Восприимчивость – духовно-познавательное качество человека, означающее способность улавливания из объективного и субъективного пространства1 и запечатления в своей психике на сознательном и глубинном подсознательном уровне2 знаний в широком смысле (информации, ощущений, видений, знаков и т.д.). Восприимчивость предполагает принятие психикой (сознанием)3 человека поступивших знаний-впечатлений, а значит, выработки ответной реакции на них как на глубинно-внутреннем, под-(сверх-)сознательном уровне, так и на сознательном – образном, рациональном, поведенческом и т.п. Эта реакция – очень индивидуальна у разных людей, далеко не у всех она будет иметь яркое внешнее выражение; за видимым спокойствием и невозмутимостью могут скрываться сильные духовно-психические переживания.
Психика человека настолько сложна, что многие глубинные духовно-психические знания-впечатления могут долгое время оставаться на этом под-(сверх-)сознательном уровне, и реакция на них может быть в силу разных (в т.ч. кармических) причин отложена до определенного срока или состояния готовности психики.
Невосприимчивость можно выделить двух родов: во-первых, человек вообще не способен к улавливанию определённых поступающих знаний-впечатлений, поскольку не имеет для этого развитых способностей (свойств) своего микрокосма (подобно тому, как с помощью приёмника, не имеющего радиоблоков для работы с FM-диапазоном, невозможно послушать соответствующие передачи);
во-вторых, на глубинном уровне человек может воспринять (уловить и запечатлеть) поступившие знания-впечатления, однако из-за существующего разрыва в пластах собственного сознания и их малоразвитости, эти впечатления не вызывают соответствующей ответной реакции как внутри него самого, так и тем более вовне (подобно тому, как бросить камушек в воду – будет реакция в виде кругов на воде, и бросить на землю – не будет изменений в окружающем пространстве, только камушков станет больше).
В Учении Живой Этики придаётся очень большое значение качеству восприимчивости. Человек, по своему предназначению, – существо воспринимающее и творящее. Другими словами, он, с одной стороны, открыт к восприятию и познанию, с другой стороны, на основе накопленных знаний и опыта способен к преобразованию и творчеству – то есть созданию новых форм из космической духо-материи во всех её состояниях4. «Дух, воспринимающий и претворяющий – так должен мыслить человек. Только человеческое соприкасание дает формы Космосу»5. «Человек утверждается как восприемник пространственных огней…»6
Восприимчивость отражает многоуровневый процесс энерго-информационного обмена, в котором человек объективно существует постоянно, и вне которого существовать не может. Исследователи выделяют три основных уровня процесса энергообмена: горизонтальный – «обмен со всем и всеми, находящимися на поверхности планеты»7, вертикальный – с физическим миром Космоса (планеты, звёзды и т.п.), и глубинный уровень – «обмен с мирами иных измерений и иных состояний материи, элементы которых также заложены в человеке»8. Благодаря многомерной восприимчивости, обогащается микрокосм человека, увеличиваются его возможности, и он оказывается вовлечен в бесконечный процесс преображения и духовно-психического роста.
Неотъемлемым этапом развития человеческого микрокосма является расширение его многомерной способности восприимчивости, а значит и сознания в целом. Общекосмический поток Эволюции, согласно философии Живой Этики, имеет направленность к утончению всех форм жизни: «Вся эволюция зиждется на утончении»9. Поэтому в человеке развиваемая «чуткость восприимчивости способствует эволюции, а инертный дух тормозит»10.
О многомерности человеческих восприятий Е.И. Рерих поясняла: «…В течение своей земной жизни умственно развитой человек живет и действует на трех планах11 и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но в силу тонкости тех вибраций восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы. …Кроме того, не знаем ли мы о Чаше накоплений, которая при каждом воплощении проявляется лишь частично»12. Так, человек в земном теле уже способен участвовать в жизни Надземных Миров – в соответствии с уровнем его развития и жизненными задачами текущего воплощения.
Конечно, различие способности восприимчивости у разных людей отличается колоссально. Вспомним поучительную буддийское сравнение, которое приводит в своих письмах Е.И. Рерих: «Трудно жить в земной обстановке людям с утонченными чувствами, но зато им доступны такие взлеты и восторги духа, которые и во сне не снились земным обывателям. Очень люблю сопоставление, часто приводимое в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, опускаясь на ладонь человека, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый, невежественный человек, глаз – утонченный мудрец»13.
От степени восприимчивости, то есть утонченности сознания, человека зависит и его миропонимание, и его отношение к людям, и его творческая деятельность. Чем тоньше и чутче человек, тем богаче и многообразнее, красивее и гармоничнее формы, порождаемые им. «Творчество духа зависит от чуткости восприимчивости»14. Скажем, узкий специалист имеет свой диапазон восприятия и понимания, тогда как синтетически мыслящий человек (например, ученый-энциклопедист) глубоко восприимчив к разным областям знания, проницателен и имеет высокую степень самообучаемости.
Наивысшую степень восприимчивости мы имеем в просветлённых духом подвижниках. Вспомним уникальный опыт Сергия Радонежского, когда Он имел огненное видение Богоматери, и какое поражающее впечатление произвело оно и на самого Преподобного, и на его ученика, упавшего без памяти. Также и в жизни других святых людей мы находим замечательные видения и проникновения в тонкие сферы бытия. Обратите внимание на картины Н.К. Рериха «Зороастр», «Пророк Мухаммед на горе Хира», «Моисей-водитель», где духовные подвижники показаны в удивительных процессах приобщения к иным, огненным сферам жизни. Благодаря их героической самоотверженности, духовной прозорливости и мужеству, они получали высшие восприятия и несли людям новые знания, новый духовный опыт и приобщение к более тонким космическим энергиям. В этом смысле показательна картина «Зороастр», где из чаши Святого живой Огонь изливается вниз, в долины – мир земных людей. «Духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце, – подчёркивается в Живой Этике. – …Тонкое восприятие считалось в древности знамением Высших Сил. Духовно прозревшему дано чувство объединения двух миров»15. Именно поэтому в Учении отмечается, что духовно утончённые, дальнозоркие люди, способные к высоким восприятиям, составляют подлинное сокровище государства и должны быть заботливо оберегаемы ради продвижения и совершенствования человеческого общества.
Уникальный опыт пережила в своей жизни Елена Ивановна Рерих, прошедшая через сложнейший и опаснейший йогический опыт восприятия и приобщения к огненным энергиям. Она оставила нам подробные Записи своего пути, на основе которых было составлено Учение Живой Этики – провозвестие Новой Эпохи в жизни человечества. Елена Ивановна открыла людям новые пути эволюции и духовного продвижения, к осмыслению которых еще только подходит современное человечество. Признавая её самоотверженный подвиг Служения человечеству, Великие Учителя назвали её Матерью Агни Йоги.
Близкие понятия: духоразумение, чувствознание, дальнозоркость духа, чуткость, утончённость, прозорливость, находчивость, сообразительность, внимательность, открытость и подвижность сознания, устремлённость, распознавание, спокойствие.
Противоположные понятия: догматичность, стереотипность, ограниченность, неподвижность мышления, тупость, грубость, нетерпимость, равнодушие.
Значение и необходимость восприимчивости
Значение и необходимость восприимчивости
Бесп-2, 487. Действие магнита на расстоянии обусловлено восприимчивостью, потому так важна чуткость духа. Конечно, сильный магнит может преодолеть инертность, но потеря силы велика. Потому чуткость восприимчивости способствует эволюции, а инертный дух тормозит. При чуткости восприятия сила магнита может действовать на громадное расстояние.
