Публикуется по изданию:
С.Н. Рерих. Выступление в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока. Москва, 6 июня 1978 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 236–241.
Выступление в лекционном зале
Государственного музея искусства народов Востока.
Москва, 6 июня 1978 г.
Дорогие друзья, дорогие товарищи!
Большое вам спасибо за вашу сердечную встречу [1], за ваши добрые слова, за все ваши пожелания, которые мы очень ценим.
Как уже было сказано, и Николай Константинович, и я, и вся наша семья, и моя жена – мы всегда мечтали и думали, как можно лучше сблизить русский народ и Индию. Это были те идеи и мысли, которые всегда жили в нас и которые мы хотели видеть претворенными в жизнь как можно скорее, осуществлёнными ещё при нашей жизни.
Помню [встречу с] Джавахарлал[ом] Неру в Бомбее, это было как раз [тогда], когда он вышел из тюрьмы. Мы встретились у его сестры, которой сейчас уже нет. Я помню, как мы вместе сидели и беседовали и я говорил ему, что это – заветная мечта Николая Константиновича. Я помню, с каким интересом он слушал и сказал: «Но как это осуществить? Как это можно сделать?» И тогда зародилась мысль, что нужно начать с укрепления связей по культурным линиям, потому что условия были тогда ещё совсем другие. Я попросил его приехать в Кулу, потому что хотел [устроить так], чтобы он мог встретиться с Николаем Константиновичем, побеседовать, побывать у нас, и я хотел воспользоваться случаем написать его портрет.
Помню, как я присутствовал на съезде Индийского национального конгресса в Аллахабаде. Остановился тогда у него, и мы каждый день обсуждали этот интересный вопрос. В мае мы решили с ним поехать в Кулу. Все считали, что время было очень напряжённым, очень трудным, и многое было ещё неясным. Мы договорились с ним, что встретимся в Лахоре, чтобы оттуда выехать в Кулу. Он приехал в Лахор с дочкой, секретарем, его сопровождавшим, и ещё одним другом семьи. Это было его первое путешествие в наши горы. Он никогда не был в этом районе. Было это в 1942 г. И вот мы ехали вместе, и на всех перекрестках нас встречали толпы людей, которые хотели с ним [по]беседовать, поговорить, узнать его мнение. Время было тревожное. Мы очень медленно продвигались по дороге, так как должны были останавливаться и беседовать. На ночь остановились в маленьком княжестве Манди. Он проводил беседы с местными литераторами. И на следующий день мы приехали в Кулу. Это было его первым контактом с нашей долиной. Позднее он неоднократно возобновлял эти контакты, потому что очень любил Кулу. Даже перед самой [своей] смертью, [когда] мы послали ему черешни и вишни, которые растут у нас, и, как мне передали, он открыл глаза, сказал: «Мне кажется, что они даже лучше кашмирских», – что было, конечно, большим комплиментом.
Он провел у нас дней двенадцать. Мы ездили с ним по долине, осматривали её, и, как я сказал, ему там очень понравилось. Он очень полюбил эту долину. [Когда] он вернулся из Кулу, [то] сразу же возглавил так называемое движение «Quit India» [2].
Каждый день он беседовал с Николаем Константиновичем, Еленой Ивановной, Юрием Николаевичем. Я писал с него портреты. Сделал два или три портрета. Он очень хорошо мне позировал. Для большого настоящего портрета ему приходилось стоять, и мы с ним, конечно, очень подружились. Эти контакты легли в основу наших дружеских связей. Николай Константинович и Неру развивали планы о том, как на культурной основе можно было бы перебросить мост между Советским Союзом и Индией. Условия тогда были совсем другие, время было напряжённым, так что культурные связи, культурные нити были тогда самыми приемлемыми. Как мы видим, в жизни они и остаются самыми лучшими поверх всяких распрей и политических разделений.
Как вы знаете, Джавахарлал Неру был исключительным человеком. Он был, с одной стороны, большим писателем, поэтом, с другой – политическим деятелем. Любил свою работу, любил народ, контакты с народом. Я часто беседовал с ним о том, как он умеет поднять настроение народа и влиять на массы. И он всегда говорил мне, что народ как таковой всегда чувствует ваше истинное отношение и реагирует на него. Так что если вы действительно любите народ, то сможете и повлиять на него. Это был бесстрашный человек, абсолютно ничего не боялся, и в самые сложные, трудные моменты он никогда не терял равновесия и всегда стремился сделать что-то особенное, новое – то, что нужно было именно для этого момента.
Мы знали его именно таким в течение многих лет. И до самой своей кончины он оставался нашим близким другом. Мы [всякий раз] часами проводили с ним время, когда посещали долину [3], когда были где-то поблизости друг от друга; вместе завтракали рано утром, потому что это было время, когда он был свободен. И всегда было чувство, что [это] какой-то свой родной человек.
Тогда президентом Индии был замечательный философ Радхакришнан – очень большой человек, человек гигантской эрудиции и в то же время исключительной человечности. Они дружили с Джавахарлалом Неру и часто беседовали на волновавшие нас темы установления связей между Индией и Советским Союзом, и таким образом поддерживали идеи Николая Константиновича. Счастье страны, когда два её лидера действительно являются исключительно большими людьми.
Наши контакты с Индией были самые широкие, самые интересные и прекрасные. С 1920-х гг. мы уже встречались с Тагором, и, я помню, это было в 1920 г., Тагор пригласил тогда Николая Константиновича непременно посетить Индию. Это было то, что мы всегда хотели сделать. Его приглашение совпадало с нашим намерением. Мы встречались тогда с Тагором довольно часто. Юрий Николаевич и я ходили с ним в индийские рестораны. Потом встречались с Тагором уже в Америке, где он пробыл в течение месяца, после получения Нобелевской премии [4].
