ruenfrdeit

Сходятся старцы (Эскиз к картине)

1898 г.

Холст, масло. 153,8 х 281 см.

Частное собрание.

Санкт-Петербург, Россия

 

Вот как раскрывает художник содержание этой картины в своей былине:

За дальним Перуновым озером,

В заповедном от дедов урочище

Стоит над яром высокий дуб.

Любил Сварожич то дерево,

А славяне ильменские чтут его.

Место вокруг дуба утоптано.

Горит под дубом святой огонь,

К дубу сходятся родичи:

«Стоять ли земле без хозяина?»

Старцы земли Новагорода

Сойдутся под дубом раскидистым.

Ворон на дубе не каркает,

На небе заря разгорается –

Скоро Ярило покажется –

Засияет, блеснёт красно солнышко –

И проснётся земля Святорусская.

 

«Недалеко от деревни Озёртицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X до XIV в., – писал Н.К. Рерих, – мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела... Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая».

 

С. Эрнст «Н.К. Рерих».

В глухой предрассветный час у священного дуба сошлись предводители родов решать судьбы “своих людей”. В сумраке не видно лиц, не видно никаких “развлекающих” деталей, и вся картина полна сгущённого, чуть жуткого настроения. Примечательно и её письмо – тёмные, широкие, как бы небрежные мазки, набросанные с импрессионистическим чутьём…

 

Е.И. Полякова. «Николай Рерих».

В статье художника и критика 1890-х годов М. Далькевича, посвящённой картине «Cходятся старцы», автор пишет: «Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя, и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью… Характерной в этом отношении является самая значительная картина на выставке – "Сходятся старцы" г-на Рериха. Это не жанр, не историческая картина и тем более не пейзаж, хотя и по внешности и по настроению она заключает в себе элементы всех этих родов живописи: это просто высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора.

 

 

 

Начало страницы