Бесп-2, 489. Могущественный Магнит действует на планету, потому токи особенно напряжены сейчас. Явление это повлечет сильный рост, но многое слабое перегорит. Сильный Магнит утвердит будущее.
Когда Мы призываем к проявлению чуткой восприимчивости, тогда необходимость велика. Человечество должно понять, что Не Можем шевелить камни. Сознание людей должно явить чуткость.
ЛСМ-Зов, 1.02.1923. Мир един созвучием духа.
Чудо восприятия свойственно всем разумным существам.
…Ночью – луна, днем – солнце.
И даже глупый располагает жизнь по этим светилам.
Необъятен мир, бесчисленны света краски.
Погруженный в созвучие дух поет песнь всех сердец.
Потому радуйтесь, если можете чувствовать.
Лишен воздействия спящий дух.
Бесп-2, 849. Человек утверждается как восприемник пространственных огней…
Бесп-2, 709. Дух, воспринимающий и претворяющий – так должен мыслить человек. Потому каждая волна космических энергий имеет свои предназначения.
Бесп-2, 710. Эти сокровенные волны устремляются к духу, который чутко воспринимает. Творчество духа зависит от чуткости восприимчивости.
Бесп-2, 770. Самое тонкое сознание имеет самую лучшую восприимчивость.
Бесп-1, 56. Путь эволюции не может идти уплотнением, лишь тонкое понимание и тонкость восприятия Беспредельности дадут человечеству путь.
Бесп-2, 774. Матерь Агни Йоги передает человечеству высшую восприимчивость. Вся эволюция зиждется на утончении.
Бесп-1, 40. Сказал давно: «В законченности смерть!» Только в непрерывности действия можно двигаться в направлении красоты. Даже в состоянии Пралайи сущность материи продолжает двигаться. Невозможно себе представить точку космической задержки. …Нет того замирания, о котором мечтают люди. …Когда люди думают об экономии своих восприятий, тогда Мы можем сказать: «Двигайтесь, двигайтесь, двигайтесь, чем скорее, тем лучше». Скорость восприятий приблизит воздействия. Притяжение неминуемо там, где все силы напряжены. Закон един во всем Космосе. (…)
Неубоявшийся стать соучастником вечного, беспредельного движения, истинно, может принять образ воина. Готовность и срочность ритма ринут его в сияние Космоса.
ЗнАЙ, 665. В тонкости восприятия заключается понимание Учителя. В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено все продвижение ученика. Творчество духа может только устремиться, когда мысль возносится. И цепь между Учителем и учеником состоит из духовных устремлений. Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель? Только высшее может продвинуть низшее. Без этого понимания не продвинуться. Так заключим тонкостью восприятия.
Бесп-1, 317. Владыки нуждались в восприимчивых сотрудниках и свидетелях, потому все жизненные проявления должны иметь свидетелей, только так можно творить Истину.
ЗнАЙ, 21. Называя Наших послов шарлатанами, люди выдают им свое свидетельство о необычности. Ведь ласки низших животных бывают очень грубы. А грубость последышей уходящей расы превысила даже средневековье! Не столько подлость, сколько грубость восприятий делает массу человечества непригодным материалом. Именно, грубость создает легкомыслие и за ним предательство.
Потому определим клевету как факелы дикарей, но в ночных переходах всякий огонь полезен.
МО-3, 148. …Знали мудрецы старины, ибо тонкое восприятие считалось в древности знамением Высших Сил. Духовно прозревшему дано чувство объединения двух миров.
ПЕИР 19.08.1937. Трудно жить в земной обстановке людям с утонченными чувствами, но зато им доступны такие взлеты и восторги духа, которые и во сне не снились земным обывателям. Очень люблю сопоставление, часто приводимое в буддийских писаниях: «Пушинка шерсти, опускаясь на ладонь человека, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет боль. Ладонь – это грубый, невежественный человек, глаз – утонченный мудрец».
Надземное, 121. Урусвати знает, насколько неуклонно Мы внушаем человечеству предсужденные ему открытия, – вспомним воздухоплавание. После летучих кораблей Атлантиды, казалось бы, что такое завоевание воздуха надолго прервалось, но мысль о полетах не должна была исчезнуть. Появились многие сказания о воздушных кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах. (…)
Не забываем напоминать людям о тех стучащихся к ним возможностях, которые могут ускорить эволюцию.
Не забудем, что современные вычисления очень несовершенны, ибо в них забыты некоторые факторы. По сей день не принимается в расчет всеначальная энергия и многие токи сильнейших химических сочетаний. Ученые нечасто внимают Нашим советам. Можно видеть, что многие открытия произошли как бы вследствие каких-то случайностей, – не было ли в них шепота из Башни Чунг?
Часто Мы принуждены дать указание не специалисту, но восприимчивому труженику других областей. Жены и сестры изобретателей могут сказать, как нередко они, по чувствознанию, направляли сужденное открытие.
Неутомимо будем твердить о неотложных нуждах человечества.
Надземное, 521. Давно сказано о расширении сознания, но и это понятие толкуется превратно. Нередко полагают, что расширение сознания заключается в допущении всего, но тогда сознание обратилось бы в постоялый двор! Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить.
Бесп-1, 62. Мир формы неограничен, и развитое восприятие и воображение могут прибавить к существующему Бытию многообразные проявления. Если поймем всю восходящую дугу по всем направлениям пространства, то можем достичь понимания дальних миров. Почему не обогатить жизнь принятием в сознание, что дух имеет, кроме земного убежища, сокровища, куда устремиться? Отвергающие жизнь на дальних мирах лишают себя своих явленных благ. (…)
Почему Космос ограничивать одною Землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку? Пойдем по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. Дух знает, что нужно углублять творчество и следствия следующей стадии.
Посмотрим с дальних миров на нашу планету – тесно, вопиет дух человеческий на коре! Взглянем с нашей планеты на дальние миры – простор Беспредельности, ликует дух!
Примите углубленные и уготованные, сокровенные пути!
Надземное, 860. Лишь огненный магнит сердца, воспламененный высоким мышлением и устремлением, привлечет высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия.
Как повысить восприимчивость
Община, 159. Люди …не отдают себе отчета в качестве употребляемой воды, хотя и привыкли лечиться водами. Для охранения люди придумали употреблять кипяченую воду, забывая, что некоторые водные организмы жить в кипяченой воде не могут. Правда, многие микробы погибают при кипячении, но зато при охлаждении именно кипяченая вода принимает наибольшее количество мертвых частиц атмосферы.
Если хотите понизить мозговую восприимчивость, пейте долго стоявшую, холодную, кипячёную воду, – она сообщает организму вялую затхлость.
Учим употреблять кипяченую воду лишь в свежем, очень горячем состоянии.
Мы пользуемся родниками, допуская для очищения квасцы или пемзу. Туф, который имеется около гейзеров, также полезен для очистки воды. Чистая вода не только утоляет жажду, но и озонирует всю атмосферу.
Раны лечим погружением в чистую воду. Свет и вода – Наши лекарства. Усилия Наши направлены на простейшие средства.
ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. 9, 10. …Освежите восприятие глотком трезвой воды.
ЗнАЙ, 448. В темноте йог помещает над теменем ученика сильный магнит или осколок тела дальних миров и спрашивает: «Что чувствуешь?» Обычно первый ответ отрицательный: «Не чувствую ничего». Йог говорит: «Неправда, не может быть такого состояния бодрствования, чтобы человек был бесчувственным». Ученик настаивает: «Ничего не чувствую». – «Неправда, только боишься высказать ощущаемое и видимое». После долгого молчания ученик говорит: «Может быть, что чувствую холод и как бы мелькание звезд».
