Публикуется по изданию:
Кто такой более совершенный человек: Беседа с корреспондентом журнала «Наука и религия». Москва, гостиница «Советская». 9 мая 1987 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 247–257.
История публикации:
Кто такой более совершенный человек: Беседа с корреспондентом журнала «Наука и религия». Москва, гостиница «Советская». 9 мая 1987 г. // Святослав Рерих: Лекции, интервью, беседы, письма / сост. Е.Г. Петренко. Одесса: Астропринт, 2013. С. 209-223.
Кто такой более совершенный человек.
Беседа с корреспондентом журнала «Наука и религия»
в гостинице «Советская».
Москва, 9 мая 1987 г.
В.П. Пазилова: Святослав Николаевич! Я думаю, что у нас недостаточно или очень плохо изучается «Живая Этика», или «Агни Йога».
С.Н. Рерих: Возможно. Вполне возможно.
В.П.: Мне кажется, что это Учение, которое следует изучать в наше время. Оно вызывает большой интерес.
С.Н. Рерих: Да, оно очень современно. И было бы очень, я бы сказал, нужным, если его правильно применить в жизни, потому что жизнь теперь, несомненно, указывает, что нам нужно делать такой упор на нравственные, этические – то есть внутренние качества человека. Без этого ничего не будет. Самое главное – это человек. Какие примерно качества и отношения в жизни должны быть у такого, более совершенного человека? Мы можем себе это представить.
Давным-давно Конфуций, когда его спрашивали, говорил – то, что более совершенный человек ищет, лежит глубоко в нём. А то, что обыкновенный человек хочет, лежит в других. Это очень просто. То есть это те качества, которые заложены в каждом, но нужно как-то выявить их.
В.П.: Выходило всего 14 книг «Живой Этики».
С.Н. Рерих: Да.
В.П.: В общем, у нас они ходят по людям. Их обычно перепечатывают, и люди изучают это самостоятельно. И, по всей видимости, это не всегда бывает правильно понято, потому что это же система?
С.Н. Рерих: Так всегда может быть. Даже в хорошо изданных книгах тоже вкрадываются какие-то детали, которые как-то не так были освещены или поняты. Так что это, [к сожалению,] неизбежно, но главное, чтобы это было, по крайней мере, принято достаточно большой группой людей, которая могла бы это постепенно распространять.
В.П.: Или изучать хотя бы.
С.Н. Рерих: (отвлекаясь от беседы: пришёл учёный-востоковед Л.В. Митрохин с дочерьми): Очень рад!
Л.В. Митрохин: Это мои дочери.
С.Н. Рерих: Очень рад вас приветствовать.
С.Н. Рерих (возвращаясь к беседе): Что важно? Важно именно ясно себе представить, что мы, собственно, хотим? Мы хотим более ценную, более глубокую и красивую жизнь. И [нужно] подумать, что для этого нужно? Что это нам даст? Ясно, что так называемая человеческая основа, внутренний человек как таковой будет играть решающую роль во всём. Поэтому мы должны всеми силами стараться развивать эти качества – всюду и во всём, потому что это является ключом ко всему.
Л.М.: По всей вероятности, это сейчас единственное, что может спасти мир в ситуации, в которой он оказался.
С.Н. Рерих: Да.
Л.М.: Недаром Горбачёв впервые цитировал Будду, пребывая в Индии.
С.Н. Рерих: Да.
Л.М.: Впервые в жизни мы приняли Делийскую декларацию о ненасильственном и безъядерном мире [1].
С.Н. Рерих: Видите ли, я вам так скажу: всё это несложно, всё это очень просто. Нам нужно решить, чего мы хотим. И как только мы ясно себе [представим это], то [нужно будет подумать], какими путями мы можем к этому подойти. Когда-то, [когда] были у нас былины, в них воспевались известные герои. Народ может быть неграмотный. [Люди] не могли ни писать, ни читать, но они знали эти былины, знали [образы] этих героев. Всё это было знакомо. Это были известные прототипы, которые народ нёс в себе. И нам нужно теперь тоже, вполне сознательно, уяснить себе, кто такой этот более совершенный человек? Каково его отношение к жизни? Как он себя ведёт при известных обстоятельствах? Что он собой представляет? Как только мы себе ясно представим этот как бы прототип более совершенного человека или людей, мы сможем найти пути и так или иначе стремиться к этому. И мы увидим, что истинный и единственный путь – это культивировать внутренние духовные качества человека. Другого пути нет.
В.П.: Святослав Николаевич! Меня очень заинтересовал вот какой момент в Учении Рерихов. На мой взгляд – это было такое противостояние фашистской [идеологии] в своё время?
