ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Гуманизм в искусстве. Индия, Бангалор. 27.10.1977

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Гуманизм в искусстве // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 7–27.

Публ. по: Humanism in Art by Svetoslav Roerich: Lecture deliveres at Senate Hall, Central College Campus, Bangalore, on 27th October 1977 // ОР МЦР. Ф. 1: Фамильный фонд Рерихов. Оп. 1-4: Труды С.Н. Рериха. Д. 87. Л. 1-19. – Перевод с англ. яз. М. Тарвердовой, И. Жаровой.

 

История публикации:

Humanism in Art / S. Roerich. – Bangalore: Karnataka Chitrakala Parishath, 1991. – 50 p.: il. – Англ. яз. – Опубл. на рус. яз. с сокр. под назв. «Гуманизм – состояние ума и сердца».

Рерих С.Н. Гуманизм – состояние ума и сердца / Пер. с англ. М.А. Тарвердова, К.А. Молчанова; сост. К.А. Молчанова, С.А. Пономаренко // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.  (Сер.: «Малая рериховская библиотека»).

Рерих С.Н. Гуманизм – состояние ума и сердца // Святослав Рерих: лекции, интервью, беседы, письма / пер. с англ. К. Гилевич; сост., вступ. ст. Е.Г. Петренко; Одес. Дом-музей им. Н.К. Рериха. Одесса: Астропринт, 2013. (Сер.: «Наследие семьи Рерихов»; вып. 31).

 

 

Гуманизм в искусстве.

Лекция, прочитанная в зале ученого совета

университетского городка

в Бангалоре 27 октября 1977 г.

Перевод с англ. яз. М. Тарвердовой, И. Жаровой

 

Что такое гуманизм? Что означает это понятие? Если рассматривать это понятие в общепризнанном значении этого слова, тогда можно говорить о направлении общественной мысли, которое развивалось в Европе в течение XV-XVI веков и положило начало периоду, известному как эпоха Ренессанса в Европе.

Это движение предлагало по-новому решать все важные жизненные проблемы, исходя из первостепенной значимости высоких духовных и моральных ценностей, основой которых является великое классическое наследие греков и римлян.

Такие великие периоды человеческой истории, периоды культурного расцвета и зрелости, повторяются или, точнее, по-своему проявляются в истории каждой нации, каждой страны, в зависимости от особенностей исторического развития народа. В истории Индии также были свои классические периоды, как, например, период великого Гупты [1], во время которого происходил подъём культуры в отдельных областях. Каждый период сам по себе очень важен, так как такое многообразие культурного наследия и этнических групп путём своеобразного влияния и культурного обогащения на протяжении долгих столетий создало богатую панораму художественных пластов от Гималаев до мыса Коморин. Общность религиозных, эпических и философских корней способствовала созданию прочного культурного единства, обогащённого местными особенностями и традициями. Естественно, невозможно на нескольких страницах изложить или проанализировать великое культурное наследие Индии, поэтому отложим это до другого случая. Большей частью авторы великих творений архитектуры, скульптуры и живописи Индии неизвестны нам, мы знаем очень мало о подлинных творцах и об их жизни за очень редким исключением, что относится в основном к более поздним периодам, как, например, эпоха Великих Моголов. Теперь перейдём непосредственно к определению периода Гуманизма в Италии XV-XVI веков, к историческому периоду, от которого сохранились для нас многие ценные сведения о мастерах искусства и их жизненной позиции. Гуманизм – это устремление человека к высотам космического пространства, когда он руководствуется в своём творческом видении высшими человеческими ценностями.

Если мы обратимся к периоду расцвета Гуманизма в Италии, перед нами предстанет уникальная галактика художников, вдохновенных и одержимых стремлением к полному совершенству выражения, к созданию более выразительных композиций, более изящных форм, которые могли бы возвысить и вдохновить зрителя, внушить более прекрасные мысли. Если мы станем изучать произведения великих мастеров XV–XVI веков, периода, который мы согласились определить как период Ренессанса, то найдём, что их сближает именно общий подход, стремление к высшим ценностям – стремление к совершенству, к поискам средств более мощной выразительности, к чему-то необыкновенно прекрасному. «Поиски Прекрасного» во всём многообразии его проявлений – это безусловно то, к чему стремились великие мастера, которые остаются всё ещё непревзойдёнными в величии своих творений. Их видение, их жизнь представляют удивительный пример полного посвящения себя высшему идеалу, наглядно отражают стремление к созданию прекрасных образов, которые могли бы вдохновить и возвысить зрителя и совершенствовать его как личность.

Во все периоды все подлинно великие люди были одержимы одним желанием – построить более совершенное и гуманное общество, создать лучшую, богатую и счастливую жизнь.

С древнейших времён мы знаем о живительной силе Искусства. Прекрасное окружение оказывает воздействие на женщину, готовящуюся стать матерью, а через неё и на ребенка. Прекрасная музыка и песни могут успокоить человека и укротить зверя. Инстинктивно даже первобытные люди всегда стремились украсить себя и свои жилища и делали это иногда очень тщательно. Это тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы, к более прекрасным и совершенным сочетаниям.