Отчего люди говорят «как бы» и «может быть», если они видят и ощущают? Лишь в прямых утверждениях вырастает психическая энергия. Так можно повышать свою восприимчивость, ибо постоянно над нами магнитные токи и сияние указаний цветов пространства.
МО-1, 570. …В школах следует изощрять принятие чужих мыслей. Люди настолько не умеют слушать и понимать читаемое, что особые часы должны быть уделены на проверку слышанного. Как можно ожидать, чтобы огненная энергия была замечена, если не обращено внимание даже на громкое слово? Мы уже не раз поминали о развитии и способности сознательного неслышания и невидения, это совершенно иное, ибо в обычном состоянии мы должны быть очень восприимчивы.
Братство, 469. О молодежи необходимо условиться каждому, кто избрал братский путь. Нужно, чтобы этот неиссякаемый источник постоянно укреплял силы в обоюдности. Не будем думать, что только от известного возраста молодежь становится восприимчивой. Нередко память просыпается весьма рано и удивляет, насколько ярко работает мысль в самом раннем возрасте.
Братство, 48. Часто указывается постоянная настороженность, но как редко она понимается! Обычно люди будут требовать ее от окружающих, но не станут искать ее в себе. Между тем, прежде всего нужно настроить свой инструмент. Только тогда получится восприимчивость. Можно ли надеяться на сотрудничество и на Братство без восприимчивости? Самые уявленные советы преломятся о броню отрицания.
Будет время, когда врачи найдут, какие условия наиболее благотворны для воздействия психической энергии. Нельзя воображать, что психическая энергия может одинаково действовать при всех условиях. Если существуют люди, на которых не действуют самые сильные яды, то и психическая энергия будет восприниматься различно. Если не будет развита восприимчивость, то человек теряет самый ценный аппарат. Но для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным.
"Искры Света". 17.10.1947. Чуткость и восприимчивость не должны переходить в пассивность, при которой человек постоянно находится под сознательным или несознательным внушением окружающих, поэтому нужно настроить себя активно и быть всё время настороже; каждую мысль пропускать через своё сознание, а не действовать автоматически, т.е. не жить рефлексами.
Человек пассивный подобен флюгеру. При чуткости пассивный человек будет сведён окружающими «на нет».
Гр.А.Й. 1953 г. 179. Напряжение микрокосма усиливает напряжение лучей и прозорливость восприятий. Напряжение само по себе есть уже известное состояние огненности, когда сущность начинает светиться. Надо приветствовать напряжение как путь светоносный. Надо утвердить напряжение как форму выражения жизни сознания. Напряжение – это путь к овладению огнями. Не избегать его, но усиливать надо, но не нарушая спокойствия. Именно требуется спокойствие напряжения, или напряжение спокойствия, то есть крайняя напряженность при условии полного спокойствия и равновесия.
Гр.А.Й. 1953 г. 387. Луч – это могучая трансмутирующая сила. Сознательное приятие Луча подобно окну, открываемому навстречу утреннему Солнцу. У многих прикоснувшихся окна души все ещё закрыты наглухо и занавеси задернуты. Луч Владыки есть сноп Света, несущий Его Образ. Как губка впитывает воду, так сознание, сознательно открытое Лучу, воспринимает сущность его вибраций. …Чем более очищен организм и его оболочки, тем легче воспринимается Луч. Но необходимейшее условие – это состояние полного спокойствия и равновесия. Тогда восприятие Лучей идёт полномерно. Лучам Света порадуемся.
Гр.А.Й. 1953 г. 490. Острота восприятия связана с силой огней. Обострить восприятие – значит усилить огни и дать им большее напряжение. Сосредоточение и есть напряжение. Углубляя и напрягая его, силу огней увеличиваем. Так же и провод начинает звучать при сосредоточении напряженном. Надо отличать напряжение от усиленной суетливой разбросанности сознания. Основой сосредоточения является усиленное углубленное спокойствие, основой суетливости – беспокойство. Дать напряжение спокойствия надо умеючи. Нагнетение ровно и сильно горящего пламени возрастает в напряжении своем. Второе условие обострения восприятия – это яркость и образность контакта, изолированного от воздействий явлений среды окружающей. Плат изолирующий из тонкой материи психической энергии защищает от внешних воздействий. Его реальность и силу можно довести до степени видимости. Умение защищать себя коконом изолирующим, окутывая им сферу своего микрокосма, зависит от практики и опыта. Архат строителю, художнику или скульптору подобен. Только вместо обычного материала или глины ему служит пластический материал невидимой материи, из которой он может творить образы и формы, видимые на Тонком Плане и мощно влияющие как на его собственное, так и на другое сознание. Работа на Тонком Плане имеет дело с этой тонкой субстанцией, из которой творятся образы мысли. Если представить перед собою цветок, дерево, животное, горы или вообще какую-нибудь картину в третьем глазе, то материей, из которой она создается и формы которой явно видимы нашим внутренним зрением, и будет эта пластическая субстанция мысли, из которой легко и свободно, а главное, сознательно можно творить все, что угодно. Этот незримый, но явный материал и энергия, его оформляющая, находятся в полном законном распоряжении человека. Значит: имеется субстанция – материал, подвижный, пластический, из которого создается форма, и – энергия, её создающая, и воля, эту энергию направляющая, сосредоточивающая и коагулирующая. Огненной воле яро подвластны сферы уявления психической энергии. То, с чем люди бессознательно имеют дело, не отдавая себе отчета ни в сущности, ни в значении процесса, для Архата является орудиями и рабочими инструментами его творчества.
Гр.А.Й. 1953 г. 355. Связь духом и в духе. …Законы магнитного притяжения действуют точно. Но сознание в фокусе притяжения надо уметь удержать. Луч на сознание, обращенное ко Мне, действует особенно мощно. Я Устремляю Луч, устремлением же воспринимаемый. Взаимоустремление обоюдное, любовью называемое. Потому Говорим: по нити любви, или нити сердца, идёт животворный обмен искр, или Света. (…) Я Насыщаю сознание мыслью Моей по степени его способности воспринять и, преломив, претворить. Потому нет двух одинаковых каналов передачи и света самоисходящего. Есть близкие, схожие, но одинаковых нет. И чем ярче Индивидуальность, тем своеобразнее преломление Лучей Моих в гранях сознания. Ценим самоцветы, преломляющие и отражающие Лучи своими цветами и своими гранями. Однообразие и повторение были бы смертью духа. Потому ассимиляция индивидуальна и преломление сознанием Лучей посылаемых ценится особо. Именно не искажение, но преломление. Исказителей много и тушителей Света, но приемников плодоносных так несказанно мало. Поверх всего Ценим лучи самоисходящие. Мне радость видеть Свет претворенный, в мир излучаемый избранными Моими. Мой Луч с ними, Моя Рука с ними, Мой щит поднят на защиту их, Свет Мой принявших и усвоивших сердцем. Приемниками пространственного огня Зовем их, свет Земле приносящих. …Я, стоящий над тремя, сознание магнитом Духа Моего над сферами трех Поднимаю. И мысль Моя плодоносно запечатлевается на экране сознания, пронизывая замолкшие на время оболочки трех низших и подчинившихся проводников духа. Сын Мой, в Свете Моем увидишь и найдешь беспредельный путь познавания. К чему книги, если становится доступен бездонный океан Космического Знания. Потому забота не о книгах, но об аппарате познающем. Не взять с собой в пространство печатных листов, но если дан ключ от врат Знания, к чему тогда книги?
