1916 г.
Холст, темпера. 72 x 89,5 см.
Киевский музей русского искусства.
Киев, Украина
Рерих Н.К. Сон / Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 5: 1913–1918 / Сост.: О.И. Ешалова, А.П. Соболев, В.Н. Тихонова. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 48.
Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются.
Лег ночь переспать.
Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою? Чтобы показали, куда и откуда.
Но не показались волхвы. Верно, рано еще. Не выехали.
Показались двое других…
А другой – белый и старый. С мечом и со градом.
Конечно, Никола Святитель!..
…Седоватый, меч поднял; а к нему люди подвинулись. Много их выступило:
"Никола Милостивый! Ты – Чудотворец! Ты – Могущий! Ты – Святитель воинствующий!
Ты – сердца побеждающий! Ты – Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!
Ты – меч хранящий! Ты – городам Заступник! Ты – правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?
Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление!
Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, все воинство!
Чудотворец! Яви грозный Лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!
Мы стоим без страха и трепета".
Русское слово (Москва). 1914. 25 декабря / 1915. 7 января. No 297. Четверг. С. 6.
Рерих Н.К. Семь Святых. Предисловие к книге «Фламбо» / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением. (…)
Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами. Если мы принимаем название Фламбо — Светочи, это не абстракция, потому что ничто не абстрактно, это есть истинное выражение прекрасного мудрого подвига.
1930 г.
Маточкин Е.П. Святые Русской земли. Самара: Издательский дом «Агни», 2007.
Николай Угодник, Николай Мирликийский — христианский святитель, живший, по преданию, в первой половине IV века.
Никола у русского народа — наиболее почитаемый и любимый святой. Его обычно представляли простым старичком, который бродит с посохом по земле и помогает России. В своих произведениях Рерих так и воплотил народное почитание заступника и помощника и в обращении к нему выразил самое наболевшее, самое важное. Его картины — это искренний диалог с близким святым, в котором слышна боль за Россию. (…)
Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы.
Всё, что сиро и слепо, одному ему видно.
Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи!
A.M. Ремизов. Никола Угодник
(…)
Посылаю Вам снимок моей картины «Св. Никола» — идёт из храма посмотреть, что на земле творится!
Н.К. Рерих — М.К. Тенишевой
Эта работа создана на основе сведений о явлении Николы в России и в то же время, безусловно, опирается на известные письменные источники о древних чудесах Святителя. В преданиях упоминаются церковь Николы и град за ним. Возле этого храма нередко являлся сам Святой Николай. В рериховском пейзаже и церковь, и град стоят не на земле Антиохийской; в нём сразу узнаётся Россия — высокий холм, на котором воздвигнут белокаменный русский город Владимир с Дмитриевским собором, окружённый крепостной стеной.
Великий интуитивист современности, Николай Рерих в преддверии революций и крушения Святой Руси ощущал предгрозовую атмосферу. На полотне небесное пространство над Россией, ранее покрытое благодатным покровом кучевых облаков, пронзают чёрные стрелы, неумолимо приближается грохочущая туча.
Как завет всем верующим остались в памяти поколений слова Николы, которые, надо полагать, художник хотел напомнить соотечественникам: «Если хочешь здоровым быть, иди в церковь мою» (Чудеса Николы Мирликийского). Не случайно именно храм как символ спасения автор помещает в центр картины.
В качестве иконографического прототипа для своего Николы мастер выбрал известный образ с афонской фрески. Высокий лоб, округлая голая голова, седина редких волос, белые движки у переносицы — всё это аккуратно наследуется Рерихом. Вместе с тем его реплика лишена богатых жемчужных украшений в одежде и на Евангелии, которое теперь вообще отсутствует. Вместо него в левой руке у Святителя — посох, что более соответствует народным представлениям о Николе-страннике, старичке-помощнике. Афонский образ представлен в лёгком развороте головы — будто спокойно внимающим с высоты обращённым к нему молениям. Рерих изображает Николу более строгим и суровым. Зрителей будоражит нахмуренный и озабоченный взгляд святого. Его глаза словно сверлят душу, требовательно вопрошают — но и вселяют надежду.
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2009.
Мы молимся Пречудному Николе,
Заступнику на суше и на море,
Великому вселенскому Святому,
Любимому и самому родному,
Который нас в беде не оставляет
И в горе неизменно утешает,
Чтоб мы не забывали никогда —
КТО любит нас и с КЕМ легка беда!
19.12.2001 г.