Отношения с Тагором были самые близкие. У него были тогда два очень преданных сотрудника-секретаря – англичане, которые работали с ним. Один – Эндрюс, [другой] – Пирсон, который, к сожалению, рано умер. В своё время Пирсон очень хотел сотрудничать с Николаем Константиновичем и мечтал, чтобы Николай Константинович смог основать какую-то организацию в Индии, в которой он мог бы участвовать.
Мы были знакомы не только с Тагором, но и [со] всей его семьей. Моя жена – внучатая племянница Тагора и, конечно, воспитывалась в этой семье. Так что на ней сказалось влияние семьи и личности Рабиндраната Тагора. Вообще, тогда в Бенгалии было очень много прогрессивных людей большого интеллекта. И, конечно, эти контакты имели большое влияние и значение. Так что воспитание моей жены протекало в этих исключительных условиях. Я считаю, что расширение нашего кругозора должно начинаться с ранних лет.
Я очень счастлив, что вы, мои молодые друзья, интересуетесь Индией и направляете своё внимание к этой прекрасной стране. Вы будете проводить в жизнь дело, которое волновало нас, – именно дело сближения двух великих стран. Народы Индии очень интересны, духовно богаты, неповторимы. Вся Индия является богатейшим конгломератом всевозможных рас и культур. Куда бы вы ни поехали, везде найдёте нечто своё, особое, отличное от других, но всюду высокий уровень культуры. Вот это духовное богатство, которое мы находим в Индии, нас всех, и меня тоже, особенно притягивало к этой стране. В Индии что интересно: куда бы вы ни поехали, особенно в деревне, в местах, отдалённых от городов, вы найдёте особую утончённость. Эта утончённость – какое-то необычное качество, которое, очевидно, передаётся столетиями из поколения в поколение, которое живёт в них всегда.
Эпос Индии – богатейший тому пример. Он живёт в народе и сказался на нём. Я всегда замечал в жителях самых отдалённых деревень особую утончённость восприятия. И это то, что, может быть, будет служить залогом развития новых рас. Мы все, современники, стоим на рубеже новых образований, новых решений будущего. И когда смотришь на этот богатейший народный портрет Индии, то начинаешь чувствовать, что именно они могут очень много дать другим. Они могут, может быть, как-то возвысить других людей, дать какое-то новое переживание, новое чувство, новое восприятие. И это то, что я чувствую, где бы я ни был в Индии. Индия тем и замечательна, что в ней ещё живы корни древней культуры. Может быть, это единственная страна, где вы чувствуете, как из всех уголков смотрят на вас древние пейзажи, [вы сталкиваетесь с] древни[ми] мысл[ями], [видите] красивые храмы страны. Всё это говорит о высокой, очень высокой культуре, очень высокой мысли.
Так как вы интересуетесь Индией, вам была бы близка и индийская философия. Это непревзойдённая мысль древности, которая дала замечательный синтез. И когда вы будете изучать Индию, приближаться к ней, вы должны думать об этой великой мысли, которая столько дала другим странам, другим народам, в частности, и нашей семье. С самого начала своей жизни я уже был окружён индийской мыслью, потому что и Елена Ивановна, и Николай Константинович не только изучали – они жили этой замечательной древней мыслью Индии. Она была для них ведущим началом. Таким образом Николай Константинович и Елена Ивановна были живым мостом между Россией и Индией. В них сочетался великий патриотизм, любовь к Родине с любовью к этой замечательной стране.
Я думаю, что вы все, [кто] собрались здесь сегодня, должны подумать именно о том, что может дать Индия, в чём заключаются её замечательные дары, которые близки всему человечеству и которые могут действительно осветить и поднять нашу жизнь.
Мы живем в долине Кулу. Это древнее место известно более двух тысяч лет. Следы древней ведической культуры мы там могли найти повсюду, а исторически это указано на монете, которая дошла до нас, – I в. до н.э. и I-II вв. н.э. Это было большое государство Кулута, объединявшее несколько долин в течение довольно длительного времени. Вначале индийское, потом [оно] стало буддийским и существовало ещё в VII в., когда китайский путешественник Юн-Цанг оставил запись о путешествии в эту долину. Он указал, что нашёл там 20 буддийских центров, от которых сейчас ничего не осталось.
Кулу расположена в 130 милях от Симлы на север. Долина эта очень богатая. Там никогда не было голода. Люди снимают по три урожая в год. И сейчас главным образом выращивают всевозможные европейские фрукты. Богатейшая растительность – от субтропиков до тропиков, и все зоны имеют свои ботанические пояса. Также много прекрасных птиц, красивых бабочек. Природа очень богата, интересна. Может быть, когда-нибудь вы приедете в Кулу и сами убедитесь в этом. Во всяком случае, я считаю, что вы должны когда-нибудь посетить эти замечательные места, где жил и работал ваш великий соотечественник и мой отец Николай Константинович Рерих.
[1] Встреча с учениками интерната № 19, школы № 26 и членами Клуба имени Рабиндраната Тагора состоялась в 16-00.
[2] Движение «Вон из Индии!» (Quit India Movement) – кампания массового гражданского неповиновения, начавшаяся в Британской Индии в августе 1942 г. Её целью было как можно скорее вынудить британцев сесть за стол переговоров о независимости Индии. Призыв к ненасильственному сопротивлению был озвучен в речи Махатмы Ганди «Do or Die» («Действовать или умереть»), которая нашла сильный отклик в народе.
[3] Речь идёт о поездках С.Н. Рериха и Девики Рани Рерих с юга Индии из Бангалора на север в Кулу через Дели, где, вероятно, могли состояться встречи с Дж. Неру.
[4] Р. Тагор стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1913 г.