Публикуется по изданию:
Нараян Н. Вчерашние королевы кино: Девика Рани. Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 425–433.
Narayan N. Movie Queens of yesteryear: Devika Rani // Filmfare. 1977. Vol. 26. № 23. Nov. 11-24 P. 42-47. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.
Н. Нараян.
Вчерашние королевы кино: Девика Рани.
Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой
В мае 1933 г. миниатюрная очаровательная индийская девушка с задумчивой улыбкой, тёмными глазами и волнистыми волосами на прямой пробор ворвалась в сердца английских кинозрителей. Фильм назывался «Карма» [2], это был первый индийский звуковой фильм на английском языке и хинди. Создателем фильма был Химансу Раи – основатель киностудии «Bombay Talkies». Девушку звали Девика Рани.
«Карма» получила хорошие отзывы в британской прессе. Газета «Sunday Review of London» писала: «Химансу Раи открыл в милой индийской девушке Девике Рани одну из самых утончённых и обаятельных кинозвезд, которых мы когда-либо видели». «The Star» (Лондон) отметила: «Идите и послушайте английскую речь в устах Девики Рани – такого приятного голоса и дикции вы ещё не слышали, и никогда не видели такого милого лица».
Би-Би-Си решила показать Девику Рани на экране в своей первой телевизионной передаче. Ей было также поручено торжественное открытие первой коротковолновой радиопередачи Би-Би-Си для Индии.
Появление «Кармы» на языке хинди год спустя вызвало сенсацию и ознаменовало наступление новой эры кино, воплощённой в фильмах производства киностудий «Bombay Talkies», «New Theatris and Prabhat». Для Девики Рани это был триумфальный дебют. Затем она сыграла главные роли в пятнадцати фильмах в течение десяти лет. Это была ослепительная декада, во время которой она так прочно завоевала сердца миллионов индийских зрителей, что даже сейчас, более чем тридцать лет спустя, получает лестную почту от своих давних обожателей.
Девика Рани – внучатая племянница Рабиндраната Тагора по матери и дочь выдающегося военного врача, полковника медицинской службы М.Н. Чаудхури. В отличие от многих кинозвезд тех лет она попала в кино не случайно и была не сразу замечена. Она готовилась к сценической карьере, была послана в Англию для получения высшего образования. В Королевской Академии драматических искусств и Королевской Академии музыки в Лондоне она получала стипендию и изучала актёрское мастерство и музыку. Затем изучала прикладное искусство, специализируясь на текстильном рисунке и декоре (эта страсть не покидает её и теперь), а также архитектуру. В юном возрасте она уже зарабатывала себе на жизнь, работая дизайнером по текстилю в ведущей художественной студии в Лондоне.
В 1928 г. она познакомилась в Лондоне с Химансу Раи, который был к тому времени уже всемирно известным благодаря своим двум немым фильмам «Свет Азии» [3] и «Шираз» [4]. Эта встреча стала поворотным пунктом на жизненном пути Девики Рани. Вместо того чтобы посвятить себя домашнему очагу, подобно многим другим образованным бенгальским девушкам, она присоединилась к творческому объединению Химансу Раи, а спустя год вышла за него замуж. Воспоминания Девики Рани о Раи окрашены глубокой почтительностью, и не потому, что он был старше неё на двадцать лет, а потому что он был замечательной личностью и её наставником. С благоговейным трепетом вспоминает она о напряжённом динамизме характера Раи, его необычайной целеустремлённости, недюжинном организаторском даре и работоспособности, а также о его изумительном такте и исключительной воспитанности. Он был лидером, вспоминает она, способным увлечь даже самых несговорчивых.
После присоединения к творческому объединению Раи Девика Рани вернулась в Индию, чтобы участвовать в постановке немого фильма «Бросок костей» [5]. Фильм снимался английскими и немецкими специалистами. Девика Рани работала над оформлением костюмов и декораций под руководством художника-постановщика. В 1929 г. по завершении съёмок она вышла замуж за Раи и они уехали в Германию. Именно на студии UFA [6] Девика Рани занялась тщательной работой над собой, что позволило ей производить такое сильное впечатление на экране и стать основоположницей естественного стиля игры в индийском кино. Тогда это было большим достижением и победой над процветавшим пышным театральным стилем. Налини Джайвант, Наргис, Мина Кумари, Нутан и Вахида Рехман, пришедшие позднее, стали последователями этого стиля игры.
Девика Рани изучала искусство и технику игры под руководством выдающегося немецкого кинорежиссера Пабста. «Это был замечательный педагог, – вспоминает Девика Рани. – Он учил основательно. Помню, как однажды мы работали над воспроизведением эмоций. Какое-то время он задавал мне общие вопросы. Затем совершенно ненавязчиво стал спрашивать об Индии, о доме, о родителях и т.д. Так как я давно уже не была дома, вопросы вызвали приступ тоски по дому и слёзы непроизвольно полились из моих глаз. Когда я успокоилась, Пабст сказал: “Вы помните душевную пружину, которая сработала, когда Вы начали плакать? Запомните, она понадобится всякий раз, когда Вам придётся играть сцены со слезами”».
