1942 г.
Холст, масло. 76,5 x 61,5 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
С.Н. Рерих. Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015.
Вопрос: Сколько времени Вами потрачено на портрет Неру?
С.Н. Рерих: Я писал несколько портретов сразу, и это один из них. В общем я работал тогда две недели. Он у нас жил в горах две недели в сороковых годах [1]. Я с него сделал четыре портрета [2]. В общем у меня было на это те две недели, которые он провел у нас. Это один из этюдов.
[1] Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди по приглашению Н.К. Рериха гостил в Наггаре в Кулу в мае 1942 г.
[2] Кроме указанного выше известны следующие этюды: «Портрет Дж. Неру» (1942). Холст, масло. 31,5 х 25,5 см. Художественная галерея Н.К. Рериха (Наггар); «Портрет Дж. Неру» (1942). Холст, масло. 48 х 42,5 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор); «Портрет Дж. Неру» (1943). Государственный музей штата Карнатака (Бангалор).
Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.
Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но всё же лучше его узнать, изучить. В данном случае здесь на выставке [представлен] портрет Джавахарлала Неру, которого я хорошо знаю. Когда я писал этот портрет, он у нас жил, и у меня было много времени с ним общаться. Я написал тогда с него целую серию этюдов и портретов. Он, как вы знаете, совершенно изумительный человек, глубокого прекрасного сердца, большой, исключительной широты взглядов: он уже мыслит такой как бы общечеловеческой мыслью, для него весь мир – такой общий концепт. И, будучи исключительно культурным человеком, он, конечно, является прекрасным водителем для Индии. Я его не только уважаю, но и люблю. И, конечно, в моих портретах я старался передать то, что я о нем знаю, вижу и видел в нем. Этот портрет был написан уже несколько лет тому назад, точнее – в 1942 г. С тех пор я сделал несколько других, но этот остался характерным портретом. На нем вы видите характерную позу, которую он принимает и теперь. Этот портрет технически был написан мною так, как я счел нужным для того, чтобы передать это сложное лицо. Оно кажется простым, но его трудно передать. Многие художники писали с него портреты и говорили мне, как это было трудно.
Как я сказал, в моих портретах характер человека – это [то] главное, что я стараюсь передать. И для этого я изучаю человека, а это [довольно трудно]. Но всё же, по истечении некоторого времени, я думаю, вы можете прочесть его легко, так же как по линиям рук вы можете предсказать будущее человека. (...)
«Пандит Джавахарлал Неру» (1942). ...Он родом из Кашмира, и его лицо очень типично для кашмирских браминов.
С.Н. Рерих. Выступление во Всесоюзном географическом обществе. Ленинград, 21 января 1975 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 186–195.
Мне довелось очень хорошо знать нашего бывшего премьер-министра Джавахарлала Неру, и должен сказать, что он был не только большим вождём своего народа, но и замечательным человеком. Он ко всем относился дружелюбно и всегда старался сделать самое лучшее для всех. Конечно, ему было очень трудно. Это были трудные времена. Он не смог осуществить всё, о чём мечтал, к чему стремился и подходил по-новому. Может быть, влияние Ганди в этом тоже сказалось, но он искал новые пути и, конечно, олицетворял новую Индию. Мне посчастливилось, как я сказал, его знать и считать своим другом, которого я очень любил. Я написал с него много портретов. Один из них на этой выставке. Был и официальный портрет. И когда оглядываешься на те годы, видишь всё величие его образа и вспоминаешь с чувством особой дружбы. Это был действительно чуткий и добрый друг, человек, которого вы всегда были рады видеть и встретить. Так в эти дни мы вспоминаем всех тех, кто боролись за независимость Индии, стремились дать индийскому народу не только свободу, но и построить новую жизнь.
С.Н. Рерих. Выступление в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока. Москва, 6 июня 1978 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 236–241.
Помню [встречу с] Джавахарлал[ом] Неру в Бомбее, это было как раз [тогда], когда он вышел из тюрьмы. Мы встретились у его сестры, которой сейчас уже нет. Я помню, как мы вместе сидели и беседовали и я говорил ему, что это – заветная мечта Николая Константиновича. Я помню, с каким интересом он слушал и сказал: «Но как это осуществить? Как это можно сделать?» И тогда зародилась мысль, что нужно начать с укрепления связей по культурным линиям, потому что условия были тогда ещё совсем другие. Я попросил его приехать в Кулу, потому что хотел [устроить так], чтобы он мог встретиться с Николаем Константиновичем, побеседовать, побывать у нас, и я хотел воспользоваться случаем написать его портрет.