Братство, 381. При изучении передачи мысли обычно допускают ошибку, ведущую к разочарованию. Немедленно пытаются передать мысль определенному лицу в определенный час. Между тем, предварительно нужно испытать свою восприимчивость, независимо от определенного лица. Следует научиться распознаванию, которая мысль является извне и которая зародилась внутри. Такое распознавание знакомо каждому, кто прислушивался к процессу мышления.
Такие упражнения над самим собою утончают внимательность.
Надземное, 521. Урусвати знает, насколько утонченны надземные энергии. Даже мощные токи могут быть прерываемы земными воздействиями. Люди трудно воспринимают такие проявления, но вы сами испытали, как земные движения могут пресекать врачебные токи.
Мысли, посылаемые Нами, могут легко быть прерываемы любым людским шумом. Дальние посылки легко вытесняются земными соображениями. Все это означает, что в орбите Земли все притяжения действуют по закону земному. Нужно понять, что для восприятия Наших волн нужно обострить организм прежде всего мысленным утончением. Давно сказано о расширении сознания, но и это понятие толкуется превратно. Нередко полагают, что расширение сознания заключается в допущении всего, но тогда сознание обратилось бы в постоялый двор! Истинное расширение сознания увеличивает восприимчивость и распознавание. Только мышление может способствовать такому очищению, и для общения с Нами нужно уметь мыслить.
Не умеющий мыслить попадает в лес противоречий, вместо того, чтобы найти обобщающий смысл. Только большой неутомимостью можно вырваться за пределы земных притяжений. Только свободная воля может вывести к широкому пониманию особенностей надземных. (…)
Вы знаете людей, которые не могут мыслить о Надземном. Психиатры должны бы изучить таких однобоких индивидуумов, у них некоторые мозговые центры не действуют. Для развития воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний.Правильное развитие воображения спасет от страха.
Житейские мудрецы скажут вам обратное, по их мнению, воображение есть иллюзия и должно быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Нус позволял признавать Надземный Мир.
Мыслитель чтил разум как путь к Надземному.
Надземное, 860. Урусвати знает сущность расширения сознания. Около этого понятия особенно много недоумений и непонимания. Неопытные исследователи полагают, что такое расширение происходит извне, и счастливый получатель лишь с признательностью принимает высший дар. Такие испытатели забывают закон свободной воли. Они будут огорчены, если узнают, что расширение сознания происходит не извне, но изнутри.
Лишь огненный магнит сердца, воспламененный высоким мышлением и устремлением, привлечет высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия. Люди не оценивают магнит сердца и тем умаляют свое значение.
Невозможно предположить, что Высшие Силы будут насиловать свободную волю. Наоборот, красота в том, что человек оказывается зачинателем своего восхождения, но сотрудничество проявится в зависимости от силы и чистоты мышления. Так, человек сам подготавливает свое положение в Надземном Мире.
Гр.А.Й. 1954 г. 129. Мысль, устремленная в пространство, нарастает, подобно снежному кому, привлекая к себе из него созвучные ей элементы. И сознание, сосредоточенное на посланной мысли, может запечатлевать на экране своем этот процесс ее роста. Таким образом можно обогатить сокровищницу свою новыми нахождениями и принести пространственный дар людям, записывая притягиваемые мысли. Так устанавливается и так действует провод пространственный, находящийся всегда в руках знающего. Сам по себе процесс не труден, но требует твердого сосредоточенного напряжения внимания. Конечно, сперва нужно установить провод одиночный с Учителем избранным, и лишь утвердившись на Нем, можно приступить к использованию провода пространственного. И, конечно, надо быть в Луче, ибо при пространственных попытках нужна охрана сознания в избранном канале. Ведь пространство содержит в себе все от верху до низу, все слои, добро и зло, хорошее и плохое. Потому необходимо твердо определить линию получения, не отклоняясь от нее. Сумасшествие и многие явления так называемых нервных заболеваний или психического неуравновесия вызваны неумелым вторжением в дисгармоничные сферы пространства. Нужен контроль воли и Рука Учителя. Медиумы тоже погружаются, но нет большего несчастья, нежели медиумистичность природы, лишенной охраны воли. Все зло, проявленное на Земле и непроявленное, сосредоточено в пространстве. Отсюда опасность пространственного провода без охраняющей Руки Учителя. Много мрачных страниц в истории человечества, обязанных происхождением своим темному контакту с пространственными залежами сгущенной тьмы. Но смелый исследователь, имея Учителя, может безбоязненно проникать в чистые сферы пространственной мысли, не опасаясь пространственной заразы. Все, что когда-либо было порождено человеческим духом, зафиксировано там в виде явных кристаллических отложений. И процесс проникновения в них сознания не менее конкретен, чем обращение к энциклопедии за справкой. Конечно, процесс тонок, конечно, восприимчивость должна быть обострена до известной границы и, конечно, приобретен навык транспонировать восприятия в законченные мысленные формы. Центры открытые облегчают процесс и делают его более углубленным и реальным. При центрах открытых нет сомнений в правильности воспринятых мыслей. Иерархия необходима как мост в беспредельное пространство и ориентир безошибочный. От понятия Иерархии нельзя отклоняться при опытах пространственного контакта. Сознание должно уловить энергии тонкие, перевести их в формы и формы эти запечатлеть на бумаге. Конечно, направление должно быть удерживаемо твердо, иначе невозможно себе представить, какой хаотический поток может хлынуть в сознание. Потому Говорю: «Держитесь за Меня крепко во все часы дня и ночи». Без Меня не можете творить ничего. Но когда руку свою крепко вложили в Руку Учителя, можно отважиться на самые смелые и дерзновенные экскурсии пространственные. Ведь все это лишь подготовка к чудесным возможностям пространственной жизни. Так, живя на Земле, можно не ограничивать себя жизнью земною. В этом и заключается обещанное соединение миров. Небо низводится на Землю с тем, чтобы Землю в Небо поднять. Слияние миров Невидимого и видимого будет основой утверждения Новой Эпохи Огня. Переустройство Мира заключается в полном сдвиге сознания и в понимании пространства как реального фактора жизни. Человек есть гражданин Вселенной, и все богатства Космоса доступны и открыты ему. И не рабом, но сотрудником Космических сил назначено быть человеку.
Восприимчивость микрокосма
Бесп-1, 56. Наблюдения над первичными формами ледникового периода и следующих стадий показывают, насколько форма плотного тела уявляла плотность духа. Потому можно принять огонь как создателя высших форм. Ручательством будущей эволюции огня является огонь пространства. Путь эволюции не может идти уплотнением, лишь тонкое понимание и тонкость восприятия Беспредельности дадут человечеству путь.
ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. 8, 10. Теперь о кольцах восприятия.
Если круги зоркости идут центробежно, то кольца восприятия – центростремительно.
От символов и туманных начертаний они спирально устремляются к острому факту. Яснозов, ясновидение, яснослышание, яснопонимание, ясноподвиг, яснознание.
Нужно понять, что в разряд зова не входит факт, ибо в этом разряде острое действие может быть не понято и лишь усилит опасность.
Ничего умаляющего Не Хочу сказать о тех, которым нужен зов, но факт в их руках был бы подобен заряду ружья при незнании обращаться с оружием.
Конечно, граница зова очень относительна, но когда можно перейти к кольцу понимания, Мы очень радуемся.
Каждый круг каравану подобен. Конечно, караван несет больше коня, но зато один конь может задержать все движение. Робость либо оступь может сбить путь. Потому понятия подвига и ясноподвига очень отличны. Вспышку подвига можно остановить, но огонь ясноподвига – невозможно. Пламя ясноподвига может трепетать от космических вихрей, но снять его с головы нельзя. Так поймете, почему символ до известной степени нужен как условный знак, но потом становится несносным и начинает отпадать, как шелуха.