Девика Рани обучалась также искусству костюмирования, грима, декорирования и другим отраслям кинопроизводства. Такая всесторонняя подготовка оказалась очень кстати, когда ей пришлось возглавить киностудию «Bombay Talkies» после преждевременной смерти Химансу Раи в 1940 г.
Она была также ученицей знаменитого немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта и вместе с Химансу Раи играла в постановке для UFA, которая в Швейцарии и в скандинавских странах прошла с бурным успехом.
Это были волнующие эпохальные дни на UFA. Немецкий кинематограф достиг вершины своего развития при таких постановщиках, как Пабст, Мурнау и Фриц Ланг, и с такими актерами, как Эмиль Яннингс и Марлен Дитрих в расцвете их творческих сил. Так как в то время происходила трансформация немого кино в звуковое, Девика Рани имела отличную возможность наблюдать за разнообразными переменами и экспериментами, которые ставились в поисках новых способов.
Благодаря успеху «Кармы» Химансу Раи смог осуществить свою мечту – основать хорошо оснащённую киностудию в Индии. «Bombay Talkies LTD» – открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью – было основано на частный капитал 2 500 000 рупий в том же году. Известные юристы и предприниматели составили совет директоров. Студия была построена в Маладе, укомплектована иностранными специалистами: Франц Остен (режиссер), Йозеф Виршинг (оператор), Карл фон Спрети (декорации), Хартлей (звук).
Вклад «Bombay Talkies» в индийскую кинопромышленность неоценим. Эта киностудия существенно повысила художественный и технический уровень кинопроизводства в Индии. Фильмы студии увлекали зрителя, не извращая его вкуса, а также имели социальное звучание. Большинство из них приносили большой доход. Некоторые, как «Новая жизнь» [7], «Дочь неприкасаемого» [8], «Заря жизни» [9], «Браслет» [10], «Оковы» [11], «Качели» [12], «Судьба» [13], «Махал» [14], «Факел» [15], – имели сверхуспех. Музыкально-лирическое отступление и таинственность, столь обычные теперь, – это жанры, начало которым положено на «Bombay Talkies». Такое явление, как «Звездная пара» (на примере Девики Рани и Ашока Кумара, сыгравших вместе не менее чем в десяти фильмах), фактически стало инновацией студии «Bombay Talkies». Они же положили начало стилю непринуждённой беседы в диалоге.
Химансу Раи создал учебную студию на «Bombay Talkies», в которую приглашал образованную молодежь. В этом Раи оказался провидцем и на несколько десятилетий опередил киноинститут в Пуне. Список обучавшихся на «Bombay Talkies» читается как биографический справочник индийского кино: Мумтаз Али, Прамила, С. Мукерджи, Ага Джани Кашмири, Ашок Кумар, Кишор Саху, Снехпрабха Прадхан, С.Н. Трипати, Нана Палсикар, Шах Наваз, Амийя Чакраварти, К.А. Аббас, Дилип Кумар, Сурайя, Прадип и многие другие.
Фильмы «Bombay Talkies» никогда не были явно политическими, но многие звучавшие в них песни имели патриотическую окраску и стали любимыми среди борцов за национальную независимость, такие, например, как «Вперёд идите, молодые!» из кинофильма «Оковы» (1940) и «Убирайтесь, чужеземцы! Индия наша!» из кинофильма «Судьба» (1943). Они снимали даже хроникальные фильмы для партии Индийский Национальный Конгресс в период её борьбы методом ненасилия. Девика Рани рассказывает об интересном случае во время съёмки одной из таких хроник, когда она неожиданно столкнулась с Махатмой Ганди. Так как прежде она никогда не встречала Махатму, то решила засвидетельствовать ему своё почтение и получить автограф. Она надела очень дорогое шёлковое сари и подошла к мистеру Ганди. Он посмотрел на её сари и спросил: «Носишь только кхади [16] или и кхади тоже?». Смущённая актриса смогла только пробормотать «и кхади тоже» и отойти в замешательстве.
