ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Рерих Д.Р. Из писем Девики Рани Рерих К.А. Молчановой. 1964-1988

Публикуется по изданию:

Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 439–451.

Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой // Культура и время. 2008. № 2. С. 30-35. Перевод и примечания К.А. Молчановой.

 

 

Из писем Девики Рани Рерих к К.А. Молчановой

20 июня 1964 г.

Моя мама [2] жила в городе [3], и я каждый день ездила её навещать и там же у неё работала – делала всё, что мне самой надо. Она жила в арендованном доме. Теперь, когда она умерла, договора у нас нет, и мы должны подыскать другой дом в городе, где могли бы работать...

Уход нашего любимого Премьер-Министра [4] – ужасный шок. Это нас сильно затронуло, и так грустно. Миллионы здесь чувствуют его смерть как личную потерю. Он всегда будет с нами, и его Дух всегда будет помогать нашей стране. Цвет его красной розы никогда не поблекнет в наших сердцах.

 

21 сентября 1964 г.

Естественно, наша жизнь очень насыщенна. Мы встаём утром рано и начинаем работать примерно в 08-30. Когда же нам надо ехать в город в мой офис, где делается вся наша работа, где надо печатать или где назначены встречи, мы уезжаем из дома в это же время. И так как живём за городом, доезжаем на своей машине примерно к 09-30.

Затем весь день работаем в области культуры: выполняем заказы на статьи мужа, посылаем извещения в индийские журналы и за границу, посещаем собрания и художественные школы, где ждут совета от мужа, и одновременно происходит ещё много всего другого, так что не замечаешь, как проходит день.

Если нам нужно написать нечто важное и послать, то секретари наши [5] печатают это. И если книги и пр[очее] надо готовить, то они же печатают. Так что весь день уходит на работу, которая заключается в столь многом. Вот как раз сейчас мы очень заняты Мемориалом Неру [6], для которого создана большая комиссия. Это в Дели. И нам нужно ехать туда. Вместе с несколькими другими ответственными людьми мужу поручено дать окончательное заключение по мемориалу.

Все друзья и те люди, которые заинтересованы в нашей работе и хотят с нами поговорить, обсудить что-то с мужем и посоветоваться с ним, приходят сюда в наш офис. Это маленький уютный и очень удобный для нас дом, потому что он в городе.

Если же мы остаёмся дома, работа начинается в то же самое время. Святослав Николаевич идёт в свою студию и рисует. У него сейчас начато так много картин! Некоторые уже закончены, но ему предстоит ещё очень много сделать.

Я работаю по дому, но сначала разбираю всю почту. Сейчас, в этот момент, я печатаю, сидя дома. И здесь так прекрасно: около студии всё в цвету и птицы поют. Это очень красивое место. Затем после полудня я читаю всё присланное нам – книги, статьи и пр[очее], чтобы подготовить для Святослава Николаевича. Потом, под вечер мы выходим на длительную прогулку прямо в эти великолепные джунгли, а по вечерам читаем всё самое важное вместе. Обедаем в 8 вечера, читаем примерно до 10, если у нас нет гостей, и около 11 ложимся спать. Вот набросок нашего дня.

Но постоянно вторгаются изменения, потому что часто приходится путешествовать.

Писать я должна всем по всему миру, во многие художественные учреждения, людям и друзьям. Святослав Николаевич пишет редко, потому что у него на это нет времени. Мне же приходится очень много печатать. Так что нет возможности писать от руки.

 

10 октября 1964 г.

...В СССР 90-летие отца [7] и 60-летие сына [8] были также отмечены: два ледника названы их именами в Киргизском Алатау, в бассейне реки Аламедин. И Президент Индии [9] прислал нам свои поздравления по этому случаю.

Когда же отмечалось 60-летие Юрия Николаевича, столько было послано в Институт востоковедения АН СССР приветствий от именитых людей, но никто из них не получил в ответ благодарность из Института.

 

26 октября 1964 г.

В честь Святослава Николаевича в день его шестидесятилетия 23 октября мы провели традиционную пуджу [10] с цветами в его студии. И когда читались древние стихи, специально предназначенные для 60-летия человека, в студии чувствовалось присутствие Учителя. Это был незабываемый день [11].