Как музыка сфер звучит сущее на путях Необозримости и Неповторяемости.
Как птица сперва встрепенется и потом полетит, так слово брызнет из Нашего Горна и после может быть лишь подтверждаемо. Оккультно первый момент важнее повторения. Но когда можно улавливать кипение Горна, оно сияет мощнее приказа.
ПЕИР 19.06.1937. …В течение своей земной жизни умственно развитой человек живет и действует на трех планах16 и каждому плану соответствует своя оболочка, то естественно, что та оболочка, в которой человек действует на плане высшем, получает и соответствующие восприятия, но в силу тонкости тех вибраций восприятия эти лишь в редких случаях могут быть запечатлены на грубом физическом мозгу, ибо иначе мозг не выдержал бы. …Кроме того, не знаем ли мы о Чаше накоплений, которая при каждом воплощении проявляется лишь частично.
ЗнАЙ, 34. Каждая мысль производит отложения на стенках каналов нервной системы. Чем совершеннее устремление, тем отложения фосфоричнее; тогда единственным, достаточно защищенным местом для горючего материала будет солнечное сплетение, которое постепенно втягивает отложения служебных каналов. Иногда такое втягивание настолько бывает энергично, что вызывает звездообразное болевое ощущение. Тогда Руководитель должен применить охлаждающий луч, который способствует вытягиванию отложений от конечностей к центру. Все это – процесс расширения сознания. По ступеням трехлетий можно следить за изощрением восприятий. Ступень требует сохранения ларца для следующего счастливого расходования.
Будем охранять закон жизни, который ведет по лестнице красоты счастья.
ЗнАЙ, 162. Каждая опасность дает также преимущество. Центр гортани приносит синтез. Так меч закаляется в огне. Конечно, каждое пламя опасно, но тонкость формы восприятия утверждается пламенем. Потому Агни Йога создается на явлении огня – жизнедателя и создателя воли.
ЗнАЙ, 248. Умение проникнуть в смысл слов лежит в восприятии внутренним центром, но не в построении речи. Предложите самое простое понятие на обсуждение тысячи людей и можете получить лишь одно соответственное толкование. Надо приучить себя к истинному пониманию речи. Йога поможет подойти к истинному понятию мысли. Понимание разных языков происходит от восприимчивости того же гортанного центра.
В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь. Рука легко принимает знакомые предметы. Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с легкостью! Постоянно йога учит этой радостной настороженности.
Бесп-2, 457. Новые энергии, конечно, направлены к совершенствованию жизни. …Когда Мы говорим о пространственном огне, то Мы имеем в виду те зерна, которые утверждают жизнь и которые напрягают все формы к проявлению. Потому восприятие Агни-йога так огненно. Потому устремление к космическому проводу так уявлено. Потому Утверждаю, что высшая восприимчивость центров уявлена для восприятия высшего. Так Утверждаю – центры дадут человечеству новую ценную науку.
Бесп-2, 589. Чуткость восприятия Агни-йога настолько тонка, что являет самый тонкий отзвук. Тонкость чувствознания устремляет дух к высшим сферам; как крылья, чувствознание возносит дух. Как сужденная огненная струя, дух Агни-йога устремляется. Потому Наша Матерь Агни Йоги творит огненно.
Бесп-2, 709. Когда энергии соприкасаются с планетою, то утверждается разновидность. Потому человеческая восприимчивость напрягает образования форм. Только человеческое соприкасание дает формы Космосу. Если бытие Красоты предназначено Волею Космоса, то человечество должно утвердиться в своей мощи. Дух, воспринимающий и претворяющий – так должен мыслить человек. Потому каждая волна космических энергий имеет свои предназначения.
Бесп-2, 710. Эти сокровенные волны устремляются к духу, который чутко воспринимает. Творчество духа зависит от чуткости восприимчивости. Только центрам доступно восприятие. Бывает частичное восприятие, и тогда дух имеет достижение специальности. Конечно, в творчестве бывает утвержденное направление все-обнимающего синтеза и специальности. Так строится жизнь! Потому каждое пространственное клише воспринимается различно. Потому центры Агни-йога воспринимают сущность всех энергий. Результат велик. …Утверждаю огонь центров Матери Агни Йоги как великое достижение.
Бесп-2, 770. Мысль проникает все сферы и, как отпечаток, кладет свои утверждения. Творчество заключается в новых отпечатках на сознании. Каждая энергия имеет силу творческую. Самое тонкое сознание имеет самую лучшую восприимчивость. Самое устремленное сознание может утвердить отпечатки своей мысли. Творческая мощь утверждается центрами тонких восприятий. Каждая тонкая энергия отражается на творчестве духа. Как же мысль творит и как утверждает каждый отпечаток! Владыки так творят. Так же творит Агни-йог. Если бы человечество поняло, как величествен творческий импульс мысли, то каждая рождающаяся мысль выявилась бы на Общее Благо. Так каждая жемчужина духа творит лучшие возможности.
Бесп-2, 773. Стройность плана Космоса насыщается различными токами. Эти токи ищут соприкасания с духом. Только малое количество этих токов бывало воспринято человечеством; и главный канал жизненных действий есть токи, утвержденные тонкими восприятиями. Только там, где есть соответствие, только там можно напрячь рычаги. Только там, где пространственный огонь может отзываться на тонкие созвучия, только там можно утвердить космическое соответствие. Потому ступень эволюции проводится в жизнь тонким восприятием.
Бесп-2, 774. Так пространственный огонь воспринимается центрами Агни-йога. Велика лаборатория, когда воспринимаются тонкие токи. Кто же может передать тонкие токи человечеству? Только высокая мысль Агни Йога. Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утончение приведет к чувствознанию. Каждое утонченное ощущение дает соприкасание с пространственным огнем. Потому только высший Агни-йог передает человечеству тонкие энергии. Потому Матерь Агни Йоги передает человечеству высшую восприимчивость. Вся эволюция зиждется на утончении.
Бесп-2, 814. Да, только тонкие энергии, которые касаются духа, могут дать творчество человечеству. Только красота духа может устремить человечество. Так мощь творчества заключена в огне духа, потому мощный Агни-йог, который вдыхает огненное стремление космических огней, дает миру столько сердца и течение лучей. Потому творчество духа расширяется, как лученосная орбита. Потому когда дух являет тонкое восприятие огней, то в равновесии творчества он столько же отдает миру. Потому космическое творчество состоит в каждом принципе огненного восприятия – так строится космическая эволюция. Потому так сокровенны качества огня Матери Агни Йоги. Так Мы строим Наши непреложные действия. Так строится ступень будущего.
Бесп-2, 849. Пространственные огни прослаивают все сферы. Ритм космических действий неудержим. Человек утверждается как восприемник пространственных огней, но человек опровергает все высшие законы. Потому когда устанавливается такое несоответствие, то пространственные огни не могут приблизиться и начать свою созидательную деятельность. Потому все космические пертурбации действуют на планету. Потому воздействие космических лучей настолько велико и двояко. Гармония восприимчивости токов и хаос ассимиляции творят на планете жизненные течения.
Бесп-2, 853. Когда истинное направление устремляется к космическому огню, утверждается космическое сочетание. Только когда человек поймет, что образ действия зависит от импульса, то утвердится развитие устремления и внутреннего огня, ибо без напряжения высших принципов невозможно создать соотношение с космическим направлением. Все несоответствие зависит от этих неуравновешиваний. Каждая эпоха насыщается космическими огнями и свойствами человеческого восприятия. Потому когда дух не примыкает к космическим огням, то образуется течение обратное. Таким образом человек утверждает свою карму. Несоответствие есть болезнь планеты.
