы много можете встретить в Гималаях, часто собираются по вечерам, беседуя о разных предметах, о философии. Один изображен читающим книгу. Мне хотелось передать этот момент. Это место в Гималаях, которое я сам посещал. Уже наступает вечер, поднимаются сапфировые тона. Это спокойствие, когда начинает находить легкий туман, и эти странники, йоги, которые слушают. Я хотел передать не только тишину природы, но тишину их внутреннего мира.

 

С.Н. Рерих.Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.

Вопрос: Поясните содержание картины «Когда сходятся йоги».

С.Н. Рерих: Об этой картине я уже говорил неоднократно. Всё очень просто. Вы видите сошедшихся под вечер йогов. Они обмениваются мнениями, читают книгу. Я старался выразить здесь спокойствие природы и её людей.

 

С.Н. Рерих.Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.

Вопрос: Считаете ли Вы основным для человека приближение к природе? Могут ли примером служить йоги?

С.Н. Рерих: В картине «Йоги» я отобразил сцену, которую вы можете встретить и теперь в Гималаях. То есть, именно это было написано в Западных Гималаях. Я взял типичное нагорье, долинку, вечер, когда часто эти странники сходятся. Тишина, разлита[я] в природе, как бы отражается в людях, которые тоже ищут ключ к жизни и многие из них [его] нашли. Может быть, эту тишину в природе и спокойствие в этих людях я и хотел отобразить.

 

* Йога (санскр. «связь», «единение», «сосредоточение») – философская система Востока, указывающая человеку путь к освобождению духа и обретению связи со своим высшим «Я».

 

 

 

Начало страницы