С.Н. Рерих: Да, если хотите. Видите ли, это такое очень практическое, я бы сказал, современное Учение, которое приложимо именно к тому состоянию, в котором мы себя сейчас находим.
В.П.: Было ли это в том числе и такой очень активной борьбой с фашизмом? С этим антигуманным [философско-политическим течением]?
С.Н. Рерих: Нет, оно не было направлено против [конкретно] фашизма. Нет! Потому что это было Учение, которое было широко, которое призывало к возрождению человека. В этом вы, если хотите, можете усмотреть борьбу с фашизмом и, конечно, с какими-нибудь другими [проявлениями насилия]. Это, несомненно, так. Но это не было специфически.
В.П.: Понятно.
С.Н. Рерих: Вот на юге Африки есть расизм. Это тоже негативное явление. Особенно сейчас, сегодня. Казалось бы, мы давным-давно [должны были] это перерасти, и всё-таки он где-то ютится. Поэтому мы должны именно широко думать и [стремиться] помочь [нашему] истинному человеку проявить себя.
В.П.: Как вы относитесь к Е.П. Блаватской?
С.Н. Рерих: Я очень её уважаю. Я знаю все её труды. Я изучал эти труды и должен сказать, что она была большим гением. Если вы возьмете её некоторые труды, особенно «Тайную Доктрину»...
В.П.: Её перевела Елена Ивановна Рерих?
С.Н. Рерих: Да, перевод на русский язык сделала Елена Ивановна. Эта книга является, действительно, самой замечательной. Я бы сказал, [это своеобразный] каталог различных философских учений, различных духовных устремлений. Для того чтобы написать [такую] книгу, человек должен был иметь самые замечательные, гигантские знания, широчайшие знания.
В.П.: Можно сказать, что она занималась сравнительным религиоведением?
С.Н. Рерих: Да, если хотите.
В.П.: Это не будет грубым нарушением?
С.Н. Рерих: Нет. Как вы знаете, Блаватская написала много книг. «Тайная Доктрина» – это самая большая, заключительная её книга. Есть «Разоблаченная Изида» и много других. Она издавала журналы «Люцифер», «Теософист», [опубликовала] серию маленьких брошюр, в которых есть очень интересные статьи, такие как «Что является теософией?», «Является ли теософия религией?», «Как теософия отличается от религии?». Это очень интересные статьи, которые показывают её замечательные, гигантского масштаба философские познания.
В.П.: Как, по вашему мнению, почему её судьба в России сложилась таким нехорошим образом? Это Всеволод Соловьёв виноват?
С.Н. Рерих: [Думаю], это всё произошло от незнания, недомыслия. Есть узкие, тоже православные течения, [приверженцы которых] очень опасаются не только теософии, но всякого учения, которое, так или иначе, могло бы подорвать их организацию. Это так, я с [этим] встречался, это вполне человеческая реакция. Если кто-то сидит на каком-то удобном месте, то он, конечно, не хотел бы допустить кого-нибудь другого занять это место. Во всяком случае, он будет стараться оберегать его. Но [также] были служители православия, которые читали эти книги. Я это знаю, потому что они брали их у Елены Ивановны Рерих в своё время, и Елена Ивановна с ними беседовала на эти темы. Всячески бывало.
В.П.: Святослав Николаевич, расскажите нам о Елене Ивановне.
С.Н. Рерих: Что вам рассказать?
В.П.: Расскажите нам, какая она была.
С.Н. Рерих: Елена Ивановна была совершенно исключительной личностью. С самых юных своих лет она уже имела ясное представление о том, чего хотела бы [достичь] в жизни. Она была одарена многими [свойствами, которые] мы и сейчас ещё называем «сверхъестественными», такими как ясновидение, яснослышание, что было у неё очень сильно развито. С самого начала она имела в жизни вполне организованное направление. В этом она, конечно, была замечательной помощницей Николая Константиновича Рериха. Как мы видим, это была идеальная комбинация. Совершенно. Лучше этого и быть не могло. И в этом было тоже совершенно ясное направление. Может быть, [оно было определено] теми более возвышенными силами, которые решают судьбы человечества.
Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной в имении деда [2] Бологое. Путятин был археологом, а Николай Константинович тогда интересовался археологией. У Путятина и Николая Константиновича уже были контакты и связи на поприще археологии. [И когда] Елена Ивановна встретилась с Николаем Константиновичем, то голос её Учителя (она слышала и видела его постоянно) ей сказал: «Выходи за Николая Константиновича». И всё было решено. Никто об этом не думал, никто этого не предполагал – [ведь Николай Константинович] там был совершенно случайно, – но это было определённое, уже [принятое] решение.
