ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Беседа с друзьями в гостинице. Москва. 9.05.1987

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Беседа с друзьями из Новосибирска, Таллинна, Тольятти, Симферополя, Алтая и др. в гостинице «Советская». Москва, 9 мая 1987 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 146–155.

 

В беседе участвовало более 20 человек.

 

 

Беседа с друзьями из Новосибирска, Таллинна, Тольятти,

Симферополя, Алтая и др. в гостинице «Советская».

Москва, 9 мая 1987 г.

Сегодня День Победы. И пусть каждый день будет днём победы. Это зависит от нас, от нашего отношения ко всему. Если мы действительно будем смотреть на всё, как на завоевание победы, то вы увидите, как много можно сделать. Всё зависит только от нас. И всё это очень просто и совсем не сложно. Не нужно думать, что для духовных достижений нужны лишения или какие-то меры особые нужно принимать. Всё очень просто, если мы все будем каждый день делать что-то немного лучше, чем вчера. Но мы должны сознательно подходить к этому: должны действительно сделать лучше, совершенно не важно что, лишь бы было устремление сделать лучше. И тогда увидите, как и обстоятельства меняются к лучшему.

Каждые семь лет все клетки нашего тела перерождаются. Они несут на себе впечатления всего, что человек думал в тот или иной момент. Все чувства, переживания отпечатываются на этих клетках. Поэтому следующий этап уже становится легче.

Обыкновенный человек сегодня возгорается духовно и затем снова гаснет. Но секрет в том, чтобы вы постоянно, каждый день об этом думали. Есть интересная притча Рамакришны, о котором вы, вероятно, слышали. Когда-то был большой подвижник в Индии по имени Нарада. Он возгордился своими большими духовными достижениями. Тогда Бог позвал его к себе и говорит: «Вот тебе чаша с маслом. Обнеси её вокруг города и смотри, чтобы ни одна капля никуда не упала». И когда Нарада вернулся, Бог спросил: «Сколько раз ты обо мне думал, когда обносил чашу вокруг города?» Нарада ответил: «Ведь я был занят, следил, чтобы ни одна капля не пролилась. Как же я мог о тебе думать, когда вся мысль была сосредоточена на чаше?» И тогда Бог сказал: «А вот простые крестьяне, обременённые трудом, всё-таки обо мне думают и утром, и перед сном!» То есть мы должны всё время ощущать присутствие нашего устремления, не только сегодня, но и завтра, чтобы не было регресса. Эволюционно всё движется вперёд. Или же оно будет идти вперёд, если вы сами захотите, или пойдёт в обратном направлении.

Поэтому всё это очень просто. Об этом говорили очень и очень многие – и подвижники, которые об этом думали. Всё зависит только от нас самих, если мы будем действительно устремляться. Эту энергию называли в разное время разными именами. Например, у нас – «Умная молитва» [1]. Так называли это внутреннее устремление в наших русских монастырях отшельники, схимники. И всюду, в других странах вы найдёте то же самое. Поэтому сегодня, в этот День Победы, мы будем думать о том, как каждый день для нас будет завершающим днём, в котором мы будем стараться что-то немного лучше сделать, чем вчера. И это очень просто. Только нужно действительно этим жить. Надо, чтобы мы переродились в этом.

Как-то очень большой учёный XVII века Лейбниц после посещения Рембрандта записал, пересказал нам то, что говорил Рембрандт. А он говорил, что все его картины, все мазки, штрихи несут все устремления [его] мысли – всё, что Рембрандт хотел высказать. И всё это продолжает жить в этих мазках и открыто для всех в будущем. Лейбниц всё это подробно записал в своих дневниках. То есть то, что наши мысли, переживания живут во всём, что мы делаем. Поэтому будем стремиться именно к тому, как говорилось, чтобы изменить нашу жизнь – переродиться.

Наступает время перерождения. Это время может совпадать с семилетним циклом, когда все клетки перерождаются. И мы можем этому помочь. Если мы сознательно к этому относились, поняли, что это стало неотъемлемой частью нашей жизни, эта энергия нагнетения всё время будет расти, увеличиваться. Эта энергия очень активна в каждом из нас.

