ruenfrdeit

Суровость. Строгость

С.Н. Рерих. Воззри, человечество. 1962 г.

Близкие понятия: противодействие злу духом, справедливость, ответственность, дозорность, бдительность, бодрость духа, соизмеримость, распознавание, чувствознание, мужество, бесстрашие, умение помогать, напряжение духа, сила духовной воли, готовность, действенность, активность, решительность, находчивость, беспристрастие.

 

Отличие суровости от жестокости и ненависти

Суровость пути духа

Суровость по отношению к себе

Суровость по отношению к окружающим

Суровость в становлении характера народа

Суровость как защита от темных

 

 

 

Отличие суровости от жестокости и ненависти

Братство. 65. Суровость и жестокость совершенно различные понятия. Но люди не умеют отличать гармонию суровости от судорог жестокости. Суровость есть атрибут справедливости, но жестокость есть человеконенавистничество – от нее нет пути к Братству. Суровость выражается кру́гом, но жестокость будет в знаке безумия. Не следует понимать жестокость как болезнь, она, так же как и сквернословие, будет лишь выражением низшей природы.

В государстве оба эти мрачные исчадия должны быть изъяты законом. В начальных школах уже должны быть заложены принципы, поясняющие недопустимость двух низших пороков.

 

Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов. 1904-1905 гг. Эскиз стенописи усыпальницы.Братство. 41. Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.05.1934. …Суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно понятие.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.02.1945. Слишком много сейчас везде жестокости. Нужно много знать, чтобы успешно применять суровость, иначе вместо пользы произойдет вред жестокости.

 

Грани Агни Йоги. 1958 г. 196. (139). (М.А.Й.). Суровость не жестокость и бессердечие, но целесообразность и соизмеримость.

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.10.1929. …Не принимайте сентиментальность и слезливую доброту за суровое, мудрое явление сердца. Помните, что сказано о сострадании и жалении.

 

Грани Агни Йоги. 1972 г. 350. (Гуру). Суровость есть качество духа, неотъемлемое от Архата. Оно противоположно жалению и слезливой сентиментальности. Оно не означает жестокости, ибо не отделимо от сострадания. Сострадание же, в свою очередь, всегда стремится помочь. В этом его отличительное свойство от сентиментальности, которая часто сочетается с бесчеловечной жестокостью. Люди в театре, проливающие слезы над чувствительными сценами, тут же готовы перегрызть друг другу горло при крике «пожар».

 

 

 

Суровость пути духа

Листы сада М. Зов. 121. Явленную суровую школу с улыбкою примите.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 3, гл. I, 4. Благо и суровость – одно понятие. Прежде Мы посылали ветвь мира. Прежде Нашим символом был голубь, теперь же Чаша подвига.

Да, каждый век имеет свой символ.

 

Агни Йога. 222. Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других – в безответственность, для третьих – в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.

Упадок свободы можно назвать праздником невежества. Люди не могут примириться с Иерархией Знания и уважать суровость воли. Между тем, возможна ли Йога, где нет ответственности за волю? Каждый йог как бы мечет мечи над сердцем своим, так ответственны его волевые действия. Последствия, вызванные волею йога, могут быть несказанно тяжелы, но он знает, почему он избрал их. Так можно представить йога воином без смены.

Кто уверен за волю свою, пусть войдет!

 

Ж. Сент-Илер. Криптограммы Востока.

Основа Учения

Люди не уясняют себе основу Учения Благословенного. Основа – дисциплина. Духовно и телесно монах общины стремился удержаться на пути. Первые годы он нес тяжелое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа.

Так сурово учил Будда учеников.

Воистину только в духовной битве знали они радость, потому говорится о терниях пути.

Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже, постепенно, ученик посвящался в Тайны Знания.

 

Н.К. Рерих. Ангел Последний. 1912 г.Письмо Е.И. Рерих. 24.06.1930. …Как сказано, «Учение не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки, но суровое распятие самости и напряжённое преображение низших качеств в тончайшие огни. Сахарные орешки могут быть уместны в преддверии первой ступени, но Учение знает лишь суровые и прекрасные цветы самоотверженности. Кому нужны сахарные орешки, тому лучше не прикасаться к огненным яствам, приготовленным для идущих в самоотвержении».

Да, все тёмные углы должны быть освещены и сор вчерашнего дня выметен, иначе не построить лучшей ступени.

Не сетуйте на суровость указаний, пишу сердцем, полным желания помочь и дать вам новое понимание. Сладкие речи только убаюкивают сознание и укрепляют нас в непонимании, но непонимание есть застой и регресс.

Дайте радость Учителю видеть вас горящими к новому пониманию радостного восхождения при суровой самопроверке.