В.П.: А каким образом они оба сориентировали свои интересы на Восток?
С.Н. Рерих: Это был общий интерес. Это было совпадение. Я бы сказал, что Николай Константинович очень интересовался и был как бы «притянут» к Востоку. И Елена Ивановна тоже.
В.П.: А как это с ним случилось? Это В.В. Стасов оказал на него такое влияние? Или это было самостоятельное стремление?
С.Н. Рерих: Нет, вы можете назвать это совпадением, если хотите, но и Николай Константинович и Елена Ивановна сами по себе интересовались философией Востока. Тогда в России было много книг по индийской философии, издавались в переводах книги, скажем, Рамакришны – «Провозвестие Рамакришны» было очень популярным в своё время. «Бхагавад-гита» – она сохранилась как восточная философия и замечательна тем, что [содержит] мысли тех больших людей, которые её создали. Она современна и сейчас – то, что они советовали тогда, так же приемлемо и в наши дни, [даже] ещё больше. Только нужно это правильно понять и взять именно то, что приемлемо в нашей жизни сейчас. Каждое время, каждый момент имеет что-то специфическое, своё. Но всё это применимо на все случаи, все.
В.П.: А как в Индии относятся к Блаватской?
С.Н. Рерих: Был у нас такой святитель, Серафим Саровский, это было в 30-40-х годах прошлого столетия [3]. К нему приезжали [самые разные] интеллектуалы, которые интересовались его популярностью и учением. Среди них был один, который просто хотел [получить] некоторые ответы и практические советы. И он спросил: «В чём заключаются все эти учения: православие, все наши церковные обеты, церковные советы и всё, что связано с православной церковностью?» Серафим Саровский ответил: «Это очень просто, всё это очень просто – это только для того, чтобы низвести на себя Святой Дух. Больше вам ничего не нужно». То есть [чтобы] подняться на следующую ступень – уже тогда все мы думали об этом.
Есть замечательная притча Л.Н. Толстого о трёх отшельниках (я не знаю, помните ли вы её). На острове жили три отшельника, которые славились в своей округе, и слава о них разнеслась очень широко. Однажды епископ, услышавший об этом, решил их посетить. Он поехал со своими последователями в лодке на остров, где они жили. Они его встретили, и он спрашивает: «А вы “Отче наш” знаете?» – «Нет, никогда не слышали». – «Думаю, что это очень, очень плохо. Это прямо непростительно! Вы должны этому научиться». И он остался с ними до вечера научить их молитве «Отче наш». А вечером поднялась страшная буря. И вот, когда он плыл [назад], вдруг видит над волнами яркий свет, и по воде, держась за руки, бегут к лодочке эти три отшельника. Поравнявшись с лодкой, они сказали епископу: «Мы забыли третью строфу “Отче наш”». И он ответил: «Вам это больше не нужно».
Всё объясняется. Вы спрашиваете – «восточное было направление?». Это было заложено в Николае Константиновиче и Елене Ивановне с самого начала. Почему Николай Константинович и проявил такой большой интерес и участие в постройке буддийского храма [4] здесь, у нас, в своё время. Он очень активно участвовал в этом. К Николаю Константиновичу тогда приезжали посланники [5] Далай-ламы [6] и наши [буддисты] из Монголии, которые с ним беседовали, и был обмен общими мыслями, чувствами. Так что это всё жило.
Елена Ивановна интересовалась разными подходами, у неё были очень обширные познания во всех философских учениях. [Ведь] все они, в конце концов, ведут к одному только – стать немножко выше, вот и всё. Низвести на себя Святой Дух. А больше ничего и не нужно. Так?
В.П.: Святослав Николаевич, в жизни вы всегда руководствовались одним и тем же мировоззрением или у вас что-то изменялось?
С.Н. Рерих: Я имел великое счастье с раннего детства быть с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Поэтому все их мысли, все их отношения, вся их жизнь, в конце концов, была и моей жизнью, конечно. Я жил, рос и развивался в этих условиях.
В.П.: Скажите, с какого возраста детей, вас и вашего брата, в семье уже считали полноправными членами – всего общего вашего дела?
С.Н. Рерих: С самого раннего возраста. Мы знали [об этом] с очень раннего возраста, с раннего-раннего нашего как бы прозрения – [ведь] мы были окружены мыслями Николая Константиновича и Елены Ивановны. Это была часть нашей жизни. Неотъемлемая часть! А как вы знаете, всё, что формируется в ребёнке в самые ранние годы (до семи лет), остаётся при нём на всю жизнь, никогда не уходит.