Посмотрите внимательно на природу – нашу великую Мать и величайшего учителя. Обратите внимание, как птицы стремятся показать своё оперенье в брачный период, а бабочки и даже насекомые, разве были бы они столь удивительных форм и расцветок, если бы не их забота о своей великой эволюционной цели.

Наши зрительные впечатления намного сильнее и сохраняются дольше, чем любое другое впечатление, вот почему изобразительное искусство всегда играло такую важную роль в нашей жизни. Прекрасные изображения притягивают наше внимание, вдохновляют нас, вызывая добрые чувства и мысли. Человек невольно реагирует на красоту, красивое лицо сразу привлекает наше внимание, мы непроизвольно отмечаем более совершенные пропорции и сочетания, а наше восхищение является данью чему-то более совершенному, более прекрасному и возвышенному по сравнению с обычным. Если поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой, присущей всем, то мы должны быть особенно внимательны к собственным творениям. Мы не должны создавать безобразные изображения и заполнять места уродливыми произведениями, которые будут неприятно действовать на других и оказывать отрицательное влияние в особенности на молодое поколение, всегда более чувствительное ко всякого рода впечатлениям и влияниям.

Существуют определённые правила и факторы, оказывающие влияние на наше поведение и образ жизни, несмотря на то, что с годами многое может измениться и наука может сделать новые открытия.

Великие философы и исследователи жизни обладали даром предвидения, они могли интуитивно чувствовать и улавливать главный смысл нашего существования. Каждый народ пытался создать свои каноны красоты. Художники и мыслители прошлого стремились выработать золотые правила, касающиеся пропорций, которые, хотя и претерпели некоторые изменения в последующие периоды, продолжают сохранять полностью своё воздействие. Со времени великого блестящего периода Ренессанса и до наших дней искусство претерпевало многочисленные изменения. В постоянном поиске новых, более эффективных средств выражения художники и критики проделали долгий путь, прежде чем им удалось открыть и объяснить некоторые удивительные явления в искусстве, которые до этого не были им известны.

Как мы уже говорили, Гуманизм был и остаётся поиском высочайших человеческих ценностей, и часто этот поиск происходит через переосмысление наследия великих периодов прошлого. Это, так сказать, высшая точка, кульминация: человек достигает зрелости и ищет выход для применения творческой энергии и опыта, чтобы воплощать свои идеалы. Естественно, что, постепенно развиваясь, человечество оказывается на гребне великих волн жизни – достижений, открытий и свершений. Это свидетельствует о наивысшей зрелости общества, когда все его подспудные силы и опыт устремляются к новым открытиям, концепциям и свершениям. Творческий импульс заложен в каждой нации, и народ ищет применение своей энергии, изыскивает новые пути творческого выражения.

Каждое общество, занятое какой-либо созидательной деятельностью, время от времени пытается открыть заново или воскресить великий дух, который двигал древними, и это повторное открытие ведёт к новым свершениям, завоеваниям и опять же к новому развитию. Конечно, не стоит слепо копировать прошлое, мы не должны быть просто имитаторами, мы должны стать подлинными творцами и создавать наши собственные творения из прекрасных мозаик прошлых достижений, помня всегда о высоких помыслах и возвышенных чувствах, воодушевлявших великих творцов прошлого. Мы должны попытаться развить их прекрасную жизненную позицию и стремиться к священному царству Красоты. Мой отец, Николай Рерих, выразил эту замечательную мысль хорошо известной фразой: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Мы должны внимательно изучать произведения великих людей эпохи Ренессанса и Античности, пытаться вникнуть в них и почувствовать неудержимую силу, которая направляла их и способствовала тому, что они оставили нам такое великое наследие, которым может гордиться не только страна, где родились эти люди, но и весь мир. Несколько позже я приведу отдельные высказывания, которые помогут лучше понять идеи, которые руководили ими, воодушевляли их, так как только изучая их мысли, мы сможем понять и оценить созданные ими великие творения искусства, понять их индивидуальность.

Великий Гуманизм, заложенный в этих произведениях искусства, проявляется не только в сюжете или манере исполнения. Подлинный Гуманизм этих шедевров заключается в их особом влиянии на зрителя, который, восхищаясь и наслаждаясь ими, чувствует удивительную силу мысли, исходящую от них. Мысль, которая вдохновляет и возвышает человека, делает его лучше, добрее и богаче, делает его способным всем сердцем откликаться на новые переживания, вызванные волшебной силой от соприкосновения с произведениями великого творца.

Мы тесно связаны невидимыми генетическими нитями с прошлым своих стран. Мы являемся наследниками их великих культурных достижений и завоеваний. Они живы в нас, дремлющие и часто неизвестные нам до того, как пробьет час, и мы вдруг вспоминаем великие уроки прошлого. Что такое эти особые таланты, внезапные озарения, как не вспыхнувшие воспоминания, накопленные в бездонной памяти природы?

Таким образом, Гуманизм в широком смысле этого понятия является состоянием ума и сердца, когда в центре наших поисков, размышлений, нашего вдохновения и внимания находится человек. Всеми способами мы должны пытаться расширить сферу нашего мышления и раздвинуть наши горизонты. Высокоодаренный человек кажется идеалом, высшей надеждой, а его искусство становится наиболее сильным средством, способным заставить нас размышлять и представлять. Пусть прекрасные творения и слова великих мастеров вдохновляют и руководят нами! Давайте учиться у них вдохновению и мудрости. Пусть их жизни, посвященные искусству, пробуждают в нас желание бороться и творить.

