Скрыть оглавление

Письма к сотрудникам. 1929-1938

Письма Елены Рерих

 

Обложка современного издания (Новосибирск: ИЦ "Россазия", 2019).Публикуется по изданию:

Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество: Издательский центр «Россазия», 2019. 536 с.

 

 

«Письма Елены Рерих» в двух томах были подготовлены и впервые выпущены в свет издательством Латвийского Общества Рериха «Угунс» в Риге в 1940 году. Первое издание писем Е.И. Рерих было предпринято в год её 60-летия.

Это единственное прижизненное издание писем Е.И. Рерих уникально тем, что оно было собрано и отредактировано самой Еленой Ивановной, которая вела обширную переписку с сотрудниками Рериховских обществ разных стран. Исключив из писем всё личное, она оставила главное — разъяснения и ответы на вопросы, касающиеся важнейших положений Учения Живой Этики.

«Письма Елены Рерих» никогда не утратят своей актуальности, ибо являются незаменимым руководством для всех изучающих Учение Живой Этики, независимо от того, как давно они читают книги Учения. 

 

От редакции

Предисловие к первому изданию

 

 

От редакции

 

Дорогие читатели! Эта книга — единственное прижизненное издание писем Елены Ивановны Рерих, которая вела интенсивную переписку с сотрудниками Рериховских обществ разных стран, друзьями и некоторыми деятелями культуры. Стержнем и основным содержанием писем Елены Ивановны является Учение Живой Этики. На вопрос одного из корреспондентов, каков характер её занятий, она отвечала: «...все они связаны с книгами Учения. Занята с утра до вечера. ...Пишу длиннейшие письма по вопросам Учения моим многочисленным корреспондентам. Ведь все книги давались на основании моего опыта, и не посвящённым в нашу жизнь многие места не ясны»1.

«Первое издание писем было осуществлено по величайшей необходимости, — рассказывает Г.Р. Рудзите. — Люди собирали драгоценные советы и объяснения, изложенные в письмах Елены Ивановны, а то и целиком переписывали их от руки. Письма стали учебником по жизненной этике. Потому и в первом двухтомном издании (1940 г.) оставлены почти только изложения вопросов по Живой Этике, личное было опущено. (...) Елена Ивановна добавила к манускрипту некоторые свои письма в Европу и Америку, которые имели познавательный характер, разбирали философские вопросы. Многие письма были пополнены Указаниями, актуальными на тот момент. Всё это определило особое лицо издания, помогающего изучать книги Восточной Мудрости»2.

По письмам самой Е.И. Рерих, опубликованным в последние годы (1999–2009), можно проследить путь создания этого сборника — от идеи его зарождения до выхода в свет. Первые упоминания о планируемом издании встречаются в её письме от 9 февраля 1935 года: «...по Указанию Владыки должна начать собирать некоторые из моих писем для издания их отдельной книгой»3. В мае 1937 года Елена Ивановна сообщает американским сотрудникам: «Сейчас мне Указано собирать первый том моих писем. (...) Вероятно, ограничусь ответами корреспондентам, ставившим мне вопросы по Учению. Ведь бывали такие, которые в одном письме умудрялись поставить 34 вопроса. Но я люблю отвечать на вопросы, ибо это помогает и мне кристаллизовать свою мысль»4. Работа по составлению сборника была завершена только через полтора года: «Я закончила выборку моих писем, и, несмотря на большие сокращения и изъятие за малым исключением всей американской переписки, томище получился огромный. Вероятно, придётся разбить на два или даже на три тома. Печатать будем в Риге...»5

Рукопись была отправлена в Латвийское Общество Рериха, сотрудники которого к тому времени развернули широкую издательскую деятельность. Всю литературную часть подготовки издания к публикации взял на себя руководитель Общества Рихард Яковлевич Рудзитис, которому Рерихи абсолютно доверяли. Елена Ивановна писала: «Что же касается до сборника писем, то, конечно, предоставляю Рихарду Яковлевичу сделать все пропуски, замены и исправления, какие только он найдёт нужным»6. Она была обеспокоена тем, что приходится обременять Р.Я. Рудзитиса корректурой и редактированием её писем. «Но беда в том, что всегда и всюду истинных и умелых работников так мало, и я не знаю никого, кому я могла бы доверить эту работу»7.