Фирма «Bombay Talkies» стала широко известной благодаря популярности Девики Рани. Её высоко ценили как кинозвезду в ранних фильмах этой студии. Публика была очарована прекрасным лицом и естественным поведением актрисы, непринуждённым стилем её игры. Она сыграла главные роли в кинофильмах «Ветер юности» [17] (1935), «Дочь неприкасаемого» (1936), «Родная земля» [18] (1936), «Новая жизнь» (1936), «Материнство» [19] (1936), «Честь» [20] (1937), «Заря жизни» (1937), «История любви» [21] (1937), «Савитри» [22] (1937), «Нирмала» [23] (1938), «Речь» [24] (1938), «Дурга» [25] (1939), «Анджан» [26] (1941) и «Общая беседа» [27] (1943). Созданные ею образы – девушки со злополучной судьбой из касты неприкасаемых в кинофильме «Дочь неприкасаемого», проститутки в фильме «Материнство», несчастной девушки-браминки в фильме «Новая жизнь», Савитри [28] в «Савитри», бездетной женщины в «Нирмала» и сироты в «Дурга» – памятны ещё до сих пор. Так выразительны они были, сердечны и трогательны! Хотя Девика Рани и не была профессиональной певицей, всё же несколько её песен, например, «Говори, как лесная птица», постоянно пользуются успехом.
За исключением картин «Общая беседа» и «Материнство» все фильмы, в которых Девика Рани играла главную роль, приносили неслыханный сбор. Пара Девика Рани – Ашок Кумар была очень популярной, но Девика Рани успешно играла и с Наджмулом Хасаном и Кишором Саху в фильмах «Ветер юности» и «Заря жизни». В «Общей беседе», последнем её фильме, её партнером был Джайрадж.
19 мая 1940 г. Химансу Раи ушёл из жизни через месяц после того, как заболел нервным расстройством в результате переутомления. Ему было всего 48 лет. «Он был не только мечтателем, но и очень практичным человеком, – вспоминает Девика Рани. – Он был такой пламенной личностью, что мог вдохновлять своих коллег и сотрудников на самое лучшее. Будь он жив, индийский кинематограф не повернул бы вспять, как это случилось после войны».
После смерти Химансу Раи совет директоров «Bombay Talkies» обратился к Девике Рани с просьбой взять на себя контроль над производством, и она стала также директором концерна. Девика Рани доказала, что женщины могут быть такими же хорошими предпринимателями, как и мужчины, ещё в те дни, когда женщина вне домашнего круга была редкостью. Под её умелым руководством киностудия «Bombay Talkies» продолжала выпускать полнометражные увлекательные фильмы, как «Оковы», «Прежняя встреча» [29], «Качели», «Весна» [30] и «Судьба».
Однажды, в 1944 г., на студию в Маладе пришел посетитель. Это был мужчина среднего возраста с удлиненным выразительным лицом, острой бородкой и пронзительными глазами, в которых чувствовался глубокий ум. Он был русским, осевшим в Индии, сыном знаменитого художника и сам художник восходящей величины. Звали его Святослав Рерих. Визит оказался судьбоносным. Между Девикой и гостем сразу же возникла взаимная симпатия, и не прошло и года, как они поженились.
Это был следующий поворотный пункт в её жизни. В 1945 г. в расцвете своей кинокарьеры она решила уйти из кино и начать новую жизнь – предаться заботам о Святославе Рерихе, чем она занимается и по сей день. Она помогает мужу в организации выставок, поддерживает связи с общественностью, содержит фруктовый сад в Кулу и плантацию эфироносов около Бангалора. В настоящее время Девика Рани занята созданием музея Рерихов в Кулу, в котором, помимо картин Николая и Святослава Рерихов, будет отдел культуры и антропологии, а также отдел богатой флоры долины Кулу. Девика Рани интересуется также национальными костюмами, украшениями и провела большую исследовательскую работу во время своих поездок по Индии.
В отличие от других кинозвёзд прошлого, жизнь Девики Рани не превратилась в бездеятельность и прозябание в забвении. Она поддерживала связи с кинопромышленностью ещё долгое время и в 1955 г. организовала в Дели семинар по проблемам развития индийского кино и путям их решения. Именно благодаря её динамизму, организаторским способностям и тому глубокому уважению, которым она была окружена, она сумела добиться активного участия в семинаре таких деловых корифеев, как Притхвирадж Капур, Радж Капур, С.С. Вазан, К.А. Аббас, В. Шантарам, Дилип Кумар и Наргис. И это был не семинар кучки интеллектуалов, которые бы разглагольствовали об элитарном кино, а серьёзный обмен опытом между подлинными мастерами и размышления о судьбах кино. В семинаре участвовали также китайская и русская делегации. Многие годы Девика Рани была активным членом Национальной Академии танца, драмы и кино, Sangeet Natak Academy [31], членом Центрального правительственного департамента по наглядному просвещению, Академии изящных искусств [32], Всеиндийского совета по народным ремеслам [33] и т.д. Однако, разочаровавшись в бюрократически пышной деятельности этих органов и убедившись в невозможности что-либо изменить, она вышла из их состава.