Именно в результате такого состояния ума и сердца возникают великие периоды культуры, которые вызывают в нас высокие чувства и мысли и порождают величайших людей и шедевры искусства. Эти шедевры живут вечно, наперекор времени и являются маяками нашего культурного и духовного развития.

Микеланджело – один из столпов так называемой эпохи Гуманизма в Италии – свыше четырех столетий назад произнес такие вдохновенные слова: «Истинное искусство становится благородным и правдивым с помощью создающего его ума. Для тех, кто чувствует искусство, ничто не делает душу такой праведной и чистой, как попытка создать нечто совершенное, а так как бог – это само совершенство, значит, всякий, кто стремится создать что-то совершенное, стремится к чему-то божественному».

Прекрасно выразился, размышляя об искусстве, Рабиндранат Тагор: «В искусстве индивидуальность посылает свой ответ Высшему началу, которое проявляет себя нам в мире бесконечной красоты сквозь безжизненный мир фактов».

Свами Вивекананда восклицал:

«Тот, у кого нет чувства красоты и величия искусства, не может быть истинно религиозным человеком».

Николай Рерих, мой отец, утверждал:

«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”. Свет Искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем» [2].

Как красивы и возвышенны чувства в процитированных выше изречениях. И хотя они принадлежат разным людям, родившимся в разное время и в разных странах, насколько близки внутренние ощущения этих людей. Их объединяет сущностное единство. И это сущностное единство – единство истинной Культуры и Искусства как способа выражения этой Культуры.

Великий немецкий ученый и философ Лейбниц, наблюдая, как работает Рембрандт, пришел к выводу, что Рембрандт на обдумывание сюжета картины, на размышления о том, какой должна появиться картина, затрачивает больше времени, чем на её написание. Лейбниц писал: «Рембрандт верил в волшебную силу своего взволнованного глаза, в волшебство своего призвания, в волшебную силу слова. Рембрандт считал, что если во время работы радостно на душе, то картина будет излучать радость, а если душа не на месте, тогда картина получится унылой».

Эти слова Лейбница дают нам возможность проникнуть в глубь процесса создания произведения искусства. Иначе говоря, последнее получает собственную жизнь – создатель как бы вселяет душу в инертную материю. Рембрандт, как все великие художники, доподлинно знал – чтобы обратиться к людям посредством произведения искусства, чтобы донести свои сокровенные мысли и чувства, художник сам должен полностью проникнуться духом своего творения.

Если наши слова идут от самого сердца, от всего нашего существа, если мы, выражая свои мысли и чувства, полностью проявляем себя, тогда наше творение будет иметь величайшую силу, величайшее убеждение, то есть это будет сама истина.

Почему на нас производит впечатление искусство первобытных людей, их простые и часто кривые линии и формы, абсолютно далёкие от технического совершенства, достигнутого в последующие периоды? Потому что ранние работы художников того периода передают нам веру, воодушевлявшую их, целеустремлённость и искренность их чувств с той волнующей силой, которую они испытывали сами.

Испытывали ли вы когда-либо сильное волнение, когда созерцали прекрасную картину, слушали музыку или вдохновенные слова поэта? Чувствовали ли вы волнение или возбуждение, рассматривая прекрасную статую – великое творение искусства? Работы гениев являются кристаллизацией мыслей и эмоций художника, его переживаний и волнений. Они являются памятниками, оставленными нам этими вдохновенными душами. Эти произведения искусства имеют субъективную силу, скрытую в их внешнем виде, и мы, соприкасаясь с ними, чувствуем приводящую в волнение силу, которая исходит от этих прекрасных изображений. Мы должны сознательно приложить усилия и возвысить свой ум, чтобы поддаться влиянию, которое оказывают на нас работы художника.

Настоящий мастер обладает силой вызвать у слушателя или у зрителя импульс эмоций и мыслей, обогатить душу человека новыми образами, жизненными концепциями, сильными внутренними переживаниями.

Неслучайно, что народ любит хранить некоторые реликвии, принадлежавшие герою или вождю, – это не только память о них или о том, что связано с ними. Возьмите, к примеру, рукопись или даже автограф. Опытный графолог может определить характер человека по его подписи. Другими словами, все линии и изгибы могут многое сказать тому, кто умеет расшифровывать их. А для тех, кто этого делать не умеет, всё это останется тайной, которая будет оказывать влияние, но это будет чувствоваться подсознательно.

Невидимая энергия, внутренняя жизнь произведения готова охватить каждого, кто способен уловить её влияние.

Все великие творения искусства в какой-то степени связаны с жизнью художника. Они являются живой историей его переживаний, аккумулированных мыслей и влияний. Эти творения – мощный источник неиссякаемой энергии художника, и мы должны относиться к ним с уважением и оценивать их по достоинству, точно так, как и к людям при их жизни.