Бесп-2, 854. Так только причины космических огней могут установить равновесие. Потому знание утвержденных Магнитом токов направляет к истинному творчеству. Большинство напряжений человечества направлено к обратному. Потому каждая устремленная волна огненного духа напрягается соответствием. (…)
Мы, Братья человечества, утверждаем, что космические огни подвергаются восприимчивости огненного Агни Йога. Так все токи проходят через центры. Потому все Наши созидания так мощны. Потому Наш объединенный Союз так мощен. Истинно, Мы наблюдаем за равновесием.
Иерархия, 116. Конечно, чуткий организм Агни-йога прикасается к току космическому. Каждая волна отражается в центрах, и восприимчивость чуткого Агни-йога утверждает космические волны. Потому все космические и земные волны так касаются центров огненных. Потому нужно так беречь здоровье. Конечно, трудно, но космическое сознание так чудесно.
Сердце, 566. Советую особую осторожность с механическими опытами над аурой. Действие утроенной восприимчивости глаза может атрофировать нервы глаз. Конечно, как во всем, нужны постепенность и долгое приготовление. Можно легко сжечь сердце, но тогда оно не даст живой опыт. Даже яды могут быть недействительны при соответственных ассимиляциях, но время и постоянство нужны.
МО-3, 155. Из всех тонких энергий самая восприимчивая есть энергия, исходящая из сердца. Ток, который объединяется с Огнем пространства, должен иметь излучение из сердца. Это понятие глубже и шире, нежели принято думать. Ибо, говоря о токе сердца, нужно думать о творчестве его, ибо именно когда мысль прочувствована, она может творить. Именно, когда сердце бьется в унисон с Космосом, все токи могут объединиться Огнем. Потому ничто насильственное не может заменить огненного трепетания сердца. На пути к Миру Огненному устремимся к этому трепетанию, открывающему врата ко всем достижениям.
МО-3, 148. Духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце. Духовная прозорливость может открыть тайны духа и материи. Прозрение может внимать космическим силам, которые утверждают жизнь. Именно, прозрение может открыть то, что скрыто глазу. …Духовное прозрение насыщается огненными силами. И энергии, которые неуловимы человеческим разумом, открывают прозрение духа, ибо только высшее объединенное сознание может побудить прозрение духовное. И это знали мудрецы старины, ибо тонкое восприятие считалось в древности знамением Высших Сил. Духовно прозревшему дано чувство объединения двух миров.
Аум, 576. Психометрия считается уделом исключительных людей, но общее свойство дано решительно всем. Каждый человек при каждом прикасании к предметам ощущает различные сенсации. Разница лишь в том, что один обращает внимание на них, но другой проходит равнодушно. Следует отдавать себе отчет в каждом ощущении.
Какое богатство жизни откроется тем, кто вибрируют на все чувствования. Не трудно усовещивать себя в разнообразии ощущений. Каждая книга, каждое письмо несут в себе целую ауру. Нечто несказуемое, но явное сердцу получится от прикасания. Нет причины полагать, что лишь некоторые счастливчики имеют дар, в котором другие обойдены.
Мысль о возможности уже есть открытый путь.
Надземное, 123. Урусвати замечает, насколько космические токи воздействуют не только на мировые события, но и на жизнь отдельных людей. Можно видеть особые заболевания и целые эпидемии, которые не могут быть объяснены обычными причинами. Можно видеть, как люди становятся восприимчивыми к простуде и к неожиданным нервным болям. Само лечение таких особых поражений организма требует необычных мер.
Можно утверждать, что и психическая энергия в такие периоды находится в необычном состоянии. Заградительная сеть волнуется, вспыхивает и может пропустить внешние влияния. Мы предупреждаем, чтобы люди особенно остерегались в такие дни. Не хотим сказать, что тогда увеличивается опасность, но восприимчивость становится чувствительной. Но не забудем, что темные силы предпочитают пользоваться такими часами. Нужно беречь не только внешнее здоровье, но и равновесие нервное.
Надземное, 262. ..Чувство безысходности недопустимо. Помимо земных решений могут быть и надземные.
К моменту особого напряжения может появиться как бы ощущение отчаяния, но это не будет чувством безысходности, но чувством обострения решимости. Перед каждым поворотом пути вожатый должен чуять такую напряженность. Может ощущаться как бы упадок сил, но это будет рефлексом внутреннего напряжения. Особенно это бывает, когда слагается решение, еще не выраженное словами. Тогда Мы советуем быть очень осторожными в здоровье, ибо центры становятся очень воспламененными и восприимчивыми.
Мы, которые всегда говорим о труде, при таком напряжении советуем отдых. Такой отдых будет не бездельем, но обострением сил. Но, конечно, Мы говорим о больших заданиях, где требуется все самопожертвование.
Гр.А.Й. 1954 г. 185. Так или иначе воспринимают все, но степени восприятия различаются. Восприятие идет через ауру. Ее надо держать чистой, чтобы могла она созвучать соответственно. Есть люди, по отношению к которым никто не позволит себе неуместной шутки или панибратства. Почему? Люди чувствуют излучения их ауры, то есть прекрасно воспринимают ее характер. Такая восприимчивость проявляется во многом. Один человек может оживить собрание людей или, наоборот, внести тоску и уныние. Хороший оратор быстро овладевает толпой, и слушатели ощущают идущие от него волны воздействий. При встрече люди протягивают щупальца своих излучений и моментально чувствуют тональность собеседника. Много таких, не укладываемых в слова, восприятий. Получают люди сигналы и многое ощущают, но отчета себе не отдают и не хотят разобраться в том, что очевидно и что принадлежит к восприятиям тонким. Когда нам что-либо неприятно в людях, восприняты не слова произносимые, но излучения ауры, направленные к нам от человека, на которого часто болезненно реагирует наша аура. Вот на это отрицательное воздействие чужой ауры и требуется выработать иммунитет. Защитную оболочку надо иметь в момент воздействия, окружив себя стеною непроницаемых излучений. Так снова приходим к вопросу о заградительной сети. Ее надо держать в полном порядке. Как правило, за ее пределы нельзя пускать никого. Для чего питать кого бы то ни было внутренними слоями своих излучений, когда малейшее неуравновесие этого человека тотчас же болезненно отразится на собственной ауре, ведь уравновешенных людей так мало. Спокойствие можно утвердить в пределах сферы своей заградительной сети, но допустить в них постороннего – значит отдать себя во власть его случайных настроений.
Гр.А.Й. 1954 г. 301. Основной тонус жизни самим духом, но не внешним окружением создается. Будьте огненными формовщиками окружающих вас плотных условий, но не мягким воском в их руках, а рук этих отовсюду тянется много. Они протягиваются из сфер окружающих, и цель их одна – подавить и огни потушить. Сколько попыток делается в течение одного короткого дня или ночи, даже представить трудно. И здесь тоже нужен дозор. Сокровище требует охраны. Недаром Учения так предупреждают против темных воздействий. Против видимых можно бороться, но как усмотреть невидимое из сфер тонких? Вот почему неизбежен контроль над мыслью. Иначе как усмотреть мысль, искусно подброшенную, и отделить ее от мыслей своих. Она появляется в сознании как своя собственная, и острая зоркость требуется, чтобы заметить незваную гостью. Когда мысли Мои широко и свободно льются в утонченный открытый и настроенный приемник сознания, опасность особо велика. Не в момент Общения, но потом, в течение всего остального времени, ибо чуткость восприимчивости обоюдоостра. Потому степень дозорной настороженности постоянно усиливается. На дозоре быть надо всегда при напряженной внутренней согласованности и в единении со Мною усиленном. Чужая зловредная мысль отлетает, как мяч от стены, ибо отбрасывается магнитно. Так Единение с Учителем будет лучшей защитой. Учитель почувствовать Даст ощущение силы своей, могущей преодолеть все, если сила своя объединяется с силой Учителя. Как можно преодолеть все, все победить и ничего и никого не бояться? Со Мною. Что может встать на пути преградою, когда идем вместе? Кто силен против Владыки? Так помните: в Единении побеждаем.