Все расходы по печатанию сборника взяли на себя сотрудники Латвийского Общества Рериха.

Первый экземпляр первого тома «Писем» в пурпурном переплёте был послан Елене Ивановне к дню её 60-летия — 12 февраля 1939 года. С благодарностью пишет она в ответ: «Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович, прошу Вас ещё раз передать милым сердцу друзьям мою самую горячую признательность за память и внимание. Глубоко тронута была превосходным изданием писем, и переплёт так красив»8. К словам Елены Ивановны присоединяется и Николай Константинович: «Сердечно благодарим и за трогательный адрес, и за прекрасно изданный первый том Писем Е[лены] И[вановны]. Сейчас Е.И. спешит просмотреть опечатки и пошлёт Вам, может быть, там, где были типографские недосмотры, можно ещё что-нибудь сделать»9.

Из писем Елены Ивановны известно, что введение к сборнику было написано Н.К. Рерихом: «Когда друзья решили издать эти письма, они обратились к Н.К. с просьбою указать им, как лучше написать им это Введение. Н.К. сразу написал и послал им как один из образцов, не думая, что оно так понравится друзьям, что они не захотят иметь другого. Мне оно дорого именно потому, что оно написано было Н.К., моим лучшим Другом и Сотрудником в моей нелёгкой, но чудесной жизни, прошедшей под Лучом Великого Владыки»10.

Получив следующую посылку с книгами, Елена Ивановна сообщает: «Родной наш Рихард Яковлевич, только что получили четыре экземпляра моих "Писем". Сердечное спасибо за чудесное издание, но неужели же все экземпляры будут в таком нарядном переплёте? Не слишком ли это щедро, и я этим немного смущена»11. Она также шлёт слова признательности Фёдору Антоновичу Буцену: «Глубоко тронута Вашим даром на издание Писем. Да, я очень, очень тревожусь теми расходами, которые несут наши друзья по изданиям»12.

18 августа 1939 года Р.Я. Рудзитис сообщает, что к печатанию готов и второй том «Писем», в марте 1940 года книга уже была получена из типографии. Однако рижане успели отправить Рерихам в Индию только два экземпляра. Наступили тяжёлые времена, когда репрессиям подверглись и люди, и книги. В 1940 году все книги, хранившиеся на складе издательства «Угунс», были уничтожены, лишь небольшую часть удалось спрятать и спасти. Впоследствии эти немногие оставшиеся книги переписывались от руки, перефотографировались, копировались. Елена Ивановна вспоминала: «...второй том вышел перед самой войной, и я могла получить второй том "Писем" только в двух экземплярах. Многие наши друзья и сотрудники сидели по ночам и списывали эти письма из одного имеющегося у них экземпляра»13.

Так, несмотря ни на что, «Письма Елены Рерих» продолжали жить и духовно питать многих и многих людей. И те, кто подошёл к Учению в советские годы, до сих пор с благоговением хранят «самиздатовские» тома писем Елены Ивановны, принёсшие свежий ветер перемен и ни с чем не сравнимую радость духовных открытий. И перемены наступили: с конца 1980-х стали публиковаться книги Учения Живой Этики, труды Рерихов. В нескольких российских издательствах вышел в свет и знаменитый двухтомник писем Е.И. Рерих.