«Дорогая Кира, Ваше приветствие [12] меня очень обрадовало. Спасибо Вам большое! Все будем трудиться на Общее Благо, для великого светлого Будущего – в этом радость и счастье!

Всего, всего Светлого

Святослав Рерих».

 

6 декабря 1964 г.

Я должна учить и хорошо знать хинди. Это не мой язык. Мемориальная галерея в Кулу (Наггар) очень хороша. Она размещена в четырех комнатах главного здания, где Н[иколай] Константинович] рисовал и откуда видны Гималаи.

90-летие профессора Н. Рериха там праздновали около памятника на месте его кремации. Много-много людей собралось, также и официальные лица, чтобы выразить ему уважение. Был прочитан текст радиопередачи Святослава Николаевича к 90-летию отца. Отслужили красивую пуджу. Было замечательно. Все молились, и пришло много деревенских жителей.

 

29 декабря 1964 г.

К нам недавно заезжали, чтобы посмотреть картины, приглашённые нашим правительством делегации из разных стран. Среди них были и две русские делегации – 45 студентов и 29 учёных – все из разных концов России, СССР. Приятно было наблюдать, как они радовались, любуясь картинами, и сколько уважения и любви выражали Святославу Николаевичу.

Мы были счастливы принять их во время Рождества и радовались этой встрече. Она была очень сердечной, тёплой. Все получили что-то с нашей ёлки.

 

10 и 12 февраля 1965 г.

С[вятослав] Н[иколаевич] должен был отобрать 200 картин из 2000 на Всеиндийскую художественную выставку в Национальной галерее в Дели. Сейчас постоянные встречи, работа в Академии [13].

 

11 марта 1968 г.

Нынче было много знатных посетителей из СССР. Конечно, у нас постоянно бывают иностранные посетители, но самая большая радость от возможности приветствовать друзей из любимой России...

Кира, нельзя впадать в депрессию, надо работать, вникая в то, что делаешь, всей душой, постоянно помнить о Боге, о мире, наблюдать природу и черпать из неё силу. Это великая молитва – помнить Его Имя непрерывно во время работы, во время прогулки, смотреть Его глазами и всё делать с радостью. Всё от Него, ты только инструмент для исполнения Высшей Воли. Путь не в церкви или монастыре, путь в мире, а это самое трудное, потому что человек не защищён в мире. И каждый должен найти свой путь, а он у всех разный. У каждого своя задача в жизни, и мы должны её выполнять.

Кира, люби всё, всё – от Него, улыбнись, читая эти строки, и увидишь Свет. Я не могу писать часто, но помни: мы оба всегда рядом с тобой, мы так часто думаем и говорим о тебе. Всегда держи цветы около себя, даже если это один цветок, и увидишь, что нас окружает Красота, чистая и радующая. Ты должна писать мне, даже если это будет всего лишь маленькое письмо. Это будет делать тебя счастливее. Это связь.

 

10 июня 1968 г.

Дели – замечательный город, в нём так много есть что посмотреть, так много людей встречаешь и столько всевозможной работы приходится делать там по искусству, помимо встреч со всякими официальными лицами, не только индийскими, но и иностранными, которые стали нашими друзьями. В Дели нам всегда также многое надо успеть сделать ради той работы, которая у нас на юге. Всё это отнимает очень много времени, оно всегда на пределе; хотя мы и испытываем удовольствие от всего этого, но зато писать некогда.

Только от самого человека зависит, может ли он притягивать и испытывать добро и счастье жизни. Возможно же это только, когда в сердце прочный покой. Запомни, ничто негативное или недоброе, ни один плохой человек не подойдёт, если ты внутри спокойна. Говори себе, что ты несёшь Свет внутри и содержишь самое ценное – любовь и красоту внутри себя, и увидишь, как это тебя защищает и укрепляет.

 

28 октября 1968 г.

Мы так заняты работой весь день, что единственное время для себя наступает только в 8 часов вечера, и тогда после ужина можем пару часов отдохнуть и почитать. Это единственная возможность, а по ночам мы не пишем.

Муж не может садиться и писать от руки после того, как целый день простоял на ногах и писал картины. Когда же он в городе, в офисе, он не может заниматься ничем другим, как только тем, что надо делать в городе.