Гр.А.Й. 1952 г. 657. …Расширяется сознание. …Как утвердить великость свою и божественность, не разрушив стен настоящей тюрьмы? Когда-то было сказано: всё суета и томление духа. Воистину, томится человек в темнице своего незнания. Воистину, страждет дух заключенный. Выход лишь в освобождении. А свободу дает лишь знание. Потому устремитесь ко Мне, ибо Я – знание несущий. Магнит сознания, устремленный ко Мне, притягивает искры знания и насыщает микрокосм продуктами притяжения. По линии устремленных энергий идет притяжение, и по характеру и свойству каждый насыщается микрокосм соответственно. «Но где же кувшины твои?» – вопрос, направленный к ученику. Где в нем те энергии устремления, которые Мог бы насытить Учитель по соответствию с их силой и сущностью? Каждый приносит Учителю свое, и поглощающе-притягивающая сила каждой отдельной энергии обусловливает замыкание с Лучом Учителя и утверждение рожденного психозерна мысли. Потому посылаются мысли. Потому их надо уловить магнитными энергиями духа. Потому готовность и восприимчивость являют собою психомеханику в действии. А это и есть жизнь, сама жизнь. Ибо жизненно Учение в сущности своей и названо потому Учением Жизни. Насыщая вибрациями своего света, сознание устремленного духа рождает психозерна Света, плоды приносящие.
Восприимчивость Тонкого Мира
Надземное, 128. Не легко людям понять, насколько им понадобится в Тонком Мире знание, приобретенное на Земле. И не только само знание, но и восприимчивость и вмещение. Когда люди будут требовать от себя эти два качества, они тем самым будут становиться открытыми к восприятию. Такая открытость донесет до Врат Огненных.
Такая учительная ступень не трудна тем, кто осознал и принял существование Братства.
Надземное, 221. Урусвати знает, насколько постоянно вокруг земных людей толпятся тонкие жители. Люди чаще всего их не замечают, но все же иногда чуют дуновения и слабые касания. Очень редко люди видят так называемые призраки. Нужно заметить, что, кроме внешних восприятий, каждый утонченный человек чует внутреннее трепетание и нервный подъем или подавленность, причина которым будем приближение тонких сущностей.
Также животные, и особенно собаки, чуют присутствие особо сильных тонких проявлений. Может возникать вопрос, чем познают собаки тонких сущностей – зрением или чутьем? Зрение не так сильно, как чутье, и последнее позволяет чувствовать очень определенно, и лишь после зрение вступает в действие. Также спросят – какие породы собак могут сильнее ощущать Мир Тонкий? Конечно, длинношерстные, ибо они собирают больше электричества. Также и люди, которые привлекают больше электричества, могут сильнее ощущать присутствие тонких жителей как ночью, так и днем.
Также не следует принимать проявления Тонкого Мира как нечто исключительное. Каждый человек, при утонченной восприимчивости и при соответствии космических условий, может ощущать присутствие жителей Тонкого Мира. Могут быть и тягостные появления, но тогда волевые посылки помогают отразить покушения, но воля должна быть немедленно напряжена. Не следует допускать миг страха, ибо затем воля уже не может быть собрана.
Так, Мыслитель знал, что воля должна быть в полной готовности. Он говорил: «Каждому дан меч защиты, но умейте извлечь его без промедления».
О Е.И. Рерих
Бесп-1, 317. Конечно, явление пламенных центров служит человечеству, потому Мы так бережем Нашу Урусвати – самое трудное поручение!
Было трудно Нам найти приемник чистого Огня. Когда поручение Тары так сияет, можно радоваться!
Бесп-1, 287. Только носитель тонких энергий может воспринять наивысшую Истину. Потому Мы, Братья человечества, можем дать Истину тому, кто принимает сущность Бытия. Потому Мы, Братья человечества, сообщаем часть Истины Урусвати. Когда Говорю о части великой Истины, то, конечно, имею в виду ту Истину, которая может быть на нашей планете воспринята.
Тары сознание так устремлено с Нашим, что Утверждаю – это самый напряженный центр восприятия.
Бесп-2, 774. Матерь Агни Йоги передает человечеству высшую восприимчивость. Вся эволюция зиждется на утончении.
Бесп-2, 814. …Когда дух являет тонкое восприятие огней, то в равновесии творчества он столько же отдает миру. Потому космическое творчество состоит в каждом принципе огненного восприятия – так строится космическая эволюция. Потому так сокровенны качества огня Матери Агни Йоги. Так Мы строим Наши непреложные действия. Так строится ступень будущего.
МО-3, 128. Можно представить себе радость духа, осознавшего созидание Нового Мира. …Творчество может проявляться, именно, высшими энергиями, но для такого тонкого восприятия необходимо явить трансмутацию центров. Только когда дух чует общение с Невидимым Миром, можно утвердить пространственный ток. (…)
Все, что принято считать феноменами, есть ничто иное, как трансмутация одного из центров. Как же мощно творит дух Агни Йога, центры которого зажжены сокровенным огнем! Так на пути к Миру Огненному можно проникнуть в мощную деятельность Агни Йога. Почтим Матерь Агни Йоги. Я сказал.
Слепая невосприимчивость
Братство, 485. Когда приближается великий Свет к чьим-то глазам, но этот некто кричит: «Мало света!» – тогда не нужно ли искать причину в слепоте? Можно привести множество примеров, когда плохое зрение не видело света. Невосприимчивость к свету не зависит от самого света, но лежит в дурном зрении. Можно часто напомнить тем, у кого глаза засорены. Может ли такой человек годиться для пути в Братство?
Братство, 529. «Привычка – вторая природа» – мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их нелегко. …Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости.
У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождение от привычек. Такие испытания должны быть неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще о них человек защищается больше всего. Они как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции.
Надземное, 192. Предания говорят о дереве исполнения желаний, но в основании лежат врачебные листья, настойка которых делает людей более восприимчивыми к принятию высших приказов.
Ученики спросили – как поступить, если человек не внимает полезным советам? Мыслитель указал: «Тогда замолчите. Нет более толстой препоны, нежели отрицание. Когда человек заболел отрицанием, оставьте его, иначе он впадет в бешенство. Нельзя насильно вложить часть мозга. Предоставьте времени. Может быть, оно переродит часть явленную и зараженную отрицанием».
Ученики спросили – как поступить, если никто не захочет знать Истину? Мыслитель заметил: «На то вам даны ноги. Отрицатели изгонят вас, и вы получите возможность сказать слово Истины в других местах. Благодаря гонителям Истина будет произнесена во многих местах».
Надземное, 580. Хуже всего начетчики, которые требуют или все по своему разумению, или ничего. Особенно в сфере тонких энергий нужно принять каждое допущение. …Можно напрячь всю наблюдательность, чтобы распознать, в какой степени восприимчивости находится собеседник. Притом не забудем, что особенно ярый отрицатель может мгновенно обратиться в последователя. Такое напряженное отрицание иногда называется вскрытием нарыва. Но если повстречаете отрицающего Наше существование, советую не настаивать, пусть овощ дозреет.
