ruenfrde

Ярослав Мудрый

1942 г.

Холст, темпера. 122,5 х 92 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Кузнецова И.П. Русский век. Богатырская серия / Рерих: Пророчества.

Не однажды Н. Рерих обращается и к образу великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым. Он упоминает правителя в обращении к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке в 1930 году, цитируя слова князя о том, что «книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную». В 1940 году мечтает о постановке исторического кинофильма о Ярославе Мудром: «Вот бы фильму поставить». А в статье «Киев», рассуждая и как ученый-археолог, пишет о былом великолепии древнего города и мудрости его правителя Ярослава. Только разумный водитель, осознавший значение искусства, его действия на народное сознание, мог, по мнению художника, создать такой дивный город, украсив его замечательными памятниками: Золотыми воротами, собором Святой Софии, монастырями Святого Георгия и Святой Ирины.

В картине мастера «Ярослав Мудрый» (1942), являющейся своеобразной иллюстрацией этой статьи, киевский князь изображён за составлением свитка в интерьере палат. Рядом – раскрытая книга. В арочном проеме в золотом сиянии восходящего солнца – белокаменный собор Святой Софии с величественными куполами и крутыми закомарами. Золотисто-сиреневые краски пейзажа получают концентрированное выражение в одежде и фигуре Ярослава. В изобразительной системе полотна использованы приёмы иконописи и монументального искусства. Крупный план, плоскостность, декоративность придают изображённому эпический характер, превращая образ великого князя в художественный символ.

Воин Красоты – Н. Рерих видит в Ярославе Мудром умного, дальновидного политика, способного тонко чувствовать прекрасное и вносить его в окружающую жизнь. «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии... – восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века», – замечает художник.

Написанная в 1941 году, в первый год войны, картина не оставляет сомнений в изначальной уверенности Н.К. Рериха в победе России, словно ориентируя современных и будущих правителей западного и восточного мира на пример политики великого русского князя, основанной на поклонении Знанию и Красоте – Науке и Искусству, во все времена способствовавших процветанию государства.

 

Рерих Н.К. Радость искусству / Собрание сочинений. Книга первая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.

      Верится, что в Киеве жили мудрые богатыри, знавшие искусство.

      "Заложи Ярослав город великый Кыев, у него же града суть Златая Врата. Заложи же и церковь святыя Софья, миторполью и посем церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещенье, посем святаго Георгия монастырь и святыя Ирины. И бе Ярослав любя церковные уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напаяющи вселенную се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи, юже созда сам, украси ю златом и сребром и сосуды церковными. Радовашеся Ярослав видя множество церквей".

      Вот первое яркое известие летописи об искусстве.

      Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их во храм и возрадовался об искусстве. Этот момент для старого искусства памятен.

      Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далек от вопля современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Так было; такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно.

1908

 

Рерих Н.К. Красота-Победительница / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

Сохранились замечательные выдержки из более поздних летописей пятнадцатого и шестнадцатого веков с наставлением о том, что лучшим духовным достижением правителя является покровительство искусству и более того – введение его в собственную жизнь.

Ознакомившись с вышеуказанным, вряд ли кто удивится тому, что в опере «Снегурочка» царь ещё и живописец, украшающий свой дворец. И это не просто мудрое повествование о достоинстве царском, но и выражение искренней веры народа. Если спросите меня, что послужит пропуском для въезда в русское село, вот вам мой совет: въезжайте с песней, и чем приятнее она будет, тем лучше вас встретят. Если потребуют удостоверение личности, покажите рисунок или картину и будьте уверены, что сможете остаться там навсегда. Это защитит и охранит вас.

1923 г.

 

Рерих Н.К. Сокровище дома. Обращение к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке, 1930 / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Книги являются истинными друзьями человечества. Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности. На Востоке, на этом мудром Востоке, книга является наиболее ценным даром и тот, кто дарит книгу, является благородным человеком. В течение пяти лет путешествия по Азии мы видели многие книгохранилища в монастырях, в каждом храме, в каждой разрушенной китайской дозорной башне. Всюду, и явно и тайно, хранятся сокровища замечательных Учений, жизнеописаний, научных трактатов и словарей. Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: “Книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную”. И теперь, когда в пустыне или в горах вы видите одинокого путника, часто в его заплечном мешке найдется и книга. Вы можете отнять у него остальное имущество, но за книгу он будет сражаться, ибо он считает ее истинным сокровищем. Итак, приветствую вас как хранителей истинных сокровищ. Будем собирать и беречь их как благороднейший знак нашего дома.

