Публикуется по изданию:
Тер-Аванесян Д.В. По дорогам Индии и Непала // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 403–405.
Тер-Аванесян Д.В. По дорогам Индии и Непала. М.: Высшая школа, 1962. С. 350-352.
Д.В. Тер-Аванесян
По дорогам Индии и Непала
Биас катит серо-синие волны вниз к Катраину. Пастухи с небольшими мешками-хурджинами [1] за плечами гонят стада коз и овец. Сорок минут пути, и мы у условленного места. Здесь нас должен встретить любезно посланный С.Н. Рерихом, к которому мы и едем, слуга. А вот и он! Молодой человек ведёт в поводу двух пони.
Оставляем Баву с машиной у почты, переходим висячий мост через Биас. Узкая дорога довольно круто поднимается извилистой лентой. Андрей впервые едет верхом, он горбится, боясь слететь с медленно идущего пони. Более часа нам потребовалось, чтобы преодолеть 3,5 км.
Узкая дорога довольно оживлена. Ребятишки спускаются вниз, в школу, идут за покупками крестьяне. Каждый из них обязательно здоровается, делая либо «намасте» [2], либо приветствуя нас по-мусульмански «салям алейкум».
Радушные хозяева – Святослав Николаевич Рерих и его жена Девика Рани Рерих – в прошлом известная киноактриса, недавно получившая от президента Индийской республики Раджендра Прасада золотую медаль за заслуги в области искусства, ждут нас у входа в усадьбу. Дом стоит на площадке, с которой видна вся долина Катраина. Кулу, известная в Пенджабе как «Долина богов», и Манали видны, как на ладони. Дом Рерихов большой, весь увитый глициниями. Этот дом был куплен Николаем Константиновичем Рерихом – отцом нашего любезного хозяина. Дому лет сто. С открытой площадки перед ним видны сказочные вершины Гималаев. Н.К. и С.Н. Рерихи рисовали здесь свои замечательные картины.
Дом окружает настоящий лес. Склоны покрыты деодарами, елями, выше растут серебристые сосны и ещё выше – простираются альпийские луга. Рядом с деодарами стоят каштаны, липы, вязы, дикий миндаль, дикий абрикос, вишня и слива, орех, лещина. На некоторых расчищенных местах посажены плодовые: яблоня, черешня, сливы. Дерево черешни, привитое на дикой вишне, насчитывает 80 лет. Оно усыпано крупными ягодами. Цветущие кусты вербены одуряюще пахнут. Далеко виден индуистский монастырь и храм, построенный в пятом веке. Когда-то здесь было царство Кулуты, откуда и произошло название долины Кулу. Долина эта тянется с севера на юг, местами она сжата горами, местами горы как бы отступают. Все пологие места долины засеваются. Узкие полоски посевов пшеницы можно видеть на довольно крутых склонах. Очень трудно в таких местах заниматься земледелием!
Под вечер спускаемся в деревню, где когда-то жили завоеватели этих мест. Кое-где сохранились фундаменты зданий и храмик, внутри которого стоит увешанная цветами бронзовая фигура богини Кали, уничтожающей зло и совершающей добро. В деревне дома двухэтажные, деревянные. Они укреплены на случаи землетрясения, которые бывают здесь довольно часто, плоскими камнями. Жители очень добродушны и приветливы, и очевидно мужественны. Святослав Николаевич говорит, что ночью здесь к домам подходят медведи, пантеры, леопарды.
С.Н. Рерих рассказал нам забавную историю, похожую на охотничий рассказ, очевидцем которой был он сам. В крестьянские посевы кукурузы повадился ходить медведь и причинял посевам большой ущерб. Один крестьянин решил выследить медведя и устроил засаду. В один из дней, сидя в засаде, крестьянин увидал в посевах пантеру и, жалея патрон, решил не стрелять в неё, так как пантера не портила кукурузу. В момент раздумий крестьянина на поле появился медведь, в которого крестьянин и выстрелил. Разъярённый медведь, увидев пантеру, бросился на неё и в отчаянной схватке убил пантеру, а сам истёк кровью. Крестьянин с удовольствием много рассказывал о том, как он одним выстрелом уложил и пантеру и медведя. Сейчас охота в Кулу на медведей запрещена.
С.Н. Рерих с увлечением рассказывает нам о сказочной красоте Кулу. Он не только прекрасный художник, но и известный орнитолог и ботаник, безошибочно определяющий видовую принадлежность растений долины и холмов Кулу. Засиживаемся допоздна, но уже в 5 часов утра встаём. Нас любезно провожают хозяева, и мы прощаемся в надежде встретиться ещё раз в Бангалоре.
[1] Хурджин или хурджун – традиционная восточная сумка, сотканная ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенная бубенчиками.
[2] Намасте (санскр.) – индийское и непальское приветствие и прощание; представляет собой соединение двух ладоней перед собой.