Но тогда может возникнуть вопрос, не приводит ли это нас в какой-то степени к обоготворению? Я бы сказал, что обоготворение как таковое является лишь способом выразить нечто такое, что выходит за рамки повседневной жизни. Однако такое слепое поклонение, обоготворение, может быстро кончиться, как только выяснится, что объект не заслуживает повышенного внимания. Но если он заслуживает почитания, то вызывает достойнейшее чувство признания свершений и мастерства. Только стремясь к чему-то лучшему и возвышенному, мы сможем возвыситься сами, вот почему становится очевидной первостепенная необходимость защищать и охранять всё неисчислимое наследие, оставленное нам прошлым поколением.

Давайте ревностно и с любовью охранять дошедшие до нас творения всех великих людей. Эти великие души, которые оставили нам свои вечные творения, всегда будут оказывать влияние на тех, кто сможет настраивать себя созвучно им. Давайте бороться и искать достойную цель жизни не только для улучшения нашего материального существования. Давайте посмотрим шире и внимательнее вокруг себя, и мы увидим жизнь в новом свете, жизнь, полную смысла и значения.

Наша жизнь ежедневно наполняется и обогащается новыми прекрасными мыслями и понятиями, которые расширят горизонты наших восприятий и круг наших интересов, сделают нас более терпимыми, а идейные устремления наших братьев приобретут величайший смысл благодаря взаимопониманию и сотрудничеству. Давайте украсим свою жизнь, донесём чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть желание Прекрасного станет нашей ежедневной молитвой!

Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Красивое окружение окажет своё влияние на нас, наших детей и возместит всё тысячекратно.

Мы знаем, что цвета влияют на настроение человека. Многократные эксперименты убедительно показали, как влияют цвета на умонастроение человека.

Величайшие художники появлялись в тех странах, где более всего поощрялось искусство, как бы вознаграждая за усилия, затраченные в поисках Прекрасного, так как души этих художников рождались в блестящих галактиках, готовых принять их.

Давайте вспомним великий народный энтузиазм, вызванный подлинными творениями искусства, энтузиазм, который сделал возможным появление превосходных греческих трагедий Эсхила и Еврипида, давайте вспомним огромное влияние, оказываемое великими поэтами классического периода и Средневековья, и сильные всплески народных эмоций в ответ на значительные творения искусства. Бывают такие моменты, когда народ, массы внезапно ощущают влияние искусства всем сердцем, всем своим существом и откликаются на этот внутренний зов великих гениев. Народ чувствует правду, воспринимает эмоции, заложенные в великом произведении искусства, даже если не всегда умеет объяснить это.

Всякий раз, когда мы созерцаем какое-либо произведение искусства, давайте представим, какой огромный творческий труд заложен в его основе, и мы, ещё не проникнув в глубь замысла, сразу же окажемся под впечатлением тех чувств, которые испытывал художник во время работы.

Подобно Прометею, подлинный художник приводит нас к Небесному огню своего великого вдохновения, опыта и красоты, а подобно Орфею, он выстраивает посредством гармонии своего искусства стены своего Небесного города.

Невозможно описать или выразить словами значение искусства в нашей повседневной жизни. Помимо обретения прекрасного знания теории и практики, именно искусство помогает кристаллизовать гений человека и даёт выход творческой энергии, живущей в каждом смертном. Это та таинственная творческая сила, которая повсюду выражает себя бесконечными проявлениями жизни – от сверканья крылышка бабочки, собирающейся сесть на готовый к опылению цветок, до весёлой песни птицы, призывающей свою подругу и обо всём забывающей в экстазе своего возвышенного выражения.

Кто знает, какими мерками можно оценить истинную пользу, которую приносит народу искусство? Искусство оказывает такое огромное влияние, которое невозможно вычислить. Ведь помимо чисто физического восхищения и наслаждения, которое оно доставляет людям, оттачивая и утончая их вкусы, искусство приносит славу стране, дань восхищения и уважения обществу и народу, который создал великие произведения. Искусство также содержит неосязаемые духовные аспекты, которые направляют нашу жизнь.

Огромные суммы, затраченные на сооружение Тадж-Махала, окупились в течение тысячелетий не только славой его создателей, но также и тем, что он был неиссякаемым источником восхищения, вдохновения, изучения, поисков, дискуссий и подражаний. В течение многих столетий Тадж-Махал даже являлся источником заработка многих художников, которые делали репродукции этого знаменитого сооружения или украшающих его орнаментов, и привлекал миллионы туристов.

В любом обществе долгом каждого просвещённого правительства является стремление поддерживать национальных гениев, помогать им проявить себя, создавая необходимые условия. Кто может предсказать, где и когда появится гений и какую безусловно огромную пользу он принесёт нам?

Подлинное искусство будет поощряться многочисленными достойными примерами, так как искусство, подобно жизни, воспроизводит себя, шлифуя и полируя наш вкус.

Вот как описал изобразительное искусство Леонардо да Винчи: «Тот, кто не признаёт искусство живописи, тот отрицает философское и чувственное созерцание мира, так как живопись – это законная дочь или, точнее, внучка природы. Всё существующее принадлежит природе, а природа, в свою очередь, породила науку живописи. По этой причине я утверждаю, что искусство живописи является внучкой природы и ведёт родство от самого Бога».