Нью-Йорк. 1930 г.

 

Рерих Н.К. Огни очага / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.   

Когда Армагеддон гремит,

Когда столько стрел ненависти, разделения, разрушения, разложения пронзают пространство, разве тогда мы не должны беречь каждую искру дружелюбия?

Когда в невежестве поносятся самые высокие понятия, разве не должны мы собрать к очагу духа все священные лампады?

Когда ложь и суеверие пытаются загрязнить все самое чистое, лишь бы увеличить поле хаоса, разве не должны мы в лучших летописях искать свидетельства истинного сотрудничества?

В древнейшей хронике говорится как высшая похвала Киевскому князю Ярославу: "И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, и списаша книгы многы; с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина".

Так мыслила хроника древних. Действительно, одно дело допустить книгу и совершенно другое полюбить книгу в полной преданности к просвещению.

1932 г.

 

Рерих Н.К. Великий Новгород / Из литературного наследия. М., 1974.

Коломцы (откуда Передольский добыл много вещей каменного века), Лядка, Липна, Нередица, Сельцо, Раком (бывший дворец Ярослава), Мигра, Зверинцы, Вяжищи, Радятина, Холопий городок, Соколья Гора, Волотово, Лисичья Гора, Ковалево и многие другие урочища и погосты ждут своего исследователя. (…)

Уже в 1044 году мы имеем летописные сведения о каменном детинце. Юго-западная часть выстроена князем Ярославом, а северо-восточная — его сыном св. Владимиром Ярославичем. Хорошие, культурные князья! От них не могло не остаться каких-либо прекрасных находок.

1 Февраля 1939 г.

 

Рерих Н.К. Встречи / Из литературного наследия. М., 1974.

И еще вам был бы близок "Ярослав Мудрый" /для мозаики/. Если бы появилась опера, посвященная этому строителю Киева – то эта сцена в верхнем тереме очень пригодилась бы. Помните, три дочери Ярослава были королевами Европы. Одна – за королем Франции, другая – за конунгом Скандинавским и третья – за королем Венгрии. Вот как! Летопись отмечает про Ярослава: "Заложи Ярослав град великий Киев, в нем же Золотые Врата"... Вот бы фильму поставить! Имели огромный успех фильмы: "Александр Невский" и "Петр Великий". Киевская Русь тоже могла бы дать отличный сюжет. Палаты были, может быть, получше палат Рогеров в Сицилии. Все это надо знать.

1 Июня 1940 г.

 

Рерих Н.К. Четверть века (07.03.1942) / Из литературного наследия. М., 1974.

Нынче исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы пе­ревидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам. (…)

Разве для чужих? И «Алек­сандр Невский», и «Ярослав», и «Святогор», и «Микула», и «Настасья Микулишна» прошли по Индии и останутся во сла­ву народа русского. И «Сергий Радонежский», и «Древний Новгород» и «Нередица», и «Открываем врата», и «Вестник» — все напомнит о братском народе, о неделимой, дружной великой семье народов. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения.

7 Марта 1942 г.

 

Рерих Н.К. Час Культуры / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Хочется привезти для нашей Академии Наук здешний гербарий и орнитологическое собрание. Удастся ли? Хотелось отвезти русскому народу картины: «Ярослав», «Александр Не­вский», «Открываем врата», «Шамбале Даик», «Снегурочка», «Чаша герою», «Новая земля», «Лао-Тзе», «Армагеддон», «Брамапутра», «Гималаи»... Хотелось, а вышло, что они оста­лись в музеях Индии. Конечно, и здесь действуют во благо, но хотелось их отвезти туда, к своим.

12 Марта 1942 г.

 

Рерих Н.К. Памятки / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996. 

Святослав послал Неру «Русскую историю» Вернадского, а то здесь мало фактических книг. Хочется восполнить один досадный пропуск. Вернадский поминает о Ярославне, королеве француз­ской, но опустил, что две другие дочери Ярослава были замужем — одна за венгерским королем Андреем, а другая за скандинав­ским конунгом Гаральдом. Уж очень значительно такое русское проникновение! «Русская Правда», Киевская София — Неруши­мая Стена всегда останутся памятками о Ярославе. Лучшие мас­тера стекались в Киев. Трудно судить о великолепном строи­тельстве по разбитым осколкам. Но все же каждая весточка яв­ляет ценное нам, русским, напоминание.

