ruenfrde

Строят ладьи

"Начало Руси. Славяне" (1897-1902)

1903 г.        

Холст, масло. 106×141,5 см.    

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Картина передаёт мотив древнего славянского поселения. В ней Рерих стремится не только документально передать черты прошедшего, но и живой целостный мир истории, мироощущение далёких предков. Холст «Строят ладьи» изображает работу корабелов на берегу, под стенами древнего города. Картина написана широким свободным мазком в золотисто-охристых тонах. Экспозиция построена по диагональному принципу. Прямая перспектива отсутствует – она как бы выплеснута за пределы холста. Рерих создаёт живую атмосферу строительства, в которой, кажется, слышен стук топоров, падение тёсанных брёвен и голоса мастеров. Кипучая, деятельная атмосфера строительства передана сложным ритмом фигур в белых одеждах. Картина воспринимается как гимн человеческому труду.

Тема строительства становится одной из главных для художника и проходит красной нитью через всё его творчество. Помимо разных вариантов «Ладей» Рерих создаёт ещё десяток картин с близким сюжетом. Впоследствии, в 1920-е и 1930-е гг., тема города будущего неоднократно повторяется в его творчестве. Появляются картины «Звенигород», «Силуэты Города будущего» и «Странник Светлого Града». Вся Россия для художника находится в непрестанном строительстве. «Там, где строят, там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага», – утверждал Николай Рерих.

Живописуя тему праистории, Рериху удается внушить зрителю ощущение первозданности изображаемого им свежего и чистого мира. «Строят ладьи» и другие картины из сюиты «Славяне» – «Город строят», «Славяне на Днепре», «Задумывают одежду», «Собирают дань» – основаны на глубоком знании исторического материала. В них всё этнографически верно, всё определено огромным опытом Н.К. Рериха как археолога, открывателя следов материальной культуры. (roerich-heritage.ru)

 

Рерих Н.К. Грабарь (28.04.1947) / Листы дневника. Том 3 (1942-1947). М.: МЦР, 1996. 

Вот знаю, что где-то в Америке после разгрома в С.Луи исчезли Борисов-Мусатов, Врубель, Репин, В.Маковский и многие – 800 картин пропало, и никто не знает их пристанища. Из моих семидесяти пяти на­шлись в Калифорнии тридцать шесть (там и «Старцы сходятся» и «Ладьи строят»), а остальные неизвестно где, может быть, под чужими именами. Видел же я у антиквара картину Рущица с крупной черной подписью «Рерих» — че­рез ять. В бельгийском журнале в статье о финляндском искусстве была моя картина под именем Халонен.

 

Рерих Н.К. Строение / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

…Каждое создание приносит с собой и сотрудничество. В этом звучном понятии, произнесете ли вы его по-русски, как сотрудничество, или в иностранной форме, как кооперация, заключены живые основы, противостоящие силам разрушения. Там, где есть сотрудничество, там есть и взаимопомощь, там за пределами условных трактатов рождается светлое улучшение жизни.

…Будем радоваться каждому строительству; будем помогать ему на всех путях мира, ибо весь мир нуждается в созидательстве. Каждый строитель уже друг человечества, и мы знаем, как безмерно труден путь каждого строителя. Не затрудним его какими-то недоразумениями, суевериями или пережитками. Эволюция строительства и сердечный язык человечества могут сказать свое решающее благое слово. “Поможем строителям”, – в этой простой готовности будет разрешение множества житейских проблем. Французский земледелец говорит: “Когда постройка идет, все идет!”

[1934]

 

Рерих Н.К. Наран Обо / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

Там, где строят – там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. "Когда постройка идет – все идет".

30 Июня 1935 г.

Наран Обо

 

Глазунов И.С., народный художник СССР, академик РАХ, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества:

«Трудно без волнения говорить о цикле рериховских картин, посвящённых Древней Руси. Лик родной земли, каким предстаёт он на этих картинах, овеян подлинным духом страстной любви к своему Отечеству. Образы наших предков, заставляющие вспомнить ''Слово о полку Игореве'', полны на полотнах Н.К. Рериха подлинной народной поэзии и подлинной исторической правды…»

 

 

Начало страницы