ruenfrde

Египет. Пирамида

1939 г.

Холст, темпера. 61×99 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Произведение играет многообразием песочных тонов – от нежного розоватого, до темного золота, лилового и рыжего тонов – на фоне Сфинса и пирамид. Предрассветное небо вторит пескам всполохами зелени и золота, переходящими в багрянец.

Египетские пирамиды художник увидел во время путешествия из США в Индию, в 1925 году. В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранилась фотография художника со своим сотрудником В. Шибаевым в группе японцев на фоне великого сфинкса и пирамиды. Свои впечатления он описал в книге «Алтай-Гималаи», несколько переставив события:

 

Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи.

Японцы не упускают возможности побывать около пирамид. Эта нация не теряет времени. Надо видеть, как быстрозорко шевелятся их бинокли и как настойчиво насущны их вопросы. Ничего лишнего. Это не вакантный туризм усталой Европы. "Ведь мы же договоримся наконец с Россией", – деловито, без всякой сентиментальности говорит японец. И деловитость пусть будет залогом сотрудничества.

В Каире в мечети сидел мальчик лет семи-восьми и нараспев читал строки Корана. Нельзя было пройти мимо его проникновенного устремления. А в стене той же мечети нагло торчало ядро Наполеона. И тот же завоеватель империи разбил лик великого Сфинкса.

Если обезображен Сфинкс Египта, то Сфинкс Азии сбережен великими пустынями. Богатство сердца Азии сохранено, и час его пришел.

 

 

 

Начало страницы