Мы часто забываем, что мы вышли из Бесконечности, мы вышли из Вечности и мы окружены всем этим и тем, что себе даже невозможно представить. Потому что всё, что можно себе представить, вы найдёте в Вечности и Бесконечности. И всё это не за горами, а среди нас. Мы этим можем воспользоваться, чтобы низвести на себя эти энергии. Потому что эти энергии всегда были известны подвижникам. Даже у нас был известный подвижник Серафим Саровский. Он жил в начале прошлого века. И к нему приезжали люди советоваться. Как-то раз к нему приехали учёные узнать его мнение о многих проблемах, которые их волновали. Они хотели узнать, что, собственно говоря, лежит в основе разных подвигов православной церкви, таких как пути бдения, столпничество, к чему это приводит. Он сказал, что только [к одному]: низвести на себя Святой Дух – [это] всё, что вам нужно. То, что поднимается на следующую ступень вашим внутренним устремлением.

Если будем устремляться, то пусть каждый день будет днём победы. Всё в наших руках. Поэтому нужно подходить к возможностям, которые жизнь нам открывает, со многих сторон. То есть что нам жизнь может дать. И вы увидите сами, что всё сосредоточивается на одном. Люди хотят для себя благоустройства, улучшения жизни, чтобы легче жилось, чтобы было больше всевозможных жизненных благ. И это, в конце концов, правильно. Почему нет? Но это мы должны воспринимать только как известные вехи на пути, но не как конечную цель. Истинный путь человека – это себя развить всеми силами. И вы сами увидите, если вы будете стремиться, каждый день стремиться делать что-то лучше, [то] сможете уже более широко думать и обретёте известную радость. Вы получите великую радость счастья, что вы пришли в контакт с чем-то более возвышенным, с Вечностью, которая нас окружает.

Великий Космос – это то, что мы не можем описать. Даже в индийской философии есть старое изречение – замечание, где говорится: «Не думай о Бесконечности, потому что все мысли твои погрузятся в Бесконечность, и ответа не будет».

Мы можем расширять наше сознание. И в этом наша задача. В Бесконечности всё это есть. Всё возможно. Может быть, возможно самому войти в контакт с физическим миром, который, может быть, там есть. Во всех философиях говорилось: мы только один план, а их во Вселенной бесконечно много. И эти планы иногда становятся для нас реальностью. Но мы для этого должны ощутить [их] реальность. То есть должны относиться ко всему совершенно нормально, как к существующей правде. Бесконечность всё содержит. Так что мы окружены этой замечательной жизнью. И мы сами знаем, как часто бывают проявления той жизни на этом плане. Это, как в древности говорили греки [2], – «Человек, познай самого себя! В тебе [заключено] сокровище сокровищ». Они прекрасно понимали и знали, что мы можем узнать самое драгоценное, заложенное в нас самих. Как Конфуций говорил в своё время, что «более высокий, более совершенный человек ищет то, что в нём самом, а обыкновенный человек ищет то, что в других».

Так что наша задача – обогатить нашу жизнь. Обогатить тем, что мы открываем врата – к чему? – к новым простираниям нашей мысли. Мысль простирается за те пределы, которых мы уже достигли.

Теперь расскажите мне, друзья, как вы сюда приехали, над чем работаете.

 Музей Н.К. Рериха в с. Верх-Уймон. Алтай.

Н.Д. Спирина, деятель культуры из Новосибирска: Существует проблема создания мемориального музея Рерихов на Алтае в селе Верхний Уймон. Мы считаем, что делать музей надо именно в том доме, где останавливалась великая семья, а не в построенном рядом с ним для музея новом доме.

С.Н. Рерих: Да, конечно, это так! Пусть дом останется и будет центром. Через некоторое время музей разрастётся, и пусть будут у него филиалы. Несомненно, этот домик и все предметы в нём несут отпечатки, подобно тому, как я уже говорил о Рембрандте. Всё это может и должно расти. Раз оно может расти, то мы должны уже смотреть вперёд и так принять это решение, чтобы без всяких затруднений в будущем могло разрастись.

 

Н.Д. Спирина: Встретитесь ли Вы здесь с группой туристов по рериховским местам во главе с директором [3] Нью-Йоркского музея Николая Рериха, которая скоро прибудет в СССР?

