ruenfrdeit

Вестник

1946 г.

Холст, темпера. 122 х 91,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия

 

Картина «Вестник» существует в нескольких вариантах, причём первый из них был написан в 1922 году, в Нью-Йорке. Второй вариант был написан Рерихом в Дарджилинге (Индия) специально для того, чтобы заложить основы музея Е.П. Блаватской при Штаб-квартире Теософского общества в Адьяре (Индия). Полотно 1946 года – является последним вариантом этого произведения.

Действие картины происходит в интерьере буддийского храма, что видно из настенных росписей. Женщина в покрывале отворяет дверь Вестнику. Сам же Вестник, в котором нашел свое воплощение символический образ Е.П. Блаватской, в восточном одеянии, с чалмой на голове, почтительно приветствует женщину традиционным жестом правой руки. В левой руке он держит некий предмет, похожий на ларец или книгу. Эта деталь адресует нас к оценке миссии Е.П. Блаватской, данной Е.И. Рерих: «...Е.П. Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик...». В открытую дверь, на заднем плане, видно рассветное небо, золотые отсветы на облаках, напоминающие молнии, и заснеженные сине-голубые горы.

На глубокий символизм этой картины указывал также Святослав Николаевич Рерих: «...Вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем стремиться к этому. Будем строить этот мост между нами и теми, кто продвинулся дальше. Будем строить прекрасную жизнь». (roerich-heritage.ru)

 

Профессор Рерих в Адьяре Дар картины // Газета "New India", 1925.  / Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 

18 января, в воскресенье утром, профессор Николай Ре­рих подарил музею в Адьяре свою картину «Вестник» как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Д.Г. Казинс пред­ставил профессора Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как худож­ник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного.

Затем профессор Рерих снял покрывало с картины и сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явит­ся семенем будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: "Красота есть одеяние Истины"».

Картина размером 42 x 36 дюймов — поразительной кра­соты работа, выполненная в технике темперы, с преобладаю­щим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника.

Принимая картину от лица президента Теософского Об­щества, отсутствующего в настоящий момент в Адьяре, гос­подин К. Джинараджадаса сказал, что профессор Рерих про­делал значительную работу по синтезу искусств. Он основал в Америке институт, где все виды искусств смогли быть объе­динены вместе. Такой синтез ставил задачу дать то, чего не дали великие достижения религии, философии или науки. Люди недостаточно постигли в себе чудо воскрешения Гос­пода, что всегда столь прекрасно было проявлено в искусст­ве. Они имели склонность воспринимать искусство просто как эстетическое удовольствие.

Что касается техники живописи, здесь профессор Рерих овладел цветом, присущим только ему одному. В его живо­писи всегда присутствовал элемент символизма, который сильно потрясает воображение. Обе эти особенности харак­терны и для последней подаренной им картины. Они позво­ляют дать высокую оценку этой работе великого художника-теософа, и последующие поколения смогут увидеть в ней больше значения, чем нынешние, потому что мысль худож­ника всегда выше, чем его полотна.

 

Рерих Е.И. Письмо от 02.06.1934 г. / Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2-х т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. Т.1. С. 197-198.

…Не за горами то время, когда русские поймут все величие того Учения, которое принесла миру Е. П. Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за идею.

 

Рерих С.Н. Поднимая себя, поднять других / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

…Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живет и который может постучаться в вашу дверь. Картина Николая Константиновича "Вестник" именно тем и прекрасна, что описывает этот момент, момент Вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем строить живой мост между нами и Теми, Которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И я вам скажу, что лучший дар, который вы можете принести человечеству, - это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые может быть смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь. Николай Константинович был таким большим человеком. Он общался с теми людьми, которые уже прошли по этому Пути жизни. Мы можем и должны изучать его работы, творчество, его отношение к жизни, и может быть, это будет для нас прекрасным примером - примером того, как человек действительно может, поднимая себя, поднять других. Я уверен, что завет Николая Константиновича – стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нем – нас оживит и изменит. Это живая энергия – наша мысль. Она строит все, и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное! Что такое прекрасное? Это более совершенные комбинации каких-то особых условий нашей жизни, это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всем следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из вас обретут то счастье, которое идет по следам этих вех...

 

Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.

 

        ОЖИДАНИЕ

 

Затворы отброшены. Вестнику двери

Открыты. Лампада горит.

Корзины плодов ожидают без меры,

И ухо Твой зов сторожит.

 

Кончаются сроки великой разлуки,

Доносится голос — «Приду».

Кувшины готовы. Протянуты руки.

Пролейтесь потоки.

                                        Ж д у.

1 – 3.05.1951 г.

 

 

                     *  *  *

 

Ждём Его прихода на земле,

Солнце ищем в предрассветной мгле.

Там ли ищем, смотрим ли туда,

Где горит незримая Звезда?

В сердце погрузи глубоко взор

И увидишь — Он уже пришёл.

4.03.1954 г.

 

 

     ИСТОЧНИК  ТЕРПЕНИЯ

 

«…Скажи, Держатель, откуда течёт

источник терпения?» «Из руды доверия».

Кто знает, где вестник меняет коня!

Криптограммы Востока

 

«Кто знает, где Вестник меняет коня!»

Когда Он прибудет и в дверь постучится?

Когда из Обители вечного Дня

На землю слетит Твоя белая птица?

 

Когда из далёких надземных Миров

Ты явишься людям, о Солнце Живое,

И с пламенной тайны поднимешь покров,

В молчании самое скажешь простое?

 

И мы это Слово как Знамя возьмём

И с ним мы откроем сознаний затворы,

И Весть небывалую в мир понесём —

Зов чистого Духа — в земные просторы.

1990-е гг.

 

 

                        *  *  *

 

Как хорошо, что некуда спешить,

Что Ты везде — и в Космосе, и в сердце.

Куда бы ни и где бы ни идти,

К Тебе придя, не можем отрешиться

Мы от Пути.

                          Ты — Путь и Проводник,

Ты — Луч и Солнце,

                                        Знание и Вера,

Ты — Дверь и Открывающий нам дверь,

Ты — Весть и Вестник,

                            Жизнь и жизнь Дающий,

Пославший ожидание и Ждущий —

К о г д а  мы отрешимся

                                                   от химер!

 

14.07.1979 г.

 

 

 

Начало страницы