ruenfrde

Карма Дордже

1934 г.

Холст, темпера. 121,5 x 91 см.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

Карма Дордже – высокий тибетский лама, неоднократно посещавший семью Рерихов в Кулу.

Первой была создана картина «Карма Дордже» (1934, в собрании Г.Р. Рудзите, Латвия), в которой художник изобразил ламу, медитирующим перед ликом Гималаев.

На портрете «Карма Дордже» (1934) Святослав Рерих изображает этого выдающегося подвижника на фоне неприступных гор, передавая его стремление к высотам духа через образ Гималаев, блистающих вечными снегами.

В основе медитативных практик тибетского буддизма лежит трансформация чувств и страстей в чистую энергию Просветления. Эту философскую идею С.Н. Рерих передает через колорит портрета: темно-малиновые одежды высокого ламы и кристальная ясность снегов Гималаев – теплое и холодное, темное и светлое становятся символами преобразования человеческого в высшее, в чистую духовность. Взгляд Карма Дордже светел и отрешен, его пальцы сложены в священном жесте – и кажется, что от этой картины веет колоссальной силой духовного очищения.

В 1974 г. художник исполнил вариант этой картины. (icr.su/rus/katalog).

Карме Дордже посвящена также картина «Подвиг» (1938, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США).

 

Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. С. 269 (1 – 10.11.1934).

Я снова или, вернее, опять пишу картину с нынешней инкарнации Миларепы и предполагаю создать очень значительное произведение. <...> в самой субстанции портрета такого Человека заключаются благодатные эманации.

 

Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М., 2013. С 41-42 (15.03.1935).

Теперь о настоящей реинкарнации Миларепы. Он приходил сюда, потому что во время пребывания в Тибете имел видение и был послан к нам. Он обладает необычайной силой ясновидения. (...) Все его пророчества и видения были записаны и сохранены для будущего – они просто удивительные. Пространство не позволяет мне записывать их сейчас. Он один из четырёх великих аскетов современного Тибета. Я, безусловно, был счастлив встретиться с ним, поскольку истинные аскеты очень редки в наше время.

 

Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М., 2013. С. 64 (29.04.1935).

Он пришёл к нам, потому что был направлен сюда своим Гуру (в духе) посетить ту, которая является воплощением Тары, и её семью. (...) Когда он был здесь, то рассказывал о Люмоу, его Брате и других замечательных вещах. Всё было записано и засвидетельствовано. Да, он истинный Аскет старинного ордена...

 

Письмо С.Н. Рериха М. Лихтману от 28 мая 1936 г. // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, 2004. С. 186–187

Лама, которого считают воплощением этого святого [Миларепы], дважды приходил повидаться с нами и сейчас удалился в уединение на 10 лет. <…>

Лама был послан сюда его Руководителем, чтобы посетить нас, и ему было сказано, что мама является воплощением Тары и он должен выказать ей почтение. Он сказал нашему ламе Мингиюру, что мама обладает чудесными силами и может рассказать о его прошлых воплощениях. Я должен честно сказать, что он единственный истинный святой человек, которого мы видели, ибо он применяет своё Учение, как это делалось во время Миларепы, чьим последователем он является. Секта Карджупа, как утверждается Пандитами Наропой и Марпой, относится к Бхакти Йоге и Учению Сердца.

 

Рерих. Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 65 – 66 (22.02.1936).

Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет... Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно.

 

В. Никишин. Образ таинственного странника Карма-Дордже в картинах Святослава Рериха // Журнал «Восход», № 12 (236), Декабрь, 2013.

Аскет, носящий имя «Путь Молнии», путешествовал по Индии и Тибету и на несколько дней останавливался в имении Рерихов в Кулу. Этот отшельник производил неизгладимое впечатление своей мудростью и знаниями, почитался местными людьми как воплощение великого учителя Миларепы, с именем которого в традиции тибетского буддизма связывается образ идеальных отношений «Учитель – ученик».

В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки»1.

О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...)

Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно»2.

Как ни удивительно, но явление святого странника было предано широкой огласке, когда в ноябре 1934 года фотография с его портретом была опубликована на обложке харбинского журнала «Рубеж» с подписью «Тибетский лама в гостях у академика Н.К. Рериха»3.

Особое место в творчестве Святослава Николаевича Рериха занимают портреты «Карма-Дордже» (1934, 1974 гг.). В конце 1933 года художником создан первый вариант картины с изоб­ражением гималайского отшельника в пурпурном одеянии. Он запечатлён непоколебимо стоящим на фоне горного пейзажа, посреди безбрежного пространства озера, подёрнутого предрассветной утренней дымкой. Вдохновенное лицо странствующего йога с проникновенным добрым взором обращено к солнцу, он несёт в мир весть от снежных вершин, возвышающихся за его спиной. Длинные волосы, связанные в пучок, – характерная черта изображений буддийских йогинов. Левая рука сокрыта под накидкой, в правой он будто держит невидимый скипетр-дордже, пальцы сомкнуты в жесте мудры «vajrahumkara». Предельная ясность образа достигнута иконоподобной фронтальной композицией портрета.

«Такие люди, как он, сейчас редкость. В Тибете их не более двух или трёх. ...Этот человек действительно живёт согласно своему учению»4, – писал о нём художник.

В течение нескольких лет Святослав Рерих создал ещё две картины: «Карма-Дордже» (1934 г., ЛНХМ5) и «По­двиг» («Достижение») (1938 г., МРН6).

В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранился один из эскизов к картине 1934 года из рижского собрания, который существенно отличается от законченного произведения цветовой гаммой и некоторыми деталями композиции. И спустя сорок лет, в силу неизвестных нам причин, художник вернулся к его образу вновь, повторив свой шедевр 1934 года в новой технике, но при точном соблюдении пропорций (1974 г., ГМВ7).

 

1 ...Действовать во имя добра – наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 1. М., 2013. С. 166 – 167 (21.12.1933).

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М., 2002. С. 65 – 66 (22.02.1936).

3 Рубеж. № 48 (355). Харбин. 10 ноября 1934 г.

4 Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М., 2004. С. 198 (20.08.1936).

5 ЛНХМ – Латвийский национальный художественный музей, г. Рига.

6 МРН – Музей Н. Рериха, г. Нью-Йорк.

7 ГМВ – Государственный музей Востока, г. Москва.

 

 

Начало страницы