1937 г.
Холст, темпера. 79 х 46,3 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
На картине изображены буддистские скульптуры, вырезанные в скалах Юньган (Юнган) в Китае. Пещерные гроты Юньган – комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, в северной части провинции Шанси, на границе с южными территориями Внутренней Монголии. Такой стратегическое расположение обусловило пересечение китайской, монгольской и индийской культур. В 368 году Датун стал столицей династии Северная Вэй, основатели которой были приверженцами буддизма. Юньган представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй. Эти религиозные сооружения являются объектами всемирного наследия и включены в свод ЮНЕСКО.
В храмах находится до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Кроме знаменитых статуй Будд в пещерах Юньган находятся многочисленные фигуры других небесных жителей: бодхисатв, божеств и духов. Некоторые пещеры охраняют каменные солдаты, стены и потолки других богато украшены цветной росписью. Протяженность пещер с Запада на Восток – 1 километр, они разделены на три основных комплекса. В сюжетах каменной настенной резьбы прослеживается влияние персидской, индийской, греческой и византийской культур: это видно в стиле одежды персонажей, музыкальных инструментов и оружия.
Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 453 и 462 гг. н.э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Над их строительством трудились более 40000 рабочих. Схожие храмовые комплексы сохранились близ Лояна (Лунмын) и Дуньхуана (Цяньфодун).
Произведение «Юэн-Канг», 1937 года, было написано после Манчжурской экспедиции, по впечатлениям от поездки в окрестности Пекина. Буддийский скальный храмовый комплекс Юньган около Пекина, 4-6 веков н.э. характерен самобытной скульптурной пластикой статуй Будды, в размерно-пластических основаниях и разнообразии художественных кодов скульптурной формы: объёмной, рельефной, орнаментальной, раскрашенной, данной в многообразии тематических, жанровых характеристик как важнейшего монументально-декоративного компонента художественной среды.
Комплекс Юньган, подобно другим ранним буддийским пещерным храмам Китая, представляет собой своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи при доминирующем значении скульптурных и живописных мотивов. Иконографический образ Будды здесь подвергался некоторому воздействию гандхарских образов, а изображения второстепенных божеств, мифических героев и легендарных сцен воспроизводили мотивы индийской пластики.
В этой работе Рерих не просто следовал своей задаче «сохранения культурных ценностей», написав памятник, который много раз подвергался изменениям, но и передал своеобразный характер Будд, представленных колоссальными статуями, олицетворяющими императорскую власть эпохи Вэй. (roerich-heritage.ru)