С.Н. Рерих: Я здесь с ними не встречусь. Мы встретимся позднее, может быть, во время моего пребывания в Швейцарии [4] или же в Софии [5]. Но мы в контакте. Кроме них ещё есть несколько групп, которые хотят поставить фильм. Одна из них такая индо-американская группа. Хотят знать философию. Посвящают Николаю Константиновичу и всей семье. Вошли со мной в контакт. Это будет более или менее официальная группа. Но есть и другие. Было, помню, четыре таких заявки. Многие из них хотели снять все места, которые были связаны с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной, то есть и в Гималаях. Хорошо! Почему нет?

 

Н.Д. Спирина: Группа намерена познакомиться не только с местами, коллекциями, но и с последователями идей, рериховедами.

С.Н. Рерих: Всё это будет, и со временем я предвижу очень широкое развитие. Потому что всё больше людей приезжает ко мне в Индию. Я бы сказал, много очень серьёзных есть, и с чисто туристскими целями есть. Как всегда, есть, появляются сложности. В писаниях Елены Ивановны, Николая Константиновича часто упоминался символ Шамбалы. Он считался всегда очень священным. Но [сегодня] символ этот стал очень популярен, в Непале, например, уже открыли большой отель «Шамбала». Так что это всегда сопряжено и с таким! Много ищущих в разных странах, например в Германии, и всюду, по всей Европе. Всё это растёт, ширится и будет расти. Это мы видим сами. Но хотелось бы, чтобы они шли в правильном русле.

 

Н.Д. Спирина: Много лжеучителей.

С.Н. Рерих: В древности священные понятия ограждались от таких происков. Всё идёт по сознанию. Вот, я помню, в Кулу как-то раз приехала группа из восьми или десяти человек. Она была частично английская. Причём все эти люди были довольно высокого уровня развития. Были также из Франции, Германии. И приехали ко мне за советом: не мог бы я помочь им найти святого подвижника, ламу, который обладал бы сверхъестественными силами, чтобы он передал эти силы им и чтобы они могли потом поехать в мир и убедить других. Они были уверены, что это прекрасный способ. Я сказал, что такого сейчас не знаю. Желаю успеха. Идите, ищите. И куда девалась группа, не знаю. Вот это такой уровень, с которым часто приходится сталкиваться.

 

Вопрос: Каково положение нашей планеты на данный момент?

С.Н. Рерих: Мы должны больше думать, чтобы сохранить планету. Положение довольно сложное. И, если что-нибудь не так пойдёт, может кончиться очень печально. Но будем надеяться, что человечество, может быть, выйдет на более правильную дорогу, что трудно: есть очень большие коммерческие интересы [определённых сил, связанные с поставками] оружия. В [этом] гигантская возможность мгновенной наживы. И, конечно, они от этого не откажутся. И некоторые правительства находятся под их влиянием. Но будем надеяться, что это будет преодолено.

 

Вопрос: Что Вы скажете об Алтае?

С.Н. Рерих: Николай Константинович, Елена Ивановна часто говорили, и мы верим, что у сердца Сибири очень большое будущее. Мы уверены в этом. И я хочу через вас послать всем нашим друзьям самые сердечные пожелания, мысли о том, что будущее [находится] в их руках.

 

Вопрос: В этом году, в день рождения Николая Константиновича, мы хотим укрепить мемориальную доску [6] на доме, в котором он был проездом в Барнауле.

С.Н. Рерих: Пусть это вам удастся. Будет маленький мемориальный центр. Но я уверен, что со временем [он] перерастёт в большой центр. И я в этом совершенно не сомневаюсь. В том, что Алтай вырастет в большой культурный центр, были уверены и Елена Ивановна, и Николай Константинович.

 

Вопрос: А что с Изварой?

С.Н. Рерих: Там сейчас мемориальный центр. Он будет расти, развиваться. Меня просили [подарить] им картины Николая Константиновича, чтобы у них были оригиналы. Я согласился. Буду рад кое-что передать. Так что этот музей уже будет владеть ценной коллекцией.

Все мемориальные места пусть несут память о Николае Константиновиче, Елене Ивановне. Это с одной стороны. С другой – хорошо иметь собрание в каком-то большом центре. Потому что, если этот город достаточно велик, он более привлекателен и больше людей смогут увидеть подлинники. И я сказал, что готов помочь. И это будет сделано.