[Недавно] мне говорили приехавшие из Аргентины, что там [есть] группа, которая занимается развитием так называемых психических способностей. Они нашли, что если взять ребенка до, по-моему, пяти лет, то можно развить в нём внутреннее зрение. И он будет видеть так же хорошо, может быть, даже лучше, с закрытыми или завязанными глазами.
В.П.: Это не опасно для [детей]?
С.Н. Рерих: [Эти исследователи] говорят, что у них были очень [серьёзные] эксперименты. Я сам много лет назад видел это в Америке, когда как-то раз [туда] привезли двух итальянских мальчиков, которые могли видеть через всевозможнейшие препятствия. [Можно было] положить толстую свинцовую доску на что-то, и они могли всё увидеть сквозь [неё]. Говорят, что такие способности у этих детей развивались, но в ранние годы, с четырех-пяти лет. Позже это сделать было бы нельзя. После семи лет всё останавливается, и эти качества уже не могут проявиться. Всё это есть. Это всё нас окружает.
Мы окружены Вечностью. Мы окружены Бесконечностью. Но мы мало [задумываемся над тем], что, собственно говоря, это означает. Что собой представляет понятие Бесконечности, Вечности – что это такое? Что это такое есть? Во-первых, Вечность сама по себе исключает всякую негативность. Всё есть, и в миллионы раз больше, чем можно себе представить. [Во-вторых,] наука говорит, что в человеческом мозгу столько-то миллионов клеток, которые дают столько-то миллионов комбинаций – мы ещё их не [используем], но когда-нибудь в будущем мы, может быть, [сможем развить в себе этот потенциал].
Значит, возможности бесконечны, абсолютно всё в наших руках. Мы можем всего достичь. [Нужно только] широко открыть глаза. Открыть все двери. Смотреть и слушать. И мы увидим, как замечательно богата будет жизнь. Она сразу наполнится самыми [чудесными] возможностями. И мы увидим и услышим то, что трудно было увидеть раньше. И будет праздник.
Сегодня мы празднуем День Победы. И как я говорил сегодня для телевидения – [для нас] каждый день должен быть днём победы. В жизни мы должны именно искать эту победу и проявлять её во всём.
В.П.: Но как сделать так, чтобы каждый человек проявил усилие? Как это сделать?
С.Н. Рерих: Да, усилие – это самое главное. Усилие – это энергия, которая строит и которую можно в себе развить. Это нечто такое, что не заключено в какие-то маленькие рамки. Нет, эта энергия разлита во всём человеке, и не только энергия [творчества], но много разных энергий, которые можно развить. Обычно мы себя в жизни ограничиваем: того не существует, этого не может быть. И забываем, что мы окружены Вечностью, Бесконечностью. Мы забываем, что это означает. Если бы мы об этом действительно подумали, как бы столкнулись с этим понятием и возвращались бы к нему время от времени, то увидели бы, насколько [шире становятся наши представления]. Насколько мы шире мыслим, думаем, и как всё становится ярче, как-то интереснее, богаче.
В.П.: Скажите, пожалуйста, на каком принципе и как работали рериховские общества культуры? Ведь это были культурные организации.
С.Н. Рерих: Чисто культурные общества.
В.П.: Но на каком принципе и каким образом они возникали?
С.Н. Рерих: Николай Константинович, как вы знаете, написал много книг, бесконечное количество статей, замечательных статей. Это [вызывало] живейший интерес. [Появились] люди, которые уважали мысли, Учение Николая Константиновича, действительно заинтересованные этим [мировоззрением]. Эти люди, считавшие, что это мировоззрение именно современности и будущего, организовывались в группы – на практической и на культурной основах. [Например], были художественные общества.
В.П.: Они изучали Живую Этику? Они встречались?
С.Н. Рерих: Да, они изучали и «Живую Этику». Они могли изучать всё, что хотели.
В.П.: Они занимались и охраной памятников?
С.Н. Рерих: Ну, каждый мог работать по-своему, это его частное дело.
В.П.: У каждого общества была своя программа?
С.Н. Рерих: Да. Но всё-таки они были объединены мыслями и идеями Николая Константиновича. Они считали, что это очень своевременно, это нужно, это жизненно.
Л.М.: Существовало ли общество в Германии?
С.Н. Рерих: Да, они и сейчас очень активны.
Л.М.: И сейчас?
С.Н. Рерих: Да.
