Публикуется по изданию:
Каул М. Искусство Святослава Рериха // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 357–360.
Kaul M. Svetoslav Roerich’s Art // Svetoslav Roerich exhibition. New Delhi-Moscow-Leningrad, 1960-1961. P. 64-66. – Перевод с англ. яз. Е.Е. Корчемкиной, М.В. Морочковской.
М. Каул
Искусство Святослава Рериха
Кто же он, Святослав Рерих?
Он реалист? Сентименталист? Романтик? Приверженец традиций? Или кто-либо иной? Возможно, его не характеризует вполне ни одно из этих понятий, но в его работах можно заметить черты всех вышеперечисленных направлений. Тем не менее его творчество невозможно ограничить теми или иными конкретными рамками. Это человек, обладающий синтетическим талантом космополита и огромной терпимостью и любовью к людям. Его искусство не менее синтетично по сути и космично и таинственно по замыслу. Его стиль, способ выражения и выбор тем достаточно уникальны, они рождены его собственной внутренней сутью. Он правдив и искренен до мозга костей, свободен от всех нарушающих равновесие течений и эксцентричных манер, столь характерных для современного модернистского искусства. Цель, поставленная им, – изображать правду и красоту так, как он их интуитивно понимает, и сеять их всюду, оживляя тем самым серую и унылую жизнь человека.
Картины Святослава Рериха, впервые выставленные в столице в просторных галереях Всеиндийского общества изящных искусств и ремесел [1], приглашают здешних ценителей искусства наблюдать столь долгожданный триумф эстетики высочайшего уровня. Эта выставка впечатляет не только разнообразием, но и превосходным качеством и вкусом, на ней блистает Рерих – властитель дум, творческий гений и зрелый художник, который пишет страстно и самозабвенно.
Смелая и уравновешенная композиция, жизнеутверждающая палитра красок, убедительная простота и красота линий, уникальное художественное чутье и абсолютная гармония – вот черты, которые в соединении с его богатым внутренним миром и спокойным нравом превращают его работы в великие произведения искусства.
Его горные пейзажи, такие как «Канченджанга» [2] утром и на закате солнца, преисполнены величия и тайны. Другие многочисленные пейзажи являют свежесть дикой природы, ее беззащитность и переменчивость, пронизанную присутствием животворящего духа, таинственного и не поддающегося определению, и тем не менее так же изящно выраженного при помощи цвета и линий, как это удавалось делать Вордсворту при помощи рифм.
Сцены окружающей Святослава Рериха повседневной жизни пронизаны глубокой значимостью, братским состраданием к людям. Замысел таких картин, как «Маленькие сестры», «Друзья» [3], «Мальчик из Кулу» [4] и «Девушка из племени» [5], рожден чутким любящим сердцем. В то же время такие работы, как «Труд» и «Дочери моря», – это спонтанное отражение художником текущих мгновений, они показывают, как его проницательный взгляд может постичь и выразить эстетическое и пластическое совершенство даже самых обыденных вещей.
Множество искусных и проникновенных эскизов, изображающих его отца – Николая Рериха, Джавахарлала Неру и других известных деятелей, говорят о нем, как о прирожденном портретисте, обладающем великолепным умением схватывать анатомические особенности при смене душевного настроя модели. То, как он изображает людей, свидетельствует о совершенном владении техникой живописи и рисунка. Он превосходно передает драпировку. В его портретных зарисовках нет ничего лишнего, отвлекающего; ему удается передать душу, глубинную сущность изображаемого человека, не говоря уже о внешнем сходстве.
Его монументальный триптих – «Освобождение», «Распятое человечество» и «Куда идет человечество» – безусловно, войдет в историю как вдохновенный шедевр и прекрасный образец символического и могучего искусства Рериха, сравнимый только с бессмертными творениями старых мастеров, к какой бы стране мы ни обратились.
За всем этим пиршеством красоты возвышается исполненная спокойствия личность Святослава Рериха – результат слияния различных культур и течений, которые развили в нем синтетический ум, широкий кругозор, способность мыслить в международном масштабе, проникать в суть вещей, а также неутолимое стремление искать истину, постичь её и воспроизвести на холсте, чтобы другие могли созерцать и наслаждаться ею.
В поисках истины он много путешествовал и, по-видимому, глубоко проникся индийской мыслью, философией и жизнью. Спокойствие, рождённое уверенностью, и интуитивное понимание, к которому он пришёл путём неустанных исканий, в конце концов отразились в его работах. На самом деле, что бы он ни изображал, каких бы тем ни касался, пишет ли он маслом или темперой, – всё исходит из глубины его существа, являясь оригинальным по замыслу и безупречным по исполнению. Его острый ум постиг ключ к тайнам природы и её одухотворенности, в которой он черпает вдохновение и силу, чтобы отражать на холсте то, что больше всего его поражает. Не будет преувеличением сказать, что Рерих – вдохновенный певец современной Индии и индийцев, цветом и линией передающий её романтическую лирику, будь то внешняя форма, душевный настрой или же духовные устремления. Всё, что он пишет на холсте, – ключ к его внутренней сути и личному опыту. Вот как он сам это объясняет:
«Если наши слова идут от самого сердца, от всего нашего существа, если мы, выражая свои мысли и чувства, полностью проявляем себя, тогда наше творение будет иметь величайшую силу, величайшее убеждение, т.е. это будет сама истина».
Рерих стоит в стороне от модернистов, его не привлекают их сбивающие с толку «измы». Он не принадлежит к их числу, у него также нет желания произвести переворот в искусстве. Но, помня обо всех предпосылках, необходимых для создания настоящего произведения искусства, он стремится выразить торжество красоты как во внешней форме, так и во внутренней сути, где бы они ни наблюдались – будь то в окружающих его людях или в местности, через которую он проезжает, или же в религиозных или художественных темах прошлого и настоящего.
Его картины напрямую обращаются к нашему сердцу и мгновенно находят отклик, вызывая состояние покоя и радости, – высшее достижение высокого искусства.
___________________
[1] Речь идёт о выставке картин С.Н. Рериха во Всеиндийском обществе изящных искусств и ремесел (The All India Fine Arts and Crafts Society (AIFACS)) в Нью-Дели в январе-феврале 1960 г.
[2] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Канченджанга на закате» (1954). Холст, темпера. 77 х 154 см.
[3] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Друзья» (1953). Оргалит, масло. 37,9 х 48 см.
[4] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Мальчик из Кулу» (1938). Холст, масло. 36,6 х 30,3 см.
[5] На выставке в Нью-Дели были представлены три одноименные картины «Девушка из племени» (1958, 1958, 1959).