Помню, как я присутствовал на съезде Индийского национального конгресса в Аллахабаде. Остановился тогда у него, и мы каждый день обсуждали этот интересный вопрос. В мае мы решили с ним поехать в Кулу. Все считали, что время было очень напряжённым, очень трудным, и многое было ещё неясным. Мы договорились с ним, что встретимся в Лахоре, чтобы оттуда выехать в Кулу. Он приехал в Лахор с дочкой, секретарем, его сопровождавшим, и ещё одним другом семьи. Это было его первое путешествие в наши горы. Он никогда не был в этом районе. Было это в 1942 г. И вот мы ехали вместе, и на всех перекрестках нас встречали толпы людей, которые хотели с ним [по]беседовать, поговорить, узнать его мнение. Время было тревожное. Мы очень медленно продвигались по дороге, так как должны были останавливаться и беседовать. На ночь остановились в маленьком княжестве Манди. Он проводил беседы с местными литераторами. И на следующий день мы приехали в Кулу. Это было его первым контактом с нашей долиной. Позднее он неоднократно возобновлял эти контакты, потому что очень любил Кулу. Даже перед самой [своей] смертью, [когда] мы послали ему черешни и вишни, которые растут у нас, и, как мне передали, он открыл глаза, сказал: «Мне кажется, что они даже лучше кашмирских», – что было, конечно, большим комплиментом.
Он провел у нас дней двенадцать. Мы ездили с ним по долине, осматривали её, и, как я сказал, ему там очень понравилось. Он очень полюбил эту долину. [Когда] он вернулся из Кулу, [то] сразу же возглавил так называемое движение «Quit India» [2].
Каждый день он беседовал с Николаем Константиновичем, Еленой Ивановной, Юрием Николаевичем. Я писал с него портреты. Сделал два или три портрета. Он очень хорошо мне позировал. Для большого настоящего портрета ему приходилось стоять, и мы с ним, конечно, очень подружились. Эти контакты легли в основу наших дружеских связей. Николай Константинович и Неру развивали планы о том, как на культурной основе можно было бы перебросить мост между Советским Союзом и Индией. Условия тогда были совсем другие, время было напряжённым, так что культурные связи, культурные нити были тогда самыми приемлемыми. Как мы видим, в жизни они и остаются самыми лучшими поверх всяких распрей и политических разделений.
Как вы знаете, Джавахарлал Неру был исключительным человеком. Он был, с одной стороны, большим писателем, поэтом, с другой – политическим деятелем. Любил свою работу, любил народ, контакты с народом. Я часто беседовал с ним о том, как он умеет поднять настроение народа и влиять на массы. И он всегда говорил мне, что народ как таковой всегда чувствует ваше истинное отношение и реагирует на него. Так что если вы действительно любите народ, то сможете и повлиять на него. Это был бесстрашный человек, абсолютно ничего не боялся, и в самые сложные, трудные моменты он никогда не терял равновесия и всегда стремился сделать что-то особенное, новое – то, что нужно было именно для этого момента.
Мы знали его именно таким в течение многих лет. И до самой своей кончины он оставался нашим близким другом. Мы [всякий раз] часами проводили с ним время, когда посещали долину [3], когда были где-то поблизости друг от друга; вместе завтракали рано утром, потому что это было время, когда он был свободен. И всегда было чувство, что [это] какой-то свой родной человек.
[1] Встреча с учениками интерната № 19, школы № 26 и членами Клуба имени Рабиндраната Тагора состоялась в 16-00.
[2] Движение «Вон из Индии!» (Quit India Movement) – кампания массового гражданского неповиновения, начавшаяся в Британской Индии в августе 1942 г. Её целью было как можно скорее вынудить британцев сесть за стол переговоров о независимости Индии. Призыв к ненасильственному сопротивлению был озвучен в речи Махатмы Ганди «Do or Die» («Действовать или умереть»), которая нашла сильный отклик в народе.
[3] Речь идёт о поездках С.Н. Рериха и Девики Рани Рерих с юга Индии из Бангалора на север в Кулу через Дели, где, вероятно, могли состояться встречи с Дж. Неру.
Р.Ч. Тандон. Интервью с г-ном Святославом Рерихом для Всеиндийского радио. Нью-Дели, 17 февраля 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 285–289.
Р.Ч. Тандон: Портрет пандита Джавахарлала Неру также весьма реалистичен и выдержан в лучших традициях академической живописи. Великолепное сходство, его черты переданы очень точно. Мне импонирует выражение его глаз.
С.Н. Рерих: Данный портрет премьер-министра был написан в Кулу почти 18 лет назад. Это один из нескольких портретов и эскизов, которые я с него писал. Здесь он запечатлен в созерцательном настроении, взор его устремлен вперёд, в будущее.