Наши два секретаря всё время заняты, потому что мы оба диктуем письма и отвечаем на них, а муж часто диктует также свои речи и пр[очее] необходимое для заседаний, которые должен посещать. Так что просить его о чём-либо другом совершенно невозможно. Но, думаю, всё-таки он должен был бы сам написать очерк своей жизни, потому что даже я многого не знаю из жизни его семьи, а это важно для истории.

Только что отпраздновали день рождения мужа и Дивали [14] – праздник огней, который бывает в этот же день. Все деревенские дети пришли за сладостями и поиграть с фейерверками. Друзья тоже пришли и провели с нами весь день и вечер. Подобные моменты в жизни очень дороги и прекрасны здесь, в Индии. Они свойственны Индии. Эти праздники дошли до нас из глубин древности и несут особую атмосферу света и счастья. <...>

Я вижу, что муж больше, чем я, наслаждается Индией – от всего того, что она содержит. И он, будучи учёным и художником, археологом и просто замечательным человеком, очень хорошо понимает глубину и значение всего, что видит. Для него богатство природы является непреходящей радостью.

 

25 ноября 1968 г.

Думаю, вы совершенно правы, что муж должен непременно написать хотя бы очерк о своей жизни, потому что даже я не знаю многого о нём и о его семье. А он умудряется не говорить об этих вещах и всякий раз, когда я сажусь записывать, он откладывает это и говорит: «Когда будет время, я сам напишу!»

Так проходит год за годом. И до сих пор у нас нет нужных сведений. Я совершенно уверена, что если бы вы были здесь или мы снова встретились в СССР, вы смогли бы что-нибудь от него узнать.

С.Н. Рерих и Д.Р. Рерих в своем доме в Татгуни БангалорУ меня ещё и другая проблема с мужем. Она заключается в том, что он так прекрасно умеет писать о многом, и я собрала часть его сочинений, посланий, речей, выступлений по радио и т.п. Единственное, что мне надо, чтобы он всё-таки прочитал, сам проверил и внёс необходимые исправления. Однако это не сделано до сих пор. Каждый год я беру всё это с собой в Кулу, и каждый раз всё остаётся непроверенным.

Всё, что он делает в Кулу, конечно, особенно ценно. Там, в тишине кабинета Мадам Рерих, сидя за её рабочим столом и глядя на возвышающуюся перед ним гряду снежных гор, он продумывает свои картины, ясно представляет и вырабатывает разные решения.

Хорошо и то, что мы закончили его исследование «Искусство долины Кулу» [15], и книга, надеюсь, выйдет в декабре [16]. Это научный труд, но написан он настолько прекрасно, что каждому будет понятен. Рассказ об искусстве этой фантастической долины разворачивается в такой прекрасной манере, что захватывает читающего, и невозможно оторваться вплоть до самой последней строки этой книги. Все фото сделаны им самим во время нашего посещения разных святынь, памятников и мест большого исторического и духовного значения. Искусство долины Кулу фактически начинается с времён Махабхараты. Так что вы можете себе представить, сколько надо было вместить, чтобы написать на эту значительную тему.

И когда вы тоже прочитаете книгу, будете изумлены тем, как такой большой объём содержания уместился всего лишь в несколько глав и с такой лёгкостью и изяществом...

Он самый удивительный человек из всех, которых я встречала в своей жизни. Говоря это, я имею в виду то, что встречалась с такими людьми, как Тагор, Неру, Ганди, Эпштейн и Эйнштейн, и великие писатели и поэты, и артисты, включая мадам Анну Павлову.

Среди тех великих людей, которых я встречала в детстве и юности и даже будучи взрослой и которых продолжаю встречать, Святослав выделяется как сияющая Звезда. Это потому, что, я думаю, в его гениальной личности отражается и ярко светит многогранная индивидуальность. Кроме того, самое прекрасное в Святославе – это абсолютная простота. Он совершенно прост, как малый ребёнок, и его сердце полно любви не только ко всем живым существам, но и ко всей Вселенной. Он кажется настроенным на Беспредельность, и тем не менее он умеет приложить руки к любой самой незначительной работе, если её надо выполнить. Он каждого встречает обходительно, с любовью и интересом. И я не перестаю удивляться его бесконечному терпению, которое наблюдаю в течение всей нашей совместной жизни, и всё же продолжаю удивляться тому, как чудесно он умеет жить. Он никогда не говорит о морали и не учит высшим ценностям жизни, но находящийся рядом учится, глядя на него.