Я уверен, что теперь Извара, которая готова к экспозиции, получив коллекцию вещей, станет центром, [привлекающим тех, кто] интересуется мыслями Николая Константиновича, Елены Ивановны. И мы все будем думать над тем, как объединить человечество. Это проблема мира. Очень трудно убедить известный круг общества, что мир абсолютно необходим. Об этом много говорят, пишут. Но в общем есть много стран, которые в действительности в этом мало заинтересованы. Поэтому все мы должны работать, но так, чтобы идея дружелюбия, взаимопонимания – идея мира расширялась, росла. Договоры – хорошо, прекрасно! Но они эту проблему не решат. Проблема эта может быть решена только от сердца к сердцу. Если есть дружелюбие, взаимопонимание, желание объединить усилия, то мы можем рассчитывать на мир.

 

В.Я. Кашкалда, искусствовед из Новосибирской картинной галереи: Мы часто проводим лекции и экскурсии по экспозиции картин Николая Константиновича. И хотелось бы иметь разъяснения к ним. Вот посмотрите, пожалуйста, эту репродукцию!

С.Н. Рерих: Вы знаете, что Николай Константинович написал очень много картин. Их тысячи. И, конечно, иногда просто трудно выделить конкретное содержание, узнать, к чему это относится. Очень обширна гималайская серия картин, которые он сам назвал «Гималайские». В них он часто исключал конкретные названия гор. Потому что если даёте конкретные названия, то они переходят на географическое описание.

 Н.К. Рерих. Сантана. 1937 г.

В.Я. Кашкалда: Как объяснить картину «Сантана» [7]?

С.Н. Рерих: Это наиболее типичная работа Николая Константиновича, которая совмещает красоту гор с мыслью о жизни, об освобождении от этой жизни. Сидящая фигура – это мудрец, который этот поток уже освоил, постиг, понял и наблюдает за ним вне его и указывает другим.

 

В.Я. Кашкалда: Картина «Гуру Чарака» [8]. Кто это?

С.Н. Рерих: Это одна из многочисленных работ Николая Константиновича, посвящённых Гималаям. Но не могу сказать, к какому циклу она принадлежит. В каждом случае был определённый цикл. Гуру Чарака – это как Пантелеймон Целитель у нас в своё время. Это целители прошлого. И это, в конце концов, часть нашей каждодневной жизни. В Гималаях, в Кулу вы найдёте удивительное богатство всевозможных медицинских препаратов – трав. И там в каждой долине свой микроклимат.

 

В.Я. Кашкалда: Почему на картине «Настасья Микулична» [9] она держит на ладони трех богатырей?

С.Н. Рерих: Это основа жизни, за которую она сражалась.

 

В.Я. Кашкалда: Есть у нас маленькая картина, называющаяся «Беглецы» [10]. Но я не уверена, что название правильное. Мне кажется, что это та же тема «Гонца» [11]. Может быть, её правильнее было бы назвать «Спешащие»?

С.Н. Рерих: Они куда-то спешат, все эти люди. Николай Константинович любил эту тему стремления так или иначе. Во всех вещах Николая Константиновича всегда проходит эта нить такого духовного предстояния. Потому что Николай Константинович жил этим. Это были его мысли. Что бы [он] ни делал, это всё было с известным, совершенно ясным устремлением и понятием, к чему он это хотел. У Николая Константиновича был совершенно определённый путь, так же как и у Елены Ивановны. Они знали, что, как, почему надо. Поэтому все [его] вещи – картины, писания – отражают внутреннее чувство, внутреннее стремление, как я сказал – предстояние.

 

В.Я. Кашкалда: У нас в коллекции есть также четыре Ваших картины. Вот посмотрите.

С.Н. Рерих: Это в [Сиккиме]. Красивая вершина, которая всегда горит на закате [12].

«Манду» [13]. Это место, которое недалеко от штата Индора [14]. Там в своё время, когда были могулы, была провинциальная столица, которая так называлась. Это один из этюдов [тех] мест.

«Кочевники из Спити» [15]. Спити – это долина, рядом с долиной Кулу. Она всегда была очень обособлена, поэтому там сохранились интересные типы людей. На картине жители этой долины.

«Гималаи» [16]. Это там же, рядом, у долины Спити.

У Николая Константиновича во всех работах было желание передать всю ту духовную радость, которую он сам пережил и испытал.

