ruenfrde

Духовность. Качества духа

Духовность

– это гармоничное проявление духа в сознании человека;

– это симфония духовно-нравственных качеств человеческого сознания.

 

 

ОДЕЯНИЕ ДУХА

 

Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесётся.

Преп. Сергий Радонежский

 

Искание высших принципов есть первое задание.

…Устремление к Высшему должно быть явлением самым насущным.

Мир Огненный, ч. 3, § 367

 

…Качества есть одеяние духа.

Грани Агни Йоги. 1954 г., § 223

 

В самом названии Учения Живой Этики (Агни Йоги1) отражено его главное содержание – это этическое учение, исследующее нравственный облик человека, его духовное преображение и достижение единства с Высшим Началом мира. Неотъемлемой и важнейшей частью духовной практики йоги, как её древних разновидностей, так и современной – Агни Йоги, является идейный анализ и практика развития нравственных качеств и чувств человека.

Почему Живая Этика придает этому такое значение? Учение исходит из аксиомы о многомерности человеческой природы, выделяя как минимум три ее составляющих начала – физическое, тонкое (ментально-психическое; душа) и огненное (высшее; дух). В этом контексте нравственные качества являются самым выразительным показателем уровня духовного развития человека, состояния его сознания.

С.Н. Рерих. Добрый самаритянин. 1943 г.В философии Живой Этики различаются понятия духа и сознания. Духовное начало (дух) – высшая, лучшая, творческая часть человеческой природы. Дух является активной, созидательной, анти-энтропийной силой, ведущей к поступательному развитию человеческого микрокосмоса, двигателем его бесконечной эволюции. Его постоянные, мощные импульсы участвуют в формировании индивидуального сознания (и самосознания) человека.

Эволюция здесь понимается как глубинное преобразование всех сил человека из низшего в более высокое их качество, их упорядочивание и согласованность под главенством духа. Духовное преображение как постоянный процесс развития подразумевает утончение нашего сознания и всей природы микрокосма через раскрытие и развитие в нем качеств и свойств духовного начала (поэтому этот процесс можно назвать одухотворением). По сути, это единственный естественный путь прогрессивного продвижения человечества.

Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом и окном. Чем оно чище и прозрачнее, тем ярче и теплее лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Тогда как сознание, затемнённое невежеством и эгоизмом, слабо воспринимает и пропускает сквозь себя воздействия духа, а значит, внутренний мир человека и его отношения с окружающими становятся беднее, однообразнее и беспорядочнее. Поэтому и ставится перед человеком цель – очищение и расширение сознания, утончение его качеств для свободного, гармоничного проявления духовного начала.

Духовность – состояние сознания, когда в нем главенствует дух и его живительные эманации пронизывают все многомерное существо человека, его побуждения, мысли, чувства, желания и поступки. Когда наши мысли, побуждения и чувства не противоречат друг другу, не конфликтуют между собой (часто бывает человек думает одно, говорит другое, а на самом деле чувствует совершенно иначе…). Так, духовность – это состояние гармонии человека, внутренней согласованности, упорядоченности и единства всего его существа под главенством духовного начала.

Наиболее полно и выразительно духовное начало проявляется через положительные нравственные (моральные), волевые, познавательные и т.п. качества сознания. Е.И. РерихС.Н. Рерих. Розы сердца. 1923 г. так поясняла соотношение понятий духовного и морального: «Духовность заключается в совершенстве моральном. Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовётся духовной»2. Накапливаются и нарастают духовные качества очень медленно, постепенно, почти незаметно для самого человека. Но при устремлении, особенно сознательном, процесс идёт неуклонно и даже ускоренно.

Мудрость веков различных культур и народов учит, что сокровенным средоточием духа в человеческом микрокосмосе является сердце. Поэтому процесс духовного совершенствования начинается и происходит только при умении различать «тихие токи» голоса сердца, несущего нам глубинные импульсы духовного начала. Однако в многообразном, часто противоречивом потоке наших мыслей, чувств и желаний уловить этот голос очень сложно. Углубление знаний о лучших позитивных качествах сознания как раз и представляет собой путь осознания и опознания в себе признаков духа, постижения и усиления воли сердца, высшего «Я» в человеческой природе. В Учении Живой Этики подчеркивается: «Любовь, подвиг, труд, творчество – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. …И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце» (Сердце, 75). Эволюция человека напрямую зависит от развития способности различения в своём сознании устремлений духа, затем их утверждения внутри себя и воплощения во внешней жизни и творчестве.

