Левая часть триптиха "Мадонна Орифламма".
1932 г.
Холст, темпера. 150 x 108 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Москва, Россия
Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. IV. Ладак. (1925).
Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.
Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности. (…)
В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель – Будда; справедливость жизни – Конфуций; огненный поэт Солнца – Зороастр; преображенный, отраженный "тенями" – Платон; великий в жертве бессмертия – Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придет непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей.
На горах говорят об этих учениях и внимают им просто. И в пустынях, и в степях люди поют в каждодневном обиходе о вечности и том же – общем благе. Жители Тибета, Монголии, буряты – все помнят о благе общем.
Рерих Н.К. Семь Святых. Предисловие к книге "Фламбо" / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением. (…)
Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами. Если мы принимаем название Фламбо – Светочи, это не абстракция, потому что ничто не абстрактно, это есть истинное выражение прекрасного мудрого подвига.
1930 г.
Рерих Н.К. Душа народов / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной. Иногда может казаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища; но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии. (…)
Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.
1932 г.
Рерих Н.К. Свет Неугасимый / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.
"Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье – теперь".
Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода". Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.
Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.
Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине. (…)
30 Декабря 1934 г.
Письмо Н.К. Рериха А.Н. Бенуа от 1 марта 1938 г. // ОР МЦР, ф. 1, оп 1, д. 6266.
В одном из писем к А.Н. Бенуа художник отметил: "Ты пишешь, что Твой патрон – Фома Неверный, а мой – Св. Преп. Сергий Радонежский. Помню, что когда братия изгнала Преподобного из им же выстроенного монастыря, он нисколько не огорчился, но, взяв посох, пошел на новое строительство. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество".
Рерих Н.К. Знамя Мира / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру…
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны… Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда…
Сергеева-Тютюгина Н.В. Древнерусская традиция в символизме Н.К. Рериха. М.: МЦР, 2007. С. 63, 126.
М.В. Нестеров… прекрасно был знаком с этой иконописной традицией, так как в своем триптихе «Труды Преподобного Сергия» (1896-1897) изобразил епитрахиль в облачении святого с символом из трех кругов.
Рерих Н.К. Не болей! / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.
На всех путях встречались добрые люди. Сами подходили – добром поминаем. В странах, претерпевших от нашествия, живы ли друзья? Привет им! В Праге на картине "Св. Сергий" была надпись: "Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь". Перед самым нашествием (фашистов – Ред.) друзья сокрыли эту надпись и в последнем письме известили об этом сокрытии. Теперь скоро откроют, если только вообще что-либо уцелело от вандалов. Сергиевы картины в Чехословакии, в Югославии, в Америке, в Индии.
Отстоял народ русский и свою землю и земли многих народов. Славянское братство, еще недавно забытое, опять ожило. Не болей. Превозмогай, чтобы увидеть дни великие. Да будет!
9 октября 1944 г.
Ред.: В настоящее время на картине "Святой Сергий Радонежский" 1932 г. из собрания ГТГ (прежде картина хранилась в Праге) последнее слово надписи - теперь - отсутствует.
Рерих Н.К. Вперед (24.03.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.
"Не замай"! – перед войною говорили мы врагам. Напоминали грозные примеры истории, но, видно, судьбе угодно было явить Народ Русский великим победителем – на страх всем врагам. "Не замай" Руси! Не испытай на "себе необоримую мощь Русского Воинства, мощь всенародную.
Строитель новой жизни – народ русский, все народы необозримой целины умеют быть друзьями, но не сделай их врагами – тяжела их десница и несломимо их мужество. Народ русский помнит напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовой битвою: "Если испытал все мирные средства – тогда сразись и победишь!"
Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать ее, остерегись вторгнуться на ее священную землю. "Проснулись богатыри"! И уже не задремлют на несменном дозоре. Светлое будущее, светлое добротворчество! Творческий труд всенародный!
За тысячью туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг.
Рерих Н.К. Другу (А.П. Хейдоку) (20.12.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.
Под моей картиной в Праге имеется сокрытая надпись: "Трижды дано Преподобному спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь" – от немцев. Ведь дошли они до самой Троице-Сергиевой Лавры, и там ждал их удар. Один из советских художников написал картину, как строится стена конного воинства, а на фоне – Лавра. Много, много Знаков – лишь бы замечали их. А то смутилось человечество, совсем заплуталось, налилось ненавистью. Как правильно Вы описываете, Шанхай – язва разложения! Потороплюсь кончить, чтобы скорей отослать. Может быть, еще дойдет до Нового Года. Сейчас опять много внимания к нашему Знамени Мира об охране Культуры. Разъясните его значение сотрудникам. Может быть, составится добрая ячейка Знамени Мира. Всюду можно сеять добро, а особенно среди молодых.