 

Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1935. Истинное знание сурово, и духовный путь суров. Лишь сильные духом могут приближаться к пути ускоренного духовного развития. И никогда путь этот не может быть облегчен, ибо лишь личное напряжение трансмутирует наши энергии и приводит их в необходимое равновесие. Но благо тому, чье сердце пылает восторгом подвига, радости неземные становятся уделом его. Так, зажгите все огни сердца, и восторг духа станет уделом Вашим.

 

Письмо Е.И. Рерих. 7.12.1935. Понимаю, что мои письма, утверждающие красоту суровой самодисциплины и подвига в жизни, многим не по вкусу, не по сознанию. Но я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных. (…) Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грёз и легких достижений в обстановке магов Крыжановской. Но венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий, на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, но и все страдания, всё горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить всходу по отвесной базальтовой скале во тьме, когда рука тщетно ищет выступа, за который ухватиться. Но для устремленного духа уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая Рука подопрет спину.

 

Письмо Е.И. Рерих. 10.11.1948. Уже 27 лет я знаю мою Зиночку [З.Г. Фосдик] и люблю её нежно, всем сердцем. (…) Людей познают в горе, и вот Зиночка прошла и через это испытание, и в горе она поднялась на большую высоту. В нашем общем горе и в нашем личном она выказала необыкновенную чуткость, преданность и любовь. Она – Страж Верный! Так назвал её Великий Владыка. (…)

…Не ждите от нее лести и сладких слов, она принадлежит к типу стоиков. Ни одно Учение не могло стоять, не имея в основании некоторую долю сурового стоицизма. Будда сам был великим стоиком, полный суровости к самому себе и своим близким, которые понимали, из какого источника безграничной Любви и Благости проистекала Его суровость.

 

Грани Агни Йоги. 1951 г. 209. Как же иначе научимся мы преодолевать материю? Не в розовых пуховых подушках благополучия – в буре, в холоде, в голоде, в нужде, в битве, в боли от ударов и ран закаляются Мои воины, когда нет ничего, когда один, во мраке, один на один с тьмою, потерявший всё, когда все чудовища выползли из нор, окружили и замкнули круг свой. О воинах Говорю, не о слизняках и ничтожестве. В благополучии каждый согласен преуспевать и совершать путь свой. Не надо таких воителей – хороши до первого поворота. Где же стойкость? Где неуклонность? Тепличные цветы вянут и гибнут от первого сурового дуновения жизни. Не надо тепляков. Суровый, закаленный, не останавливающийся ни перед чем, не смущающийся ничем, готовый на всё, лишь бы не отступить назад, во тьму – вот он, Мой воин и ученик. Было плохо – будет ещё хуже, было тяжко – будет ещё тяжелее, было невыносимо больно – будет ещё больнее, и всё-таки надо идти, и всё-таки преуспевать, несмотря ни на что, вопреки всему. Это Наш путь. Путь тернистый и трудный. (…) Все боли, все трудности, все препятствия даются для преодоления. И лишь сильным, преодолевшим, победителям открывается заветная дверь. Но знайте, кто со Мной, тот всегда победитель. Владыка, с Тобою идем, с Тобой победим. Идем к победе.

 

Грани Агни Йоги. 1953 г. 443. Многие думают идти по пути, устланному цветами, забывая, что на камнях цветы не растут и бесплоден песок пустыни жизни. Сурово и твердо, зная неизбежность земного пути, устремляется дух закаленный вперед, не останавливаясь и не смущаясь ничем. «И через это надо пройти», – говорит закаленное сердце, преодолевая очередное задание.

 

Искры Света. 4.08.1965. Часто судьба сурова с теми, кого любит, кто отмечен печатью духа. Суровость пути заставляет ярче разгораться огни духа, а тяжёлые условия дают лёгкий переход. Не имеющий и не желающий ничего вступает в Тонкий Мир свободно. Порадуемся, что жизнь лишает нас того, чем пользуются другие, это освобождает нас. Каждое понятое лишение – освобождение от цепей плотного мира. Не привязывайтесь ни к чему и не будете жалеть ни о чём утраченном.

 

Искры Света. 7.08.1965. Много охотников за оккультными знаниями для осуществления своих желаний. Забывают, как суров и труден путь, жестока самодисциплина... Отпадают любители лёгкой наживы. Требуется преодоление всего в себе, что подлежит изживанию. От розовых мечтаний не остаётся ничего. За каждое достижение или способность заплачено долгими и тяжкими страданиями. Доходящих так мало.

