1938 г.
Холст, темпера. 137,5 x 122,5 см.
Коллекция Х.К. Кеджривала.
Бангалор, Индия
С.Н. Рерих. Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015.
Вопрос: «Перевал» – это пейзаж?
С.Н. Рерих: Это то, что вы найдете на верхних перевалах Гималаев. Сильные ветры, тучи, облака, которые задуваются с долин, а навстречу караван, который переходит через этот перевал. Я хотел передать эту мощь природы.
Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 66–74.
Вопрос: Расскажите о картине «Перевал».
С.Н. Рерих: Это типичная сценка, которую вы можете наблюдать на всех больших горных перевалах. В данном случае – это Западные Гималаи. На перевалах всегда сильные ветры. Караван старается пройти против ветра. Я передал то, что сам видел и испытал много раз.
Рерих С.Н. Беседа с научными работниками и сотрудниками Государственного Эрмитажа. Ленинград, 14 июня 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 99–110.
«Через перевал» (1938). Это нагорье около Тибета. Это местные люди, которые переходят перевал против ветра. И оттуда им навстречу облака, туман. И, конечно, там всегда страшные ветры.
Р.Ч. Тандон. Интервью с г-ном Святославом Рерихом для Всеиндийского радио. Нью-Дели, 17 февраля 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 285–289.
Р.Ч. Тандон: Глядя на следующую картину, «Через перевал», можно понять, почему вашим работам иногда приписывали мистическое свойство. От неё передаётся ощущение большой высоты, почти разреженной атмосферы. Это фигуры паломников?
С.Н. Рерих: Через перевал караван пересекает тибетское нагорье, мы видим суровую природу высящихся горных вершин, голых скал, бушующие ветра и клубящиеся облака; человек вступает в борьбу с природой и подчиняет себе стихию.