Мыслитель говорил: «Невозможно насиловать сознание человеческое. Кто не вмещает, пусть подрастет».
Надземное, 663. Урусвати знает тщетность спора с предубежденным противником. Надо понять, где граница полезного распространения Истины. Невозможно настаивать там, где каменное сердце не хочет воспринять.
Трудно почувствовать, где кончается восприимчивость. Опять лишь чувствознание может шепнуть: «Отойди, здесь не может быть понимания». Нужно оберечь правильное понимание, что лучше недосказать, нежели пересказать. Некоторые будут настаивать, что полученное ими знание должно быть передано дальше. В этом они правы, но на их ответственности остается кому. Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика.
Надземное, 897. Урусвати знает сущность самоотупения. Спящего можно разбудить, но отупленный почти безнадежен. Отупение вползает в мощь человека, как вредный червь. Человек погрязает в обиходе и не живет, но прозябает. Он столь несчастен, что даже не замечает своего бедствия. Он теряет остроту мышления и не может искать обновленных путей. Он теряет возвышенное устремление.
Но главное несчастие ожидает его в Мире Надземном, он не может вникать в новые условия. Он не может совершенствоваться, ибо принесенный им обиход не отвечает окружающему. Мучается отупленный, и трудно подать ему помощь, ибо он не сумел привлечь Надземные Силы при земной жизни.
Уявление отупения можно назвать одной из самых опасных болезней; именно болезней, ибо мозг перерождается и теряет восприимчивость.
Мыслитель утверждал: «Воин, тупым копьем не победишь».
Абрамов Б.Н.
Сила мысли
Афанасий Иванович, не Товстогуб, по Гоголю, а другой, Неверин, справлял день своего рождения. Пригласил добрых приятелей. Те пришли. Придя, выпили, закусили. Потом опять выпили. Потом опять закусили. Потом плотно и сытно пообедали. После обеда, за стаканом чая, в клубах табачного дыма, захотелось поговорить. Душа размякла. Бухгалтер Пустоцветов посмотрел на хозяина и говорит: "Хороший ты человек, Афанасий Иванович, и домик у тебя славный, и ребята хорошие, и живёшь ты хорошо, очень хорошо живёшь. Работаешь, неплохо работаешь, но главное, себя не забываешь. Здорово себя не забываешь! И всё-то у тебя есть, и всего-то у тебя много, и дом полная чаша, а вот смотрю на тебя и думаю – ну хорошо, пройдёт ещё десяток-другой лет. Умрёшь ведь, а? Как ты думаешь, дальше-то что?"
Все посмотрели на хозяина. Он вдруг побагровел, жилы на лбу надулись. Лицо, дотоле добродушное, сразу стало сердитым. Он злобно посмотрел на бухгалтера, стукнул кулаком по столу и сказал: "Вот что, хорошие мои, ко мне милости просим, рад вас всех видеть. Ешьте и пейте, и разговоры разговаривайте, а вот уж насчёт смерти – это вы оставьте, об этом вы мне никогда не говорите. Не упоминайте о ней, проклятой, об этом и думать не хочу. Живу пока жив, а там что? Там ничего! Понимаете, ничего! И лопуха базаровского не останется. Но если хотите ко мне приходить и быть добрыми приятелями, – моё условие никогда больше о смерти со мной не говорите. О смерти знать не хочу. А пока живы, хочу жить – понятно? А ну-ка, выпьем ещё по единой!"
"А как же тебе это, Афанасий Иванович, – сказал бухгалтер, улыбаясь, – дачку-то себе такую хорошую удалось построить? Молодец, право, молодец!" Все снова радостно и весело заговорили.
Прошло двадцать лет. Афанасий Иванович тяжело заболел. Афанасий Иванович умирал. Умирал уже несколько дней, не приходя в сознание. И так, не приходя в сознание, умер Неверин Афанасий Иванович.
Прошло двести лет. Выполняя нужную и неотложную задачу, Учитель и Ученик пролетали через низшие слои тонкого мира. Вдруг Учитель замедлил свой лет и остановился. Остановился и Ученик. Перед ними стояла каменная глыба странной формы, как будто смутно и отдаленно напоминая очертания человеческой фигуры. За ней виднелись другие. Много их было, странных, неподвижных, смутно похожих на людей. Ученик начал вглядываться внимательно. Ему показалось, что в глубине камня слабо мерцает небольшая, еле заметная искорка.
"Учитель, что это такое? Почему такая странная форма у этого камня? И что такое там мерцает внутри?" Учитель внимательно устремил свой взгляд на каменного истукана, и последний как бы опоясался светящейся сферой и начал принимать более ясное очертание человеческой фигуры, которая становилась всё более чёткой и определённой. Взор Учителя был неподвижно устремлен в центр этой уже человеческой фигуры, туда, где мерцала слабая искорка. Долго и внимательно смотрел Учитель. Затем обратился к Ученику, и когда лучи его глаз перестали падать на человека, снова каменная сущность взяла верх – очертания человеческие превратились в каменную глыбу. "Учитель, что же это такое?" – спросил Ученик. И тогда Учитель рассказал ему о том, как Афанасий Иванович Неверин справлял день своего рождения, как, отрицая жизнь после смерти, печать отрицания поставил на своём будущем, и как в течение двадцати лет со дня этого отрицания никогда уже не возвращался более к этому вопросу; как мысль, утвержденная и погруженная в подсознание, создала для него каменные узы, в которых и пребывал он после своей смерти в том мире, где всё движется, где всё утверждается мыслью, где мысль царствует вечным огнем.
1 В Учении Живой Этики признается многомерность мироздания и человека. Человек может улавливать извне поступающие знания – назовём их объективными: из плотного (земного, физического) мира, Тонкого Мира, Высших Миров; так и идущие изнутри – назовём ихсубъективными: от его высших структур (уровней) микрокосма – прежде всего от его духовного начала (духа, высшего “я”), его духовного сердца (средоточия высшей духовной индивидуальности) и его “Чаши” жизненного опыта, накопленного за множество земных и надземных существований.
2 В данном контексте мы не разделяем понятия сверхсознательный, подсознательный и бессознательный.
3 В Учении Живой Этики сознание трактуется максимально широко и включает в себя как сознательный, так и сверх-, под-, бессознательные уровни. Все формы жизни обладают сознанием, но на своём уровне развития.
4 Понятие материи, точнее, духо-материи в Учении Живой Этики понимается максимально широко – от её ультра-утонченных, энергетических (духовных) до плотно-физических (материальных) состояний. Е.И. Рерих писала: «…Материя есть кристаллизованный дух … дух есть сублимированная материя» (Письмо от 3.02.1940). «Противопоставление Духа Материи породило в невежественном сознании изуверское понимание материи как чего-то низшего, тогда как на самом деле Материя и Дух едины. Дух без материи – ничто, и материя есть лишь кристаллизованный дух. Проявленная Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты Сияющей Материи от самого низкого и до самого высокого. Где нет материи, нет и жизни» (9.01.1935).
5 Беспредельность, ч. 2, 709.
6 Беспредельность, ч. 2, 849.
7 Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции / Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 1993. С.7.
8 Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции / Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 1993. С.7.
9 Беспредельность, ч. 2, 774.
10 Беспредельность, ч. 2, 487.
11 Трёх планах бытия – плотном (физическом), тонком и огненном.
12 Письмо Е.И. Рерих от 19.06.1937.
13 Письмо Е.И. Рерих от 19.08.1937.
14 Беспредельность, ч. 2, 710.
15 Мир Огненный, ч. 3, 148.
16 Трёх планах бытия – плотном (физическом), тонком и огненном.