20 июля 1942 г.

 

Рерих Н.К. Русскому народу / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Иностранцы гремят о подвигах, о геройстве русского во­инства. Германцы признают, что русская рать подобна гидре — вместо отрубленной головы вырастает новая, сильнейшая. Пора оценить русские сокровища. Пора от древних времен — от Ярославова Киева, от Новгорода, от Сергиевых строи­тельств, от «Слова о Полку Игореве», от «Задонщины» понять величие, красоту, долго непонятую, захороненную. Приспело время русского размаха. В добрый час!

4 января 1943 г.

 

Рерих Н.К. Неблагодарность / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996. 

Очень огорчительно ваше письмо. Вы упрекаете русский народ в неблагодарности и тем самым лишаете его величия. Неблагодарность есть несправедливость, и не будет великим несправедливый. Вы обвиняете русский народ в том, что он забыл Сергия Радонежского, Петра, Ярослава, Александра Второго, декабристов, строителей северных народоправств. И многих, принесших пользу народу русскому.

Вы пеняете, зачем я называю русский народ великим. Но как можете вы во дни величайшего русского подвига сомне­ваться в истинной сущности нашего народа?! Вы судите при­скорбно опрометчиво. Вы говорите о том, чего не знаете, а ведь это уже свойство несправедливости. Не так давно гово­рили о расстреле Туполева и негодовали, а он вовсе не рас­стрелян.

Ведь вы многого не знаете, но должны бы знать, что русская мощь разбила сильнейшую германскую армию. Без здоровья физического и морального такой подвиг не может быть совершен.

Русский народ почтил и Александра Невского, и Суворо­ва, и Кутузова. Патриарх Сергий, наверно, чтит Сергия Ра­донежского. Среди военных и индустриальных трудов народ почитает великих ученых и художников. (…)

Народ русский чтит и Минина, и Пожарского, и Дмитрия Донского, и всех, потрудившихся во благо. Но ведь многое до вас не доходит или еще не дошло. Прочистите уши, промойте глаза и заново осмотритесь.

4 ноября 1943 г.

 

Рерих Н.К. Из переписки / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996. 

Амторг 210, Мэдисон Авеню, Нью-Йорк, 16, Н-Й. Декабрь, 7, 1945 г. Николаю Рериху  Наггар,   Кулу,  Пенджаб,   Индия

 

Дорогой  мистер  Рерих!

Комитет по делам искусств Советского Союза интересуется Вашими картинами, находящимися в настоящее время в коллекции м. Хорша в Нью-Йорке.

Комитет  запрашивает  Вас о возможности  покупки всей коллекции.

Мы будем Вам очень признательны, если Вы выскажете свое мнение по вопросу покупки Ваших картин Комитетом по делам искусств СССР для  советских  музеев.

В  надежде  на  ответ от  Вас

Искренне  Ваш

Начальник  отдела  искусств и  ремесел Амторга  Гусев.

 

Уважаемый гр. Гусев, Ваше письмо от 7 Дек. дошло в наши снежные Гималаи 27-го. Вы уже имеете мою телеграмму, и я могу лишь подтвердить, что решение Художественного Комитета в Москве меня очень тронуло. Мы никогда не порывали отношений с нашей Родиной и там могли знать о моей художественной деятельности. Я всегда мечтал привезти на Родину плоды моей работы, включающей серии картин Гималаев, Монголии и Тибета, а также мои картины, посвященные русскому народу — «Александр Невский», «Святогор», «Настасья Микулична», «Новая Земля», «Партизаны», «Мстислав Удалой», «Ярослав», «Богатыри проснулись», «Победа» и др. Мысленно я видел эти картины как русское достояние.  (…)

Я и моя семья всегда готовы принести наши труды на пользу народного строительства и послужить на Родине.

Январь 1946 г.

 

Рерих Н.К. Югославия / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996. 

Несторовская летопись, говоря о заложении Киева, трога­тельно подчеркивает любовь князя Ярослава к книжной муд­рости. Водитель да любит искусство и знание.

 

 

 

Начало страницы