 

 

 

Суровость по отношению к себе

(при овладении низшим началом в себе)

Община. 130. К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. Как следует нести Учение – наедине. Как пройти между ханжеством и наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья! Каждый чтит своё достоинство, так же каждый оценивает жемчужину своего сознания. Учение жизни оценивается жемчужиной сознания. Можем ли извергнуть сокровище существования?!

Нужно уметь пред собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к последней возможности и воде. Поступая наедине, можем показать меру преданности. Нужно уметь создать мир личной ответственности за своё сознание, тогда осуждение превратится в суждение правды.

 

С.Н. Рерих. Яков и Ангел. 1943 г.Письмо Е.И. Рерих. 13.10.1929 …Следует помнить завет Учителя – «суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит». Учитель всегда указывает прикладывать Учение прежде всего к себе, иначе останемся на той же ступени. «Плачевно, когда дух, сделавший оборот жизни, попадает в ту же точку. Плачевно, когда дух назначает себе тот же предел, и порождение, спутник верный, будет ждать у порога».

Развивайте поверх всего чувства справедливости и соизмеримости. Оба эти качества измеряются сердцем. Потому начните думать о сердце, чтобы помнить о нём, а затем прислушайтесь и к звучанию его. Магнит сердца растёт с искренностью и устремлением. Ничего отвлечённого в этом нет, ибо все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие, значит, все самые мощные и все самые творческие. Но, чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь свои огни. Итак, горите всеми огнями! Но не принимайте сентиментальность, эту слезливую доброту, за суровое, мудрое явление сердечности. Помните, что сказано в Учении о сострадании и жалении. Любите, храните и радуйте друг друга.

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.01.1930. Пусть каждый распнёт себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе. Если кто не доделал чего-либо в порученном ему, не укоряйте, но, если возможно, сделайте сами. И очень прошу – не осуждайте друг друга. От постоянного повторения осуждений нарастут мозоли на мозгах, и тогда как произойдёт расширение сознания? Каждая свободная минута должна быть употреблена на поступательное действие, на обогащение сокровищницы, на усвоение Учения, которое всё ещё так мало осознано и применено.

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.06.1930. …Как сказано, «Учение не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки, но суровое распятие самости и напряжённое преображение низших качеств в тончайшие огни. Сахарные орешки могут быть уместны в преддверии первой ступени, но Учение знает лишь суровые и прекрасные цветы самоотверженности. Кому нужны сахарные орешки, тому лучше не прикасаться к огненным яствам, приготовленным для идущих в самоотвержении».

Да, все тёмные углы должны быть освещены и сор вчерашнего дня выметен, иначе не построить лучшей ступени.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.08.1930. …Только честное и суровое понимание и изживание своих недочетов продвинет нас на пути Служения. Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания, пусть разбудит сердце и даст себе суровый отчет в своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений, ибо время не ждет!

 

Письмо Е.И. Рерих. 3.12.1930. Явим суровую дисциплину речи, будем обдумывать каждое слово, помня, что последствие слова даже Архат не может уничтожить. Широко применяйте указание, что каждое слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача. Знайте духом, когда целесообразно сказать правду, хотя бы и горькую, и когда лучше промолчать. Но всякая лесть, преувеличение, как и умаление, недопустимы.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.07.1931. Любимые наши, явите вдумчивость и вмещение при суровом осуждении всех мелких проявлений духа. Боритесь, боритесь с собою, распинайте себя и только себя. И, утверждая себя, умейте не заступить дорогу сотруднику. Кто это умеет, тот может назваться водителем. Но это самое трудное творчество!

 

Письмо Е.И. Рерих. 04.04.1934. …Известная суровость должна быть явлена. Без мужества и суровости мы впадем в сентиментальность и вместо четких мыслей и действий присоединимся к хору «небесных» арфистов…

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.08.1934. Нужно быть снисходительными к другим и строгими к себе.

 

Н.К. Рерих. Ангел Последний. 1942 г.Письмо Е.И. Рерих. 24.02.1939. …Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всём и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчёт во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1939. …Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.

Чистота во всём, честность во всём и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства.

 

Грани Агни Йоги. 1953 г. 174. Суровость к себе и мягкость или терпимость к людям. Людям можно прощать всё, и себе – ничего. Не нуждаются люди в нашем прощении, ибо у каждого путь свой. Но себе прощать не следует ни большого, ни малого. Печать ненужности и нецелесообразности нужно наложить на всё, цели не соответствующее.

 

Грани Агни Йоги. 1953 г. 518. С самим собой можно быть беспощадно суровым. Многое может быть просто невместно с достоинством духа. Особенно – мелкие чувства и суета. Возьмем для примера суетливую угодливость. Что может быть более унизительным? Или раздражение? В свете Беспредельности сгорают малые чувства земные, освобождая дух и очищая зерно его от наслоений ненужных. Весы Беспредельности применяются не только к вещам, но и ко всему, что в нас и вне нас происходит. И как только испытуемое явление на них взвешено, тотчас же оно занимает принадлежащее ему по праву место в общей схеме вещей, не закрывая всего горизонта.

