"Мои соседи" (1961)
1961 г.
Холст, темпера. 61,5 x 92 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 88–96.
Сейчас я работаю над большой серией картин [2], которая посвящена Индии и которая, я надеюсь, сможет быть выставлена здесь у вас. Эти картины отображают жизнь тех мест Индии, которые я считал наиболее красочными, наиболее интересными для меня. Они большего размера, чем картины здесь [на выставке]. И это целая, определенная сюита, над которой я сейчас работаю. Некоторые из них ещё не закончены, но по возвращении я надеюсь их скоро [завершить].
Большинство моих картин, как вы знаете, посвящено Индии, потому что я живу в Индии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая меня поражала. Я не знаю, насколько это мне удалось или удастся. Индия настолько богатая страна, что отразить её всю во всём её сверкании очень, очень трудно. Но всё же я считаю, что мой долг это сделать! Мы не знаем, сколько времени будет продолжаться именно эта жизнь; мы не знаем, что может измениться. Хотя я думаю, что вся исконная Инди[я] будет жить своей особой жизнью. И эта красота, красота жизни Индии, её не покинет. Прикладное искусство Индии настолько широко и красиво! Я должен сказать, что правительство Индии всячески старается его поощрить и это искусство, несомненно, развивается и будет только обогащаться, и будет давать новый импульс [к украшению] жизни. Ничто так не обогащает нашу жизнь, как это прикладное искусство. В Индии столько всевозможных видов прикладного искусства! Все страны мира стараются к нему приобщиться. И прикладное искусство Индии начинает проникать в жизнь и [наполнять] её.
Когда я был здесь в академии [3] на выставке керамики, прикладного искусства, то был поражен, как красивы многие из этих произведений. И моя первая мысль была: как это было бы прекрасно, если бы эти произведения керамики, пряжи, ткани вошли бы широко в жизнь, если бы в каждом доме, каждой квартире были бы какие-то яркие, красивые краски, как бы это всё обогатило бы нас и обрадовало, потому что краски [по-особому] радуют.
Однажды я был в горах, путешествовал в пасмурный день. Ущелья внизу казались мрачными, темными. Но вот поднялось солнце, всё озарило, и ущелья стали яркими, веселыми, полными радости. Значит, мы тоже можем обогатить нашу жизнь радостью красок, радостью красочного обихода. И, я думаю, это сделать не трудно. Это можно сделать легко. В прошлом, если вы посмотрите, в древних селах все всегда стремились украшать свою жизнь рукоделием: вышивкой, росписью, резьбой. Это имело очень большое значение в быту человека. Он проявлял свою любовь к творческой экспрессии, находил [для нее] выход. И это, несомненно, всегда развивает человека, когда у него есть возможность содействовать чему-то прекрасному, претворять свои мысли, надежды во что-то вещественное и передавать другим.
На этой выставке прикладного искусства я увидел очень, очень много красивых вещей. И мне захотелось, чтобы они вошли в жизнь широко, глубоко. Когда я [позже] встретился с Екатериной Алексеевной Фурцевой, я говорил ей, как необходимо, чтобы эти вещи широко вошли в жизнь, и что я [этого] очень бы хотел, потому что ничто так не обогащает жизнь, как яркие, красивые вещи.
Искусство имеет свои истоки в самых потаенных глубинах нашей души. С самых далеких времен человек как-то старался себя выразить. И в пещерах Альтамиры [4], и в пещерах Центральной Индии, как и в других местах, мы находим следы искусства примитивного человека, который жил в природе, природой и знал, как её отобразить. Даже теперь мы восхищаемся этими рисунками и видим, что это было уже высокое искусство.
Этот внутренний импульс выразить себя красиво, выразить себя в красоте живет, заложен в каждом человеке. И он [проявляется] во многих, многих возможностях, предоставленных человеку. Бесконечно количество русел, по которым течет эта творческая энергия человека. Но искусство является именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. И вы сами видите, когда люди собираются на какую-то красивую выставку, концерт или балет или останавливаются около замечательных произведений искусства, они как-то объединяются. Это так во всём мире. Искусство вещает всем людям мир! И через искусство, я думаю, – самые ближайшие пути к дружбе народов, к миру и к осознанию того дружественного строительства, о котором мечтает весь мир.
Поэтому будем всячески поддерживать искусство, всячески себя обучать в искусстве и [приветствовать] каждое стремление творить что-то прекрасное. Именно это устремление к прекрасному творчеству, ко всему прекрасному в жизни не только объединяет людей, но и улучшает, и поднимает человека. И я уже не раз говорил в своих беседах с вами об этом. Именно это внутреннее горение и желание создать что-то более прекрасное возвышает человека над повседневностью; ничто так не воодушевляет его, как стремление к прекрасному в жизни. А в жизни столько прекрасного, замечательного! И мы должны только захотеть увидеть, найти его и отозваться. Я лично всегда разделял [древнюю мысль о том], что необходимо стремиться к прекрасному, к красоте, искать её повсюду. И всеми мерами и средствами, которые у меня были, я искал это в искусстве и в моей жизни, потому что, в конце концов, и жизнь, и наше творческое выражение – это одно, и вы не можете их разделить. Это стремление дает наибольшую радость, счастье, полноту жизни, открывает нам врата, горизонт.
Если мы возьмем древность, скажем, древнюю Грецию или древнюю Индию, всюду было это стремление найти что-то прекрасное. В этом стремлении к прекрасному древность нам оставила действительно замечательные произведения искусства. Несомненно, эти чудесные произведения, которые мы видим и всячески оберегаем, были созданы людьми, которые искали прекрасное в жизни и хотели его передать другим.
Я начал говорить о прикладном искусстве не случайно. Прикладное искусство открыто каждому. Наполняя свой дом чем-то красивым, мы возвышаемся. Не нужно думать об искусстве, которое вне нас: нужно обогащать ту жизнь, в которой мы живем. И, обогащая её, мы обогащаем не только себя, но и других, которые соприкасаются с нами. Каждый человек, который хочет стать лучше, служит всем другим, – он помогает всем другим. Вот это стремление стать лучше, чище и будет строить светлую и радостную жизнь, строить Будущее.
С.Н. Рерих. Выступление во Всесоюзном географическом обществе. Ленинград, 21 января 1975 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 186–195.
Среди моих картин, которые я вам привёз в этот раз, есть сценки из жизни Индии. Я назвал их «Мои соседи». Это всё деревенские люди, с которыми у меня близкий контакт и которых [я] люблю. В течение столетий выработался там свой особый стиль и подход к жизни. На выставке также есть портреты тех простых людей, которые меня окружают, с которыми я дружу и которых я люблю. Так что в основе моих чувств к Индии лежит не только знание этой страны, но и дружба её людей, как самое дорогое и близкое мне. То, что моя жена тоже из Индии, это уже доказывает, как близок мне этот народ и каким близким может быть содружество между разными расами.
Интервью (Известия. 1974. 13 нояб.). «Здравствуйте, Рерих!» // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 300–301.
С.Н. Рерих: Весь цикл я объединяю одним названием: «Мои соседи».
В. Клименко: Расшифруйте это название.
С.Н. Рерих: Мои соседи – это люди, живущие вместе со мной на земле. Это – землепашцы из долины Кулу, горожане из больших городов и те, кто живёт за хребтом Гималаев и в самых далёких странах. Я люблю всматриваться в лица людей и считаю, что человек – главный объект искусства.