ruenfrde

И мы несем свет

 

Серия "Sancta" ("Санкта").

1922 г.

Холст, темпера. 70,4 х 101,1 см.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

Серия “Sanсta” (“Санкта”) означает “Святая”, “Священная”.

 

Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения

В картине "И несём свет" изображена процессия монахов, выходящих из храма в сумерки. В их ладонях трепещут крошечные огоньки. Это пламя является символом света духовного, который несут в мир христианские подвижники. Их словно благословляют Богоматерь с Младенцем на надвратной фреске, заключённой в большом киоте. …

Рерих не делил христианских светоносцев на православных и католиков: святые для него общечеловечны. В каждом полотне серии "Sancta" пространство физическое наполняется пространством духовным, свет физический – светом духовным. Художник убеждает нас в том, что везде в мире существует великая реальность, включающая в себя единство материального и идеального, физического и духовного.

 

Н.Д. Спирина. Священная Сюита.

Прекрасен её [картины] символ. Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все двенадцать Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.

Елена Ивановна Рерих говорит, как «ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» (Письма Е.И. Рерих. Новосибирск, 1992. Т. 1. 18.06.1935) и тем до какой-то степени рассеять окружающую тьму. Также и в «Мире Огненном» говорится о значении принесения Света: «Мрак совершенный не будет уже таким, даже при одной искре Света» (Мир Огненный. I. 193).

В Учении Живой Этики сказано: «Беспросветная тьма! – так восклицает человек, впавший в отчаяние. Свет погас – говорит человек, потерявший надежду» (Аум. 144). Потому так необычайно важно принесение света людям во всех его аспектах. Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Каждый человек ежемгновенно и постоянно творит Свет или тьму, вынося излучения Света или мрака из своего существа и выявляя их в продуктах своего психического или физического творчества. Все люди являются носителями тьмы или света и все неразрывно и постоянно творят, насыщая энергиями Света или тьмы всё окружающее Землю пространство» (Грани Агни Йоги. IX. 1968 г. 395)

Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

 

Н.Д. Спирина. Капли

                     *     *     *

Сейчас ночь темна, но уж близок

                                          желанный рассвет,

Светлее которого не было в мире и нет.

Горят наши свечи, горят наши души огнём,

Стремясь в мир чудесный,

                             который мы издавна ждём.

 

В.П. Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. СПб., 1994.

В 1922 году была создана живописная сюита «Sanсta» («Святые»). В неё вошли картины «И мы открываем врат», «И мы не боимся», «И мы видим», «И мы приносим свет», «И мы трудимся». Герои картин – безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...

 

П.Ф. Беликов, В.П Князева. Рерих. М.: «Молодая гвардия», 1973.

В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности.

 

Е.П. Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм // Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород: НГХМ, 1994.

В 1922 году Рерих пишет серию «Святые», где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет.

 

Л.В. Короткина. Н.К. Рерих. СПб., 1996.

В 1922 году художник завершил серию картин «Святые», на русскую тему...

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами.

 

 

Начало страницы