 

Грани Агни Йоги. 1955 г. 423. …Можно расширить и усилить осознание ответственности за себя и за других. Строгость к себе и терпимость к окружающим пусть будет основной линией поведения.

 

Грани Агни Йоги. 1957 г. 110. (97). Суровость явите. Пусть будет мечом против небрежения и мягкотелости, слабости и шатания. Надо быть сильным во всём. Много начинаний погублено было от неумения и нежелания управить собой.

 

Грани Агни Йоги. 1957 г. 429. (386). Утверждаю неотложнейшую необходимость умения владеть своими чувствами и эмоциями. Человек, не овладевший астральным* началом в себе, – раб, раб обстоятельств и игрушка случайностей. Любою ценою стремитесь к власти над собою самим. Ведь это единственный путь к могуществу духа. Неужели можно на что-то сменять право первородства духа и отдать себя во власть, и на милость, и растерзание неистовой астральной оболочке? Никакая суровость, никакая жестокость, никакие цепи и узда, проявляемые по отношению к ней, не будут черезмерными или излишними. Ибо астрал – враг духа, угнетатель и унизитель его. И когда микрокосм человеческий разделяется в себе, враг этот поднимает свою голову, сбрасывает цепи обуздания, наложенные на него волей, и яро начинает стремиться низвести сознание человека до низшей возможной ступени.

 

* Астрал низшее, животно-эгоистическое начало в природе человека.

 

Грани Агни Йоги. 1958 г. 102. (65). Холодотерапия – лучшее средство против движений в астральной оболочке, как своей, так и чужой. Холодность останавливает это движение и прекращает его. Холоду сдержанности подчиняются астральные чувства. Холод есть отсутствие жизни. Охлаждающий луч, направленный в центр неиствующего астрала, затормаживает движение, происходящее в нем, и останавливает его и в себе, и в других. Холодотерапия – могучее средство обуздания астрального тела. Отдаться во власть астрала – значит потерять всё, потому лучше любою ценою, любою жертвой астрал обуздать и им овладеть, отбросив все условности, всякое попустительство, всякое созвучие с его уявлениями и гримасами.

 

Грани Агни Йоги. 1958 г. 253. (184). Указую принять к исполнению следующее: каждый раз, когда приходится вновь соприкасаться с людьми, вызывающими антагонизм, раздражение, возмущение или прочие чувства, и особенно те, которые заставляют яро вибрировать астральную оболочку, встречать этих людей, окутав себя изолирующей оболочкой холодности. Холодность, бесстрастие, молчание астрала – это аспекты равновесия. 

 

Грани Агни Йоги. 1960 г. 71. На известной ступени сознания маска снимается прежде всего с собственного лика: маска угодливости, заискивания, лепетания и желания произвести впечатление. Уж лучше замкнутая суровость и холод сдержанности – ущерб будет меньше. Астральный паяц пользуется каждым случаем, чтобы выступить на сцену и себя уявить. Вот к нему-то в себе и нужна самая суровая и беспощадная жестокость, ибо нет у человека врага более хитрого, коварного, многоопытного и опасного, могущего лишить его всех достижений и накоплений, если дана ему власть над собою. Повторяю: холодная, суровая, молчаливая сдержанность без угодливых жалких улыбок лучше и плодоносней всех ужимок астрала, столь яро уничтожающих достоинство духа. Нет ничего в мире, ради чего стоило бы поступиться достоинством духа, ибо при уступке теряется даже то, ради чего она совершилась.

 

Грани Агни Йоги. 1965 г. 405. (256). (Гуру). Те недостатки, которые легко видны в других, чаще всего гнездятся и в собственном сознании. Иначе их нелегко было бы разглядеть сразу. (…) Осуждение допустимо, осуждение оправдано, осуждение Приветствуем, но... только себя самого. Суровость суждения о себе надо явить. Суд над собою надо явить, не ожидая другого суда.

 

С.Н. Рерих. Надежда. 1943 г.Грани Агни Йоги. 1965 г. 587. (380). (Гуру). Умиление нужно отбросить, а также восторженность и пушистые слова. Суровость понимания подвига надо явить. Розовые мечтания не годятся для жизни. Суровость к себе и нелицеприятный анализ в своем внутреннем мире всего, что не созвучно с лучшими устремлениями сердца, помогут оставить внизу ненужную поклажу. Без лишнего груза легче идти. Свободный от тяжести груза дойдет.

