ruenfrdeit

Распятое человечество

1939-1942 гг.

Холст, темпера. 153 x 92 см.  

 Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

 

Рерих С.Н. Распятое человечество <1966> / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015. С. 43–44.

Этот триптих был начат мною в 1939 г. и завершен в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана событиями, которые вершились в мире в то время и достигли своей кульминации в ужасной войне, растянувшейся на шесть долгих лет.

Каждый тогда надеялся, что эта война навеки положит конец всем войнам и предупредит любые грядущие столкновения. Однако сейчас, по прошествии двадцати лет неустойчивого, тревожного мира, разрушительные, вовлекающие в противоборство силы опять выявляют свои уродливые формы. Мрачные тучи человеческого эгоизма, ненависти и алчности снова покрыли мир зловещей тенью, и тема триптиха по-прежнему остается животрепещущей.

В этом произведении нашли отражение три внутренне связанные темы.

К центральной части, названной «Распятое человечество», с правой стороны прилегает крыло «Куда идет человечество», а с левой – «Освобождение».

На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого узкого ущелья, окаймленного с обеих сторон грозными отвесными скалами. Кажется, что вдоль этой теснины вьется бесчисленный людской поток. Несколько человек, охваченных тоской и отчаянием, сидят у самого края пропасти. Темные скалы приобретают устрашающие очертания, вся сцена пронизана атмосферой безысходности. В вышине – штормовое небо, и над людской процессией плывет темное, хмуро нависшее облако, очертаниями напоминающее человека.

На центральном панно семь архангелов Апокалипсиса изливают из семи огненных чаш Божий гнев на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и бесчисленных полчищ воинов, проходящих строем в зловещих отблесках разорения.

В центре композиции выделяется исполинская фигура распятого человека. Две фигурки преклонили колени у его ног, а ещё две справа выступают «Свидетелями».

На левом панно изображена яростная стихийная борьба человека с человеком, вернее, человека со множеством внутренних «я». Лишь одержав над ними верх, человек сможет обрести благодать возрождения и подлинного освобождения. В самой гуще схлестнувшихся в неистовом бою фигур выделяется человек, который силится подняться, вознестись над бездной жесточайшей необузданной борьбы. А над всем этим в ореоле золотисто-розового сияния виднеется силуэт человека, окруженного крылатыми фигурами и лучами света. Это – «человек освобожденный», тот, кто покорил свои безобразные внутренние «я» и поднялся на следующий, более высокий план озарения и бытия.

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество вновь и вновь само себя обрекает на крестные муки и так будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживет уродливые проявления собственного «я» и не устремится к новой просветленной жизни уже как «человек освободившийся», сбросив оковы низменных страстей.

 

 

Рерих С.Н. Выступление в Эрмитажном театре. Ленинград, 20 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 130–141.

Центральная часть триптиха. С одной стороны, вы видите эти военные группы, с другой – гнетущееся человечество. И ангелы, которые выливают чаши огня на землю. Горы, которые горят. И символ человечества, которое исторически распинает себя в определённые периоды.

 

 

С.Н. Рерих. Комментарий для Болгарского телевидения в Национальной художественной галерее. София, апрель 1978 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 196–201.

Перед нами мой триптих, который я написал в начале Второй мировой войны. Он отражает мои чувства, мои переживания того времени. В правом крыле вы видите людей – человечество, которое потеряло как бы свой путь среди этих диких ущелий и не знает, куда податься дальше.

Центральное крыло отражает «Человечество распятое». Сверху с неба падает огонь, который опаляет города, селения. Справа вы видите население – людей, которые не знают, что делать, [они] в страшном смятении. Налево проходят военные части. Города горят, и через всё это – символ войны – распятое человечество.

В левом крыле вы видите человека, борющегося с человеком, может быть с самим собой. Это как бы стихийное сражение человека с самим собой, человека с человеком. И из такого страшного сражения, [из этой] битвы поднимается одна фигура, которая хочет освободиться. А наверху в розовом свете стоит освящённый человек, который уже освободился от всего этого. То есть он поднялся на более высокую ступень. Это ключ к этому триптиху.

Я хотел изобразить здесь, что, пока человек не поднимется на более высокую ступень, пока он не найдёт каких-то новых решений в жизни, [то, что показывают] два других крыла триптиха (т.е. правое и центральное), будет повторяться. Таким образом, вы видите здесь именно мои чувства, которые остались и по сей день и отражают мои настроения, как[овы] они были тогда и как[овы] они сейчас.

 

 

Р.Ч. Тандон. Интервью с г-ном Святославом Рерихом для Всеиндийского радио. Нью-Дели, 17 февраля 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 285–289.

Р.Ч. Тандон: Обратимся к следующей работе – триптиху «Распятое человечество»? Её атмосфера пронизана ощущением катастрофы и внушает почти религиозный трепет.

С.Н. Рерих: Это триптих, созданный в период 1939-1942 гг., во время Второй мировой войны. Вдохновением к нему стали мысли, рождённые противостоянием. В левой части изображено человечество, зашедшее в тупик, у обрыва на краю бездонной пропасти, в центральной части – распятый в пространстве человек – символ циклически повторяющихся крестных мук на фоне разрушения, войн и потрясений; в правой части под названием «Освобождение» люди борются друг с другом в предвечной борьбе, при этом одна фигура в центре отделяется от остальных, а в верхней части полотна изображён человек освободившийся. Это символ надежды – человек, который сбросил с себя оковы собственного Я.

 

 

С. Лефтерова. Разговор со Святославом Рерихом: искусство воспитывает // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 321–326.

Я чрезвычайно много работал над философскими темами. На выставке есть некоторые мои картины с такими сюжетами, из которых вы можете понять мои мысли, рассуждения, ощущения. Здесь показаны некоторые мои картины, которые для меня особо важны – «Мы сами строим свои тюрьмы», «Ты не должен видеть этого пламени» и, в особенности, триптих: «Куда идёт человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение», созданный в начале Второй мировой войны. Эти картины выражают моё понимание современного мира.

Вот, к примеру, триптих, который считаю своим краеугольным произведением. Он выражает мой протест против войны, показывает страдания человечества, города, объятые пламенем, самое низкое падение и одновременно борьба, и над всем этим – в «Освобождении» отрывается одна человеческая фигура, которая поднимается и вверху начинает сиять, окружённая светом. Это – освобождённый человек.

 

 

 

Начало страницы