Публикуется по изданию:
Творцы и хранители прекрасного // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 399–402.
Творцы и хранители прекрасного // Разбуженный Восток: Записки советских журналистов о визите Н.С. Хрущева в Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан. В 2 т. Т. 1. М., 1960. С. 55-57.
Творцы и хранители прекрасного
13 февраля 1960 г. Никита Сергеевич Хрущёв посетил выставку художника С. Рериха в Дели.
Как сказать о Святославе Рерихе – индийский художник или русский художник? Сын известного мастера живописи, Николая Рериха, С. Рерих ещё до Октябрьской революции уехал вместе с отцом из России. Русский язык остался для него родным. Святослава Рериха волнуют все большие события, происходящие в нашей стране. Художник следит за научной мыслью Советского Союза, за творчеством наших художников, артистов, писателей. Жена Святослава Рериха Девика Рани – известная индийская киноактриса, исследователь культуры, член Индийской академии искусств.
Святослав Рерих и его супруга встретили Никиту Сергеевича Хрущёва и сопровождающих его лиц у входа на выставку и провели их по четырем залам, в которых размещено свыше 120 работ художника.
С большим интересом знакомятся советские гости с картинами Рериха.
Вот картина «Сестры» [1]: босоногая девочка с маленькой сестренкой за спиной. Малыш завернут в коричневую шаль. Внимательными и удивленными глазами дети смотрят вокруг – на красные цветы, лиловые горы и ярко-желтый водопад, который, словно поток солнца, срывается откуда-то сверху. А в картине «Перевал» [2] золотистое облако вырисовывается за лиловым туманом; над синими горами стоят серебряно-лиловые облака – большие, тяжелые и в то же время стремительные. Люди настойчиво идут против ветра, как бы готовые решительно шагать в сияющие дали, просвечивающиеся за туманом. Горы – одна из любимых тем художника.
Н.С. Хрущёв говорит художнику:
– Некоторые могут поспорить с Вами: бывают ли такие краски? Но я их видел своими глазами. Есть в природе такая красота, и её только нужно почувствовать, понять и умело написать!
Никита Сергеевич не уточнял, где он видел такие краски. Он сказал: «Есть в природе такая красота». И, наверное, каждый посетитель выставки – будь он советский человек или индиец – согласился с замечанием Н.С. Хрущёва, ибо художник изобразил не географию и не климат, а красоту природы, в его картинах торжество буйных праздничных красок, которые существуют на земле, но которые иной раз не умеют увидеть, почувствовать люди, запечатлеть, правдиво отразить в искусстве.
Нет, Святослав Рерих не ограничивает себя темами, взятыми из индийской жизни. Вот его привлекла бессмертная легенда узбекского [3] народа, и он написал картину «Лейла и Меджнун», где всё – в зареве заката. Ураган бросил огненно-красную пальму на багровую гору. И в огне и ветре разбуженной великой страстью природы тихая девичья фигура склонилась над юношей.
Одна из лучших работ Святослава Рериха – портрет Джавахарлала Неру. Портрет написан 18 лет назад, когда Неру гостил в Бангалоре [4] у Рерихов, постоянно живущих там.
Н.С. Хрущёв долго смотрит на портрет, который сам Неру считает удачным, и говорит:
– Это замечательный портрет!
– Я хотел передать то особенное выражение на лице Неру, когда он как бы смотрит в будущее, – говорит Рерих.
Девика Рани замечает, что, насколько она помнит, именно в тот период, работая над портретом, Святослав Рерих перечитывал известные статьи Неру о Советском Союзе, опубликованные им после поездки в 1927 г. в СССР. Неру писал:
«Я чувствовал себя полным энергии и сил... Мои взгляды стали шире, а национализм казался определённо узкой и неудовлетворительной верой. Политическая свобода, независимость были, несомненно, существенны. Но без социальной свободы, без социалистического общества и государства ни страна, ни личность не могли получить большого развития. Я чувствовал, что обрёл более ясное понимание международных дел, более глубокое понимание современного мира. Советская Россия, вопреки ряду неприятных сторон, глубоко импонировала мне и несомненно несёт в себе большую надежду для мира».
Во многих своих работах Святослав Рерих стремится передать светлую мечту о будущем, взгляд человека, пронизывающий дали.
Закончив осмотр выставки в Дели, Н.С. Хрущёв сказал журналистам:
– Я посетил выставку, на которой показано творчество большого художника и в этом творчестве показана жизнь людей. Картины Святослава Рериха свидетельствуют о том, что человек не склоняет голову перед трудностями, борется с природой, всегда стремится вперёд. Я не критик. Я простой человек в оценке творчества живописца. И как простой человек я получил большое удовольствие от посещения этой выставки. Желаю художнику новых творческих успехов.
Как известно, в мае выставка работ Святослава Рериха открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она была встречена с большим интересом советской общественностью. На выставке побывали Никита Сергеевич Хрущёв и другие руководители партии и правительства. Их радушно принимали Рерих и его супруга, а также посол Индии в СССР К.П.Ш. Менон.
– Мы только что с выставки «Советская Россия» [5], – говорил Н.С. Хрущёв. – Смотрели русских художников. Ваша манера писать – необычна. Наш зритель не привык к такой манере. И краски у Вас особенные. Как Вам понравилось в Москве?
– Выставка в Москве – большая для меня радость. Нам очень понравилось здесь. Мы всё время на выставке, работаем... – отвечал Рерих.
– Но надо же и отдыхать.
И снова, как в Дели, супруги Рерих провожали Н.С. Хрущёва к выходу. Никита Сергеевич говорил:
– Желаю вам счастья.
– Спасибо, – горячо благодарил С. Рерих. – Теперь Вы приезжайте к нам в Индию.
– Уже два раза был, надо и совесть знать, – шутит Н.С. Хрущёв. – Теперь ждём гостей из Индии – президента и премьер-министра.
И те из нас, кому довелось побывать на выставках работ Рериха в Дели и в Москве, видели, как искусство роднит людей, как крепнут дружеские культурные связи между двумя странами.
_________________
[1] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Маленькие сестры» (1937). Холст, темпера. 155,8 х 92 см.
[2] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Через перевал» (1938). Холст, темпера. 137,5 х 122,5 см. Собрание Х.К. Кеджривала (Бангалор).
[3] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Лейла и Меджнун» (1937). Холст, темпера. 122 х 139 см.
[4] Так в тексте. Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди по приглашению Н.К. Рериха гостил в Наггаре в Кулу в мае 1942 г.
[5] С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих 14 мая I960 г. в Москве посетили Первую Республиканскую художественную выставку «Советская Россия».