1933 г.
Холст, темпера. 64 х 27 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
В картине Н.К. Рерих использовал образец наследия Японии и Китая – китайское скульптурное изображение бодхисаттвы Сканды («защитник учения»). Символика меча многозначна. В данном произведении меч – это не сокрушающее оружие, а вестник мира. Он спокойно лежит на руках воина, сложенных в жесте антали мудра – жесте моления, моления о мире.
Картина написана в 1933 году, в период возвышения Знамени Мира и подготовки подписания Пакта Рериха о защите культурных ценностей. Художник поместил знак Знамени Мира на шлем воина. Напряженность колорита придаёт полотну большую эмоциональность и усиливает его философскую направленность. Рерих создал образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира. (roerich-heritage.ru)
Рерих Н.К. Знамя / Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
…Каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. Лишь в полном осознании условий этой борьбы мы можем воистину радоваться каждой победе Света.
Все знают, что Свет и тьма, о которых говорится, вовсе не отвлеченность. Это не только действительность, но даже очевидность, доступная каждому глазу. Здесь, на земле, в труде и борении, мы видим служителей Света. Здесь же мы усматриваем и злобных, исполненных ненавистью ко всему сущему, слуг тьмы. Здесь, в жизни, мы научаемся приемам шествия Света, а также убеждаемся и в мрачной согласованности темных легионов. Последнее не может огорчать, ибо было бы неуместно огорчаться и тем обессиливаться тогда, когда призваны все полки Светлые. Наоборот, можно всегда радоваться каждому блистанию Света, как молнии, очищающей сгущенные тучи. (…)
Свет побеждает тьму.
15 апреля 1935 г.
Цаган Куре.