Публикуется по изданию:
С. Лефтерова. Разговор со Святославом Рерихом: искусство воспитывает // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 321–326.
С. Лефтерова. Разговор със Святослав Рьорих: изкуството възпитава // Народна култура. 1978. 14 април. – Перевод с болг. яз. М.П. Куцаровой.
С. Лефтерова
Разговор со Святославом Рерихом: искусство воспитывает
На прошлой неделе в Софии была открыта выставка Святослава Рериха [1]. Сын крупного русского художника, исследователя, общественного деятеля, мыслителя, писателя, философа, поэта, археолога и путешественника Николая Рериха, сам он – всемирно известный художник, учёный в области ботаники, зоологии, фармакологии, доктор искусствоведения с огромным вкладом в изучение древнего искусства Азии, архитектор, скульптор, путешественник и исследователь.
С. Лефтерова: Святослав Николаевич, вы вошли в искусство с необычайно раннего возраста. Советские биографы вашего отца указывают, что художественные занятия его младшего сына – Святослава – начались ещё с четырёхлетнего возраста. В чём причина этого раннего проявления [вашего творчества]?
С.Н. Рерих: Действительно, ещё с раннего детства, с тех пор, как я помню себя, я или рисовал, или делал какую-то скульптурку. Искусство было частью жизни нашей семьи. Может быть, моя сознательная жизнь началась именно около четырёхлетнего возраста. Тогда определились некоторые мои интересы. Моя мать, Елена Ивановна, и мой отец очень [внимательно] следили, чем интересуемся я и мой брат Юрий Николаевич. Они всегда наблюдали за нашими интересами и стремились дать нам именно то, что нас привлекало. Я всегда любил природу и естественную историю, Юрий Николаевич любил историю и с самых ранних лет его привлекала Центральная Азия. Позже он стал, как вы знаете, одним из крупнейших тибетологов. Меня же привлекали ботаника, зоология, энтомология, и моя мать окружала меня именно всем тем, что меня интересовало. У нас были прекрасные коллекции всяких экзотических бабочек, птиц, драгоценных и полудрагоценных камней. Они были всегда перед нашими глазами, и этот непосредственный контакт с красотою природы имел для нас большое воспитательное значение.
Кроме того, у моего отца была очень большая коллекция картин старых голландских и фламандских мастеров, и это тоже, конечно, очень влияло на нас. Эти прекрасные картины порождали у нас интерес к познанию искусства. Мы учились рисовать, у нас был свой маленький домашний театр, и мы сами делали декорации и костюмы для него. Вся наша жизнь была насыщена именно в силу того, что перед нами был живой пример – кипучая деятельность Николая Константиновича. Ещё тогда, в детстве, мы встречались со всеми нашими крупными художниками и деятелями искусства, которые гостили у нас в доме.
С самого раннего возраста я слушал о разных философских учениях, потому что и мой отец, и моя мать изучали эти учения. Это расширяло наши горизонты. В детстве я читал книги по индийской философии – к 1910 г. уже много таких книг было переведено на русский язык. И мы их изучали, они были нашими спутниками в жизни. Я всегда считал, что древняя индийская мысль является непревзойдённой с точки зрения усвоения основ жизни. Вот «Бхагавад-гита» – в ней есть примечательные параграфы с безусловно современными мыслями, которые в то же время дают нам кратчайший путь к более совершенному пониманию жизни.
Так что жизнь наша была насыщена разными впечатлениями, ещё с самого раннего возраста. А самые ранние годы являются самыми важными в воспитании человека. Поэтому я считаю, что мы должны обогатить молодое поколение разными впечатлениями. В школе дети должны видеть перед своими глазами и красивое искусство, и красивые примеры из природы так, чтобы, приближаясь к ним, они чувствовали: вот какой великой сокровищницей является природа!
С. Лефтерова: Святослав Николаевич, вы сами неизменно говорили, что наряду со всеми остальными интересами и занятиями вы всегда принадлежали искусству. От живописи не смогли вас отклонить ни занятия по архитектуре в Колумбийском и Гарвардском университетах, ни позже ваша научная работа в «Урусвати» (Гималайском институте) в Индии. Вы рисуете уже семьдесят лет. Что из огромного богатства, созданного за это время, представлено на вашей выставке в Софии?
С.Н. Рерих: Да, я никогда не расставался с моей работой в искусстве. У меня как-то всё шло вместе. На выставке, к сожалению, мои самые ранние периоды не представлены. Из выставленных здесь моих картин наиболее ранние относятся к 1932 г.
Я чрезвычайно много работал над философскими темами. На выставке есть некоторые мои картины с такими сюжетами, из которых вы можете понять мои мысли, рассуждения, ощущения. Здесь показаны некоторые мои картины, которые для меня особо важны – «Мы сами строим свои тюрьмы», «Ты не должен видеть этого пламени» и, в особенности, триптих: «Куда идёт человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение», созданный в начале Второй мировой войны. Эти картины выражают моё понимание современного мира.
Вот, к примеру, триптих, который считаю своим краеугольным произведением. Он выражает мой протест против войны, показывает страдания человечества, города, объятые пламенем, самое низкое падение и одновременно борьба, и над всем этим – в «Освобождении» отрывается одна человеческая фигура, которая поднимается и вверху начинает сиять, окружённая светом. Это – освобождённый человек.
