ruenfrde

Странник Светлого Града

1933 г. 

Холст, темпера. 61 x 96,5 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

Рерих Н.К. "Град светлый" / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

…Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.

Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники "Светлого Града". О хождении их повествует Брат Алексей в своих поучениях. "Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий и восемь дорог к ней. А посреди – озеро живой воды. Путь к нему лежит в кругах странников. Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все искания? Хочешь ли вникать в чужие искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил – хочу? Странник, ты принят в наш круг. Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок круга странников – подорожник..."

"Ты, познавший тоску подорожника, – быть на всех путях везде при дороге, но никогда не знать, на пути ли ты, – вот голубую звезду василька даю тебе, пусть она ведет тебя. Голубые звезды васильков цветут на золоте ржаных полей. Но ты, пришедший, какие поля засеял ты? Не проходи мимо полей, тоскующих по любви, засей их золотом свободных устремлений. Возьми колос, в нем ты найдешь зерна для посева. Пусть на каждое зерно, тобой посеянное, вырастет новый Светлый Град, а они все – Один. Бесплодны поля неорошенные... Пусть же алая гвоздика расцветет у тебя на груди. Иди. На пути я встречу тебя".

Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы.

Странники совершали походы и осведомляли о них на своих духовных трапезах. Странники встречались в условном месте и совершали общую трапезу, состоявшую из хлеба, вина и фруктов, под открытым небом.

Разве не чудесно прекрасны такие искания? Разве не знаменательно, что в любом журнале сейчас звучит слово культура? К этой панацее тянутся люди ото всех концов. Вот клич о культуре из Болгарии, вот из Индии, вот из Эстляндии, вот из Буэнос-Айреса... В сердечном стремлении сознают люди, где панацея. (…)

Не будем бояться всех испугавшихся и пойдем мужественно путем собирания всех прекрасных, вечных начал.

Будем помнить о кооперации во всех ее проявлениях. Будем привлекать к общему труду самых разнообразных работников, чтобы не было отрицания и угашения. Ведь каждый в жизни своей может проявлять высшую меру дружелюбия. Каждый сердцем своим знает, где зло, где невежество, и будет тверд в противостоянии злу.

"Все за одного, один за всех" – по этой старой максиме найдем силы неисчерпаемые.

"Не лучше в мире" – истинно так! Трещит мирское строение. Но там, где странники, где каменщики, где создаватели, там сама надежда претворяется в чувствознание. Это знание говорит о неотложности часа. Поспешаем и не убоимся.

 

Рерих Н.К. Огнь претворяющий / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

…Ох эти несущиеся льдинки, острые-преострые, холодно-ломкие, коней пугающие, точно какие-то заледенелые сердца человеческие, которые, и сами разбиваясь в стоне, стараются подсечь твердую поступь всего идущего "дальше" и "выше". Не против ли этих льдинок-сердец сейчас так стремительно обратилось сознание человеческое к огню. Что же противоставить льдине и холоду и миражному потоку, как не огонь, освещающий, согревающий огнь, на котором куется меч светлый! Поиски тепла согревающего, творящие тепловые светочи, которые так выражены в обращении к Великой Матери Мира, оставят светлые зерна и для нашего времени. А за поисками тепла, за обращением к великому женскому сердцу мы опять обратимся и к поискам центра. В сердце восчувствуем, что нельзя более жить окраинами, нельзя более расчленяться, но создавать можно, лишь осознав центр, тот самый центр, тот самый Град Светлый, о котором столько сказано во всевозможных прообразах.

 

Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. 2, § 403.

…Нередко целые построения прежде земного осуществления создавались в Высших Мирах. Можно читать в древних Заветах о Небесных Городах, именно они строятся на различных сферах, и тем создается магнетическое притяжение. Часто люди не подозревают, что их терафимы живут уже в разных образах. Иногда ясновидящие усматривают такие действительные изображения и ошибочно переносят увиденное на земной план, тогда как земное отражение состоится позже. Но одно ощущение несомненно, именно существование таких терафимов, оно укрепляет сознание человека. Может быть, некоторые Города уже существуют и в них живут названные люди? Можно идти в будущее так же уверенно, как бы очертания Города были перед земным взором.

 

Учение Живой Этики. Сердце, п. 253.

…Правы те, кто понимают Армагеддон как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как Магнит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах сужденного. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов.

 

Спирина Н.Д. Твердыня / Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.

 

                                               * * *

Братство, 461

Она – как башня маяка

Над тёмным морем человечьим…

О, как Ты путнику близка,

Как жаждет он заветной встречи!

     И знает он – его там ждут,

     И знанье окрыляет труд,

     И поступь делается крепче.

7.02.1954 г.

 

                                               * * *

Братство, 443

К Себе влечёшь Ты как Магнит

Готовые к слиянью души;

Струна беззвучная звучит

И все препятствия разрушит –

Которые в тебе самом –

Чтоб ты вернулся

                         в Отчий Дом.

4.08 – 21.10.1954 г.

 

                                           * * *

Путей на карте не ищи –

Ты не найдёшь туда пути.

Не спрашивай о нём прохожих.

Но глубже в сердце загляни –

Оно надёжный проводник –

Поверх земного бездорожья

Найдёт дорогу непреложно.

15.05 – 21.10.1954 г.

 

                                             * * *

Незваный не найдёт и не войдёт,

Не опознает сокровенный вход.

Он не поймёт, как истина проста:

Лишь сердца стук в священные Врата

Услышан будет там, где сердце – ключ,

Горящее, звучащее на Луч.

12.09 – 2.11.1954 г.

 

А.М. Шустова. Символ Светлого Града в творчестве Рериха // Журнал «Восход» № 11-12, 2009.

У Н.К. Рериха есть картина «Странник Светлого Града» (1933). Она как раз и отражает идею поиска Высшего Начала, Бога внутри себя. Одинокий путник (пути духа всегда одиноки) подходит к городу, стоящему у подножия гор. Горы здесь – символ духа. Виднеется озеро; вода – символ жизни, опыт которой пришлось испить сполна, ведь только в жизни дух закаляется.

 

Начало страницы