Рерих Н.К. Булгаков (24.06.1946)/ Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.
Мои картины множатся. Жаль, когда картины, мысленно предназначенные для Родины, уходят в музеи на чужбине. Впрочем, Индия – не чужбина, а родная сестра Руси. От Москвы было предложение о покупке целой серии моих картин для сов[етских] музеев. Невероятно долго идут письма, а одно очень нужное, видимо пропало. Коли должно, то и сделается. Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине "Св. Сергий". Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были. "Св. Сергий", левое крыло диптиха – для цветного стекла. Правое крыло – "Франциск" – в Брюгге. В Америке работают АРКА (Амер[икано]-Рус[ская] Культур[ная] Асс[оциация]), Академия и Комитет "Знамени Мира". Сейчас опять проснулся интерес к заботе о Культурных ценностях. Только что большая Индусская Культурная Ассоциация присоединилась к Пакту. Итак, "пер аспера ад астра", как дятлы, долбим во благо. Сейчас в Нью-Йорке Комитет издает новую брошюру. Неисповедимы пути, но свеча теплится.
Рерих Н.К. Знаки / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.
Орион сияет. Помним, перед носом какого судна сверкало то же созвездие. Помним, в каких горах, из-за каких вершин светил великолепный Орион. И теперь твердо знаем, кому он светит и кто на него смотрит. Те же небесные знаки.
В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.
В разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях. Именно разнообразие подходов среди желаний выразить наивысшее является таким ценным признаком.
На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?
14 Февраля 1935 г.
Пекин
Н.К. Рерих. Средневековье / Нерушимое. Рига: Угунс, 1936.
Сообщают, что общеизвестное изображение “Всевидящее Око”, так знакомое с древнейших времен в храмах византийских и православных, ныне признано масонским изображением. При этом такая ересь твердится людьми, которые, казалось бы, должны знать историю церкви и древнейших церковных символов. Неужели же история настолько мало изучается, что всякое преднамеренно злоумышленное лганье простодушно воспринимается. Ведь это было бы более чем прискорбно!
Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Из жизни Сергия Радонежского. Наставление / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993
"Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется". Так говорил Сергий. "И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек – солнца возвестников. И Чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет".
Так говорил Сергий.
К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом – что делать?
Сергий ответил: "Помоги Земле Русской".
Когда Сергия спросили крестьяне – что делать. Он ответил: "Помоги Земле Русской".
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги Земле Русской!"
Рерих С.Н. Звучание нашего духа. Из писем П.Ф. Беликову / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
26.04.65
Николай Константинович писал Св. Франциска в 1933 году в Кулу. Я лично очень всегда любил картину Н[иколая] К[онстантиновича] и считаю ее очень крупным произведением. "Св. Франциск" – это парная картина к "Св. Сергию". Эта картина, насколько мне известно, в Третьяковской Гал[ерее] в Москве, куда она прибыла из Чехословакии после войны. Но она не выставлена. Когда будете в Москве, пройдите в Третьяковск[ую] Гал[ерею] и попытайтесь ее посмотреть там.
"Св. Франциск" Н[иколая] К[онстантиновича] в Музее Рериха в Нью-Йорке. У меня в Бангалоре небольшой этюд. У меня также этюд к "Св. Сергию". Три картины писал вместе Н[иколай] К[онстантинович] – 1) Мадонна Орифламма, 2) Св. Сергий, 3) Св. Франциск. Это была прекрасная Сюита.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.
ПОДВИГ
По картинам "Сергий-Строитель",
"Святой Сергий Радонежский"
Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу…
Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.
Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое – воплощено,
Неслышное – громов звучнее.
И вот, во имя Красоты,
На Землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке,
на благо всей планеты!
17 – 18.07.1951 г.
ВО ИМЯ
(СВ. СЕРГИЙ)
По картине "Небесный Свет"
Во имя звёздного неба,
Во имя светлого солнца,
Во имя земли прекрасной,
Рождённой для красоты;
Во имя миров надземных
И соединения с ними;
Во имя преображенья
Тёмных людских сердец;
Во имя единой Жизни,
Поправшей понятие смерти;
Во имя единой Правды,
Навек победившей ложь;
Во имя Руси великой
И ей присуждённой доли,
Чудесней которой нету
И не было на земле, –
В лесах совершался Подвиг,
В глуши пламенела Чаша,
И Сердце было как Солнце,
И Дух был творцом людей;
И Ангелы сослужили
И видимы были многим;
И демоны нападали
И были отражены.
Туда притекали люди,
Туда приходили звери,
Туда прилетали птицы
За помощью и теплом –
И всем несло исцеленье,
И всем несло вспоможенье
Великое Сердце-Солнце,
Сокровищница Любви!
17 – 19.07.1951.