Известный исследователь творчества Рерихов Наталия Дмитриевна Спирина один из своих первых докладов посвятила «Письмам Елены Рерих» — он прозвучал на торжественном собрании Сибирского Рериховского Общества в феврале 1990 года. В докладе есть такие слова: «Стремящимся идти по пути Света к жизни вечной приходит в помощь Учение Живой Этики, данное через Елену Ивановну Рерих, и её Письма. Последние являются бесценным пособием к пониманию книг Учения. Они более доступны для тех, кто только начинает знакомиться с положениями Учения, так как в них находятся многочисленные ответы на вопросы, возникающие у читающих впервые Живую Этику, и написаны они по уровню нашего сознания. После ознакомления с Письмами легче приступить к изучению основного материала. Но и для знакомых со всей серией книг Письма являются кладезем бесценной информации»14.

Николай Константинович Рерих, друг и свидетель подвижнической жизни Елены Ивановны, отмечал: «В сердечном желании добра писались все эти письма. (...) ...Обдумывались письма в самых разных странах и условиях. То среди просторов Средней Азии, то в шуме Парижа, то на высотах Гималаев — и в тепле и в холоде писались эти письма. Но сердечная мысль, сказанная в них, не знала холода. (...) ...Мыслилось о далёких друзьях, сердце пылало желанием помочь им и подать наилучший совет»15.

В книге «Надземное» Великий Учитель говорит: «Возьмём пример лица, пишущего много писем. (...) Послание содержательное, наполненное высокими мыслями, пишется не для себя и не для определённого лица, но для человечества. Не будем утруждать себя размышлением, кому будут полезны наши мысли. Помимо самих начертаний, письмо посылается и пространственно. Не наша забота, где посланная мысль найдёт пристанище. Единственная задача, чтобы мысль послужила во благо» (Надземное, 246).

Эти слова в полной мере можно отнести к Елене Ивановне Рерих — великой женщине-подвижнице, сотруднице Сил Света.

В основу данного издания положен текст двухтомника «Письма Елены Рерих», выпущенного в Риге в 1940 году издательством Латвийского Рериховского Общества «Угунс», без каких-либо добавлений.

 

 

Предисловие к первому изданию

 

«Когда великие облики доходят до вас из глубокой древности, они воспринимаются как-то особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко убедительными. За завесою времени — всё возможно. Писатели и художники всех веков будут посвящать этим далёким обликам свои лучшие вдохновения. Целые поколения будут вдохновительно водимы этими далёкими героями и героинями. Никто им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги, — остаются лишь памятные вехи человеческого восхождения.

Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. Возьмите описания недавно прошедших больших людей. Сколько в них будет отмечено ненужного, нехарактерного, которое лишь покажет, что окончательная сущность их бытия ещё не взвешена и не оценена. Непременно будут вводимы самые сомнительные, самые мало доказанные подробности, из которых будут сделаны если не вполне отрицательные, то, по возможности, умаляющие выводы.

В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберёт многое, что сорило глаза ближайших зрителей, суду веков ведь не нужно непременно умалять. Даже на расстоянии каких-то ста лет мы видим, что очень многое самосильно приходит в равновесие. Ещё не истлели печатные листы, на которых большие личности были засоряемы и оплёваны. Не только в памяти дедов, но воочию можно видеть, насколько жестоко и несправедливо издевались люди над теми явлениями, которыми уже через неполное столетие их же страна, да и весь мир справедливо гордятся.

Проходят прекрасные женские и мужские облики — истинные создатели культуры, и, казалось бы, ценно их знать уже теперь же, без непостижимого и ненужного откладывания в архивы и скрыни для нарастаний в народном воображении.

Вот в жизни проходит замечательный русский женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжёлое огромное издание библии Дорэ. Склонясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкою от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины и, научась самоучкою, — уже читать заветы. Из тех же отцовских шкафов, не по времени рано, уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы развлекающего обихода самосоздаётся глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого сильного духа. И весь дом, и вся семья — всё строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопление знания и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения, и физические и духовные. Жизнь становится, от раннего утра и до вечера, истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Ведётся обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды, и всё это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления. Такую неустанно-трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи. Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях. Ведь часто кто-то думает, что нечто уже непобедимо, что добром зла не перешибёшь. Вот до каких заблуждений иногда доходит смущение человеческое. Но тут-то и важны действительно жизненные примеры. Можно радоваться, когда такие примеры имеются и ободряют всех начинающих строителей жизни»*.

