ruenfrde

И мы видим

Серия "Sancta" ("Санкта").

1922 г.

Холст, темпера. 71,6 x 101,9 см.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

Серия “Sanсta” (“Санкта”) означает “Святая”, “Священная”.

 

Рерих Н. К. Записные листки. Иконы // Искусство. 1905. № 1.

Спас – радостный, Спас – грозный, Спас печальный, Спас – милостивый, Спас – всемогущий. И все тот же Спас, все тот же лик, спокойный чертами, бездонный красками, великий впечатлениями.

 

Рерих Н.К. Спас / Священный Дозор. Рига, 1992.

Спас – Милостивый, Спас – Кроткий, Спас – Всеведущий, Спас – Всемогущий, Спас – Грозный, Спас – Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.

 

Е.П. Маточкин. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара: ИД «Агни», 2002.

В картине «И узрим» глубина вообще отсутствует. Однако эта абсолютная плоскостность компенсируется духовным видением; кажется, что взгляд иконописного Спаса Нерукотворного пронзает все далёкие дали и все тайники человеческой души. Физической освещённости в картине нет; как в иконах здесь присутствует вечный неземной божественный свет.

 

Спирина Н.Д. Капли.

                   *   *   *

Тебя никто рукой

                              не сотворил,

Себя в Нерукотворном Лике

                              ТЫ открыл,

Чтобы Тебя познав,

                  смогли стремиться мы

К Надземному –

                  поверх земной тюрьмы!

 

В.П. Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. СПб., 1994.

В 1922 году была создана живописная сюита «Sanсta» («Святые»). В неё вошли картины «И мы открываем врат», «И мы не боимся», «И мы видим», «И мы приносим свет», «И мы трудимся». Герои картин – безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

 

П.Ф. Беликов, В.П Князева. Рерих. М.: «Молодая гвардия», 1973.

В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности.

 

Е.П. Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм // Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород: НГХМ, 1994.

В 1922 году Рерих пишет серию «Святые», где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет.

 

Л.В. Короткина. Н.К. Рерих. СПб., 1996.

В 1922 году художник завершил серию картин «Святые», на русскую тему...

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами.

 

 

Начало страницы