С. Лефтерова: Святослав Николаевич, ваш отец считал очень важным синтетическое восприятие искусства, музыкальное звучание каждого цвета в картине. В своём эссе «Святослав» он пишет о ваших картинах: «в них именно выкованы симфония и гармония» [2]. Он высоко ценил эту «музыкальность» ваших произведений. Каково ваше мнение о синтетическом восприятии живописи?
С.Н. Рерих: Когда Лейбниц посещал Рембрандта, великий художник говорил ему, что каждый мазок кистью, каждое нанесение красок на картине, каждая линия содержит в себе характер человека, который её нанёс, то есть картина запечатлевает образ самого человека. Чем больше человек, чем лучше он как художник, тем больше и глубже эта картина вберёт все его переживания и будет влиять на других. Потому что каждая картина есть нечто живое – она несёт в себе жизнь своего автора, она выражает его мысли. И если мы можем «включиться» в неё, мы узнаем всё это. Но для этого мы должны расширять свои воспринимательные способности.
С. Лефтерова: Святослав Николаевич, ваше детство прошло в России, ранняя ваша молодость – в Америке, и уже почти полвека вы живёте в Индии. Где вы чувствовали себя лучше и ближе к людям?
С.Н. Рерих: Индия всегда меня привлекала – не только красотой своей природы и людей, этим уникальным поясом Гималаев, но и [своей мыслью]. Да, Индия всегда привлекала меня, но для меня все страны мира – мой дом. И я всегда был счастлив увидеть новые страны. Вот в Болгарии никогда не был и я очень рад, что приехал. То, что я увидел и почувствовал здесь, было для меня как-то очень близким. Потому что здесь народ более здоровый – не только физически, но и духовно, в силу его более близких контактов с природой. На Западе эта близость человека с природой уже уходит. А здесь, так же как и в Советском Союзе, больше сохранился этот основной контакт. Человек никогда не должен отдаляться от природы. Он – часть её, и отделиться от природы означает смерть, верную смерть.
С. Лефтерова: Тогда каков, на ваш взгляд, путь, по которому должно идти человечество? Как вы видите будущее нашей цивилизации?
С.Н. Рерих: Наша цивилизация должна не отдалять, а приближать нас к природе. Но, к сожалению, современная цивилизация стала отдалять людей от настоящей жизни и природа стала отступать.
С. Лефтерова: Что мы можем сделать, чтобы противодействовать этому?
С.Н. Рерих: Наша задача – создать более совершенное человечество, дать молодому поколению как можно больше настоящих богатств – и духовных [богатств], которые могли бы действительно сделать жизнь прекрасной. Жизнь не заключается только в том, чтобы было больше материальных благ. Конечно, мы будем стремиться к большим удобствам, но самое главное – воспитывать человека, который будет распоряжаться всем этим. Человек должен уметь принимать всё то, что так щедро ему даёт и природа, и вообще всё окружающее. А это самое трудное. Вот почему такое воспитание человека – самая важная задача.
Поэтому мы должны подумать: [каков] более совершенный человек, каковы его качества? И после того, как мы ясно представим себе его образ, мы можем стремиться к нему и создавать условия для этого [стремления] среди молодёжи, потому что мы должны созидать это с самого начала. Платон говорил, что от красивых образов мы достигнем красивых мыслей, и от красивых мыслей – красивой жизни, то есть, именно окружая себя красотою, [мы зародим в себе] и красивые мысли. И основываясь на них, люди перейдут к более красивой жизни.
Я очень счастлив, что именно здесь, в Болгарии, вижу стремление к такому, с одной стороны, эстетическому, а с другой – этическому воспитанию. Это не было бы возможным ни в одном антагонистическом обществе. Создание нового социалистического общества было необходимо, чтобы удалить пережитки старого. Эти пережитки подобны сорнякам – мешают прорасти [чему-то] прекрасному. Так что на этой новой ниве сейчас может вырасти новый человек, который претворит в себе более прекрасные идеи. И я думаю, что здесь, в Болгарии, овладение правильными позициями новой жизни будет достигнуто. Вот в этом суть «живой этики», этики жизни: мы должны создать более совершенное человечество. А совершенное человечество может быть создано внутренней культурой.
С. Лефтерова: Святослав Николаевич, миллионам людей известен призыв вашего отца к человечеству: «“От народа, народом, для народа”, во славу нового, прекрасного строительства. “Мир через культуру”» [3]. Каков ваш завет современному человечеству?
С.Н. Рерих: Мы должны стремиться к красоте и совершенству. Если мы каждый день будем стремиться к чему-то более совершенному, то это уже поведет нас по правильным путям. Это привлечет к нам те силы, которые тоже хотят проявиться, которые ищут утверждения в жизни. Но мы должны подготовиться для этого, это в наших руках. Никто не может дать его нам без труда! Наша работа, наш труд – это самая большая радость и счастье!
[1] Выставка произведений С.Н. Рериха открылась 4 апреля 1978 г. в Национальной художественной галерее (София).
[2] Рерих Н.К. Святослав // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 444.
[3] Рерих Н.К. Дозор (20.10.1946) // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002. С. 447.