Так говорит свидетель достовернейший. Мы все — друзья и почитатели трудов Елены Ивановны — лишь в письмах её получаем искры того широкого и мудрого мировоззрения, которое насыщает все труды этой замечательной русской деятельницы. И женское движение, и космологические познания, и служение Живой Этике наполняют эти письма к друзьям. Сама Елена Ивановна была против издания её писем, но мы, многочисленные друзья её трудов, обменивались копиями её ценных для нас указаний. Из этого обмена при росте числа друзей и сотрудников родилась мысль о необходимости настоящего издания, о чём мы и обратились к самой Елене Ивановне, наконец получив её разрешение. Конечно, в первый том могла войти лишь сравнительно небольшая часть писем, вернее, фрагментов, являющихся в большой степени ответами на предлагавшиеся сотрудниками вопросы. Имена сотрудников и даже упоминание городов опущены — ведь главная ценность в самом содержании писем, а корреспонденты знают, к кому именно и по каким поводам письма были направлены. В постепенном издании этих писем обрисуется и всё широкое мировоззрение замечательной русской женщины, которая и в самой России, и во время всесветных странствований живёт служением родине и человечеству. Русский народ дал целый ряд замечательных деятельниц в разных областях жизни. Можно вспомнить имена таких героинь-тружениц, как Ковалевская, Блаватская, Дашкова, Волконская, Морозова, и многих других, которые от дальних веков и до нынешнего дня служили человечеству своими замечательными дарованиями и познаниями. Женское движение окрепло сравнительно недавно, но сейчас уже можно видеть женский труд, богато приложенный во всех областях и в искусстве, и в литературе, в философии, в медицине, в образовании, в промышленности, в авиации — словом, всюду, где строится новый мир. Елена Ивановна всегда мечтала об издании достойного словаря, посвящённого женщине. При этом никогда не было мысли о каком-то обособлении, наоборот, всегда думалось в широком размахе о ближайшем всеобщем сотрудничестве, в котором ещё раз сотрутся условные ограничения, происходившие от невежества. Издательство радуется возможности запечатлеть мысли замечательной мыслительницы и тем дать возможность широкому кругу искателей правды и просвещения ознакомиться с глубоко проникновенными письмами Елены Ивановны Рерих к друзьям и сотрудникам.

 

 ___________________________________

 

1 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 440 (17.06.1939).

2 Предисловие // Письма с Гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. Т. 1. Минск, 2000. С. 11–12.

3 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 65 (9.02.1935).

4 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 133 (май 1937 г.).

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 269 (16.11.1938).

6 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 300 (31.12.1938).

7 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 340 (4.12.1939).

8 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 340 (18.02.1939).

9 Письма с Гор. Т. 2. Минск, 2000. С. 285 (16.02.1939).

10 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 273 (28.04.1953).

11 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 465 (12.08.1939).

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. С. 433 (14.06.1939).

13 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. С. 166 (24.05.1952).

14 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 148.

15 Рерих Н.К. Письма Елены Ивановны // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 290.

*  Рерих Н.К. Великий облик // Нерушимое. Рига, 1936. С. 224–227.

 

 ___________________________________

 

Выбор книги / статьи осуществляется нажатием на её название в Оглавлении слева.

В мобильной версии Оглавление раздела открывается нажатием на кнопку слева внизу:  

Закрыть Оглавление можно нажатием на голубую кнопку "Скрыть оглавление" в конце меню или на любое место вне меню.

 

 

 

Начало страницы