ruenfrde

Городок

1902 г.

Холст, масло. 74,9 х 160 см.

Частное собрание. США

 

А.А. Савкина. “Славянская симфония” Н. К. Рериха (2021).

...В 1897 г. в письме к В.В. Стасову художник делится планами грандиозного замысла: написать цикл картин, раскрывающих историю Древней Руси. Начало было положено небольшими картинами «Утро богатырства Киевского» (1895) и «Вечер богатырства Киевского» (1896). В черновых записях Н.К. Рериха мы читаем: «Начало Руси совпадает с установлением в ней общего Государственного устройства, взамен господствовавшего до той поры исключительно родового быта. Устройство это возникает на русской почве, но при содействии не русского иноземного рода, по летописи Нестора, варяжского. Так представляется знаменательный исходный пункт русской истории». И этот «исходный пункт» художник планирует показать в «Славянской симфонии», как он её называет в письме к Стасову, создавая картины на «сюжет “Славяне и варяги”».

Весь цикл картин славянской серии не был осуществлён, в 1898 г. умер П.М. Третьяков, одобрявший замысел.

В 1907 году Н.К. Рерих вновь возвращается к своему проекту, развивая тему истории Руси. В письме председателю Комитета по устройству военно-исторического музея Н.Н. Сухотину он предлагает 16 картин для создания музея: «Заморские гости», «Викинг (Из Варяг в Греки)», «Нападение на славянский городок», «Поход Древней Руси», «Поход Владимира на Корсунь», «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, «Строят город», «Победители строят храм (время Ярослава)», «Александр Невский поражает Ярла Биргера», «Строят боевые ладьи», «Подкоп», «Стрельба в цель», «Тревога», «Илья едет от гроба Святогора», «Как перевелись богатыри на Руси», «Поединок».

Если в планах Славянской серии 1897 г. Н.К. Рерих придерживается описания быта славянского посёлка, варяжского войска, то в проекте 1907 г. автор обращается к историческим вехам, вся серия носит более масштабный характер, объединяя реальных лиц и былинных героев. В письме к Н.Н. Сухотину 1908 г. Н.К. Рерих дополняет свой список тремя сюжетами: «Славянский городок», «Ольга перед Искоростенем» и «Сыновья Владимира строят город». Он раскрывает сюжеты, дополняя названия картин комментариями, так, «Славянский городок» представляет собой не пейзаж или жанровую картину, а трагический эпизод русской истории: «Славянский городок. Сборы к защите. Момент необходимый, чтобы показать начало общественности, приведшее к понятию Государственности, когда для самосохранения сходились родичи под защиту земляных валов городка».

Рерих описывает эпизод, следующий за событиями, происходящими в его дипломной картине «Гонец. Восстал род на род».

«Ольга» также лишена созерцательности: «Ольга перед Искоростенем. Справедливый гнев Ольги, не чуждый великому колонизаторскому инстинкту. Пожар города». Наконец, «Строительство города» обобщённо представляет созидательную деятельность русских князей: «Сыновья Владимира строят город. Этот момент Государственной обороны составляет страницу деятельности князя Св. Владимира. Его упорные работы и вехи достижений в пустынных местах инородцев заслуживают отдельной картины».

Н.К. Рерих пишет слово «Государственность» с заглавной буквы. Это также, как и выбор сюжетов, является знаковым. Художник представляет различные аспекты государственности: объединение во имя общей идеи, в данном случае – сохранения жизни, «колонизаторский инстинкт», ведущий к расширению границ государства, и, пожалуй, самое значимое, созидание, строительство не только физическое, но и культурное. В целом, художник предлагает грандиозный замысел, его серия включает в себя как значительные исторические этапы, так и «малые картины», изображающие «боевую древнюю жизнь». В этом письме Н.К. Рерих выражает свою позицию художника и исследователя: «Иметь возможность высказаться по периоду отечественной истории, составившему основной предмет моих археологических исследований и художественных трудов представляет для меня искреннюю радость. Должно стать ясным, что времена начала Руси не есть времена дикие, но сложилось это время особою культурою высокою и со стороны мощи духа, и со стороны художественных красот. Великая культура скандинавская и пышная роскошь Византии и Востока принесла Руси дары свои, наилучшие».

На протяжении всей жизни Н.К. Рерих реализует свой творческий план. Он пишет картины «Сходятся старцы» (1898–1904), «Собирают дань» (1908), «Волокут волоком» (1915), несколько вариантов картин «Заморские гости» и «Идолы». В своём творчестве художник обращается к образам русских князей («Святая Ольга», 1915; «Борис и Глеб», 1942; «Ярослав Мудрый», 1944), былинам и легендам (панно из цикла «Богатырский фриз», 1910; «Василиса Премудрая», 1941). В 1910-е, а позднее в 1920-е, 1930-е и в 1940-е гг. Н.К. Рерих воссоздаёт образы языческой Руси в декорациях и костюмах к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная», создавая и либретто для спектакля.

 

 

Начало страницы