 

Н.А. Ионцева, работница совхоза-техникума «Бологое-2»: У нас создаётся музей. Пока это будет школьный музей. В нём будут экспозиции: одна, посвящённая декабристам, другая Николаю Константиновичу и Елене Ивановне. Ведь они встретились именно здесь, в имении князя Путятина «Высокое».

С.Р.: Я Бологое помню! «Высокое» – это имение не в самом Бологое, а в нескольких верстах от него [17]. Там была целая группа имений, которые потом перешли наследникам.

В Бологое мы бывали много раз. «Высокое» было одно из этих имений вокруг Бологое. И кому оно было передано по наследству, не помню.

То, что Вы показываете здесь на фото, – это не тот дом, в котором жили. Это один из домов. Бологовский дом был большим домом. В нём было много помещений, жило много родственников, которые там собирались. Мне интересно, как выглядит озеро там? В своё время Павел Арсеньевич Путятин, у которого бывал Николай Константинович и где он познакомился с Еленой Ивановной, был передовым археологом. И было бы хорошо упомянуть в экспозиции и о нём, запечатлеть исторически правильно имение, в котором Павел Арсеньевич жил и работал.

Вот у нас в Бангалоре (вы знаете, что и он был под англичанами) стоят две статуи, «Виктория» и «Эдвард» [18]. И так называемые патриоты пытались их снять. Я был в городском комитете, в котором обсуждалась их судьба. Я им сказал: «Друзья! Историю изменить вы не можете. Только можете правильно осветить». И все согласились. Теперь все довольны и счастливы. Статуи стоят на месте. Все приезжают на них смотреть.

 

____________________

 

 [1] «Умная молитва», или «умное делание», – форма православной практики – концентрация внутренних духовных сил («хранение ума») на созерцании Бога, смирение, молчание, молитва (постоянное вращение в сердце Иисусовой молитвы) и трезвение.

[2] Речь идёт о древнегреческом философе Сократе.

[3] Исполнительным директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке с 1983 г. является Дэниэл Энтин.

[4] С 15 мая 1987 г. С.Н. Рерих и Д. Рани Рерих предприняли недельную поездку в Швейцарию, где встречались с руководителями обществ им. Н.К. Рериха из разных стран мира и, предположительно, с вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, которая тогда жила в городке Ла Тур-де-Пей в районе Женевского озера.

[5] В Софии чета Рерихов находилась с 21 по 27 мая 1987 г.

[6] Мемориальная доска (автор – скульптор М. Кульгачев), посвященная пребыванию Николая Рериха на Алтае в 1926 г., была установлена 17 ноября 2006 г. в Барнауле на здании Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Первоначально её планировалось установить на фасаде здания гостиницы «Империал» на Малой Олонской, но здание было утрачено в результате пожара.

[7] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Сантана» (1937). Холст, темпера. 92 х 153,5 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[8] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Чарака» (1935-1936). Холст, темпера. 31 х 46,2 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[9] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Настасья Микулична» (1943). Холст, темпера. 92 х 152,8 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[10] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Беглецы» (1943). Холст, темпера. 30,7 х 45,7 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[11] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Гонец: восстал род на род» (1897). Холст, масло. 124,7 х 184,3 см. Государственная Третьяковская галерея.

[12] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Синиолчу» (1954). Картон, темпера. 30,5 х 40,6 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[13] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Манду» (1944). Картон, темпера. 30,5 х 45,7 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[14] Индаур (также Индор, Индур) – второй по величине город индийского штата Мадхья–Прадеш. Основан в XVIII в. Долгое время был столицей одноимённого княжества.

[15] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Кочевники из Спити» (1970). Картон, темпера. 38,1 х 78,7 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[16] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Гималаи» (1972). Картон, темпера. 40,6 х 45,7 см. Новосибирский государственный художественный музей.

[17] Имение князя П.А. Путятина располагалось не в Высоком (ныне Бологое-2), а в так называемом Старом Бологом (ныне г. Бологое).

[18] В Бангалоре в городском парке Каббона установлены памятники историческим деятелям, среди которых статуи как индийцев, так и англичан, в т.ч. королевы Виктории (уст. в 1906 г.) и короля Эдуарда VII (уст. в 1919 г.).

 

 

 

Начало страницы