Ей присуждены такие высокие награды, как «Падма Шри» [34] в 1958 г. и первая премия Дадасахеб Пхалке [35] в 1970 г. за выдающийся вклад в киноискусство. Девика именуется Первой Леди индийского экрана – звание, которое она полностью заслужила. Но из всех наград самой дорогой для неё являются медаль и свиток, которые были преподнесены ей индийской прессой в 1937 г. после выхода на экран кинофильма «Савитри» за исполнение главной роли. Среди этих уважаемых журналистов были такие светила, как Б.Г. Хорниман и Потхан Джозеф.
Девика Рани следит за последними веяниями в индийском кино, несмотря на большую занятость в делах мужа с его выставками. Она радуется бурному росту количества фильмов, но считает, что это не решит проблемы улучшения качества самих фильмов. «Главная проблема – финансы. И до тех пор, пока эта проблема не будет решена, думаю, невозможно предотвратить появление фильмов, которые делаются в угоду самому неразвитому вкусу. Было бы хорошо иметь промышленные компании со студиями, но тогда нужны люди, которые могли бы широко мыслить и действовать, такие как Химансу Раи или С.С. Вазан. К сожалению, такой вид деятеля вырождается, и сейчас их всего лишь несколько человек, Радж Капур и Наги Редди».
О сегодняшних кинозвёздах Девика Рани говорит: «Я не виню их за посредственные фильмы, потому что у них плохая подготовка и сценарий пишется прямо среди декораций во время самой съёмки».
___________________
[1] Narayan N. Movie Queens of yesteryear: Devika Rani // Filmfare. 1977. Vol. 26. № 23. Nov. 11-24 P. 42-47. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.
[2] «Karma» («Карма», 1933). В главных ролях Девика Рани, Химансу Раи.
[3] «The Light of Asia» («СветАзии», 1925). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.
[4] «Shiraz» («Шираз», 1929). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.
[5] «A Throw of Dice» («Бросоккостей», 1929). Продюсер и исполнитель главной роли Химансу Раи.
[6] UFA (Universum Film AG, Deutsche Film-Aktiengesellschaft, УФА) – немецкая киностудия, основанная в 1917 г.
[7] «Jeevan Naiya» («Новая жизнь», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Ашок Кумар.
[8] «Achhut Kanya» («Дочь неприкасаемого», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Ашок Кумар.
[9] «Jeevan Prabhat» («Заря жизни», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани и Мумтаз Али.
[10] «Kangan» («Браслет», 1939). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Ашок Кумар.
[11] «Bandhan» («Оковы», 1940). В главной роли Ашок Кумар.
[12] «Jhoola» («Качели», 1941). В главной роли Ашок Кумар.
[13] «Kismet» («Судьба», 1943). Режиссер Гьян Мукерджи.
[14] «Mahal» («Махал», 1949). Продюсер и исполнитель главной роли Ашок Кумар.
[15] «Mashal» («Факел», 1950). В главной роли Ашок Кумар.
[16] Кхади – домотканая материя из хлопка. Борец за независимость Индии Махатма Ганди провозгласил кхади «одеждой нашей свободы».
[17] «Jawani Ki Hawa» («Ветер юности», 1935). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Девика Рани.
[18] «Janmabhoomi» («Родная земля», 1936). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.
[19] «Mamta» («Материнство», 1936). В главной роли Девика Рани.
[20] «Izzat» («Честь», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.
[21] «Prem Kahani» («История любви», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главной роли Ашок Кумар.
[22] «Savitri» («Савитри», 1937). Продюсер Химансу Раи. В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.
[23] «Nirmala» («Нирмала», 1938). В главной роли Ашок Кумар.
[24] «Vachan» («Речь», 1938). В главной роли Ашок Кумар.
[25] «Durga» («Дурга», 1939). В главных ролях Девика Рани, Мумтаз Али.
[26] «Anjaan» («Анджан», 1941). В главных ролях Девика Рани, Ашок Кумар.
[27] «Hamari Baat» («Общая беседа», 1943). В главной роли Девика Рани.
[28] Савитри – имя царевны, героини «Сказания о Савитри» («Махабхарата», III, 277), которая силой подвижничества и преданности своему супругу Сатьявану вернула ему жизнь в споре с богом смерти Ямой.
[29] «Punar Milan» («Прежняя встреча», 1940).
[30] «Basant» («Весна», 1942).
[31] Sangeet Natak Academy – индийская государственная академия музыки, танца и драмы, основанная в 1952 г.
[32] Lalit Kala Academy – национальная академия изящных искусств, основанная в 1954 г.
[33] The All India Handicrafts Board – Всеиндийский совет по народным ремеслам, созывается с 1952 г.
[34] Падма Шри (Красота Лотоса) – одна из высших государственных наград Индии.
[35] Престижная премия имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке, учреждена Правительством Индии в 1969 г.