"Знамена Востока" (1924-1925)
1920–1930 гг.
Бумага, карандаш. 13×18.6 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
В серии «Знамена Востока» Н.К. Рерих воплотил легенды Востока, повествующие о выдающихся подвижниках духа. Произведения из этой серии были созданы в первой Центрально-Азиатской экспедиции.
В апреле 1925 года Рерихи прибыли в Гульмарг (Кашмир) и пробыли там до начала августа. В высокогорном Гульмарге, напоенном запахом сосен и свежего снега, был написан ряд картин, в том числе и набросок «Саракха – благая стрела» к одноименной картине.
Саракха – лучник (санскр.), один из выдающихся буддийских учителей, среди учеников которого был великий Нагарджуна. Полагают, что он бывал в этих местах, где по преданиям процветало царство Уддияна. Саракха ввёл учение махамудры (Великая Печать), венчающего все созерцательные и религиозные практики.
Н.К. Рерих изобразил Саракху в канонической позе и облике, сидящем среди сосен, за которыми угадываются хребты Пир Панджала. Благая стрела – не медлящая в благих посылках в помощь страждущим. (roerich-heritage.ru)