Главная причина такой непреходящей значимости духовного начала, согласно Учению Живой Этики, состоит в том, что в сложном, многомерном бытии оно связывает наше существо с Высшими Мирами, вмещает и чутко передаёт в наше повседневное сознание их направленность и ритм. Духовное начало человека – это неотъемлемая частица высшего Мира Духа. И чем ярче возгорается дух в человеческом сердце, тем ближе и ощутимее становится и Духовный Мир – мир, откуда человеческая индивидуальность получила когда-то импульс к зарождению и куда ей предстоит вернуться на новом витке бесконечной эволюции.

 

В Учении Живой Этики, утверждающем многомерную энергетическую природу мироздания, все духовные и психические проявления человека – мысли, чувства, нравственные качества, волевые импульсы, желания – имеют тонко-энергетическую, или, говоря образным языком Учения, огненную субстанцию (основу).

Каждое качество сознания – это не просто одна из абстрактных добродетелей, а это свойство нашей психической энергии, т.е. энергии нашей психики, сознания. Нравственные качества в отличие от настроений, эмоций и аффектов характеризуются бóльшим постоянством и закреплённостью в психике. Их устойчивость обусловлена процессом кристаллизации психической энергии в тонко-энергетические образования определённой формы и степени светимости. Качества сознания четко отражают состояние внутренних энергий – их силы или слабости, красоты или безобразия, светоносности или темноты. Человек постоянно излучает эти энергии, взаимодействуя с окружающим земным миром, людьми и космическим пространством.

Психокристаллы качеств накапливаются в многомерной структуре человека и мощно воздействуют на всё его состояние, вплоть до физического здоровья. Это влияние особенно ярко проявляется в тонких процессах обмена веществ, гормонального баланса, выделения секреций. Сильнейшее влияние качеств и чувств на физическое здоровье каждый испытывал на себе не раз, особенно ярко при сильных негативных аффектах – гневе, раздражении, обиде, чья разрушительная сила бывает очень значительна. Тогда как состояния воодушевления, энтузиазма, вдохновения дают человеку бодрость, силы, выносливость. Поэтому качества сознания достойны самого внимательного и вдумчивого отношения с нашей стороны.

Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.   Внутренняя работа над собой, над совершенствованием и одухотворением своих мыслей, нравственных качеств, желаний и побуждений – это работа с энергиями своего микрокосма. Это длительный и трудоёмкий тонко-энергетический процесс, имеющий свои закономерности и сложности. Но именно он, согласно Живой Этике, составляет основу эволюции человека как духовного и разумного существа, утончения его природы и приобщения к Высшему миру Духа.

Светлые, положительные качества – мужество, ответственность, любовь, сердечность, благодарность – предстают кристаллами духовного огня. Именно они накапливают высшую психическую энергию, дающую человеку здоровье, психофизическое равновесие, развитие творческих способностей, мудрость. Их богатая симфония нашла отражение в «Цветке духовных качеств».

«Качества духа, – отмечается в «Гранях Агни Йоги»3, – есть формы утверждённых или утверждаемых в микрокосмосе человека огней. Каждое качество – кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище своё человек и строит себе огненную обитель для духа. Дух есть огонь и существует в огне, и рост огней духа расширяет и утверждает то основание, на котором зиждется его сознательное бытие на земле и в пространстве. Ибо огни – это есть одеяние духа» (1961 г., 153).

«Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия – какой красотою сияют они, красотою надземных огней в существе человека!» (2.02.1960 г.).

«Качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется неумирающая мощь духа. ...И, если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден» (1958 г., 815).

 

Близкое к идеям Живой Этики понимание о месте и значении духовного начала мы находим в трудах религиозных мыслителей конца XIX – первой половины XX вв., золотого века русской философии (Л.М. Лопатина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина и др.).

Так, например, Н.А. Бердяев в работе «Дух и реальность» утверждал: «…Дух есть энергия, С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы…». «Дух не тождествен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания и происходит переход в сверхсознание»4. Отсюда, духовность означает «достижение высшей качественности целостного человека», «победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами»5.

И.А. Ильин, исходя из христианской традиции философствования, давал красивую гирлянду созвучных Живой Этике определений духа, который есть «энергия действования», «концентрация сил»6, «воля к Совершенству», «живое чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и к самоотверженному служению», «сила поющего сердца» и «жилище совести». «Все эти дары дают человеку способность верно управлять собой и верно строить свою жизнь». Поэтому главное призвание духа «состоит в самостроительстве и самоуправлении», что делает его «живой силой самоосвобождения»7 человека.