Кто мог лучше сказать об этом, чем великий Мастер?

Невозможно в столь непродолжительной лекции перечислить имена и рассказать обо всех наиболее выдающихся художниках, которые творили в эпоху, предшествующую Ренессансу, и в период Ренессанса в Италии, и описать этот период в других странах. Но Италия выступает как нечто совершенно особенное, где высокое искусство создавалось самой жизнью, а жизнь развивалась и наполнялась великим духом гуманизма, который исходил от блестящего наследия классического периода и вдохновлял гуманистов, поэтов, писателей и реформаторов – таких, как Данте, Пико Делла Мирандола, Анджело Полициано, Марсилио Фичино и Савонарола. Именно тогда человек устремлял свой взор к новым горизонтам красоты, высоких понятий, и создавал новые философские школы, новые идейные направления, и находил новые, неизведанные области для творчества. Эти поиски высших ценностей повторяются периодически, и кульминацией обычно становится момент, когда дремлющие до сих пор творческие силы внезапно раскрываются и появляются великие души, будто притянутые невидимым, неизвестным магнитом, чтобы, используя весь накопленный опыт прошлого, создавать новые формы и сочетания. Эта переоценка высших человеческих ценностей всегда являлась одним из самых мощных стимулов для продвижения вперед.

Как я уже упоминал, посредством прекрасных гармоний, образов, мыслей, сопоставлений, композиций и красок нам передаётся истинное величие художника, его блестящий триумф. Будто сама природа раскрывает нам свои святая святых, и мы проникаем в великую тайну, тайну творческого совершенства.

С тех пор, когда жили и творили эти великие художники, и до наших дней в разных странах появились многие прекрасные художники. Некоторые стали продолжать великие классические традиции, другие пытались найти новые способы выражения. Но все они, придерживаясь разных направлений, были гуманистами, так как их интересовали проблемы человека, его переживания и надежды. Они отражали в своих произведениях героические подвиги, религиозные сюжеты и исторические события.

Очень трудно установить время перехода от поисков и стремлений классического стиля к последующим поискам более реалистической, мощной и часто романтической интерпретации. В сущности, все великие художники стремились к своему идеалу, который воодушевлял и воспламенял их талант, даже если это были не космическое величие Микеланджело или глубокая и волнующая интроспекция и красота Леонардо.

Все великие художники, такие, как Джорджоне, Тициан, Корреджо, Тинторетто, Паоло Веронезе, Эль Греко, Пуссен, творившие почти одновременно или после тех уникальных мастеров, также были совершенными в своём собственном направлении и стиле. Замечательны художники фламандской живописи – Герард Давид, Рубенс, Ван Дейк, представители немецкой живописи Дюрер и Кранах, а также многие другие превосходные мастера или особенно блестящий мастер света и оттенков – Рембрандт. Позднее появились испанский Гойя и группа таких мощных и одержимых вдохновением французских художников, как Давид, Энгр, Делакруа и другие мастера. Давид и Энгр следовали ранним классическим традициям, были великими адаптаторами доктрин эпохи Гуманизма к нашему времени, но в то же время они всегда сохраняли свою индивидуальность. Динамичный Делакруа, которого часто называют романтиком, затрагивал в своём творчестве великие человеческие проблемы и отражал современные ему события; он стремился к более убедительному воплощению и техническому совершенству своего замысла. Делакруа оставил нам помимо картин также серию важных очерков по теории искусства.

У англичан также были свои выдающиеся художники, как, например, сэр Джошуа Рейнолдс, чьи лекции в Королевской Академии являются ценнейшим материалом, в котором изложены великие идеи и зрелые взгляды на искусство, или Тёрнер, намного опередивший своё время.

В сущности, всех этих великих художников объединяло то, что они черпали своё вдохновение у великих итальянских мастеров, являвшихся истинными гуманистами, продолжавшими великие традиции Античности и оставившими нам славное наследие своего божественного искусства и блестящих личностей.

Действительно, редко кого из современных художников можно сравнить по притягательности, совершенству и превосходству мастерства с этими благородными и возвышенными людьми.

Искусство всегда признавалось наилучшим средством для выражения великих идей. Творческие процессы являются неотъемлемой частью искусства и способны вызвать восхищение, так как они тесно связаны с естественным желанием человека познать совершенство и красоту. Магия красоты как мощный магнит и возбудитель была известна человеку с самых ранних периодов его цивилизованной жизни. Человек тысячелетиями разными способами создавал произведения искусства на каждом великом этапе своего развития, пока не достиг блестящих высот Средневековья и Ренессанса, когда титаны, преодолевая огромные трудности, стали осуществлять свои великие замыслы, когда Леонардо да Винчи глубоко проник в секреты природы и жизни и вызвал восхищение великими произведениями искусства, ставшими для нас символами человеческого триумфа в передаче глубочайших переживаний человека средствами изобразительного искусства.

