1937 г.
Холст, темпера. 122 x 139 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 66–74.
Вопрос: Поясните, пожалуйста, содержание картины «Лейла и Меджнун».
С. Рерих: «Лейла и Меджнун» является [иллюстрацией] старинной персидской легенд[ы], древн[его] эпос[а] [1], [который] распространен по всем частям Азии. Это нечто вроде «Ромео и Джульетты» – поэма о великой любви. Лейла, дочь царя, полюбила пастуха и просила отца выдать её за него. Царь согласился, но при условии, что этот пастух оросит пустыню. И вот долгие, долгие годы Меджнун работал в пустыне, провел в ней воду, оросил и умер.
[1] «Лейли и Меджнун» (1536-1537) – лиро-эпическая поэма поэта XVI в. Физули; тесно связана с азербайджанским устно-поэтическим творчеством. Трагическая история юноши-поэта по имени Кайс ибн аль-Мулаувах, который ищет смысл и счастье своей жизни в романтической любви, однако в глазах окружающих он – «меджнун» («одержимый»), и его любовь к прекрасной Лейли находит суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит.
Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.
«Лейла и Меджнун» (1947). Картина на тему из мусульманского эпоса, подобную «Ромео и Джульетте». Дочь короля влюбилась в пастуха. Отец обещал выдать её за него только при условии, если он оросит пустыню. И вот всю жизнь Меджнун копал канавы. Оросил пустыню и умер. В этом красном небе я хотел отобразить как бы силу этой эмоции.