Поэтому в день его рождения 23 октября и в наш день свадьбы, который приходится на 23 августа, и в другие праздники, как, например, Рождество, Пасха, и в разные индийские праздники я всегда от всей души благодарю Бога за то, что мне повезло в жизни встретить такого великого человека. Я всегда молюсь в эти и другие дни о том, чтобы у него была долгая и счастливая жизнь и чтобы он мог продолжать одаривать мир красотой.

У меня только одно желание, дорогой мой друг. Когда я выполню свою задачу помогать ему в меру своих слабых сил, чтобы Бог взял меня немного раньше, чтобы я не оказалась одна без Святослава. Такая мысль, возможно, эгоистична, потому что он в жизни без меня очень теряется, конечно, не в больших делах, но в малых, бытовых.

 

24 марта 1975 г.

Мы передали в дар Эрмитажу несколько картин [17] – те, которые они захотели и которые выбрал директор [18] вместе с мисс Грек. Скажите ей, чтобы она постаралась выставить как можно больше. Во всяком случае, мы знаем, что эти картины будут экспонироваться в Эрмитаже.

 

1 сентября 1976 г.

Как замечательно было получить Ваше письмо от 11 августа вместе с приложенными статьями о Рерихах из «Советской энциклопедии», том 22 [19]. Согласна, что это интересно. Однако муж говорит, что там некоторые неточности, данные отрывочные, то есть неполноценные. Во всяком случае, хорошо иметь это как справку. Спасибо, что послали.

Вам будет приятно узнать, что наши картины вернулись [20]. Они были посланы специальным самолетом из СССР и были очень хорошо упакованы. Открыв некоторые ящики, мы убедились в превосходном состоянии картин.

 

14 февраля 1977 г.

В ноябре Святослав Николаевич получил советскую премию имени Неру [21]. Состоялось замечательное торжество, всем было приятно...

Нас пригласили в Сибирь, но я очень болела. И доктор предупредил о невозможности путешествия. Нельзя ехать в такой холодный климат. Это было бы пагубно. Тем не менее мероприятие [22] прошло удачно, и мы получили оттуда очень хорошие фотографии.

 

15 марта 1978 г.

Скоро поедем в Болгарию. 10-го прибыл специальный самолет из Болгарии, чтобы забрать 300 картин, и улетел 11-го. И теперь картины уже в Софии. (132 картины Н. Рериха и 168 С. Рериха.) Всего же на выставке в Софии будет примерно 400 картин – 24 из Нью-Йорка, 30 из Третьяковской галереи и 30 из Русского музея.

 

6 декабря 1979 г.

Мы спокойно отметили здесь 75-летие Святослава Николаевича. Но в Дели в честь него был замечательный прием у Посла [23], на котором присутствовал ряд учёных с приветственными посланиями из России. Мероприятие было великолепно организовано и доставило всем большую радость.

 

8 февраля 1980 г.

С.Н. Рерих с учениками Центра искусств Читракала Паришат. Бангалор. Индия. 1980-е гг.Выставки в Болгарии прошли великолепно. Тысячи и тысячи людей посетили их. Болгарское Правительство осыпало Святослава Николаевича почестями...

Здесь, в Индии, Святослав продолжает работать. Он много рисует и пишет. Сейчас занят также широким проектом создания местного Комплекса Искусств, в котором будут выставочные залы; зал, посвящённый обоим Рерихам – Николаю и Святославу. У нас будут проводиться также и зарубежные выставки. При нём есть хорошая школа искусств, в которой есть секции скульптуры, современного и древнего искусства, также местного искусства, включая традиционную живопись, и скульптуру, и старинные разрисованные куклы из пергамента – очень красивые. Собирается древнее искусство Юга, особенно Карнатаки, и будет размещаться в этом комплексе.

 

17 декабря 1980 г.

Святослав Николаевич приобрел землю под центр искусств в Бангалоре и является патроном этого комплекса. И когда всё будет завершено, центр станет привлекать большое внимание не только в Индии, но и из-за рубежа.

 

19 августа 1981 г.