Рафаэль однажды сказал: «От прекрасного к самому прекрасному». Эта фраза даёт нам ключ к пониманию отношения современников к Рафаэлю. Стремление к прекрасному и постоянная мольба об этом, о чём я уже говорил, руководили поступками этих великих людей, и они сумели проявить себя, так как условия жизни благоприятствовали расцвету их гения. Сама природа, будучи удивительным регулировщиком, обладает способностью так отладить всё, что при определённых условиях наступают периоды зрелости, когда неожиданно появляются такие высокие достижения. Природа щедро наделила талантом немногих избранных и благословила их возвышать массы, развивать их вкус и вдохновлять будущее поколение человечества на покорение высот и свершение величайших достижений.

Давайте прислушаемся к тому, что говорят и пишут об этих великих людях их современники, и это поможет нам определить своё отношение к тем далёким дням. Великий историк искусства Вазари оставил свод ценнейших документальных фактов о жизни и творчестве ведущих художников своего времени. Все многочисленные факты полностью изложить невозможно, поэтому приведём только некоторые выдержки, в которых, как в зеркале, отражается деятельность этих великих мастеров и которые дают возможность воздать должное великим мастерам того времени.

Вот что он пишет в главе о Микеланджело: «Искусство Микеланджело получило всеобщее признание не только после смерти, как это случается с другими, а ещё при жизни, и мы видим, что такие великие люди, как папа Юлий II, Лев X, Климент XII, Павел III, Пий V, постоянно желали иметь его рядом с собой. То же самое известно о султане Турции Сулеймане, Франциске Валуа, короле Франции, императоре Карле V, синьоре Венеции [3] и герцоге Козимо Медичи, которые всегда были готовы заплатить ему огромные суммы денег исключительно из желания приобщиться к славе его искусства. Это случается только с такими достойными людьми, каким был он. Всякий, кто видел его творения, признавал, что он достиг полного совершенства в трёх видах искусства, совершенства, которое невозможно найти среди древних и современных мастеров и которое никому не было даровано богом со времени бесчисленных оборотов солнца. Он обладал таким мощным творческим воображением, что его руки не поспевали за грандиозными и страстными мыслями, которые рождались в его гениальном уме».

«Никому не покажется странным, что Микеланджело любил уединение, так как он всецело был поглощен искусством, которое требует для себя всего человека, все его мысли; ему предначертано судьбой держаться в стороне от общества.

Тот, кто полностью поглощён искусством, никогда не бывает одиноким или бездумным. И те, кто считает это чем-то эксцентричным или даже глупостью, сильно ошибаются, потому что чтобы создать что-то поистине великое, надо оградить себя от всех житейских тревог и неприятностей. Искусство требует сосредоточенности, уединения и душевного покоя, а это несовместимо с беспокойным образом жизни. Но в то же время Микеланджело высоко ценил свои связи с высокопоставленными, образованными и умными людьми и знал, как сохранить их дружбу».

В 1786 г. Гёте писал: «Тот, кто не видел роспись свода Сикстинской капеллы, тот никогда не сможет ясно представить себе, чего может достичь человек».

«Внутренняя уверенность и сила мастера, его величие – за пределами всякого описания».

«Я так увлечён Микеланджело, что даже природа не кажется мне такой увлекательной и грандиозной, как его творения».

Сэр Джошуа Рейнолдс назвал стиль Микеланджело «языком богов».

Характеризуя творчество Леонардо да Винчи, Вазари высказал следующее: «Периодически, как бы по велению Неба природа щедро наделяет талантами человеческие существа. Но крайне редко случается так, чтобы один человек сочетал в себе такой сверхъестественный и божественный дар, так много красоты, обаяния и такую гениальность, что все его действия кажутся божественными, и он сумел выделиться и намного опередить остальных смертных. Всё это определённо свидетельствует о том, что все его творения являются результатом божественного предназначения, а не искусством, созданным человеком. Всё это мы видим в Леонардо да Винчи. Он был необыкновенно красив, его движения были полны очарования, и в своём искусстве он достиг такого совершенства, что куда бы ни направил свой гений, мог всегда решить самые трудные проблемы. В нём сочетались редкая физическая сила и необычайная утончённость. Его мужество и бесстрашие были полны благородства и величия, его имя получило широкое признание, его высоко чтили не только современники, но и последующие поколения».

Аллеш в обзоре «Ренессанс в Италии» пишет: «В истории человечества иногда случалось, когда целые поколения затрачивали огромную энергию, чтобы решить некоторые важные проблемы, и вдруг неожиданно появлялся человек, которому становилось доступно то, чего с огромными усилиями достигали другие, да и то только частично. Решение им этих проблем напоминало хорошо созревший фрукт. Таким человеком был Леонардо да Винчи, сочетавший в своём искусстве все предыдущие достижения эпохи Ренессанса. Как будто тогда была проделана только подготовительная работа, а настоящая работа должна начаться только теперь».

А вот что написал Вазари о Рафаэле: «С какой щедростью и любовью Небо проявляет своё отношение к одной-единственной личности, одарив её всеми неиссякаемыми богатствами своих сокровищ, обаянием и редкими талантами, которыми оно обычно наделяет многих людей в течение длительного периода времени. Все эти качества мы видим у Рафаэля Санти, великого и обаятельного художника. Природа одарила его добротой и скромностью, которые иногда присущи выдающимся людям, и наделила эту пленительную личность нежной душой и сильным характером. Такие натуры вызывают восхищение среди народов самых разных стран. Покорённая искусством Микеланджело природа пожелала быть завоёванной не только им, но и другой возвышенной личностью, и в конце концов подарила миру Рафаэля».

