ruenfrde

Пещное действо

1905 г.     

Бумага на картоне, темпера, гуашь, тушь, графитный карандаш.

63 x 49 см.    

Государственная Третьяковская галерея.   

Москва, Россия.

 

Василькова Н.Ф. Николай Рерих и Древняя Русь // Восход, 2006, № 11-12 (151-152), Ноябрь-декабрь; 2007, № 1-2 (153-154) Январь-февраль.

Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — "Сокровище ангелов" (1905) и "Пещное действо" (1907). (…)

В основе картины — библейская легенда, рассказывающая о том, как вавилонский царь Навуходоносор отлил из золота истукана и повелел всем поклоняться ему, тех же, кто не поклонится, — бросить в печь огненную. Трое отроков отказались поклониться истукану, потому что у них есть свой Бог, которому они служат. Узнав об этом, разгневанный царь повелел бросить их в раскалённую печь. Но трое отроков не сгорели и вышли из печи невредимыми. И царь признал их Бога и приказал возвысить отроков, поставив их начальниками над всеми иудеями Вавилона.

 

Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 3: 1907-1909 / Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова. СПб.: Фирма Коста, 2006.

С. Б-в

Пещное действо

18 марта, в воскресенье, в 8 часов вечера, в Большом зале Епархиального дома состоялось "открытое заседание" комиссии по изучению памятников церковной старины города Москвы и Московской епархии, которое почтили своим присутствием их императорские высочества великий князь Димитрий Павлович и великая княжна Мария Павловна, московский губернатор В. Ф. Джунковский, генерал-губернатор С. К. Гершельман, бывший министр народного просвещения В. Г. Глазов… Громадная зала Епархиального дома была переполнена, не было нигде свободного места, публика стояла даже во всех проходах. (…)

Дальше следовало Пещное действо в исполнении полного хора и отдельных солистов синодальных певчих под управлением известного талантливого композитора А. Д. Кастальского, который, на основании старинных крюковых нот, относящихся к Пещному действу, сочинил очень красивую, прелестную музыку; в большей же части Пещное действо оставлено г. Кастальским именно в том виде, в каком оно дошло до нас по крюкам. Самостоятельное творчество г. Кастальского относится к некоторым диалогам "отроков и халдеев". В этой части композитор проявил глубокое понимание древнерусской музыки.

Исполнение Пещного действа было неподражаемо. Слушая восхитительную церковную музыку, мы мысленно переносились в ту интересную эпоху, когда исполнялся названный обряд в Успенском соборе Москвы и в Софийском — в Новгороде.

Сила и мощь синодального хора (до 100 человек), конечно, вполне соответствовала патриаршим московским церковным клирам.

Пение сопровождалось чтением реферата проф. консерватории свящ. В. М. Металлова, вводящего в понимание Действа и музыки. При помощи волшебного фонаря было воспроизведено много световых картин с миниатюр XI-XVII в[еков] и с последней картины Н. К. Рериха — Пещного действа, бывшей на только что закрытой выставке Союза русских художников.

Картины весьма интересны, и всё, вместе взятое, давало превосходное понятие о вышеупомянутом обряде.

Московские ведомости. 1907. 20 марта / 2 апреля. № 65. Вторник. С. 4.

Так же: Известия Императорской Археологической комиссии. Прибавление к выпуску 22-му (Хроника и библиография, вып. 12). СПб. 1907. С. 9-10.

 

 

Начало страницы