К этому письму прилагаю нашу телеграмму (22.07.1981) Президенту Болгарии [24], отцу мадам Живковой, [посланную] как только узнали об её уходе. Смерть её была для нас шоком. И это не только потому, что у нас были совместные планы на будущее развитие сотрудничества между нашими двумя странами. Но и потому, что она была также очень близким нам другом. Она действительно любила нас и всегда оказывала нам радушное гостеприимство от своего правительства. Она была так предана нам! Меня она любила особенно и называла своей сестрой. Говорила, что если я что-то захочу и попрошу её об этом, то она непременно исполнит всё, что в её силах. Она была такой милой и доброй, когда мы приехали к ней домой попрощаться. Вот и сейчас я пишу и чётко вижу её улыбающееся лицо в прощальном жесте.

 

1 июня 1982 г.

Мы получили страшное известие о кончине Павла Федоровича [25]. Это полностью вывело нас из душевного равновесия и совершенно опустошило. Трудно представить себе, что его больше нет и что мы вновь не увидим его дорогое лицо.

 

21 августа 1985 г.

Да, восьмидесятилетие С[вятослава] Н[иколаевича] отмечено достойно как в России, так и в Софии. Он получил много наград, включая редкий орден Дружбы Народов от главы СССР [26], а также орден «Мадарский Рыцарь» от Президента Болгарии [27].

 

9 июля 1986 г.

В настоящее время С[вятослав] Н[иколаевич] пишет портрет Индиры Ганди [28], о чём попросил его Раджив. Это большой портрет, который будет повешен в здании Парламента напротив портрета г-на Неру [29], портрета очень красивого и являющегося великим произведением искусства. Наряду со всеми другими делами, работа над портретом полностью захватила его. С[вятослав] Н[иколаевич] весь отдается этой работе, и не только потому, что он Рерих, но и потому, что это портрет великого государственного деятеля Индии и всего мира.

 

3 июля 1987 г.

В Швейцарии мы встретились с президентом Нью-Йоркского музея К. Кэмпбелл-Стиббе. Ей уже 86 лет [30], и мы сочли своим долгом навестить её, так как их дружба со Святославом Николаевичем длится уже более 60 лет. Оттуда поехали в Софию.

 

2 сентября 1987 г.

Спасибо за то, что передали некоторые материалы обо мне своему другу. Если находите это нужным, уверена, что написано будет хорошо. Считаю, что когда Святослав Николаевич совершает важный выезд (как это было последний раз, когда мы были в Москве) [31], мне не следует давать повод писать о себе. Если нужно, это можно сделать в другое время. Кроме того, это был официальный визит по приглашению Академии художеств СССР, и потому всякая гласность может быть связана только с личностью Святослава Николаевича.

Читали ли в «Литературной газете» большую и хорошо принятую статью мадам Мамаладзе на полную страницу с прекрасным фотоснимком С[вятослава] Н[иколаевича] [32]? Постарайтесь достать. Очень приятно сознавать, что имя Святослава Николаевича становится всё более популярным в СССР. Так и должно быть, также и то, что по телевидению часто дают разные беседы С[вятослава] Н[иколаевича] Помимо всего, он, конечно, великий художник и великий сын России.

 

11 января 1988 г.

Здесь проходил фестиваль СССР [33] и сейчас завершился. В нём приняли участие около 800 артистов, и все в Бангалоре были поражены удивительным балетом, поп-музыкой, оркестром, народными танцами и пр[очим]. Приехало много наших друзей из Посольства в Дели, также из консульства в Мадрасе, так что здесь образовалась небольшая Россия. В имении нас посетили примерно 57 участников балетной труппы, и они были счастливы увидеть картины С[вятослава] Н[иколаевича].

 

14 марта 1988 г.

19 ноября 1987 г. Президент Индии снял покрывало с прекрасного портрета миссис Ганди в день её рождения. И теперь она навечно в здании Парламента. Портрет очень понравился Радживу и всем присутствующим, и [Раджив] поблагодарил Святослава Николаевича за его дар нации.

16 октября Святослав Николаевич был избран членом Национальной Академии изящных искусств. Теперь он академик трёх академий изящных искусств – Болгарии, СССР и Индии.

 

28 марта 1988 г.