 

Грани Агни Йоги. 1967 г. 329. (253). Как часто суетливые мелочи обыденности затемняют собою то, что для человека должно быть превыше всего. И даже понимание этого не укрощает ярой и строптивой оболочки астральной. Нужны более суровые меры и крепкая узда на всех чувствах. Им совершенно не́ к чему, выявляться с той силой, как этого хотелось бы астралу, который яро нуждается в обуздании. Его тоже можно лечить холодом. Лечить самого себя холодом особенно трудно. Но победа над астральной оболочкой – великое достижение. Школа жизни даёт много случаев и много возможностей учиться тому, как обуздывать эту ярую оболочку. Необузданный и неподчинённый астрал можно считать врагом номер один и с особенным рвением и даже радостью начать его усмирять всякий раз, когда хочет он своевольничать. Без победы над астралом двигаться дальше нельзя, ибо он может каждое достижение использовать в своих интересах и во вред восхождению духа. Запас психической энергии при необузданном астрале может стать бедствием для человека.

 

Грани Агни Йоги. 1967 г. 780. (Гуру). А вы себя не судите слишком уж строго. Суровость и строгость суждения имеет положительное значение только лишь до тех пор, пока двигает сознание вперёд и очищает его от сора. Но если самоосуждение является гробовым гвоздём, если оно задерживает и лишает сил и устремления, то не гоже оно и предаваться ему не следует. В этом отношении осуждение других и самоосуждение одинаково вредоносны. Самокритика хороша, когда она даёт силы двигаться дальше, и сбрасывать неизжитые свойства, и освобождает дух от всего, что мешает его свободе.

 

Грани Агни Йоги. 1969 г. 431. (Гуру). Когда пробьет Час и предстанете перед Владыкой, Спросит Он вас, что сделали вы, чтобы подойти к Нему ещё ближе. И ответ дать придется правдивый, и нелицеприятный, и без всякого самообмана. Потому лучше уже сейчас задавать себе этот вопрос каждодневно и утром и вечером, перед отходом ко сну, проверяя поведение свое за день. Самопроверка избавляет от контроля со стороны. Суровость к себе – лучший помощник для судии, которого каждый имеет внутри. Не упустим времени для самопроверки.

 

 

 

Суровость по отношению к окружающим

Листы сада М. Зов. 224. Сурово знать – лучше, чем умиляться.

 

С.Н. Рерих. Огни усилий. 1939 г.Община. 12. Если встретите на дороге ценный предмет, покрытый грязью, вы не пройдете спесиво. Вы возьмете находку и очистите грязь с нее. Так же, когда вы найдете ценного человека, грязью покрытого, вы остановите шаг и будете очищать его. Долг общинника – утверждать справедливость. Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может рассуждать – он наш или не наш. Община говорит – он ценен для эволюции или не ценен. Самый суровый отбор по существу. Суровая целесообразность обязывает охранить истинные сокровища. (…)

Так же как очищаете найденный жалкий алмаз, так же очищайте грязь с лица великих работников.

 

Община. 112. Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суровостью долга. Новая жизнь не устрашится противоположениями. Она не будет насиловать одним ярмом, но даст широту восприятия.

 

Агни Йога. 61. Советую относиться холодно к людям с больными излучениями. Лечение холодом скорее всего укрепит их. Не нужно холодотерапию понимать как жестокость, ведь Мы напоминаем чутко отворить дверь каждому стучащемуся.

 

Братство. 121. Следует уметь преодолевать кажущиеся противоречия. С одной стороны, нужно воспитывать добросердечие, с другой – нужно постичь суровость. Для многих такая задача совершенно неразрешима, только сердце может подсказать, когда оба качества не будут противоречить друг другу. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему. Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного. Нельзя выразить в слове закона, когда является необходимость того или иного действия. Неписаны законы сердца, но лишь в нем живет справедливость, ибо сердце есть мост миров.

Где весы самоотвержения? Где судья подвига? Где мера долга? Меч умения может блеснуть по велению сердца. Для сердца не будет противоречия. 

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.07.1934. Суровая правда гораздо ценнее похвалы, даже заслуженной, ибо похвала нас усыпляет, но суровый окрик пробуждает нашу настороженность.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.08.1934. …Можно являть видимую суровость и быть сердечным. Даже сказано: «Благость в суровости». И я присоединяюсь к этому утверждению особенно сейчас, когда так нужны самодисциплина и разумное сотрудничество. (Отсутствие дисциплины и сотрудничества обрекли многомиллионный талантливый русский народ влачить жалкую судьбу всюду «нежеланных». Но в тот миг, когда воскреснет дух и будет осознана необходимость дисциплины, разумного сотрудничества и понят будет подвиг служения, произойдет воскрешение страны и народа.)