В.П.: То есть сейчас общества продолжают существовать везде. У нас их нет, но везде они есть.
С.Н. Рерих: Повсюду.
В.П.: Это общества, которые заняты охраной культуры?
С.Н. Рерих: Да, ведь у нас, как вы знаете, есть музей в Нью-Йорке. Я на днях поеду в Швейцарию [7]. Там собираются, чтобы со мной встретиться, побеседовать, вице-президенты, президенты [этих обществ]. Они продолжают работы и идеи Николая Константиновича – то, что Николай Константинович и Елена Ивановна завещали. Они стараются провести это в жизнь, стать лучшими людьми. И это, пожалуй, всё, что требуется, лучше вы вряд ли сможете предложить.
В.П.: Конечно.
С.Н. Рерих: Должен сказать, в Германии есть очень хорошие люди, очень серьёзные. [В Болгарии] одной из таких больших последовательниц Николая Константиновича была Людмила Живкова. Она как член правительства многое могла сделать. Она была очень большим человеком, имела обширные познания, изучала труды Николая Константиновича, изучала философию. Мы с ней дружили и очень часто встречались, беседовали. Она была настоящим передовым лидером. К сожалению, она ушла из жизни. Как всегда, это несколько приостановило многие начинания. Но это всё временно, потому что основа этого [дела] останется, другие придут на смену.
Мы должны думать о более счастливом человечестве. Сейчас, к сожалению, человечество страдает от очень глубокого недомыслия. Идёт вооружение там, идёт вооружение здесь, каждый хочет перегнать другого. Помните легенду о Вавилонской башне? Люди решили построить башню, которая дойдёт до неба. Они её строили-строили, и она сама обрушилась – всё разрушилось.
Так и сейчас – это всё строится, [то есть] все вооружаются-вооружаются и будут вооружаться, потому что это выгодно для тех, кто может продавать оружие. Одно из самых выгодных дел – самим продавать оружие, что, конечно, притягивает очень и очень многих людей. Но этому тоже должен быть какой-то предел. Вы не можете без конца вооружаться, без того чтобы что-то такое да ни случилось. Это опять обрушится. Другое дело, как обрушится, но оно не может продолжаться без конца.
Что мы можем сделать? Просто как-то разбудить некоторые сознания [объяснением], что этот путь неправильный. Это ложный путь. Настоящее и будущее человечество должно одуматься.
Будем надеяться – одумается вовремя.
__________________________
[1] «Делийская Декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира» была подписана Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым и Премьер– министром Республики Индии Р. Ганди в Нью-Дели (Индия) 27 ноября 1986 г.
[2] С.Н. Рерих говорит о князе П.А. Путятине, жене которого он приходился внучатым племянником.
[3] Имеется в виду XIX век.
[4] Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») – самый северный в мире буддийский храм. «Для изучения живых буддийских традиций и буддийского культа петербургские востоковеды предложили построить в столице буддийский храм. Крупнейшие учёные-востоковеды академики В.В. Радлов, С.Ф. Ольденбург, профессор Ф.И. Щербатской были приглашены в специально созданный комитет по постройке храма. В комитет вошёл и Николай Константинович. Место для постройки нашли в Старой Деревне – ныне Приморский проспект, 91. <...> Строительные работы, начавшиеся в 1909 году, были закончены в 1915 году. <...> Н.К. Рерих своими советами внёс немалый вклад в создание проекта этого ... сооружения» (Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985). Первая служба состоялась 21 февраля 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых. У храма оказалась трудная судьба, были годы, когда службы в нём не велись (революция, репрессии, война). И только когда в 1989 г. в городе была создана новая буддийская община, по ходатайству которой здание храма в 1990 г. было ей возвращено, в нём возобновились богослужения.
[5] В 1908 г. в Петербург с миссией от тибетского Далай-ламы прибыл бурятский лама Агван Доржиев, который был направлен в Санкт-Петербург для переговоров в качестве дипломатического представителя Далай-ламы. Он передал в Министерство иностранных дел России ходатайство Далай-ламы о строительстве храма. После того как ходатайство поддержали учёные-востоковеды, в 1909 г. в Старой Деревне, на берегу Большой Невки, Доржиев приобрёл земельный участок.
[6] Тхуптэн Гьяцо, Далай-лама XIII.
[7] С 15 мая 1987 г. С.Н. Рерих и Д. Рани Рерих предприняли недельную поездку в Швейцарию, где встречались с руководителями обществ им. Н.К. Рериха из разных стран мира и, предположительно, с вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, которая тогда жила в городке Ла Тур-де-Пей в районе Женевского озера.