Философская мысль С.Н. Булгакова развивалась в русле софиологии и христианской аскетики, которые содержат, по существу, ту же идею трансформации низшего эго человека через его подчинение духу. «Человек знает в себе своё высшее я, как гениальность, которою наделяется каждый… И задачей земного человеческого творчества является, в конце концов, найти свой подлинный, вечносущий лик, себя выявить. (…) Вся земная жизнь суммируется в нахождении своего собственного лика. И “наука всех наук”, “духовное художество” аскетики ставит перед человеком прямо эту задачу создания “внутреннего человека”, обретения своей подлинной сущности путем длинной и мучительной работы над самим собой... Это путь не только прямой, но, по существу, и единственный…»8.

 

Современная этика как одна из дисциплин философии зачастую уходит от сущностного определения и обобщенного анализа качеств, растворяя их в разноликом, а порой, и противоречивом перечислении их толкований в различных философских и духовно-религиозных учениях. Как в научном, так и, тем более, в обыденном представлении о нравственных качествах смешиваются самые разнородные и неожиданные смыслы. Так, любовь объединяет и любовь к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и половую несдержанность, и патриотические чувства, и глубоко духовную любовь к Богу… В понимании человечности видят мягкость натуры, уступчивость, слабовольность и сентиментальность… В представлении о снисходительности сталкиваются высокомерие, попустительство, мягкотелость… Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости… Каков же подлинный лик добродетели и порока? В чем сущность и роль многообразных качеств человеческого сознания? Какие из них несут в себе радость, здоровье и развитие во благо, а какие приводят к опустошению, болезням и бедам?

В Учении Живой Этики ставится цель очищения и углубления многих мировоззренческих понятий, среди которых такое значительное место занимают духовно-нравственные качества.

Несомненно, многим людям, изучающим Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги», другие близкие им источники, приходила мысль: «Как замечательно было бы собрать воедино описание качеств духа, утверждение которых в себе так необходимо, так важно!» Эта идея очень вдохновила нас, и мы решили собрать такие качества и визуально оформить их в виде композиции «Цветок духовных качеств».

В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» часто используется символ цветка – цветка духа. Можно вспомнить прекрасный поэтический сборник Н.К. Рериха «Цветы Мории», а также образ лотоса как один из лучших символов развития человека и его преображённой огненной природы. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «С тёмного илистого дна устремляется лотос на свет (дня), к солнцу, и под лучами его расцветает. Так же распускается цветок духа, устремлённый к великому Солнцу средоточию Света» (1961 г., 285). Поэтому мы решили, что лучшим образом, синтезирующим высшие, духовные качества человека, является образ цветка.

Все качества в композиции объединены в 12 групп по их внутреннему созвучию и близости, что показано цветом лепестков. Такое выделение помогает запоминанию качеств, а их сопоставление между собой углубляет наше представление о них. Цвет лепестков выбран нами произвольно.

 

В процессе духовного совершенствования недостатки, негативные качества человека не должны казаться неодолимыми препятствиями, напротив, они превращаются в «камни, которые попирает нога идущего к вершине». В «Гранях Агни Йоги» приводятся замечательные слова Е.И. Рерих: «…На несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начинается путь совершенствования. Ведь начинать всегда приходится от чего-то. Если кому-то его несовершенства будут служить преградой, а не трамплином для устремления выше, будем считать такую установку в корне неправильной… Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету» (1965 г., 399).

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.   «Если бы несовершенства были препятствием, никакое продвижение и восхождение не было бы возможным. Несовершенства и слабости не препятствия, но камни, которые попирает нога идущего к вершинам. Потому никогда да не будет смущаться сознание неизжитыми несовершенствами, преодолению подлежащими. Будем на них смотреть как на отмирающие, но когда-то бывшие живыми клетки, которые миллионами ежедневно сбрасывает организм» (1953 г., 129).

Итак, недостатки человека – это отправная точка для продвижения по пути к Свету. А вот действенное устремление к развитию желаемого качества, напряжённость его – это яркое выявление внутреннего потенциала, накопленного человеком на данном этапе его эволюции. Так, мы видим, что недостатки и устремления обозначают начальные и верхние значения шкалы развития качеств, то есть тот путь, который назначает человек себе сам, исходя из понимания качеств на данном этапе своей жизни.

