ruenfrde

Пандит Дж. Неру

1946 г.

Холст, масло. 76,5 x 61,5 см.    

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

 

С.Н. Рерих. Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015.

Вопрос: Сколько времени Вами потрачено на портрет Неру?

С.Н. Рерих: Я писал несколько портретов сразу, и это один из них. В общем я работал тогда две недели. Он у нас жил в горах две недели в сороковых годах [1]. Я с него сделал четыре портрета [2]. В общем у меня было на это те две недели, которые он провел у нас. Это один из этюдов.

 

[1] Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди по приглашению Н.К. Рериха гостил в Наггаре в Кулу в мае 1942 г.

[2] Кроме указанного выше известны следующие этюды: «Портрет Дж. Неру» (1942). Холст, масло. 31,5 х 25,5 см. Художественная галерея Н.К. Рериха (Наггар); «Портрет Дж. Неру» (1942). Холст, масло. 48 х 42,5 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор); «Портрет Дж. Неру» (1943). Государственный музей штата Карнатака (Бангалор).

 

Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.

Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но всё же лучше его узнать, изучить. В данном случае здесь на выставке [представлен] портрет Джавахарлала Неру, которого я хорошо знаю. Когда я писал этот портрет, он у нас жил, и у меня было много времени с ним общаться. Я написал тогда с него целую серию этюдов и портретов. Он, как вы знаете, совершенно изумительный человек, глубокого прекрасного сердца, большой, исключительной широты взглядов: он уже мыслит такой как бы общечеловеческой мыслью, для него весь мир – такой общий концепт. И, будучи исключительно культурным человеком, он, конечно, является прекрасным водителем для Индии. Я его не только уважаю, но и люблю. И, конечно, в моих портретах я старался передать то, что я о нем знаю, вижу и видел в нем. Этот портрет был написан уже несколько лет тому назад, точнее – в 1942 г. С тех пор я сделал несколько других, но этот остался характерным портретом. На нем вы видите характерную позу, которую он принимает и теперь. Этот портрет технически был написан мною так, как я счел нужным для того, чтобы передать это сложное лицо. Оно кажется простым, но его трудно передать. Многие художники писали с него портреты и говорили мне, как это было трудно.

Как я сказал, в моих портретах характер человека – это [то] главное, что я стараюсь передать. И для этого я изучаю человека, а это [довольно трудно]. Но всё же, по истечении некоторого времени, я думаю, вы можете прочесть его легко, так же как по линиям рук вы можете предсказать будущее человека. (...)

«Пандит Джавахарлал Неру» (1942). ...Он родом из Кашмира, и его лицо очень типично для кашмирских браминов.

 

 

 

 

Начало страницы