1912 г.
Картон, гуашь, темпера, акварель. 44,8 х 44,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Нижний Новгород, Россия.
Николай Рерих. Из собрания Нижегородского художественного музея. Автор-составитель И.Н. Кузнецова. Самара: Агни, 1998.
"Историческое настроение" присутствует и в небольшом, но монументальном по звучанию пейзаже с былинным названием "Тропа прямоезжая" (1912), где воплощено пантеистическое мировосприятие древнего человека, населявшего землю, воду, воздушное пространство невидимыми, но грозными силами. В этой "языческой" картине - дыхание вечности. Время словно остановилось. Огромное жемчужно-серое небо над пологими зелеными холмами, загадочный придорожный камень — немой свидетель тайн минувшего. Архаичность темы, прозрачный "прохладный" колорит, неторопливость повествования, созвучная торжественной ритмике старинных легенд и преданий, подчеркивают величие, одухотворенность и древность природы.
"Тропа прямоезжая" — один из редких, в этот период "чистых" пейзажей Рериха. Он органично дополняет картины художника с такими сказочными мотивами, как "Ковер-самолет", "Замок Кикиморы", "Ведунья", "Чародей", "Лесовики" и другими, раскрывающими своеобразие и закодированную мудрость славянского фольклора. Рерих был убежден в том, что в древних символах сокрыты изначальные знания народа, "забытые истины". "Самые серьезные ученые, — писал он, — уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков"*.
* Рерих Н.К. Культура / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Порожнякова Н.Е. Тема пути в произведениях художников модерна (в рукописи).
Для темы выбора пути большой интерес представляет произведение Н. Рериха "Тропа прямоезжая" (1912). В ней также ярко выражены мотив камня и мотив дороги. Картина не изобилует деталями. Скромный пейзаж с холмами, огромное небо, камень, широкая дорога и еле заметная тропинка. В центре внимания — камень с изображением, напоминающим двуликого Януса. Янус (дословно) — "двери", "ворота". В римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала*. Факт, что Н. Рерих был не только художником, но и ученым-археологом, позволяет утверждать, что архаическую символику и образы он использовал осознано. Художнику был известен смысл многих древних обрядов, ритуалов. Он пользуется термином "мистерия". (Например, в письмах к Ю. Беляеву и С. Дягилеву). Рисунок на камне в картине "Тропа прямоезжая" имеет непосредственное отношение к древним мистериям, к символическому путешествию, наряду с реальным, совершаемому героем-богатырем вглубь самого себя, в недра бессознательного.
<…> В этом контексте двуличное изображение можно трактовать как предостережение герою о том, что на этой тропе ему придется встретиться с "темной" половиной своего "я". Мифы о противостоящих и сражающихся друг против друга братьях, либо сестрах известны многим народам. Автор книги "Герой с тысячью лицами" приводит в качестве примера шумерский миф о сестрах-богинях Инанне и Эрешкигаль, которые являются двумя аспектами одной и той же богини. Далее он поясняет, что "герой, бог или богиня, мужчина или женщина, персонаж мифа или видящий сон, открывает и вбирает в себя свою противоположность (собственное "Я", о существовании которого он не подозревал) <…> Герой должен отбросить свою гордость, добродетель, красоту и жизнь и склониться или подчиниться совершенно нестерпимому. И тогда он обнаруживает, что он и его противоположность относятся не к разному роду, но к единой плоти"**. Двуликое изображение на камне также представляет единое целое. Но узнавание своей противоположности еще не означает конец пути. Тот же автор пишет: "Первоначальный исход в земли испытаний является всего лишь началом долгого и, воистину, опасного пути побед посвящения и мгновений озарения. Теперь предстоит убивать драконов и преодолевать неожиданные преграды — вновь и вновь"***. В том же 1912 году Н. Рерих написал картину "Бой со змеем" (1912).
* Штаерман Е.М. Янус // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1992. - Т.2. К-Я. С. 683-684.
** Кэмпбелл Джозеф. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. К.: София., Ltd, 1997. С. 84.
*** Кэмпбелл Джозеф. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. К.: София., Ltd, 1997. С. 84.