"Памятники русской старины" (1903-1904)
1903 г.
Фанера, масло. 41 × 31,5 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия.
О Рерихе часто говорят, как о «поэте камня». В обращении к каменной Руси, к её крепостной архитекторе – начало этих его художественных пристрастий. При большой точности воспроизведения архитектурных памятников в этюдах Рериха присутствует экспрессивность. Подчеркнутый контур и локальный цвет придают особую остроту и выразительность историческим памятникам.
В данном этюде Николай Константинович Рерих изобразил вход в кремль Ростова Великого: предельно простые гладкие округлые стены кремля и спокойную устремленность вверх стройного по пропорциям храма. Ростовский кремль стоит величавой и нарядной твердыней.
Архитектурные этюды Рериха, написанные им после путешествия по древнерусским городам, впервые были показаны в 1904 году на выставке в Петербурге. Современники называли архитектурную русскую серию Н.К. Рериха «пантеоном былой славы Росси», «каменной летописью Руси». В том же 1904 году семьдесят пять этюдов этой серии были отправлены в числе восьмисот работ русских художников на выставку в США. Из-за банкротства устроителя выставки все картины были распроданы с аукциона.
И вот спустя много лет сорок два этюда серии снова на родной земле. Американский друг Рериха, госпожа К. Кэмпбелл-Стиббе, исполняя завет Николая Константиновича, собрала эти картины и передала их в 1976 году на родину художника по просьбе его сына, Святослава Рериха. (roerich-heritage.ru)