ruenfrde

Аджанта

1938 г.

Холст, темпера. 86 х 122 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Аджанта – преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра, созданные в период II в. до н.э. – VII в. н.э. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа – чайтья (молельные залы) и вихара (общины буддийских монахов). Всемирно известна настенная роспись пещер – фрески (минеральными красками по сухой штукатурке). Уникальные росписи Аджанты замечательны богатством жизненных наблюдений, смелостью фантазии, красотой композиции, ритма и цвета и по существу дают широкую картину многообразной индийской жизни.

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. I. Цейлон – Гималаи (1923-1924).

…Фатехпур Сикри, Агра – редкие обломки ушедшей культуры. Но стенопись Аджанты уже не прочна.  (…)

Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате – все это говорит о каких-то других временах, теперь уже неприложимых. Существует известие, что уже во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду. Воду, питающую очаг. И колодезь, так же как в библейские времена, остается местом средоточия всего поселения.

 

Рерих Н.К. Обзоры искусства / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

…Многие обзоры искусства придется пересмотреть, предпосылая широкий и доброжелательный взгляд. Не нужно думать, что сказанное относится лишь к русскому искусству, и в других обзорах часто можно найти тот же недостаток. В последнем номере чикагского журнала "Юнити" доктор Кезинс справедливо отчитал американского писателя Ван-Луна за его пристрастное суждение об искусстве Индии. На пространстве более полутысячи страниц всего две из них уделены искусству всей Индии и притом с самыми невежественными замечаниями. Оставлены без внимания такие незабываемые творения Индии, как фрески Аджанты, сказочное величие Эллоры или Элефанты, фееричность Гольта-пасса, красота Амбера, Агры, суровый грандиоз Читора и Гвалиора, все эллинистические и персидские влияния – всего не перечесть. Только небрежная рука высокомерного осудителя могла забросить многовековое искусство в небрежении. Поистине, "распространение неверных сведений есть особо вредное невежество".

7 Декабря 1939 г.

"Литературные записки", Рига, 1940

 

Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

…В период войны и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства непостижима Религия. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук – универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны. Представим же себе те блаженные времена, когда создавались величественные фрески Аджанты. Во время войны давайте подумаем о будущих днях мира, утвержденных созиданием, трудом и красотой.

[1940 г.]

 

Рерих Н.К. Лик Индии / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказы­вается в ее нерешимых противоположностях, тех крайно­стях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с россий­скими равнинами и возможностями. Путешественники заме­чают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси, как дома, и русские в Индии тоже. Недаром, подобно Тверитянину пятнадцатого века, говорилось: «От всех бед уйдем в Ин­дию». Замечателен исторический факт появления Долгоруко­го при дворе Акбара и его особое значение. (…)

Один лик Индии, доступный спешащим путешествен­никам, явит базары, караваны и насыщенную уличную жизнь, в которых, как справедливо заметил еще недавно один русский проезжий, можно видеть подлинный античный мир Сирии и Месопотамии. Но за этим пестрым ликом вы­двигается и другой – лик великий, выросший на пещерах Элефанты, Аджанты, Эллоры. О нем же скажут и буддий­ские реликвии, и Сарнат, и Бодхигая, и цейлонская Анурадхапура, и Канди, и множество других памятников, которые удостоверяют, какая мощная энергия была заложе­на около них.

 

Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.

 

         Скалы

Скалы, громадные братья!

Учите людей молчанью.

Торжественность вам знакома,

Хранители древних тайн.

 

Века для вас, как минуты,

Проходят грядою стройной;

События дней минуют

Величие ваших стен.

 

Людские страсти и горе,

Как волны реки бурливой,

О ваши твердыни бьются,

Откатываясь назад.

 

А вы, огромные братья,

Над всем суетливым миром

Стоите неколебимо,

Храня в глубине громад

 

Ваш медленный и глубокий,

Загадочный ритм жизни,

Дыханье тысячелетий

В массивы свои вобрав.

 

А люди, устав от пыли

И шума ненужной жизни,

Придут к вам узнать молчанье,

Заимствовать простоту

 

И ту непоколебимость,

Которая вам знакома,

Немые древние братья,

Хранители вечных тайн!

 

5.08.1951 г.

 

 

 

 

Начало страницы