«Безусловно, можно утверждать, что столь щедро одарённая природой личность не может называться обычным человеком. Это, если можно так выразиться, смертный Бог. Тому, кто оставляет после себя такое уважаемое имя и восхитительные творения, воздаётся должное и отзовётся на Небесах радостью, достойной его творческих достижений».

Выдающийся французский живописец Жак Луи Давид писал: «О, Рафаэль, Вы божественная личность. Вы тот человек, который привёл меня к пониманию Античности, да, это сделали Вы, блестящий из художников. Среди современных художников есть некоторые, которых можно только немного сравнить с непревзойдёнными личностями. Вы также дали мне возможность понять, что Античность – это даже выше, чем Ваше искусство. Вы, тонко чувствующий и понимающий художник, поставили меня лицом к лицу с этими памятниками прошлого. Это Ваши картины, полные знания и красоты, помогли мне понять всю их прелесть и выразить Вам признательность спустя три столетия как от самого преданного ученика. Чувства, которые вызывают во мне Ваши творения, и моя благодарность за знания, которые Вы передали мне, побуждают меня считать Вас своим великим Учителем. Вы дали мне даже нечто большее, Вы познакомили меня со школой Античности. Разве не Вам я обязан за это благословение? Такого великого Учителя, как Вы, я никогда не забуду в своей жизни».

Я процитирую Жана Огюста Доминика Энгра, одного из выдающихся мастеров XIX века: «Греки развивали искусство с такой же страстью, на которую был способен весь их гений, и создали столь совершенные произведения искусства, что, казалось, превзошли саму природу. Строго говоря, греческие изваяния превосходят природу только в том, что в них собраны воедино такие многие прекрасные черты, которые сама природа никогда не вкладывает в один и тот же предмет или делает это крайне редко. Художник, который работает в таком стиле, допускается в святая святых природы, он приходит в восторг при виде богов, вступает в беседу с ними, отмечает их величие, подобно Фидию, и изучает их язык, чтобы передать его простым смертным».

«Каждый должен помнить всегда, что части самой совершенной статуи никогда не могут в отдельности превзойти природу, и мы никогда, даже в мыслях, не сможем подняться выше прекрасных творений природы. Всё, что мы можем сделать, – это достичь редкого и божественного сочетания природы и искусства».

«Искусство возрождается среди его современников на руинах творений древности, и оно должно оживить среди нас навыки древних и стремление следовать им. Искусство должно вызывать у нас не только желание подражать древним, чьи произведения мы должны считать своим общим сокровищем, из которого каждый может выбрать все, что ему понравится».

«Согласно Проклу, тот, кто берёт за модель образы природы, и тот, кто ограничивает себя точным воспроизведением их, тот никогда не достигнет совершенной красоты, так как творения природы полны несовершенств и не могут служить эталоном красоты».

«Фидий достиг самых высочайших вершин, корректируя природу самой природой. Для своего Олимпийского Юпитера [4] он должен был взять у природы всё самое прекрасное, чтобы добиться такого блеска в своём искусстве, а не для того, чтобы безуспешно считать её Прекрасным Идеалом. Потому что это слово нужно понимать как сочетание самых совершенных частей природы, которые мы редко находим столь совершенными, кроме как у самой природы, и все человеческие усилия не могут превзойти её или даже сравниться с ней».

Гуманизм, о котором я говорю, является слишком обширным и прекрасным понятием, чтобы можно было сформулировать его немногими словами. Гуманизм наиболее мощно проявляется, когда человек духовно приближается к Космосу, и его высшие чувства и стремления, достигая накала, вызывают духовный импульс и захватывают его целиком.

Платон дал нам очень красивую и практичную формулу действий, заключающую в себе все стадии нашего развития: «От прекрасных образов мы перейдём к прекрасным мыслям и от прекрасных мыслей – к прекрасной жизни, а от прекрасной жизни – к Абсолютной Красоте» [5]. Он считал образы основными движущими силами, главным стимулом к дальнейшему продвижению.

С ранних времен отцы церкви осознали силу и настоящую роль искусства в развитии мысли. В каждой стране, какую бы веру ни исповедовали люди, искусство было необходимо, чтобы привлечь народ, дать ему вдохновение и надежду, которые, кроме искусства, ничто другое дать не может. Были выработаны и сформулированы различные каноны пропорций, чтобы создать более совершенные образы, более совершенные композиции. В то время многие трактаты были посвящены анализу пропорций для создания более совершенных божественных форм, чтобы дать нам прекрасные храмы, здания со всеми их сложными архитектурными ансамблями. Как я уже сказал, не только внешняя форма и концепция действуют на человека, а более всего та таинственная сила, заключённая в наиболее совершенных пропорциях и сочетаниях, которую мы склонны называть великим искусством. Это инстинктивный ответ человека на что-то более прекрасное и совершенное, к чему стремится вся природа через свои великие эволюционные силы, заложенные в каждом из нас, в каждом проявлении жизни.