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1935. Вы скажете – критика сурова. Но нужно, чтобы люди давали себе отчёт в произносимых и приводимых ими словах. Должна быть осознана и ответственность за слова. На конце каждого слова может висеть судьба человека.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.08.1944. Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига. Но при этом мы должны помнить, что путь сострадания должен быть путем мудрой суровости и действенной помощи, но не сентиментальности и потому часто несправедливой оценки.

 

Грани Агни Йоги. 1955 г. 275. Когда будете взвешивать достоинства человека и ценность его для эволюции, помните, что самоудовлетворенная добродетель и общепринятая хорошесть не будут иметь значения, которое им приписывают люди. Часто люди, имеющие те ли, или иные слабости и недостатки, более годны, чем так называемые хорошие. (…) Указать на недостатки или слабости можно, но любящей и заботливой рукою. Суровость нужна там, где упорное нежелание замечать свои недостатки или самооправдание. Хуже всего, когда человек, совершая безнравственный поступок, считает себя вправе это делать или считает безнравственность правильной.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 400. Сын Мой, Полагаю, что главное сделано. Остается достигнутое закрепить. Направление дано. Самоработство зашатавшихся восстановит положение. Суровость будет хорошим лекарством. Мы холодом Лечим, когда хромает занемогшее качество. Обстоятельства вынуждают. Могу ли Поручиться о зоркости вашей, чтобы малейшие попытки темных снова приблизиться пресекать? Крепче держитесь за Меня. Зло Помогу поразить.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 532.  Скажу нечто необычное: с близкими и друзьями надо являть более настороженности и опасения, нежели с врагами. Враг известен, потому защититься от него легче. Но друзья – близки, и им сердце открыто в доверии. И тяжко открытому сердцу удары друзей принимать. Враг таких болезненных ударов не может нанести, ибо от врагов оберегается сознание, но против друзей беззащитно. Вот почему больше тех опасайтесь, кто близок. Не враги, но друзья предают, и не враги, но друзья изменяют. И чем ближе, тем глубже и яростнее предательство. Что же умиляться масками, когда жизнь дала такой горький и суровый урок. Можно ли вновь оказать доверие тем, кто нарушил его? Можно, но после длительных и суровых испытаний. Слова прелестные не в силах восстановить нанесенный ущерб. Нужны огни действий, утверждающие право на вновь оказываемое доверие. Можно полечить и холодом, и отдалением, и замкнутостью сердца. Неверный друг опаснее врага, ибо доступ к сердцу имеет.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 612. Суровость, и строгость, и настороженность надо всегда наготове держать со всеми, и особенно с близкими. Ведь только от них или через них получаем удары. Удар от врага законен, но каково же получать его от тех, кому сердце открыто? Потому сердце закрой. Раскрытие себя означает утрату магнитных свойств духа.

 

Грани Агни Йоги. 1964 г. 578. (391). Иногда требуется лечить людей холодом. Сдержанность и тут помогает. Суровость тем хороша, что в противоположность мягкости она не являет слабости. Приходится лечить многие сознания, ибо не только планета больна, но и люди.

 

 Грани Агни Йоги. 1969 г. 682. (Гуру). На примере любящей матери видите, как можно любить. Любить жертвенно и беззаветно, прекрасно зная и достоинства и недостатки своего ребенка, как можно, любя, быть все же строгой и суровой в деле его воспитания. Суровость и строгость по отношению к ребенку не есть осуждение, но есть суждение правды и знание его недостатков, которые надо искоренить. Любовь покрывает суровость и строгость справедливостью и успешно двигает развитие маленького человека. Так же в отношении близких по духу людей любовь к ним дает право и на суждение правды, и на знание, и на понимание их недостатков, и на прочность единения им вопреки. Знать лики друзей – совсем не значит их осуждать. Но явить их лик без осуждения будет уже высокой ступенью духа.

 

Письма Махатм. Письмо 80. К.Х. – Хьюму.  Это единственная причина, по которой вы, принадлежащий этому обществу, едва ли когда-либо будете в состоянии оценить такие характеры, как у М. человека настолько же сурового по отношению к себе и к своим недостаткам, насколько он снисходителен по отношению недостатков у других людей, притом не на словах, но в своих сердечных чувствованиях. Ибо, будучи всегда готовым сказать вам в лицо, что бы он о вас ни подумал, он все же всегда был для вас более стойким другом, чем я сам, часто колеблющийся, чтобы не обидеть кого-либо, говоря чистейшую правду. Таким образом, если бы М. был человеком, который снисходит до объяснений, он бы сказал вам: «Мой Брат, по моему мнению, вы весьма эгоистичны и высокомерны. В вашей оценке самого себя и в самообольщении вы обычно теряете из виду остальное человечество, и, действительно верю, что в вашем представлении целая Вселенная создана для одного человека, и это человек – вы сами». Если я не могу вынести возражений, когда знаю, что прав, то вы еще менее способны их переносить даже тогда, когда ваша совесть прямо подсказывает вам, что вы не правы. 

