Публикуется по изданию:
Тюляев С.И. Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 364–366.
Тюляев С.И. Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха // Индия. 1974. № 2.
С.И. Тюляев
Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха
Образ Джавахарлала Неру, созданный Святославом Рерихом, является наиболее удачным среди других портретов и достойно увековечивает память этого выдающегося человека и государственного деятеля Индии.
Этот портрет мне пришлось видеть в оригинале еще в бангалорской студии художника. Именно этот портрет был принят правительством Индии для галереи портретов выдающихся национальных деятелей, борцов за освобождение родины и строителей новой Индии. Премьер-министр госпожа Индира Ганди считает, что это лучший портрет ее отца для увековечивания его памяти как государственного деятеля.
Официальное открытие портрета состоялось в Дели в 1966 г., и он был помещен в зале заседаний парламента, где образовалась галерея славных национальных деятелей Индии. Это было большое торжество, когда в присутствии вице-президента, премьер-министра и всех других членов правительства и более семисот членов парламента Президент Радхакришнан сказал: «Пусть этот портрет пребывает здесь для вдохновения будущих поколений!» Все присутствующие выразили благодарность Святославу Николаевичу за его уникальную работу.
В творчестве Святослава Рериха есть нечто родственное искусству его прославленного на весь мир отца и в то же время своеобразные достижения, в частности в портретном искусстве и в тематике из современной жизни народов Индии. Искусство художника многообразно, но проникнуто многими общими идеалами с творчеством Николая Константиновича Рериха и прежде всего глубоким гуманизмом. Все в произведениях Святослава Николаевича было ярко впечатляющим: великолепный, красочный, смелый и гармоничный колорит; оригинальность, глубина и богатство замысла; своеобразие портретов и символических произведений; широта подхода к явлениям жизни, когда даже повседневные сцены труда и быта приобретают особую значимость и в конкретности фактов и явлений воплощаются в идеи великого общечеловеческого значения.
Исполнение «официального» портрета такой выдающейся личности, как Неру – национального героя Индии, было совершенно особой и ответственнейшей задачей. Она потребовала особого подхода и преодоления дополнительных художественных трудностей. Такой портрет должен быть строго похожим, подлинно реалистичным, любые символы и художественно-поэтические преувеличения были бы неуместны.
Художник верно подошел к задаче, изобразив Неру в рост и обращенным прямо к зрителю. Его белоснежное одеяние великолепно оттеняется пунцовым цветком, который Неру обычно носил в петлице. Прекрасное лицо озарено сдержанной улыбкой, глаза как бы проникают в вас взглядом.
Он удивительно похож: прост, скромен и неотразимо привлекателен, он показан как конкретная личность и одновременно как Человек с большой буквы, как это всегда умеет открыть и выразить талант Святослава Николаевича. С глубокой проникновенностью раскрыта богатая духовная сущность, величие и сдержанное достоинство этого выдающегося сына индийского народа, мудрого политического деятеля, самоотверженная жизнь которого была целиком посвящена борьбе за освобождение Индии и ее строительству, борьбе за мир во всем мире.
И верно решение художника оставить в нашей памяти Неру в полном расцвете его творческих сил. Таким он предстал перед нами, когда первая большая делегация деятелей культуры СССР, посетившая по его приглашению Индию, встретилась с ним в январе 1955 г. Трудности художественной задачи увеличивались и тем, что портрет был посмертный и исполнен больше натуральной величины, что тоже было задумано совершенно правильно, но требовало особого мастерства в соблюдении пропорций черт лица.
Святослав Рерих великий мастер фона, который он умеет максимально использовать. Он делает его интенсивным, но мягким по краскам, активным по рисунку или же очень спокойным, но в обоих случаях фон усиливает впечатление от объема изображения, выделяет его и никогда, при всей своей активности, зрительно не конкурирует с ним. И здесь, с присущим художнику тактом и вкусом, он избрал наиболее удачный фон в виде индийского государственного флага, написанного яркими, сочными, но не резкими красками. Все исполнено с большим художественным тактом: флаг придает торжественность впечатлению и представляет единственную допустимую в данном случае эмблему. Но верхняя половина фигуры оставлена на нейтральном фоне, и это дает возможность лучше сосредоточиться на чертах лица, оттеняет их выразительность.
Но причина успеха не только в выдающемся таланте и мастерстве Святослава Рериха: его вдохновлял сам образ, который запечатлела его кисть!
Создание этого прекрасного портрета Неру, государственного деятеля, всегда являвшегося другом Советского Союза, русским художником поистине знаменательно и является новым наглядным свидетельством традиционной дружбы и содружества двух великих стран.
Бангалор