Отметим, что каждый человек строит свой путь духовного совершенствования добровольно и индивидуально, выбирая подходящие для себя методы и способы работы над своими качествами из богатой палитры их, описанных в Учении Живой Этики и в корпусе близких к нему текстов. Не следует думать, что этот путь несет в себе некое однообразие и однотипность. Елена Ивановна подчеркивала, что «человек может устремляться к Высшему путем утончения и совершенствования своего труда или через самоусовершенствование, или двигаться идеей общего блага, или возноситься путем осознания красоты Мироздания, или стремительно нестись в сердечном устремлении к Избранному Идеалу, путей много, можно сказать, столько, сколько индивидуальных сознаний, но все они ведут к Единой Вершине» (1.06.1939). Так, и пути духовного развития, и опыт, почерпнутый на этих путях, будут индивидуальны и самобытны. В этом многообразии присутствует не однотипность, а “единородность” в том, что это путь духа, путь очищенного и бесстрашного сердца.

 

Нашу решимость идти по длительному и сложному пути внутреннего развития усиливает более ясное и подробное представление о том, что именно дают желаемые качества человеку, как они будут способствовать его эволюции. Ведь такое «“осознание есть почти уже овладение”9 и кратчайший путь к приобретению нужного качества» (1969 г., 121).

Приведём ряд идей Учения, которые помогут утвердить пользу и необходимость работы над качествами своего сознания и тем самым выявить новые силы для стойкого продвижения по пути совершенствования.

1. Качества духа несут освобождение сознания и творческого воображения от рабства привычек, условностей, ложных желаний, предрассудков, предубеждений.

«Трудно даже представить себе всё разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди… – подчёркивается в «Гранях Агни Йоги». – Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность – от предательства, устремление – от привычек, равновесие – от воздействия со стороны… Каждое качество – освободитель. Так прибавим ещё новое, расширенное понимание к значению огненных качеств и новые силы найдём в себе их утверждать» (1962 г., 382).

2. «Каждая победа над собою, каждое завоевание, – читаем в Записях Бориса Николаевича, – означает также и получение, и расширение познания. …Знание приобретается победою над собою. (…) Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягчённого мешающими процессу эмоциями. Утверждённые качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира» (1970 г., 134).Н.К. Рерих. Книга Жизни. 1930-е гг.

3. «Качества являются бронёю духа, ибо через их заградительную мощь ничто не проникнет, им не созвучное. Как может проникнуть страх через крепкую кольчугу мужества, или вожделение – через чистоту, или суетливость и торопливость – через спокойствие, или сомнение – через преданность, или колебание – через стойкость. Так помыслим о защитном значении качеств и в этом силу найдём их утверждать» (1969 г., 245).

Иисус Христос, сказавший: «“Вот идёт Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего”, – явил высшую меру могущества Духа, достигнутую на Земле человеком» (1963 г., 365).

4. Изменение жизненных обстоятельств, в которых оказывается человек, часто происходит именно в связи с преобразованием его сознания. В «Гранях Агни Йоги» подчёркивается, что «преодоление условий внешнего мира идёт изнутри и через себя и сначала в себе… Препятствия, преодолённые в себе, уходят из жизни. …Не знает неодолимых преград и препятствий дух, осознавший силу огненной мощи в себе. Радость преодоления себя самого – так и запомним» (2.02.1960 г.).

5. От степени развития качеств непосредственно зависит жизнь человека в Надземных, Тонких мирах после его физической смерти.

«Следствия даёт всё, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми земными благами и имеющего всё, кроме качеств духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле имевший всё, придёт нищим в Мир Тонкий, другой, лишённый всего, но огни утвердивший, в том Мире иметь будет всё, ибо Огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней» (1958 г., 815).

«Но в Надземном без качеств нельзя… Здесь [в земной жизни] окружение и окружающие обусловлены кармой, там же [в Надземном мире] карма творится энергиями накопленных качеств, как хороших, так и плохих. И утверждение их будет обуславливать течение кармы надземной» (3.09.1960 г.).

6. Качества духа выступают основой бессмертия человеческого сознания и его бытия в Высших Мирах. «Именно в бессмертии духа будут заложены все явления жизненных энергий. Каковы отложения, таковы будущие кристаллы. И мысль, и сердце, и творчество, и все другие проявления собирают эту энергию. Весь огненный потенциал духа состоит из излучений жизненных энергий» (Мир Огненный, ч. 3, 227). «Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь» (Мир Огненный, ч. 3, 363). «Дух есть огонь, а тело огненное – его несменное одеяние. Чтобы быть в нём сознательно, надо оформить его. Утверждение качеств духа есть процесс сознательного оформления огненного тела» (1962 г., 21).