Нашему баньяновому дереву 600 лет, и в нем маленький храм.

 

_____________________ 

 

[1]  Из писем Девики Рани Рерих Кире Молчановой // Культура и время. 2008. № 2. С. 30-35. Перевод и примечания К.А. Молчановой.

[2]  Речь идёт о Э. Лиеле Чаудхури.

[3]  В Бангалоре.

[4]  Речь идёт о смерти Джавахарлала Неру 27 мая 1964 г.

[5]  У Рерихов работали секретарями две женщины.

[6]  Мемориальный музей и библиотека имени Джавахарлала Неру в Дели.

[7]  Николая Константиновича Рериха.

[8]  Святослава Николаевича Рериха.

[9]  Речь идёт о Сарвепалли Радхакришнане.

[10]  Пуджа – в индуизме церемония почитания богов: подношение цветов, воскурение благовоний и др., а также предметы для жертвоприношений.

[11]  Далее приписка С.Н. Рериха.

[12]  К.А. Молчанова посылала С.Н. Рериху поздравление со своим рисунком Вана Томаса (флюгер в виде дозорного воина на башне ратуши г. Таллинна)

[13]  С.Н. Рерих работал в жюри Индийской национальной академии изящных искусств, которое осуществляло отбор картин на Президентскую премию.

[14]  Дивали (Фестиваль Огней) – главный индийский и индуистский праздник, отмечаемый 23 октября и символизирующий победу Добра над злом; и в знак этой победы повсеместно зажигают свечи и фонарики.

[15]  Roerich S. Art in the Kulu Valley. Kulu: Roerich Museum, 1967.

[16]  Так в тексте.

[17]  В январе 1975 г. С.Н. Рерих передал в дар Государственному Эрмитажу картины: «Надежда» (1943), «Вечный зов» (1944), «Лахул» (1944), «Красное дерево» (1950), «Весна в Кулу» (I960), «Часовые» (1961), «Тот другой мир» (1963), «Лакшамма» (1974), «Красные стволы» (1971).

[18]  Речь идёт о Борисе Борисовиче Пиотровском.

[19]  Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 22. М.: Советская энциклопедия, 1975. – 3-е изд.

[20]  Речь идёт о произведениях Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, в 1975-1976 гг. путешествовавших по городам СССР в составе юбилейной выставки.

[21]  С.Н. Рерих 15 ноября 1976 г. был удостоен Международной премии имени Дж. Неру за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление индо-советской дружбы.

[22]  Речь идет о первой Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», состоявшейся в октябре 1976 г. в Новосибирске.

[23]  В 1977-1983 гг. послом СССР в Индии был Юлий Михайлович Воронцов.

[24]  Речь идет о Тодоре Христове Живкове, Председателе государственного Совета Народной Республики Болгарии.

[25]  Павел Федорович Беликов скончался 15 мая 1982 г.

[26]  Указом Президиума Верховного Совета СССР 9 ноября 1984 г. С.Н. Рерих награжден орденом Дружбы Народов (в мае 1985 г. орден был вручен С.Н. Рериху в Дели в посольстве СССР).

[27]  В ноябре 1984 г. С.Н. Рерих награждён орденом Государственного Совета Народной республики Болгарии «Мадарский Рыцарь» в знак большой дружбы и сотрудничества с болгарской национальной культурой.

[28]  Речь идёт о «Портрете Индиры Ганди» (1987). Холст, масло. Парламент Индии.

[29]  Речь идёт о работах кисти С.Н. Рериха: «Портрет доктора Сарвепалли Радхакришнана» (1962). Холст, масло. Президентский дворец (Нью-Дели); «Портрет Джавахарлала Неру» (1966). Холст, масло. Парламент Индии (Нью-Дели).

[30]  Так в тексте. В действительности – 89.

[31]  Речь идёт о визите С.Н. Рериха в Москву для участия в выставке произведений членов Академии художеств СССР в мае 1987 г.

[32]  Мамаладзе И. «Мы ответственны в своих мыслях...» // Литературная газета. 1987. № 27.

[33]  Фестиваль советско-индийской дружбы (Фестиваль СССР в Индии) по инициативе М.С. Горбачева и Р. Ганди состоялся в 1987-1988 гг.

 

 

 

Начало страницы