 

 

 

Суровость в становлении характера народа

Община. 3. Когда знамя общины развернется как осознание необходимости, тогда жизнь окрылится в действии каждого дня. Пока кто-то думает, что община есть опыт, до тех пор община будет находиться в банке алхимика. Только твердое осознание исторической необходимости введет общину в жизнь.

Думайте, думайте сурово о непреложности общины. Из суровости – лучшая радость.

 

Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.Агни Йога. 199. Не твердо Наше Учение в руках, не прилагающих его в жизнь. Скажите сотрудникам всех стран, чтобы немедленно нашли способы утвердить жизнь советами Йоги. Слишком много говорящих и мало делающих. Не Вижу общих лекций, но нужны личные беседы. Также не нужно скрывать трудности и преимущества. Приурочивайте Йогу к мировым явлениям, ибо нужно дать систему жизни, без нее социальные движения превратятся в маскарад стариков. Строгая дисциплина свободы пересоздаст жизнь лишь при новом осознании реальности психической энергии, которая войдет в обиход жизни.

Твердите, что требуется новое осознание для применения в жизни.

 

Братство. 58. И сама суровость труда может получить прекрасный смысл, не огрубляя, но внося понятие сотрудничества. Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая.

Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость – так можно убеждаться, насколько грубость недопустима.

 

Братство. 331. Действительно, потрясения могут вернуть человечество к суровому мышлению. Вы не раз замечали, что великие потрясения преображали народ. Утверждение здоровых начал приходило в грозе и молнии. Народ бедствует для восхождения. Невежды не могут понять огненного очищения. Но что может быть прекраснее этой стихии, когда нет боязни! Так Мы часто устремляем вас к Миру Тонкому как к преддверию к Огненному.

 

Надземное. 582. Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах. Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым, смелым нахождениям. Суровость обихода направит народ в будущее. Радостно помочь там, где и среди бедности растёт стремление к служению.

 

Надземное. 635. Ненависть непримирима. По этому свойству её можно отличать от различных проявлений. Иногда её смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей, но в сущности такие действия имели в виду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя! Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть, но это не свойственно великим деятелям.

По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий всё ему неизвестное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он отложил многие капли империла, вместо капель целебного пота труда. Суровый преобразователь втайне горюет о каждом яром поступке. Но ненависть ликует о каждой своей жестокости.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.05.1934. Моисей в полном смысле был Вождем и Законодателем, и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве и, в силу этого, усвоившего все отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка, строительства и государственности. И все намеки на жестокость, мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубежденным умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных преступлений и растлений, говорить о жестокостях законов Моисея. Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа не мало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа Израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно понятие.

 

Письмо Е.И. Рерих. 25.05.1936. …Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Кто-то настаивает, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо Он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т.д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь Государства.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.01.1937. Радуюсь, что Вам удалось привлечь молодые души. Растите Ваш сад прекрасный. Но пусть не изнеживаются сладкими мечтаниями, но готовятся к подвигу жизни. Пусть сумеют вместить радость духа с суровостью подвига. Родная страна потребует много духовных сил, много терпимости и терпения. Но чем труднее подвиг, тем радостнее на сердце истинного служителя Общего Блага. Учите молодых великому терпению всегда и во всем. Самый великий человек тот, кто велик в терпении.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.03.1946. …Состояние мира такое, что нужно всячески закалять и тело и дух. (…) …Некоторая суровость и простота в обиходе может быть приветствована как основа правильного воспитания.

 

 

Суровость как защита от темных

Сердце. 218. Как Указал об одержании и о сатанистах, так и видите каждый день. Не ноя, но сурово оберегаясь, пройдете до победы. Пусть суровость как меч острый. Так нужно карать всех кощунствующих.

 

Грани Агни Йоги. 1953 г. 96. Суровостью отстрани беснование астрала противодействующее. Лечение холодом иногда очень полезно, и люди с болезненными излучениями нуждаются в нем.

