ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Индивидуальная беседа. Москва. 13.11.1982

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Беседа с друзьями в гостинице «Советская». Москва, 10 ноября 1982 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 80–81.

 

 

Из индивидуальной беседы в гостинице «Советская».

Москва, 13 ноября 1982 г.

М. Мироненко. Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым.…Серафим Саровский никогда сам не писал. Мотовилов записал беседы с ним. Мотовилов был очень умным человеком, с университетским образованием. Он спросил Серафима Саровского, в чём заключается дисциплина нашей христианской веры и церкви, что это такое. Серафим Саровский ответил, что это так называемая евхаристия – низведение Святого Духа, и тут же показал, из чего это состоит, что в себе заключает. Мотовилов описывает свои переживания. Серафим Саровский сказал: «Вы на меня смотрите». Мотовилов посмотрел и зажмурился, так как ему показалось, что смотрит на яркое солнце. И Серафим Саровский сказал: «Почему ты не смотришь на меня?» Мотовилов ответил: «У меня глаза болят, не могу смотреть». Серафим Саровский сказал, что «это есть то, что ты потом сам освоишь». И Серафим Саровский провёл его через ступени разных видений. То, что описывает Мотовилов, в Тибете называется тумо – развитие внутреннего жара. Это энергия, которая, с одной стороны, физическая, с другой стороны – не физическая, вернее – другая физическая, которую мы сейчас ещё не можем измерить. Ещё таких энергий много. Они существуют помимо нас, и мы не имеем возможности их измерить. Серафим Саровский провёл Мотовилова через всё это. И когда Мотовилов вдруг почувствовал, что всё внутри горит, что он находится как в самой горячей бане, Серафим Саровский сказал: «Это то, что ощущали отшельники во время зимнего холода. То, что вы сейчас ощущали и видели, – это маленькая доля того, что вы можете обрести».

У Серафима Саровского не было учения как такового. Это были случайные беседы с приходящими. Мне говорили, когда мы были в Швейцарии, что он стал популярен именно сейчас во Франции благодаря издаваемым о нём книгам. Вы видите, какой это был большой Святитель. Он смотрел на жизнь без церковной предвзятости.

Все большие Учителя были без церковной предвзятости. И вы можете видеть их в совершенно другом свете. В «Добротолюбии» есть простые жизненные советы Антония Александрийского, жившего 300 лет спустя после Христа. Ученики спросили его, какая будущность у христианской церкви. Он ответил, что придёт время, когда служители Бога облекутся в драгоценные рясы, когда сосуды в церкви будут из драгоценного металла, сами церкви будут больше больших дворцов, а Христа у них не найдёте, а найдёте его у язычников!

Однажды он был в лесу со своими учениками, на полянке. Проходил охотник и увидел, как они резвились на этой лесной поляне, подошёл к Антонию и спросил, как же так монахи себя ведут. Антоний сказал, что вот «у тебя лук есть с собой. Ты его натяни, ещё натяни, ещё!» И когда тот сказал, что больше уже не может, потому что [тогда] лук сломается, Антоний сказал: «Вот так и с монахами. Если не отпустить, они натворят много глупостей». Советы исходили из самой жизни. Не нужно перетягивать лук!

Серафим Саровский, как и все большие люди, имел широкий кругозор и знание жизни. Все советы были чрезвычайно жизненны.

У меня в Индии есть все эти издания «Добротолюбия» – все книги разных святителей, которые были напечатаны ещё в русских скитах на Афоне в начале прошлого столетия [1]. Они считаются первым изданием «Добротолюбия», напечатанным непосредственно с рукописей. Оно состоит из 7-8 больших томов, является описанием жизни всех святителей с самого начала христианства, и в него входят чрезвычайно интересные жизненные советы старцев своим монахам, советы, которым они следовали.

 

 

[1] Славянский вариант сборника «Добротолюбие», созданный Паисием Величковским, вышел в 1793 г. и до 1857 г. был переиздан шесть раз. На русском языке издан во второй половине XIX в.

 

 

Начало страницы