Публикуется по изданию:
Паркер Р. В гостях у Рериха // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 361–363.
Паркер Р. В гостях у Рериха // Советская культура. 1961. 1 июня. – В сокр.
Р. Паркер
В гостях у Рериха
По дороге к дому Рерихов мы впервые поняли, что в Индии осень.
Вечернее небо пылало всеми оттенками красного и синего. «Видите, – это были первые слова Святослава Рериха, – я написал небо для вас».
Цветы повсюду. Цветы, которые распускаются по ночам, орхидеи, растущие из трещин в стволах деревьев, лилии и розы, рододендроны и георгины, подобные отсветам заката. И среди ярко расписанных цветочных горшков под крышей из сложного сплетения воздушных корней баньяна стоит высокий подсолнух, привезённый из России. Его цветок огромен, как солнце, отражающееся в расположенном рядом пруду. За прудом видны деревья, крестьяне, собирающие урожай, нагруженные сахарным тростником повозки, которые ночью, запряжённые буйволами, отправятся в Бангалор на рынок.
Дом художника украшен к празднику. Ветки ёлки гнутся от подарков, купленных Рерихом для детей из их поместья. Среди них и русские игрушки. На столе стопка советских художественных изданий. Из-под крыши на нас смотрит маленькая живая сова.
Мастерская Рериха – в одном из крыльев дома. Длинные стены её исчерчены полками, на которых расположилась чудесная коллекция индийской и тибетской бронзы. Старинный тибетский коврик висит на стене над широким диваном.
Одну за другой картины художника вносят в мастерскую. Мужчины и женщины Индии от племён Гималаев до жителей побережья Кералы проходят перед нашими глазами. Сверкающие тона рериховской темперы вытесняют и отталкивают соперника – с каждой минутой всё более сгущающийся в комнате мрак южной ночи. С последним лучом солнца мы видим и последнюю картину Рериха [1]. На сине-зеленом фоне – лицо юноши, схваченного холодной рукой смерти. Он в объятиях женщины, одетой в лиловое сари. Третье лицо – юноши с золотыми волосами [2] – выражает удивление, жалость и надежду. Над головами висит алое облако в форме широкого острого меча.
Что это? Выражение скорби об умершем брате Юрии Николаевиче? [3] Протест против смерти? Или этот юный наблюдатель трагедии полон ужаса перед «властью богов» и решимости сопротивляться ей силой человеческого разума? Фигура матери дышит достоинством женщины, знающей, что она может дать жизнь другому человеку, как бы ни были жестоки удары судьбы.
Глядя на живопись Святослава Рериха, чувствуешь, что художник поёт, его голос сливается с хором, которым он дирижирует. Разговаривая с этим русским, поселившимся в Индии, чувствуешь, что находишься в обществе одного из тех многосторонних, широкого ума людей, которых Россия в таком количестве дала миру. Ибо Рерих не только художник и археолог, историк искусства и этнолог – он энергичный борец за культурные ценности. Дом, где он живёт в Кулу, в сердце Гималаев, находится в районе племени, над которым висит угроза этнической гибели. Заботы об этом маленьком горском народе близки его сердцу, и он делает всё возможное, чтобы привлечь внимание правительства к его судьбе. Он прилагает много усилий к проекту создания местных музеев в высокогорных гималайских долинах. Вместе с ним мы побывали на открытии новой картинной галереи в Бангалоре и именно по его рекомендации посетили музеи и галереи в Тривандруме, главном городе Кералы, в Хайдарабаде и Майсуре. Всем этим музеям Рерих подарил или послал на время свои картины или произведения своего отца, известного русского художника Николая Рериха.
«Поездка в Советский Союз была поворотным пунктом в нашей жизни, – сказал нам художник. – Провести дни и недели в музеях Москвы и Ленинграда – значило укрепить мою веру в то, что народ обладает неограниченной способностью воспринимать искусство. Нам сказали, что количество людей, ежегодно посещающих Эрмитаж, когда-то предназначенный исключительно “для немногих избранных”, достигает миллионов. Мы встретили десятки тысяч этих простых людей – любителей искусства, и встретили их в те моменты, когда человек, созерцая искусство, переживает, может быть, лучшие часы своей жизни. И мы вернулись в Индию, укреплённые в своей решимости приблизить искусство к миллионам и миллионам людей этой страны».
Те, кто хорошо знает Святослава Рериха, говорили нам, что прошлогодняя поездка в Советский Союз внесла большое изменение в его художественный подход к жизни. После возвращения из Советского Союза богатая и глубокая личность Рериха укрепилась чувством необходимости бороться за право народа на искусство.
Это изменение в натуре художника сказалось и в его последних картинах. Пример Рембрандта всегда ныне перед его глазами. Об этом он сам сказал нам: «Как все великие художники, Рембрандт хорошо знал, что, желая передать правду жизни, художник должен полностью слиться с внутренней душой того, что он пишет и хочет выразить... Вся моя живопись – это попытка таким образом трактовать реальность, чтобы она передавала сущность вещей. В Советском Союзе я нашёл новую реальность, и это выражается сейчас в моих новых работах».
Бангалор
________________
[1] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Пиета» (I960).
[2] Так в тексте.
[3] Ю.Н. Рерих скоропостижно скончался 21 мая 1960 г. в Москве.