Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Беседа с художниками Илзе и Леопольдом Цесюлевич в гостинице «Советская». Москва, 12 июня 1981 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 57–60.
Беседа с художниками Илзе и Леопольдом Цесюлевич
в гостинице «Советская».
Москва, 12 июня 1981 г.
Вопрос: Как быть с музеем Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне на Алтае, где нет друзей?
С.Н. Рерих: Всюду, во всём мире таких людей, на которых можно полностью положиться, очень мало, но бывают.
Мы не должны беспокоиться о том, чтобы что-то было сделано в какие-то сроки. Главное, чтобы само дело было жизненным. Тогда через некоторое время люди появятся. Я верю, что на Алтае всё разовьётся, но я не ставлю никаких рамок, никаких дат [1].
Вы можете следить за ростом дела, помогать советом, можете привлечь других, следить, чтобы были жизненность и ответственность. Место должно заслужить известное положение, чтобы, с одной стороны, была стабильность в организации, уверенность в её будущем, чтобы были реальные прогнозы на будущее. И, с другой стороны, чтобы были ответственные ячейки или ячейка, которой можно доверить и иметь уверенность, что она всё понесёт в правильных направлениях.
Есть испытанные друзья, испытанные сочетания людей, которые могут выстоять, [преодолеть] препятствия и которым можно доверять. Есть и скороцвет, который быстро расцветает и так же быстро отцветает.
Главное – дать жизненность, чтобы была основа. Если есть организация, то надо предвидеть, как она будет жить, какая преемственность, кто кому передаст работу. Те же условия, те же основы для всего мира.
Наше дело – установить определённые ячейки, организации, которые могли потом существовать и продолжать эту работу.
Каждая организация должна быть жизненной, тогда появляются новые возможности. Теперь у нас в Бангалоре есть целый ряд организаций, которые появились из ничего и уже [достигли] очень больших масштабов. Екатерина Васильевна Шевелёва говорила, что хочет наладить контакт всех здешних школ с Бангалором. И эти организации начали сейчас создавать большую школу [2], которая [воплощает] философию Ауробиндо Гхоша и идеи Николая Константиновича и Елены Ивановны. Сейчас там уже около двух тысяч учащихся, дети с 4 лет до 18, и очень большое количество – 120 – известных учителей, профессоров. Все они – последователи идей Ауробиндо Гхоша. Место очень просторное, с большими корпусами зданий. Работа идёт прекрасная. И всё это благодаря тому, что вырастало постепенно – была жизненность, – находило отклик у людей. Но за этим нужно смотреть, следить, направлять в надлежащее русло. Иными словами, постоянно надо что-то делать, тогда работа даст результат.
Вот за границей есть затруднения. Даже у Зинаиды Григорьевны Фосдик нет помощников, настоящих помощников [3]. Они бедствуют. Это одно из испытаний. То есть количество людей очень ограничено. Бывает, ячейки вспыхивают, но не умеют привлечь людей.
Пусть группа остаётся маленькой. Большого количества не надо. Это только затруднит работу. Чем больше группа, тем труднее ею управлять. Внутренняя группа должна быть маленькой. Но маленькая группа должна уметь управлять большой организацией. Говорилось, что если бы семь человек были абсолютно спаянными, то они могли бы перевернуть весь свет.
Жизнь – это сплошные испытания. Мы не можем не упражнять свою мускулатуру. Всё время должны двигаться. Лягте в постель – и через несколько дней почувствуете, как ослабли ваши ноги. Не будете в чём-то упражняться, то будет также трудно. Это закон и нашей внутренней жизни. Мы растём препятствиями. Человек не может расти без препятствий. Если бы не почувствовал голод, не стал бы есть. Должен быть импульс, и вы должны сражаться. «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». И наша внутренняя сила должна превозмочь это. Она растёт в преодолении препятствий. И не надо бояться.
П.Ф. Беликов: «Надо больше любить Бога, чем бояться черта!»
С.Н. Рерих: Все молитвы Богу – обычно это всё просьбы. Рамакришна говорил, что однажды пришел к Акбару подвижник, чтобы просить помощи у Акбара для каких-то начинаний. Ему предложили подождать в соседней комнате. Так он услышал, как молится Акбар, просит: «Дай, Боже, мне больше земли, помоги победить врага, занять такую-то территорию!» И когда Акбар кончил и позвали этого человека, чтобы он мог высказать свои просьбы, подвижник сказал: «Я только что слышал, в каком вы бедственном положении, и решил ничего не просить».
Главное – постоянное устремление. Рамакришна говорил, что один человек хотел пойти в священное место Пури, где находится знаменитый храм Джаганнатха [4]. Он решил, что если будет спрашивать по дороге, то дойдёт. Люди говорили разное, но он шёл. В результате всех этих расспросов он всё-таки дошёл. Другими словами, если мы будем продолжать свои искания, преодолевать трудности, мы дойдём. Должна быть устойчивость и сила не бояться. Как Будда говорил: «Мы все воины за добро».
Духовность заключается в том, чтобы жить в стремлении к большему и в свершении всего этого. И надо не замыкаться в себе. А я знаю в Америке много людей «божественных», которые сидят в расслабленном состоянии и думают, что приближаются. Но это не так. Никому они не помогут – ни себе, ни Богу – и являются ненужной пеной жизни.
Когда Серафима Саровского спросили, в чем заключается достижение, соискание Святого Духа, он ответил, что вся работа, все усилия должны быть направлены только на одно – чтобы приблизить себя к тому, что есть Святой Дух, то есть к Высшему Миру, тогда подниметесь на следующую ступень. Всё это, говорил Серафим Саровский, просто и чрезвычайно сложно, но это усилие подняться необходимо. Без усилия ничего нет. Это же усилие когда-то помогло жирафу вырастить шею.
_____________________________________
[1] В 1995 г. по инициативе основательницы Сибирского Рериховского общества Н.Д. Спириной было опубликовано обращение к культурной общественности с призывом помочь в создании Музея Н.К. Рериха. В 1995-1996 гг. по заказу Сибирского Рериховского общества алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» был выполнен «Проект реставрации и приспособления Мемориального музея Н.К. Рериха в с. Верхний Уймон Республики Алтай» (главный архитектор проекта А.А. Машонкин). 20 июня 1996 г. Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай вынесло Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К. Рерих», в список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. С 2001 г., после завершения восстановительных работ, в усадьбе В.С. Атаманова действует Музей Н.К. Рериха.
[2] В 1967 г. на основе идей индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша была создана школа, расположенная в г. Бангалоре (Индия, шт. Карнатака).
[3] Речь идёт о Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
[4] Пури, город в восточной части штата Орисса (Индия), одно из четырех святых мест индуизма и место бога Джаганнатха. Каждый год здесь проводится фестиваль колесниц как часть праздника, посвященного храму Джаганнатха, привлекающий много паломников со всего мира.