 

Н.К. Рерих. Зарево. 1914 г.Грани Агни Йоги. 1954 г. 258. Равновесие духа настолько далеко от обычного состояния двуногих, что внушает им не только невольное уважение, но и страх перед неведомой силой. Многие не успокоятся до тех пор, пока тем или иным способом так или иначе не нарушат его и не увидят проблески обычности в необычном. Зная это и видя попытки сокровище равновесия разрушить и низвести сознание до низшего уровня, следует встречать их и парализовать их холодным лучом. Лучи холода и тепла – в сердце. Разные могут быть лучи. Лечение холодом для некоторых натур очень полезно. Полезно сдержать паяца и в себе, и в других. Неужели дать ему кривляться в угоду кому-то, или чему-то, или чьему-то минутному настроению. Достижение ваше останется с вами, но потворство чужим эмоциям и звучание с ними в унисон рабское начало в сознании укрепляет. Мы Освобождаем от всякого рабства, и особенно от рабства зависимости от чужих настроений. Нельзя быть базарной куклой, которая реагирует, когда её дергает кто-то за веревочки. Веревочки тянутся от сознания к сознанию, или нити связи, их дергают люди, стремясь вызвать реакции вашего сознания. Не отвечайте, не реагируйте, если не хотите уподобиться балаганной марионетке. Несовместимы равновесие духа и паяц, кривляющийся на дергающихся ниточках. Имейте торжественность и достоинство духа и не допускайте постороннего вторжения в ауру вашу. Охраняйте цитадель духа. Иначе растерзают, и, растерзав, растопчут, и, растоптав, пойдут дальше, о вас, растоптанных ими, позабыв.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 402. (Гуру). Суровость явите, когда надо тьму поразить. Больно, когда вправляют вывихнутый сустав, очень больно. Но эта боль (во спасение) во благо. Излишней мягкостью можно достичь результатов обратных. Суровость не наказание, но лучший способ лечения при некоторых заболеваниях духа. Дух тоже болеет. А вы – лекари духа. Так учитесь помогать и исцелять духом и в духе духом занемогших.

 

Грани Агни Йоги. 1957 г. 100. (89). Вопрос [свободы воли] осложняется в случае вмешательства случае вмешательства и воздействия темных, когда вторгается посторонняя злая воля. (…) …В минуты просветления жертвы можно взывать к её воле свободной и пытаться установить с ней самую тесную кооперацию. В моменты же омрачения или темных воздействий нельзя уже думать о том, чтобы предоставить свободу злой воле свободно проявляться в порабощенном сознании. Тогда надо действовать решительно и твердо. Можно жалеть и сочувствовать жертве, но ни в коем случае не её поработителю. Их смешивать нельзя. Надо зорко отличать свободные поступки жертвы от поступков, ею совершенных под воздействием. Суровость и строгость утвердить нужно в моменты омрачения духа. (…) Не честь отдать ведомого в руки тьмы, не честь отступить перед тьмою, не честь бессилие свое перед нею явить.

 

Грани Агни Йоги. 1957 г. 215. (183). Много вреда делу Света было нанесено отсутствием достаточной твердости, решительности, суровости и прямолинейности при столкновениях с тьмою. Слепота и непонимание происходящих явлений в их тонком аспекте мешало поднять меч духа для удара решительной рукой. Если бы видели, как, казалось бы, обычное и не так уж плохое с виду явление прикрывает ужас темного окружения и вызвано темными, всякая нерешительность исчезла бы моментально, ибо страшные явления астрального порядка часто окружают нечто почти безобидное по внешнему виду. Потому внешностью и видимостью не обманывайтесь и будьте на защите всегда.

 

Грани Агни Йоги. 1967 г. 698. (526). Правильное сочувствие помогает и поднимает другого человека, не погружаясь в его отемнённое состояние и не заражаясь им. Даже и сочувствовать надо умеючи, иначе не помощь, но умножение тьмы. Нет никакой необходимости заражаться отемнённым настроением собеседника из-за ложного чувства – симпатии или неправильного сочувствия, увлекающего в яму обоих. При сочувствии необходимо явить некоторую степень сдержанности и суровости, иначе невозможно помочь и вытянуть человека из ямы мрака. Каждым омрачением пользуются тёмные, чтобы подбросить свой вред.

 

Грани Агни Йоги. 1970 г. 543. (М.А.Й.). Уроки жизни становятся ценными лишь тогда, когда доходят до сознания, принося нужный опыт. Кто говорит, что они легки, они тяжки, но зато сколь ценен этот приносимый ими опыт. Он многому учит, что можно лишь радоваться даваемым жизнью возможностям пополнить свои знания. Холодная суровая сдержанность тоже может служить хорошим щитом от тех, кто столь заботливо выискивает, за что бы им зацепиться, лишь бы уколоть побольнее. Зачем им в руки эту возможность давать, когда сдержанность и равновесие зацепиться ни за что не дадут. Даже слова, и притом самые безобидные, могут послужить зацепкой для злого сознания. Потому молчание тоже защита.

 

 

Начало страницы