7. И последняя важная идея, о которой мы скажем, касается общественно-пространственного значения качеств человека, его чувств и мыслей. Человеческие излучения вступают во взаимодействие с пространственными энергиями, и «получается фабрика добра или зла, светлых или тёмных эманаций… Омрачителем или осветителем пространства Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.   может быть назван человек. В ауре своей несёт человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму» (1965 г., 423).

«Положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлечённых идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству» (1967 г., 540). «Ведь культивирование качеств уже не личное дело, но общественно-пространственное, ибо вибрации этого процесса распространяются широко и передаются на большие расстояния… Пора бы уже понять, что все личные переживания и особенно мысли… наполняют собою ауру планеты и добавляют к её Свету или тьме сродные им элементы. Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все, и от воздействия их никуда не уйти» (1969 г., 163).

 

В заключение отметим, что целью человека является созидание в себе не просто отдельных качеств, а всей их симфонии. В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Цепь не крепче своего самого слабейшего звена. Человек не сильнее своего самого слабого или легкоуязвимого места. Потому Указует Учитель укрепить слабые звенья кольчуги духа» (1968 г, 27). «Потому нужно гармоническое развитие всех качеств духа, или симфония качеств. И если все хороши, а одно сильно хромает, то хромота не позволит продвигаться успешно, пока не будет устранена» (1972 г., 143).

«…Чего стоит даже устремление без постоянства… или огненность без равновесия, или сила воображения без чистоты, или знание Учения без любви к Тому, Кто его Дал?» (1969 г., 180). «Но симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нём и во всём микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Именно благодаря этому условию дух, завершающий свой путь на Земле, являет собою совершенную форму красоты…» (1969 г., 121).

Вместе с тем, в «Гранях Агни Йоги» констатируется: «Значение качеств ещё совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению» (1969 г., 121). Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги» убедительно показывают, что качества духа – это не отвлечённые добродетели, но верный и единственный путь к бесконечному эволюционному восхождению человека, к победе Духа и Света.

 

 

Источники

 •   Учение Живой Этики (любое издание):

Листы сада Мории. Зов.

Листы сада Мории. Озарение.

Община.

Агни Йога.

Беспредельность (в 2-х кн.).

Иерархия.

Сердце.

Мир Огненный. Часть 1.

Мир Огненный. Часть 2.

Мир Огненный. Часть 3.

Аум.

Братство. Часть 1.

Братство. Часть 2. Надземное (в 3-х кн.).

Напутствие Вождю.

 

•   Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары, РТО, 1993.

•   Письма Мастеров Мудрости. Сборник / Пер. Л.Н. Орленко. М.: «Сфера», 1997.

•   Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. М.: Прогресс-Культура, 1992.

 

•   Письма Елены Рерих (1929–1938). В 2-х т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

•   Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. В 18 т. М.: Прологъ, 2007–2013.

•   Рерих Е.И. Письма. В 9 т. М.: МЦР, 1999–2009.

•   Космологические записи / Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000. С. 246-247.

•   Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

•   Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

•   Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995–1996.

•   Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

•   Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

•   Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

•   Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994.

•   Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

•   Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.

•   Рерих Ю.Н. Советы на каждый день / Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Сборник. Новосибирск: СибРО, 1994. С. 144.

 

•   Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2012 (3-е изд., доп.).

•   Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.

•   Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.

•   Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск, 2012.

•   Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.

•   Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.

•   Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: «Алгим», 2008.

•   Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)

•   Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск: «Алгим», 2004.

•   Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск, 2019 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.

•   Спирина Н.Д. Капли. Стихи. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2019.

•   Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2017.

 

 

Сокращения

Гр.А.Й. – Грани Агни Йоги.

 

 



1 Агни (санскр.) – огонь, йога (санскр.) – практика внутреннего преображения человека и соединения его сознания с Высшим Началом.

2 Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: «Мир Огненный», 2001. С. 52.

3 «Грани Агни Йоги» – Записи Б.Н. Абрамова (1897-1972), духовного последователя семьи Рерихов. В его творческом наследии разрабатываются идеи Учения Живой Этики (Агни Йоги). Подробнее познакомиться с творчеством Б.Н. Абрамова можно на персональном сайте: https://bn-abramov.ru/

4 Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 381, 380.

5 Бердяев Н.А. Дух и реальность. С. 383.

6 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. С. 58.

7 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. С. 52.

8 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 212.

9 Цитата из книги «Агни Йога» (п. 258), входящей в состав Учения Живой Этики.

 

 

 

Начало страницы