1909 г.
Темпера.
Местонахождение неизвестно.
Эскиз к пьесе А.М. Ремизова "Трагедия об Иуде, принце Искариотском" (1909) a в трех действиях.
В основу положен апокриф "Сказание об Иуде Предателе", найденный в Воскресенской церкви города Путивля Курской губернии.
Санкт-Петербург. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской
Постановка не осуществлена.
Ремизов А.М. Жерлица дружинная / Николай Константинович Рерих. Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и С.П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916.
УНКРАДА
Что стоишь не веселая – белая береза – сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чем?..
Одну думу думаю и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоем имени – Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая береза, сестра моя родимая! – вся душа замучится и растет тоска, как тьма вечерняя осеннею порой.
Вижу тебя, родина далекая.
Если б Бог тебе послал на долю счастье!
Много по тебе прошло беды, труда и горя. Если б Бог тебя помиловал!
Вижу тебя, родина моя привольная...
«Зимы там долги и темны. Белый снег. Как завеют сильные, свирепые сиверы, наложит зима железные оковы на облаки и пойдет с гвоздем: оковывает воды и землю, накладывает на реки и озера ледяные мосты, скрепляет гвоздем. Зацветут тогда окна морозными цветами, заметет путь перистым снегом, а по воздуху лют летит, нижет на ветви скатный перебранный жемчуг. А придет весна, уснет черный северный ветер, приплывет с юга белый, потихоньку повеет. Встанут звери из спячки. Солнце опустит к нам на двор золотые качели, день и ночь стоит, стелет по лугам красный холст, сеет золотом. А вдоль берега белыми цветами калина светит темную поросль. Не заметишь – лето приспело. Ночи – в терновом огне. Звонкие песни. И вьются хороводы, как хмель. Так ночь до зари. Вот соберется гроза, разломит все небо и ударит проливным дождем, а за пролоем радуга. И поют, шумят луга. Ходит медведь. Колесом пошло солнце под гору, повилась паутина, летит над полями. В красном гарусе кудрявая рябина. Ледовая роса на заре. Это – осень. Унывно, тихо, прозрачно. По небу плывут облаки-лебеди... А лес у нас как расшумится, и уж в бую и в шуму его ничего не слышно, только слышен человечий голос. Это я запою тебе песню, моя родина привольная, о твоей шири и воле, о вольности русской, Русь моя, Россия родимая!»
Что же ты стоишь не веселая – белая береза – сестра моя?
Рерих Н.К. Неотпитая чаша / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, синие, черные с желтым... Любой выбирай. Все нетронуто. Ждет…
Точно неотпитая чаша стоит Русь.
Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.
Русь верит и ждет.
Сменцово, 1916.
Рерих Н.К. Из Монголии / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав. Еще в России были написаны "Знахарка" и "Ункрада" — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан "Св. Пантелеймон Целитель", ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. Три года тому назад был написан "Гуру Чарака" — знаменитый аюрведический врач, о котором в древнейших писаниях Индии упомянуто так значительно. Если две первых картины остались в России, то "Святой Пантелеймон" — в Нью-Йоркском музее, а "Гуру Чарака" — в особом зале музея Бенареса. Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами. "Да процветут пустыни" являлось давнею мечтою, а сейчас удалось вложить свою лепту и в эту чашу, так нужную для человечества.
1 Октября 1936 г.
Пекин
Василькова Н.Ф. Рерих в России. Штрихи к биографии // Восход, 2008, № 10-11 (174-175), Октябрь-ноябрь; 2009, № 1 (177), Январь; № 4 (180), Апрель.
В 1909 году Николай Рерих работает и над эскизами декораций для постановки пьесы "Трагедия об Иуде, принце Искариотском" Алексея Ремизова (1877-1957), русского философа и писателя. К первому акту художник пишет эскиз "Светлой ночью", ко второму — "Иерусалим".
В этом же году по мотивам пьесы была создана и картина "Ункрада". Ункрада — имя одной из героинь пьесы, племянницы царя Искариотского, девушки, мечтающей о родине своей матери-пленницы — о далёком севере. Образ ремизовской Ункрады навеян её монологом: "Что стоишь невесёлая — белая берёза — сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чём?.. Одну думу думаю, и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоём имени — Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая берёза, сестра моя родимая! — вся душа замучится и растёт тоска, как тьма вечерняя осеннею порой. Вижу тебя, родина далёкая".
В роли Ункрады должна была выступать актриса В.Ф. Комиссаржевская, но из-за её смерти в 1910 году постановка не была осуществлена.