В пределах нашей темы мы не можем отвести больше места анализу современных тенденций в искусстве и рассмотреть их с точки зрения Гуманизма, но у нас есть исцеляющая и указующая рука времени, которая отделит от нужного и реального всё излишнее, приведёт нас к новым достижениям и откроет прекрасные горизонты будущего.

Я не могу завершить сегодня лекцию, не сказав несколько слов о моём отце, Николае Рерихе, который был не только великим художником, но и великим Гуманистом в подлинном смысле этого слова, человеком, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы дать правильное понимание и по-новому оценить значение прекрасного в каждой сфере нашей жизни.

Его необычная жизнь, богатая опытом и большими достижениями, была полностью посвящена его высоким идеалам, и как её ни описывать, получится великолепный рассказ о непрестанном труде и борьбе за то, чтобы дать человечеству новые возможности для понимания красоты – более прекрасные, более возвышенные и вдохновляющие.

Помимо того, что мой отец был большим художником (он написал более 7000 картин), помимо создания фресок и эскизов мозаик и театральных декораций, у него были другие интересы и достижения, заслуживающие признания. Он был выдающимся писателем, его опубликованные работы составляют более тридцати томов, не говоря о бесчисленных статьях и эссе. Он был археологом, историком, философом и исследователем, организовал многие научные экспедиции и исследования на великом азиатском континенте. Его путешествия известны во всём мире, и везде, где бы он ни был, он основывал различные учреждения культуры и нёс весть Красоты и Единения, построения более совершенной жизни и общества.

Он верил, что нашим постоянным внутренним желанием, нашей постоянной внутренней молитвой должно стать стремление к чему-то более совершенному, к чему-то более содержательному, которое превратит нас в то, к чему мы стремимся. Созидательные силы создадут имидж каждого человека, так как творческая энергия заложена в каждом человеке, в каждом живом существе, в каждом проявлении жизни. Мой отец сам был живым воплощением всего того, что проповедовал, и, исходя из конфуцианской доктрины, его безошибочно можно было бы назвать Высшим существом.

Одним из наибольших вкладов в нашу культуру был его Международный Пакт по охране и защите культурных ценностей во время войн и гражданских беспорядков, который стал реальностью уже при его жизни. В моём понимании он был величайшим современным примером Гуманиста.

Рабиндранат Тагор, ознакомившись с картинами моего отца, писал: «Ваши картины глубоко взволновали меня. Они дали мне возможность понять то, что весьма очевидно, но нуждается в том, чтобы об этом говорили вновь и вновь, – а именно то, что Истина не имеет границ.

Когда я попытался найти слова, чтобы выразить идеи, заложенные в Ваших картинах, мне это не удалось. Не удалось, так как язык слов может выразить только определённый аспект Истины, а язык живописи проникает в самую суть Истины, туда, где словам нет доступа. Любое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает для нашего ума особые ворота, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда перед нами великая картина, мы не в состоянии сказать, что это, и всё же мы будем смотреть на неё и понимать это. То же самое и в музыке. Когда какое-либо искусство может быть полностью выражено средствами другого искусства, тогда это неудача. Ваши картины отличаются своей индивидуальностью, они не поддаются словесному описанию. Ваше искусство ревниво оберегает свою независимость, потому что оно великое».

В заключение расскажу старинную русскую легенду, дошедшую до нас из Средневековья. Когда Христос собирался вознестись на Небеса, к Нему подошли бродячие певцы и спросили: «Господи, на кого ты оставляешь нас? Как мы будем жить без тебя?» И Христос ответил: «Дети мои, я дам вам золотые горы, серебряные реки и прекрасные сады, вы будете сыты и счастливы». Но святой Иоанн возразил: «Господь, дай им не золотые горы и серебряные реки – они не знают, как охранять их, и кто-нибудь богатый и могущественный нападёт на них и отберёт золотые горы. Дай им только твоё имя и твои прекрасные песни и укажи, что для тех, кто понимает песни, заботится о певцах и оберегает их, врата в рай должны быть открыты». «Хорошо, – согласился Христос, – я дам им не золотые горы, а свои песни, и те, кто поймёт их, найдут дорогу в рай».

 

 

[1] Вероятно, речь идёт о Чандрагупте II, правление которого ознаменовалось небывалым расцветом наук и искусств в Индии, а также созданием грандиозных архитектурных ансамблей.

[2] Слова Н.К. Рериха цит. по: Рерих Н. Звезда Матери Мира // Рерих Н. Пути Благословения. New York – Paris – Riga – Harbin, 1924. С. 144.

[3] Так в тексте. Правильно Флоренции.

[4] Речь идёт об одном из семи чудес света – статуе Юпитера Олимпийского работы Фидия, уничтоженной в результате пожара в Константинополе. Эта гигантская статуя была около 18 м высотой. Одежда Юпитера была из золота; в правой руке он держал золотую статую Победы, в левой – длинный скипетр, увенчанный орлом. Основание поддерживали золотые львы.

[5] С.Н. Рерих приводит переосмысленную Н.К. Рерихом идею из диалога Платона «Пир» (210b). См.: Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 120-121.

 

 

 

Начало страницы